Рабочая программа элективного курса "Основы генетики"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»
Утверждаю
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 41»
Фиц С.Н. _____________________
Приказ № _________________
Рекомендовано к работе
педагогическим советом школы
Протокол № ___от____________
Рабочая программа элективного курса
«Основы генетики»
учебный курс для обучающихся 9 класса
на 2013-14 учебный год
Составлена: Чумаченко А. В.,
учитель биологии
Новокузнецкий городской округ, 2013 г
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса «Основы генетики» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 32 часа.
Одним из приоритетных направлений современной биологической является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках средней школы. Это актуально и с позиций концепции профильного обучения, и с позиций формирования естественнонаучного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области генетики.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
- Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике, научиться грамотно их применять.
- Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.
- Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.
- Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- об основных методах изучения генетики;
- механизмы наследования признаков;
- причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
- значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
- значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения;
Учащиеся должны приобрести умения:
- применять законы Менделя и Моргана, и решать генетические задачи;
- объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;
- составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;
- самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Основы генетики» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Календарно - тематическое планирование элективного курса
(1 час в неделю).
№ | Название темы | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
Введение | 1 | |||
1 | Краткая история развития генетики. | 1 | ||
Основные генетические понятия и термины. Хромосомная теория наследственности. | 2 | |||
2 | Генетические понятия и термины. | 1 | ||
3 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Моногибридное скрещивание. | 2 | |||
4 | Правило доминирования. Цитологические основы моногибридного скрещивания. | 1 | ||
5 | Полное и неполное доминирование. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Решение задач по генетике. | 2 | |||
6 | Алгоритм решения прямых задач. | 1 | ||
7 | Алгоритм решения обратных задач. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Анализирующие скрещивание. | 1 | |||
8 | Анализирующие скрещивание. | 1 | ||
Итого: 1 час | ||||
Дигибридное скрещивание. | 2 | |||
9 | Правило независимого комбинирования признаков. | 1 | ||
10 | Цитологические основы дигибридного скрещивания. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Сцепленное наследование признаков. | 2 | |||
11 | Сцепленное наследование признаков. | 1 | ||
12 | Нарушение сцепления генов. Генетические карты. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Генетика пола. | 2 | |||
13 | Определение пола. | 1 | ||
14 | Наследование признаков сцепленных с полом. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Множественное действие генов. | 2 | |||
15 | Множественное действие генов. | 1 | ||
16 | Взаимодействие аллельных генов. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Взаимодействие неаллельных генов | 2 | |||
17 | Комплементарное взаимодействие генов. | 1 | ||
18 | Эпистаз. Полимерия. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Изменчивость организмов | 2 | |||
19 | Количественные и качественные признаки. | 1 | ||
20 | Определение характера изменчивости количественных признаков. Норма реакции. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Ненаследственная изменчивость. | 2 | |||
21 | Виды изменчивости. | 1 | ||
22 | Характеристика модификационной изменчивости. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Наследственная изменчивость. | 2 | |||
23 | Комбинативная изменчивость. | 1 | ||
24 | Классификация мутаций. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Виды мутаций. | 2 | |||
25 | Генные и хромосомные мутации. | 1 | ||
26 | Геномные мутации. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Закономерности мутационного процесса | 2 | |||
27 | Частота и причины мутаций. | 1 | ||
28 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Генетика человека. | 2 | |||
29 | Кариотип человека. Идиограмма кариотипа человека. | 1 | ||
30 | Методы изучения генетики человека. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Наследственные заболевания человека. | 2 | |||
31 | Генные болезни. | 1 | ||
32 | Хромосомные болезни. | 1 | ||
Итого: 2 часа | ||||
Итого: 32 часа |
Литература
- Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков. - Журнал «Биология в школе», №2, 1991.
- Асланян М.М. От гена к геномике. - Журнал «Биология в школе», №6,2003.
- Беркинблинт М.Б. и др. Почти 200 задач по генетике. – М.: Мирос, 1992.
- Глейзер С. Наследственность и наследство. – Газета «Биология», №11, 2003.
- Западный В.А., Медведева А.А. Краткая характеристика наиболее часто встречающихся болезней человека. – Газета «Биология», №37 -39, 2002.
- Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. с углубленным изучением биологии (под редакцией Рувинского). – М.: Просвещение, 1993.
- Тарасенко Н.Д. и др. Что вы знаете о своей наследственности? 1-е издание.- Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Решение задач по генетике"...

Рабочая программа элективного курса "Молекулярная генетика"
Рабочая программа элективного курса "Молекулярная генетика и генная инженерия" расчитана для обучающихся 11 класса как дополнительный материал расширяющий представления обучающихся о современных откры...

Рабочая программа элективного курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»
Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также интегрировать полученные разрозненные зна...

Рабочая программа Элективного курса "Основы молекулярной генетики" 10 класс
Рабочая программа Элективного курса " Основы молекулярной генетики " 10класс....

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач по генетике"
Элективный предмет "Решение задач по генетике" предназначен для учащихся 11 класса, изучающих биологию на профильном уровне....

Рабочая программа Элективный курс "Основы молекулярной генетики" 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы молекулярной генетики» М. К. Нурбеков. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных ...

Рабочая программа элективного курса "ГЕНЕТИКА"
Рабочая программа элективного курса «Генетика» рассчитана на 34 часа, она разработана для учащихся 11 класса.Тема «Генетика» - наиболее интересная и сложная тема в общей биолог...