РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
элективный курс на тему

Шпакова Инна Алексеевна

 

    Назначение курса “Основы семейного воспитания” для специальности 050709 Преподавание в начальных классах в том, чтобы будущие педагоги овладели теоретическими знаниями и практическими умениями, обеспечивающими успешность педагогически грамотного взаимодействия с семьями воспитанников.

    Цель элективного курса - углубление профессиональной подготовки специалистов в области семейного воспитания.

    Программа составлена с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки  выпускников по специальности 050709 Преподавание в начальных классах.

     Практические занятия направлены на формирование конкретных педагогических умений, поэтому носят ярко выраженный прикладной характер и требуют применения преподавателем игровых, проблемных методов обучения, групповых и коллективных форм работы.

  

Курс рассчитан на 36 часов. 

Работа по программе допускает различные формы учебных занятий: лекции, семинары, практические работы, решение педагогических задач,  зачетные уроки и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального образования

Брянской области

ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

для специальности 050709

“Преподавание в начальных классах”

        Разработала:

                                                        Магистр образования по

                                                     направлению «Педагогика»            

                                                     Шпакова Инна Алексеевна

       

                                      2009г

                       Содержание курса.

ТЕМА 1. Характеристика семьи как социального воспитательного института.

Понятие семьи. Социально психологические условия появления семьи. Разные подходы к пониманию сущности и назначения семьи: ценностный, антропологический, функциональный, социально-политический, педагогический.

Функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, экономическая, коммуникативная, воспитательная, досуговая.

Сущность и структура современной семьи. Типология семей.

Современная демографическая ситуация. Факторы, способствующие и препятствующие рождаемости. Кризис современной семьи. Кодекс законов  РФ о браке и семье.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика современной семьи. Функции современной семьи.

2. Типы семей.

3. Законодательство РФ о браке и семье. Права и обязанности родителей и детей.

ТЕМА 2. Семейная педагогика в исторической ретроспективе. 

Пути становления русской семьи. Воспитание в семьях разных сословий. Народная педагогика как исторический опыт воспитания родителями молодого поколения и её практическое использование в современных условиях.  Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. о воспитании в семье.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:           

 1. Русская семья в исторической ретроспективе.

 2. Народная педагогика как исторический опыт воспитания подрастающего поколения.

 3. Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Ушинский К.Д. о семейном воспитании.

 4.Работы Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. о семейном воспитании.

ТЕМА 3. Воспитательный потенциал семьи.

Понятие воспитательного потенциала семьи. Специфика воспитания в семьях разного типа.

Условия продуктивного семейного воспитания. Культура семейной жизни как фактор воспитания. Роль семейных традиций в воспитании детей.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

Воспитательный потенциал семьи.

Специфика воспитания в семьях разного типа.

Семейные традиции. Организация семейных праздников.

ТЕМА 4. Организация жизни ребенка в семье.

Создание благоприятных условий воспитания и обучения младших школьников в семье. Режим дня младшего школьника.

Включение детей в разнообразную деятельность семьи: трудовую, досуговую, спортивную, познавательную.

Поло-ролевое воспитание в семье. Половое поведение, общение членов семьи. Женское и мужское начало в семейном воспитании.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

Организация жизни ребёнка в семье.

Развивающая деятельность семьи – ведущий источник сознательного и последовательного включения ребёнка в окружающий мир.

Семейное чтение.

Формирование эталонов мужественности и женственности в семье.

ТЕМА 5.Сущность семейных отношений. 

Типы семейных отношений и их воздействие на детей. Социально-психологическая сущность семейных отношений. Сферы семейных отношений. Последствия нарушений семейных отношений. Влияние семейных отношений на воспитание детей в различных типах семей. Авторитет родителей. Виды ложного авторитета.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

Виды семейных отношений.

Влияние семейных отношений на воспитание детей.

Авторитет родителей.

Виды ложного авторитета.

ТЕМА  6. Психологический климат в семье.

Понятие о психологическом климате семьи. Основные характеристики благоприятного и неблагоприятного психологического климата в семье. Устойчивость брака как социально-психологическая проблема. Развод родителей и его влияние на детей.

 Психолого-педагогическая характеристика типов воспитания детей в семье.  Особенности семейного общения. Кризисные периоды семьи. Жизненные критические ситуации. Материально-бытовые трудности и их влияние на воспитание детей в семье.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

Понятие о психологическом климате семьи.

Развод родителей и его влияние на детей.

Различные семейные трудности и их влияние на формирование личности ребёнка.

ТЕМА 7. Методы воспитания детей в семье.

Педагогические методы воспитательного воздействия на детей: объяснение, беседа, убеждение; требование, контроль; приучение, упражнение; поощрение, наказание; личный пример родителей.

Зависимость выборов методов воспитательного воздействия от осознания родителями целей воспитания.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

Краткая характеристика методов семейного воспитания.

2. А.С.Макаренко о методах семейного воспитания.

3.Согласованность членов семьи в выборе целей и методов воспитания детей.

ТЕМА 8. Основные профессиональные функции учителя в работе с семьями учащихся.

Основные профессиональные функции учителя в работе с семьями учащихся: установление и взаимодействие школы и семьи; выработка единства требований к ребенку со стороны семьи и школы; педагогическое образование родителей с целью повышения их педагогической культуры;  изучение семьи.

Содержание и направления работы с семьей: диагностика, организационно-воспитательная работа, консультативно-посредническая работа, воспитательно-коррекционная работа.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

Функции работы учителя с семьёй.

Изучение семьи.

ТЕМА 9. Формы работы учителя с семьёй.

Массовые формы работы учителя с семьей: лектории для родителей, родительские собрания, родительские конференции, встречи за «круглым столом», лектории, «дни открытых дверей».

Групповые формы работы учителя с семьёй: практикумы для родителей, работа с родительским активом, групповые родительские собрания. Индивидуальные консультации для родителей.

Практические занятия.

Вопросы для обсуждения:

Массовые, групповые и индивидуальные формы работы учителя с семьёй.

Родительское собрание – традиционная форма работы учителя с семьёй.

Методика подготовки и проведения родительского собрания: выбор темы собрания; определение целей; изучение научно-методической литературы; определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников; приглашение родителей и других участников собрания; разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; оборудование и оформление места проведения собрания; структура собрания.    

Задания для самостоятельной работы.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ.     

Исследование проблем семьи в отечественной науке.

Первостепенность семьи в формировании личности ребенка.

Роль учителя в повышении педагогической культуры родителей.

Культура семейной жизни как фактор воспитания.

Любовь в семье как моральная ценность.

Сухомлинский В.А. о школьно-семейном воспитании.

Макаренко А.С. о воспитании детей в семье.

«Книга для родителей» А.С.Макаренко актуальна ли сегодня?

Уроки семейного чтения.

Роль отца в воспитании детей.

Воспитание «мужского стиля» поведения у мальчиков в неполной семье.

Традиции и обычаи как каналы социализации ребёнка.

Педагоги – классики о необходимости социальной подготовки родителей к воспитанию детей.

                  ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ

                         КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ.

Классики русской педагогики о семейном воспитании.

Основы родительской педагогики в трудах А.С.Макаренко.

Первостепенность семьи в формировании личности ребёнка.

Роль традиций в семейном воспитании.

Трудовое воспитание ребёнка в семье.

Формы эстетического воспитания ребёнка в семье.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности в семье.

Домашняя учебная работа младшего школьника – путь к самостоятельности.

Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям.

Формы и методы психолого-педагогического образования родителей.

Взаимодействие семьи и школы по проблеме поло-ролевого воспитания младших школьников.

Содержание, формы и методы работы учителя начальных классов с семьями учащихся.

Психолого-педагогический лекторий – одна из основных форм работы учителя начальных классов с родителями учащихся.

Проблема взаимодействия школы и семьи.

Тест по курсу.

1-вариант            

1.Воспитательное влияние семьи:

        1) снизилось;

        2) осталось неизменённым;

        3) повысилось;

        4) невозможно оценить достоверно;

        5) не знаю.

2.Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неверно. Найдите их:

        1) педагогическая культура родителей;

        2) систематические наказания детей;

        3) задабривание детей;

        4) участие в совместных делах;

        5) опора на положительное;

        6) слежка за каждым шагом ребёнка.

3.Если семья внешне благополучная, а ребёнок в ней невоспитанный, то, что вы скажите родителям?

        1) ребёнок – зеркало родителей. Они тоже мало воспитанные, только замаскировались;

        2) родители «упустили» ребёнка из-за своих проблем;

        3) понятие воспитанности всегда конкретное и требует расшифровки;

        4) в одних ситуациях дети, как и родители, выглядят воспитанными, в других – нет;

        5) все ответы правильные.

4.Демократический подход в воспитании – это……………..

5.Функции семьи:

воспитательная;

хозяйственно-бытовая;

………………………………….

…………………………………..

……………………………………

…………………………………….(продолжите)

2-вариант

1.Причины снижения воспитательного влияния семьи:

общественный регресс;

снижение уровня жизни;

упадок морали;

обострение конфликта поколений;

все ответы правильные.

2.Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неверно. Найдите их:

потакание детям во всём;

педагогический такт родителей;

знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;

природосообразность воспитания;

гуманизация отношений;

систематические наказания детей.

3.Верно или неверно:

правильному национальному воспитанию мешают низкопробные зарубежные телесериалы;

методы, которыми пользуются родители, не всегда выбираются правильно;

наказывать детей нужно, но умеренно;

всю свою жизнь родители должны подчинить воспитанию детей;

4.Авторитарный подход в семейном воспитании – это…………………………….

5.Продолжите правила для родителей «Как вести себя с единственным ребёнком?»:

заботиться и опекать, но не до безрассудства;

хвалить за то, что выполнил, приложив усилия;

……………………………………………………………………

…………………………………………………………………..

…………………………………………………………………

       6)…………………………………………………………………….

              Задания к зачетному уроку:

1.Вам предстоит объяснить молодому специалисту необходимость изучения опыта семейного воспитания. Как вы это сделаете: докажете целесообразность использования разных методов изучения семьи и домашнего воспитания, напомните о профессионально значимых качествах, поможете понять направления практического «применения» полученных данных об особенностях семейного воспитания?

2.Объясните, почему педагог должен представлять себе, как родители ребёнка относятся к школе, что ждут от общественного воспитания. Определите методику изучения отношения родителей к школе.

3.Представьте, что вас волнует недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков у детей класса, где вы проходите педагогическую практику. С помощью каких методов вы будете изучать опыт семей в воспитании этих навыков?

4.Составьте план специально созданной педагогической ситуации,  в основе которой – неформальное общение педагога, родителей, детей. Объясните, что может «извлечь» из этой ситуации для уточнения, углубления своих представлений об особенностях домашнего воспитания в семьях.

5.Разработайте методику выявления у детей представлений о труде их родителей.

6.В печати высказывается точка зрения, согласно которой в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу.

7.Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны  ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение.

8.Сравните два понятия «авторитарность» и «авторитет». Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.

9.Вспомните биографии знаменитых людей или героев художественных произведений, в жизни которых значительную роль сыграли бабушки.

10.Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.

11.Изучите книгу Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком. – М., 1990. Выпишите наиболее интересные советы, рекомендации родителям о формировании у детей игровой деятельности.

12.Сформулируйте педагогические правила поощрения и наказания в семье.

13.Сформулируйте типичные трудности педагога в общении с родителями.

14.Разработайте конспект занятий с детьми младшего школьного возраста на одну из тем: «Сила семьи – в её родне», «Как семья отдыхает», «Семейные профессии».

Диагностические методики изучения семьи.

№1. Примерный план изучения семьи:

1.Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других членов семьи.

2.Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи.

3.Цель домашнего воспитания ребёнка.

4.Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.

5.Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:     наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению; ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;

 низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

6.Особенности воспитательных воздействий:

-участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

-непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания;

-отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.

7.Организация совместных форм деятельности в семье:

-общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела;

-разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

8.Отношения семьи к школе.

Тест для родителей. Правильно ли вы воспитываете ребёнка?                                                      

 1.Гордитесь ли вы тем, что ваш ребёнок с детства был чистюлей?

2.Умеете ли вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребёнку на вопросы, связанные с взаимоотношениями мужчин и женщин?

3.Целуете ли и гладите вы своего ребёнка после того, как ему исполнилось 5 лет?

4.Настаиваете ли вы на том, чтобы ребёнок сам убирал игрушки?

5.Способны ли вы в присутствии ребёнка признать свою ошибку?

6.Уважаете ли вы право ребёнка на личную тайну?

7.Есть ли у вас привычка повторять « А вот в моё время …» или «Ребёнок должен держать язык за зубами»?

8.Делитесь ли вы с ребёнком радостями и горестями?

9.Бывает ли, что в качестве наказания вы запрещаете ребёнку смотреть телевизор?

10.Знаете ли вы точно, как ребёнок проводит время без вас?

11.Если бы кто-нибудь придумал робот-воспитатель, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы вы такую машину?

12.Критикуете ли вы детей в присутствии посторонних?

Подсчёт общего количества баллов.

Посмотрите в приведённую ниже таблицу. Если ваш ответ совпал с тем, который в ней приведён, засчитайте 1 балл.

         1

      2

        3

        4

         5

         6

        нет

      да

       да    

       нет

       да

       да

        7                  

       8  

       9

       10

        11

       12

      нет

      да

      нет

        нет

       нет

      нет

   

Подсчитайте суммарное количество баллов.

1-2 балла – Вы слишком строги и педантичны, стоит быть немного терпимее.

3-4 балла – не мешало бы Вам предоставить ребёнку немного больше свободы и самостоятельности.

5-6 баллов – Вы не имеете последовательного стиля воспитания: порой слишком требовательны, порой позволяете ребёнку слишком много.

7-8 баллов – Вы не очень опытны как педагог, но воспитываете ребёнка с любовью и радостью.

9-10 баллов – Вы очень хорошие родители, способные передать ребёнку верное отношение к жизненным проблемам.

11-12 баллов – Вы могли бы поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами.

Тест для родителей. Какой вы родитель?

Отметьте знаком « +»  те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

2.Посоветуй 1.Сколько раз тебе повторять!            -     2балла

мне, пожалуйста!            -    1балл

3.Не знаю, что бы я без тебя делал (а)!  - 1балл

4.И в кого ты только уродился?          -    2балла

5.Какие у тебя замечательные друзья! -  1балл

6.Ну, на кого ты похож (а)!                  -   2балла

7.Я в твое время…                                 -  2балла

8.Ты моя опора и помощник (ца)!       -  1балл

9.Ну что за друзья у тебя!                    -  2балла

10.О чём ты только думаешь!              - 2балла

11.Какая ты у меня умница!                 - 1балл

12.А ты как считаешь, сынок (доченька)? – 1балл

13.У всех дети как дети, а ты?             -  2балла

14.Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1балл

Подсчитайте общее количество баллов.

7-8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребёнку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.

Тест для родителей. Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?

1.Мне кажется, что мой         ребёнок будет учиться хуже других  детей?

2.Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.

3.На мой взгляд, 4 урока - непомерная нагрузка для маленького ребёнка.

4.Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5.Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6.Трудно представить, что первоклассник  может быстро научиться считать, читать и писать.  

7.Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё неспособны дружить.

8.Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.

9.Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый человек.

10.Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.

11.Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.

12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребёнка.

15.Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»

Занесите свои ответы в таблицу. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+» после косой черты ( / ), если не согласны, оставьте клеточку пустой.

          1

           2

           3  

            4

             5

       1/

        2/

         3/

           4/

           5/

       6/

        7/

         8/

           9/

          10/

     11/

      12/

       13/

          14/

           15/

Всего:

Подсчитайте, сколько знаков «+» оказалось в каждом столбике и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

4 балла – у вас есть основание оптимистично ждать 1 сентября. Вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка.

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 «+».

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.

3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт общего языка с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или отложить школу на год.

Интервью с родителями.  «Вы и ваш ребёнок».

1.В честь кого назван ребёнок?

2.Чем и часто ли болел?

3.Были ли у ребёнка чувства вины и страха?

4.Часто ли наказываете ребёнка?

5.Какова его реакция на трудности?

6.В чём он любит проявлять собственную инициативу?

7.К чему (к кому) особенно тянется?

8.Кто из родителей чаще занимается с ребёнком?

9.Есть ли сейчас, и была ли в детстве в доме мужская линия воспитания?

10.В какие игры любит играть ваш ребёнок?

11.Привязан ли он к каким-либо игрушкам?

12.Какие обязанности в доме он выполняет?

13.Как он с ними справляется?

14.Знакомы ли вы с друзьями своего ребёнка?

15.Как он относится к материальным ценностям?

16.Как он относится к другим членам семьи?

17.Какие вопросы чаще всего задает вам?

18.Ставит ли ребёнок вам свои условия?

19.Бываете ли вы язвительны в общении с ребёнком, оскорбляете ли его?

Параллельно с детьми используется методика незаконченных предложений типа:

1.В детстве мне очень нравилось, когда…………………………………………..

2.Когда я был маленьким, меня огорчало, если………………………………….

3.Вместе с родителями я люблю………………………………………………….

4.Моей любимой игрушкой в детстве была………………………………………

5.Когда мне бывает одиноко, я  ……………………………………………………

6.В нашей семье меня больше всего радует………………………………………

7.В свободное время я больше всего люблю…………………………………….

8.Больше всего я боюсь……………………………………………………………

9.В семье меня огорчает то, что…………………………

                      Список литературы

1.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983. 

2.Абдулхакова Х. Кто поможет семье? // Воспитание школьников. 1991. №6.

3.Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1982.

4.Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М., 1994

5.Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. М., 1988.

6.Брак и семья. Основы семейных отношений. - Львов, 1989.                                                     7.Воликова Т.В. Учитель и семья. – М., 1987.

8.Гаврилова Т. Учитель и семья школьника. – М., 1991.

9.Гребенников И.В. Школа и семья. – М., 1985.

10.Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. – М., 2000.

11.Демидюк В. Семья влияет на ребенка сильнее, чем школа. // Воспитание школьников, №1, 1991.

12.Дьячкова Е.Ю. Родительское собрание в средних классах. // Классный руководитель. 1999, №1.

13.Зайцева А.И. Итоговое родительское собрание во 2 классе. // Начальная школа. 2000.№5.

14.Захарова Л.Н. Родительское собрание. М., 1975.

15.Иванова Л. Педагогика семейных отношений. // Воспитание школьников, 1993, №3. 

16..Иванцова А.О. О работе с проблемными семьями.// Воспитание школьников ,№10, 2000

17.Карклина С. Коллектив родителей в школе. // Воспитание школьников. 1987. №5.

18.Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1985

20.Козлов И.С. Практическая  психология на каждый день. М., 1993.

21.Калейдоскоп родительских собраний. Вып. 1, 2. \  Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001

22.Коломинский Я.Л. Человек среди людей. – М., 1980.

23.Кон И.С. Психология юношества. М., 1991.

24.Крупина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. 2001. №1.

25.Лаврентьев В.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. // Классный руководитель. 1999. №5.

26.Лучина Т. Родительские собрания. // Воспитание школьников, №10, 2000

25.Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1982.

24.Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Орёл, 1994.

26.Мудрость воспитания. Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров. – М., 1989.

25.Николаева Г.Н. Тренинг психотехники общения. Орел, 1999.

.27.Никандрова Т. Собрания родителей учащихся старших классов. // Воспитание школьников. 2000. №4, 5.

28..Попов И. Встреча родителей с учителями. // Воспитание школьников, №2, 1993.

29.Рейнуотер Д. Это в ваших силах. – М., 1993.

30.Разумихина Г.П. Мир семьи. – М., 1986.

31.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1987.

32.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

33.Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. – Киев, 1991.

34.Семенистых Н.И. Родительские собрания в сельской школе. // Начальная школа. 1998. №2.

35.Тархова Л.А. О родительском собрании в 1 классе. // Начальная школа. 1999. №8.

36.Шуман С. Как избежать конфликтов с детьми. // Воспитание школьников, 1990,  

37.Ядвиршис Л.А. Подготовка учителя к работе с семьёй. Учебное пособие. – Брянск, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...