рабочая программа элективного курса "Основы финансовой математики"
элективный курс (11 класс) по теме

Ногина Наталья Александровна

Программа элективного курса "Основы Финансовой математики" предназначена для знакомства с банковскими операциями и терминами. Может быть использована  в 10-11 классе средней школы или ОУ, реализующих программы НПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_osnovy_finansovoy_matematiki.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Первоуральский политехникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса: «Основы финансовой математики»

                                                                Разработчик:      

Ногина Н.А.

преподаватель математики

высшая категория.

Первоуральск

2012

Пояснительная записка.

         Настоящая программа элективного курса «Основы финансовой математики» является предметом общеобразовательного цикла и  разработана в связи с тем, что  с финансовыми расчетами связаны не только работающие экономисты, финансисты, бухгалтеры, менеджеры, но и потребители. Практически каждый человек встречается с теми или иными финансовыми операциями: потребительский кредит, ссуда, ипотека, вклады в банк и т.п. Не обладая элементарными знаниями из области финансовой математики, не владея понятийным аппаратом в этой области трудно выжить в условиях рыночной экономики.

        Основная цель данного предмета формирование общей экономической культуры и грамотности учащихся и призвана решать следующие задачи:

  1. Формирование понятийного аппарата в области финансов;
  2. Раскрытие сущности финансовых расчетов (процентные ставки, их виды и сущность, амортизационные отчисления, финансовые ренты);
  3. Формирование критического отношения к рекламным материалам.

Изучение данного курса способствует формированию таких общих компетенций, необходимых любому человеку как:

  1. Анализировать информацию, представленную в рекламных материалах, связанную с финансовыми операциями;
  2. Производить финансовые расчеты по дисконтным картам торговых предприятий;
  3. Производить предварительные расчеты при оформлении договора потребительского кредита.

На изучение курса отводится 20 часов аудиторных часов, из которых 10 предназначено для практических занятий. Практические занятия проводятся с широким применением информации о процентных ставках, предлагаемых банками по вкладам и кредитам, об условиях потребительского кредита, ипотечного кредитования. Теоретические основы иллюстрируются решением задач.

Оценка достижений учащихся производится на основе выполненных практических заданий по пятибалльной шкале. В качестве зачетной работы предполагается анализ рекламной продукции банков.

Тематический план.

Содержание

Количество часов

всего

В том числе практических

1.

Введение. Проценты, их сущность.

2

2.

Содержание и виды процентных ставок

4

2

3.

Потребительский кредит

2

2

4.

Амортизационные отчисления

2

1

5.

Дисконтирование сумм

2

1

6.

Современная ценность денег

2

1

7.

Понятие финансовой ренты. Вычисление платежа финансовой ренты

2

1

8.

Понятие «финансовый контракт». Выбор контракта, наиболее выгодного для покупателя

Доходность контракта для кредитора и потребителя.

4

2

Итого:

20

10

Содержание.

        1. Введение. Проценты, их сущность.

Исторические аспекты развития финансовых расчетов в России. Цели и задачи курса, актуальность финансовых расчетов в условиях рыночной экономики.

 Математическая модель «проценты», основные задачи, связанные с процентами.

        2. Содержание и виды процентных ставок.

Простые, сложные, непрерывные проценты, их формулы. Ставка процента. Множитель наращения. Исходная и наращенная сумма. Типичные задачи, возникающие при вложении в банк денег под проценты.

3. Потребительский кредит.

4. Амортизационные отчисления.

Суть амортизационных отчислений, их цели. Способы расчета амортизационных отчислений: линейное уменьшение стоимости, метод ускоренной амортизации, способ фиксированного процента, способ двойного процента.

5. Дисконтирование сумм

Простой дисконт. Дисконт по сложной процентной ставке. Способы расчета дисконтных сумм. Потребительская дисконтная карта.

6. Современная ценность денег.

Приведение ценности денег к одному моменту времени.  Современная (приведенная ) ценность денег.

7.Финансовые ренты.

Поток денежных платежей. Понятие финансовой ренты. Вычисление платежа финансовой ренты. Виды финансовых рент. Срочная уплата. Погашение долгосрочной задолженности единовременным платежом.

8. Операции с финансовыми контрактами.

Продажа контрактов, изменение условий контрактов. Выбор контракта, наиболее выгодного для  покупателя. Доходность контракта для кредитора и потребителя.

Темы практических работ.

Тема.

Содержание работы.

Кол-во часов

Виды процентных ставок.

Начисление процентов по различным процентным ставкам: простые, сложные, сложные с периодом, непрерывные.

2

Потребительский кредит

Расчет размера платежа при получении потребительского кредита на разных условиях. Анализ рекламных проспектов.

2

Амортизационные отчисления.

Расчет размера амортизационных отчислений различными способами

1

Дисконтирование сумм

Расчет размера дисконтной суммы. Расчет размера торговой наценки торговой точки с учетом дисконтных карт

1

Современная ценность денег

Анализ зависимости размера платежа от выбора начального момента времени.

1

Финансовые ренты.

Расчет единовременного платежа при финансовой ренте.

1

Финансовые контракты.

Оценка выгодности финансового контракта для потребителя.

2

Требования к уровню подготовки учащихся.

знания

умения

Отношение к умению

Знать:

- виды процентных ставок: простые, сложные, периодические, непрерывные проценты;

- терминологию, применяемую при финансовых операциях;

- сущность амортизационных отчислений.

Уметь:

- вычислять наращенную сумму при различных видах процентных ставок;

- оценить выгодность финансового контракта;

- применять готовые формулы при различных финансовых расчетах;

- пользоваться таблицами и вычислительной техникой для финансовых расчетов.

Понимать:

- необходимость владения элементарным понятийным аппаратом в области финансов;

- значение полученных знаний для жизни в условиях рыночной экономики.

Список литературы.

  1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. – М.: «Финансы и статистика» 1992 г.
  2. Бухвалов А.В. Идельсон А.В. Самоучитель по финансовым расчетам. – М.: «Мир», «Пресс-сервис» 1997 г.
  3. Едронова В.Н. Мезиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов. М.: 1995 г.
  4. Монахов В.М. Любичева В.Ф. Преподавание математики и экономическая подготовка учащихся профтехучилищ. – М.: «Высшая школа», 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса" Финансовая математика"

Программа курса проеназначена для углубления базового образования по математике и для ознакомления с основами экономики....

Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"

Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"...

Рабочая программа Элективного курса "Финансовая грамотность" 8-9 класс

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» направленана достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобще...