РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
элективный курс на тему
Назначение курса “Основы семейного воспитания” для специальности 050709 Преподавание в начальных классах в том, чтобы будущие педагоги овладели теоретическими знаниями и практическими умениями, обеспечивающими успешность педагогически грамотного взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель элективного курса - углубление профессиональной подготовки специалистов в области семейного воспитания.
Программа составлена с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050709 Преподавание в начальных классах.
Практические занятия направлены на формирование конкретных педагогических умений, поэтому носят ярко выраженный прикладной характер и требуют применения преподавателем игровых, проблемных методов обучения, групповых и коллективных форм работы.
Курс рассчитан на 36 часов.
Работа по программе допускает различные формы учебных занятий: лекции, семинары, практические работы, решение педагогических задач, зачетные уроки и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
для специальности 050709
“Преподавание в начальных классах”
Разработала:
Магистр образования по
направлению «Педагогика»
Шпакова Инна Алексеевна
2009г
Содержание курса.
ТЕМА 1. Характеристика семьи как социального воспитательного института.
Понятие семьи. Социально психологические условия появления семьи. Разные подходы к пониманию сущности и назначения семьи: ценностный, антропологический, функциональный, социально-политический, педагогический.
Функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, экономическая, коммуникативная, воспитательная, досуговая.
Сущность и структура современной семьи. Типология семей.
Современная демографическая ситуация. Факторы, способствующие и препятствующие рождаемости. Кризис современной семьи. Кодекс законов РФ о браке и семье.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика современной семьи. Функции современной семьи.
2. Типы семей.
3. Законодательство РФ о браке и семье. Права и обязанности родителей и детей.
ТЕМА 2. Семейная педагогика в исторической ретроспективе.
Пути становления русской семьи. Воспитание в семьях разных сословий. Народная педагогика как исторический опыт воспитания родителями молодого поколения и её практическое использование в современных условиях. Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. о воспитании в семье.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Русская семья в исторической ретроспективе.
2. Народная педагогика как исторический опыт воспитания подрастающего поколения.
3. Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Ушинский К.Д. о семейном воспитании.
4.Работы Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. о семейном воспитании.
ТЕМА 3. Воспитательный потенциал семьи.
Понятие воспитательного потенциала семьи. Специфика воспитания в семьях разного типа.
Условия продуктивного семейного воспитания. Культура семейной жизни как фактор воспитания. Роль семейных традиций в воспитании детей.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
Воспитательный потенциал семьи.
Специфика воспитания в семьях разного типа.
Семейные традиции. Организация семейных праздников.
ТЕМА 4. Организация жизни ребенка в семье.
Создание благоприятных условий воспитания и обучения младших школьников в семье. Режим дня младшего школьника.
Включение детей в разнообразную деятельность семьи: трудовую, досуговую, спортивную, познавательную.
Поло-ролевое воспитание в семье. Половое поведение, общение членов семьи. Женское и мужское начало в семейном воспитании.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
Организация жизни ребёнка в семье.
Развивающая деятельность семьи – ведущий источник сознательного и последовательного включения ребёнка в окружающий мир.
Семейное чтение.
Формирование эталонов мужественности и женственности в семье.
ТЕМА 5.Сущность семейных отношений.
Типы семейных отношений и их воздействие на детей. Социально-психологическая сущность семейных отношений. Сферы семейных отношений. Последствия нарушений семейных отношений. Влияние семейных отношений на воспитание детей в различных типах семей. Авторитет родителей. Виды ложного авторитета.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
Виды семейных отношений.
Влияние семейных отношений на воспитание детей.
Авторитет родителей.
Виды ложного авторитета.
ТЕМА 6. Психологический климат в семье.
Понятие о психологическом климате семьи. Основные характеристики благоприятного и неблагоприятного психологического климата в семье. Устойчивость брака как социально-психологическая проблема. Развод родителей и его влияние на детей.
Психолого-педагогическая характеристика типов воспитания детей в семье. Особенности семейного общения. Кризисные периоды семьи. Жизненные критические ситуации. Материально-бытовые трудности и их влияние на воспитание детей в семье.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
Понятие о психологическом климате семьи.
Развод родителей и его влияние на детей.
Различные семейные трудности и их влияние на формирование личности ребёнка.
ТЕМА 7. Методы воспитания детей в семье.
Педагогические методы воспитательного воздействия на детей: объяснение, беседа, убеждение; требование, контроль; приучение, упражнение; поощрение, наказание; личный пример родителей.
Зависимость выборов методов воспитательного воздействия от осознания родителями целей воспитания.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
Краткая характеристика методов семейного воспитания.
2. А.С.Макаренко о методах семейного воспитания.
3.Согласованность членов семьи в выборе целей и методов воспитания детей.
ТЕМА 8. Основные профессиональные функции учителя в работе с семьями учащихся.
Основные профессиональные функции учителя в работе с семьями учащихся: установление и взаимодействие школы и семьи; выработка единства требований к ребенку со стороны семьи и школы; педагогическое образование родителей с целью повышения их педагогической культуры; изучение семьи.
Содержание и направления работы с семьей: диагностика, организационно-воспитательная работа, консультативно-посредническая работа, воспитательно-коррекционная работа.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
Функции работы учителя с семьёй.
Изучение семьи.
ТЕМА 9. Формы работы учителя с семьёй.
Массовые формы работы учителя с семьей: лектории для родителей, родительские собрания, родительские конференции, встречи за «круглым столом», лектории, «дни открытых дверей».
Групповые формы работы учителя с семьёй: практикумы для родителей, работа с родительским активом, групповые родительские собрания. Индивидуальные консультации для родителей.
Практические занятия.
Вопросы для обсуждения:
Массовые, групповые и индивидуальные формы работы учителя с семьёй.
Родительское собрание – традиционная форма работы учителя с семьёй.
Методика подготовки и проведения родительского собрания: выбор темы собрания; определение целей; изучение научно-методической литературы; определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников; приглашение родителей и других участников собрания; разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; оборудование и оформление места проведения собрания; структура собрания.
Задания для самостоятельной работы.
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ.
Исследование проблем семьи в отечественной науке.
Первостепенность семьи в формировании личности ребенка.
Роль учителя в повышении педагогической культуры родителей.
Культура семейной жизни как фактор воспитания.
Любовь в семье как моральная ценность.
Сухомлинский В.А. о школьно-семейном воспитании.
Макаренко А.С. о воспитании детей в семье.
«Книга для родителей» А.С.Макаренко актуальна ли сегодня?
Уроки семейного чтения.
Роль отца в воспитании детей.
Воспитание «мужского стиля» поведения у мальчиков в неполной семье.
Традиции и обычаи как каналы социализации ребёнка.
Педагоги – классики о необходимости социальной подготовки родителей к воспитанию детей.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ.
Классики русской педагогики о семейном воспитании.
Основы родительской педагогики в трудах А.С.Макаренко.
Первостепенность семьи в формировании личности ребёнка.
Роль традиций в семейном воспитании.
Трудовое воспитание ребёнка в семье.
Формы эстетического воспитания ребёнка в семье.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности в семье.
Домашняя учебная работа младшего школьника – путь к самостоятельности.
Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям.
Формы и методы психолого-педагогического образования родителей.
Взаимодействие семьи и школы по проблеме поло-ролевого воспитания младших школьников.
Содержание, формы и методы работы учителя начальных классов с семьями учащихся.
Психолого-педагогический лекторий – одна из основных форм работы учителя начальных классов с родителями учащихся.
Проблема взаимодействия школы и семьи.
Тест по курсу.
1-вариант
1.Воспитательное влияние семьи:
1) снизилось;
2) осталось неизменённым;
3) повысилось;
4) невозможно оценить достоверно;
5) не знаю.
2.Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неверно. Найдите их:
1) педагогическая культура родителей;
2) систематические наказания детей;
3) задабривание детей;
4) участие в совместных делах;
5) опора на положительное;
6) слежка за каждым шагом ребёнка.
3.Если семья внешне благополучная, а ребёнок в ней невоспитанный, то, что вы скажите родителям?
1) ребёнок – зеркало родителей. Они тоже мало воспитанные, только замаскировались;
2) родители «упустили» ребёнка из-за своих проблем;
3) понятие воспитанности всегда конкретное и требует расшифровки;
4) в одних ситуациях дети, как и родители, выглядят воспитанными, в других – нет;
5) все ответы правильные.
4.Демократический подход в воспитании – это……………..
5.Функции семьи:
воспитательная;
хозяйственно-бытовая;
………………………………….
…………………………………..
……………………………………
…………………………………….(продолжите)
2-вариант
1.Причины снижения воспитательного влияния семьи:
общественный регресс;
снижение уровня жизни;
упадок морали;
обострение конфликта поколений;
все ответы правильные.
2.Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неверно. Найдите их:
потакание детям во всём;
педагогический такт родителей;
знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
природосообразность воспитания;
гуманизация отношений;
систематические наказания детей.
3.Верно или неверно:
правильному национальному воспитанию мешают низкопробные зарубежные телесериалы;
методы, которыми пользуются родители, не всегда выбираются правильно;
наказывать детей нужно, но умеренно;
всю свою жизнь родители должны подчинить воспитанию детей;
4.Авторитарный подход в семейном воспитании – это…………………………….
5.Продолжите правила для родителей «Как вести себя с единственным ребёнком?»:
заботиться и опекать, но не до безрассудства;
хвалить за то, что выполнил, приложив усилия;
……………………………………………………………………
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………
6)…………………………………………………………………….
Задания к зачетному уроку:
1.Вам предстоит объяснить молодому специалисту необходимость изучения опыта семейного воспитания. Как вы это сделаете: докажете целесообразность использования разных методов изучения семьи и домашнего воспитания, напомните о профессионально значимых качествах, поможете понять направления практического «применения» полученных данных об особенностях семейного воспитания?
2.Объясните, почему педагог должен представлять себе, как родители ребёнка относятся к школе, что ждут от общественного воспитания. Определите методику изучения отношения родителей к школе.
3.Представьте, что вас волнует недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков у детей класса, где вы проходите педагогическую практику. С помощью каких методов вы будете изучать опыт семей в воспитании этих навыков?
4.Составьте план специально созданной педагогической ситуации, в основе которой – неформальное общение педагога, родителей, детей. Объясните, что может «извлечь» из этой ситуации для уточнения, углубления своих представлений об особенностях домашнего воспитания в семьях.
5.Разработайте методику выявления у детей представлений о труде их родителей.
6.В печати высказывается точка зрения, согласно которой в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу.
7.Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение.
8.Сравните два понятия «авторитарность» и «авторитет». Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.
9.Вспомните биографии знаменитых людей или героев художественных произведений, в жизни которых значительную роль сыграли бабушки.
10.Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.
11.Изучите книгу Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком. – М., 1990. Выпишите наиболее интересные советы, рекомендации родителям о формировании у детей игровой деятельности.
12.Сформулируйте педагогические правила поощрения и наказания в семье.
13.Сформулируйте типичные трудности педагога в общении с родителями.
14.Разработайте конспект занятий с детьми младшего школьного возраста на одну из тем: «Сила семьи – в её родне», «Как семья отдыхает», «Семейные профессии».
Диагностические методики изучения семьи.
№1. Примерный план изучения семьи:
1.Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других членов семьи.
2.Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи.
3.Цель домашнего воспитания ребёнка.
4.Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.
5.Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей: наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению; ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
6.Особенности воспитательных воздействий:
-участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
-непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания;
-отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.
7.Организация совместных форм деятельности в семье:
-общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела;
-разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.
8.Отношения семьи к школе.
Тест для родителей. Правильно ли вы воспитываете ребёнка?
1.Гордитесь ли вы тем, что ваш ребёнок с детства был чистюлей?
2.Умеете ли вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребёнку на вопросы, связанные с взаимоотношениями мужчин и женщин?
3.Целуете ли и гладите вы своего ребёнка после того, как ему исполнилось 5 лет?
4.Настаиваете ли вы на том, чтобы ребёнок сам убирал игрушки?
5.Способны ли вы в присутствии ребёнка признать свою ошибку?
6.Уважаете ли вы право ребёнка на личную тайну?
7.Есть ли у вас привычка повторять « А вот в моё время …» или «Ребёнок должен держать язык за зубами»?
8.Делитесь ли вы с ребёнком радостями и горестями?
9.Бывает ли, что в качестве наказания вы запрещаете ребёнку смотреть телевизор?
10.Знаете ли вы точно, как ребёнок проводит время без вас?
11.Если бы кто-нибудь придумал робот-воспитатель, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы вы такую машину?
12.Критикуете ли вы детей в присутствии посторонних?
Подсчёт общего количества баллов.
Посмотрите в приведённую ниже таблицу. Если ваш ответ совпал с тем, который в ней приведён, засчитайте 1 балл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
нет | да | да | нет | да | да |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
нет | да | нет | нет | нет | нет |
Подсчитайте суммарное количество баллов.
1-2 балла – Вы слишком строги и педантичны, стоит быть немного терпимее.
3-4 балла – не мешало бы Вам предоставить ребёнку немного больше свободы и самостоятельности.
5-6 баллов – Вы не имеете последовательного стиля воспитания: порой слишком требовательны, порой позволяете ребёнку слишком много.
7-8 баллов – Вы не очень опытны как педагог, но воспитываете ребёнка с любовью и радостью.
9-10 баллов – Вы очень хорошие родители, способные передать ребёнку верное отношение к жизненным проблемам.
11-12 баллов – Вы могли бы поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами.
Тест для родителей. Какой вы родитель?
Отметьте знаком « +» те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
2.Посоветуй 1.Сколько раз тебе повторять! - 2балла
мне, пожалуйста! - 1балл
3.Не знаю, что бы я без тебя делал (а)! - 1балл
4.И в кого ты только уродился? - 2балла
5.Какие у тебя замечательные друзья! - 1балл
6.Ну, на кого ты похож (а)! - 2балла
7.Я в твое время… - 2балла
8.Ты моя опора и помощник (ца)! - 1балл
9.Ну что за друзья у тебя! - 2балла
10.О чём ты только думаешь! - 2балла
11.Какая ты у меня умница! - 1балл
12.А ты как считаешь, сынок (доченька)? – 1балл
13.У всех дети как дети, а ты? - 2балла
14.Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1балл
Подсчитайте общее количество баллов.
7-8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребёнку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
Тест для родителей. Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?
1.Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей?
2.Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
3.На мой взгляд, 4 урока - непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
4.Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5.Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться считать, читать и писать.
7.Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё неспособны дружить.
8.Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
9.Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый человек.
10.Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.
11.Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14.Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребёнка.
15.Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»
Занесите свои ответы в таблицу. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+» после косой черты ( / ), если не согласны, оставьте клеточку пустой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
Всего:
Подсчитайте, сколько знаков «+» оказалось в каждом столбике и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:
4 балла – у вас есть основание оптимистично ждать 1 сентября. Вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка.
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 «+».
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт общего языка с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или отложить школу на год.
Интервью с родителями. «Вы и ваш ребёнок».
1.В честь кого назван ребёнок?
2.Чем и часто ли болел?
3.Были ли у ребёнка чувства вины и страха?
4.Часто ли наказываете ребёнка?
5.Какова его реакция на трудности?
6.В чём он любит проявлять собственную инициативу?
7.К чему (к кому) особенно тянется?
8.Кто из родителей чаще занимается с ребёнком?
9.Есть ли сейчас, и была ли в детстве в доме мужская линия воспитания?
10.В какие игры любит играть ваш ребёнок?
11.Привязан ли он к каким-либо игрушкам?
12.Какие обязанности в доме он выполняет?
13.Как он с ними справляется?
14.Знакомы ли вы с друзьями своего ребёнка?
15.Как он относится к материальным ценностям?
16.Как он относится к другим членам семьи?
17.Какие вопросы чаще всего задает вам?
18.Ставит ли ребёнок вам свои условия?
19.Бываете ли вы язвительны в общении с ребёнком, оскорбляете ли его?
Параллельно с детьми используется методика незаконченных предложений типа:
1.В детстве мне очень нравилось, когда…………………………………………..
2.Когда я был маленьким, меня огорчало, если………………………………….
3.Вместе с родителями я люблю………………………………………………….
4.Моей любимой игрушкой в детстве была………………………………………
5.Когда мне бывает одиноко, я ……………………………………………………
6.В нашей семье меня больше всего радует………………………………………
7.В свободное время я больше всего люблю…………………………………….
8.Больше всего я боюсь……………………………………………………………
9.В семье меня огорчает то, что…………………………
Список литературы
1.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.
2.Абдулхакова Х. Кто поможет семье? // Воспитание школьников. 1991. №6.
3.Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1982.
4.Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М., 1994
5.Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. М., 1988.
6.Брак и семья. Основы семейных отношений. - Львов, 1989. 7.Воликова Т.В. Учитель и семья. – М., 1987.
8.Гаврилова Т. Учитель и семья школьника. – М., 1991.
9.Гребенников И.В. Школа и семья. – М., 1985.
10.Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. – М., 2000.
11.Демидюк В. Семья влияет на ребенка сильнее, чем школа. // Воспитание школьников, №1, 1991.
12.Дьячкова Е.Ю. Родительское собрание в средних классах. // Классный руководитель. 1999, №1.
13.Зайцева А.И. Итоговое родительское собрание во 2 классе. // Начальная школа. 2000.№5.
14.Захарова Л.Н. Родительское собрание. М., 1975.
15.Иванова Л. Педагогика семейных отношений. // Воспитание школьников, 1993, №3.
16..Иванцова А.О. О работе с проблемными семьями.// Воспитание школьников ,№10, 2000
17.Карклина С. Коллектив родителей в школе. // Воспитание школьников. 1987. №5.
18.Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1985
20.Козлов И.С. Практическая психология на каждый день. М., 1993.
21.Калейдоскоп родительских собраний. Вып. 1, 2. \ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001
22.Коломинский Я.Л. Человек среди людей. – М., 1980.
23.Кон И.С. Психология юношества. М., 1991.
24.Крупина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. 2001. №1.
25.Лаврентьев В.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. // Классный руководитель. 1999. №5.
26.Лучина Т. Родительские собрания. // Воспитание школьников, №10, 2000
25.Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1982.
24.Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Орёл, 1994.
26.Мудрость воспитания. Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров. – М., 1989.
25.Николаева Г.Н. Тренинг психотехники общения. Орел, 1999.
.27.Никандрова Т. Собрания родителей учащихся старших классов. // Воспитание школьников. 2000. №4, 5.
28..Попов И. Встреча родителей с учителями. // Воспитание школьников, №2, 1993.
29.Рейнуотер Д. Это в ваших силах. – М., 1993.
30.Разумихина Г.П. Мир семьи. – М., 1986.
31.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1987.
32.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
33.Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. – Киев, 1991.
34.Семенистых Н.И. Родительские собрания в сельской школе. // Начальная школа. 1998. №2.
35.Тархова Л.А. О родительском собрании в 1 классе. // Начальная школа. 1999. №8.
36.Шуман С. Как избежать конфликтов с детьми. // Воспитание школьников, 1990,
37.Ядвиршис Л.А. Подготовка учителя к работе с семьёй. Учебное пособие. – Брянск, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг
Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....
Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей
Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...
Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...
Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.
В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...