Применение дидактических игр и игровых приемов на занятиях социально- бытовой ориентировки для детей с ОВЗ
материал

            Целью специального образования умственно отсталых учащихся является Подготовка слепого и слабовидящего обучающегося к самостоятельной жизни в обществе одна из важнейших целей коррекционно-развивающей деятельности. Достижение данной цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы - интерната. Важнейший элемент этой системы – занятия по социально-бытовой ориентировке, и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки учащихся к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sbo_oktyabr2020.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная

 школа – интернат»

 Применение дидактических

игр и игровых приемов

 на занятиях социально-

бытовой ориентировки

для детей с ОВЗ

Заседание МО учителей – дефектологов

                        Учитель СБО – Жилкина Е.С.

                                 Октябрь, 2020 г.

            Целью специального образования умственно отсталых учащихся является Подготовка слепого и слабовидящего обучающегося к самостоятельной жизни в обществе одна из важнейших целей коррекционно-развивающей деятельности. Достижение данной цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы - интерната. Важнейший элемент этой системы – занятия по социально-бытовой ориентировке, и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки учащихся к жизни.

На своих уроках социально - бытовой ориентировки я использую разнообразные игровые методы и приемы, что дает возможность разнообразить, изучить, закрепить и повторить полученные знания в системе. Это содействует более глубокому усвоению материала.

Слепые и слабовидящие дети не могут самостоятельно обучаться игре без специальной

работы взрослого. Причины этого - затрудненность подражания, малая подвижность и меньшая активность детей, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, незнание способов игры и недостаточный контакт со сверстниками.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определённые качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность, коммуникативность, развивают ориентировку в большом и малом пространстве Всё это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

Основные функции дидактических игр:

• Организующая, в соответствии с этим используются игры – соревнования, игры по организации дисциплины, содержанию в порядке рабочего места и пр.

• Развлекающая, обуславливающая применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания учащихся.

• Функция снятия умственного напряжения. С этой целью в урок вводятся иногда загадки-шутки.

Место дидактических игр в учебной работе.

Игра должна органически сочетаться с другим трудом, не отвлекать от учения, а наоборот, способствовать интенсификации учебной работы. Дидактическая игра состоит из следующих элементов:

• Из дидактической задачи;

• Игровой задачи;

• Игровых действий;

• Правил игры;

• Результатов (подведения итогов)

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Работа над ней требует активизации всей психической деятельности обучающихся. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение, совершенствуется умственная деятельность, внимание становится целенаправленным, устойчивым.

Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия,

становится задачей самого ребенка.

 Игровые действия - основа игры. В разных играх игровые действия различны, это могут быть ролевые игры, отгадывание загадок. 

Правила игры помогают направлять игровой процесс, управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, у них вырабатываются критерии для оценки поведения своих сверстников и своего собственного. 

Подведение итогов игры проводится сразу по окончании игры.

Выделяются следующие виды дидактических игр:

• игры - путешествия;

• игры - поручения;

• игры - предположения;

• игры - загадки;

• игры - беседы.

Игры - путешествия призваны усилить впечатления, они обостряют наблюдательность, учат преодолению трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью

(игра «Путешествие по сказкам»).

Игры - поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры - предположения («Что было бы...») Перед детьми ставим задачу и создаем ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры - загадки. В их основе лежит проверка знаний, умений, находчивости.

Игры - беседы. В их основе лежит общение. Главным моментом здесь является непосредственность переживаний, заинтересованность. Такие игры воспитывают умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

             На уроках социально-бытовой ориентировки в ходе игры обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, сопоставлять, тренироваться. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию окружающего мира. Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

             В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.

    Дидактические игры  я часто применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе, закрепления какого- либо материала.

  Примерная система игр  для закрепления знаний по той или иной теме.

Тема

Дидактическая игра

Жилище

«Где был Буратино».

«Будь внимателен».

«Не ошибись».

«Четвёртый лишний».

«Посмотри и запомни».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Цепочка».

«Новоселье у Буратино».

«Найди ошибку».

Питание

«Посмотри и запомни».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Цепочка».

«Кто больше назовёт (или запишет) продуктов?».

«Найди ошибку».

«Волшебный мешочек».

«Магазин».

«Четвёртый лишний».

«Наведи порядок».

«Не ошибись!».

«В магазине».

«Назови слово».

«Найди такой же предмет».

«Найди ошибку».

Одежда

«Одень-ка!».

«Что лишнее?».

«Показ мод».

«Посмотри и запомни».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Найди ошибку».

«Магазин».

«Покупка одежды».

Обувь

«Встань-ка».

«Кто что купил?» («Что купили?).

«Показ мод».

«Выставка обуви».

«Магазин».

«Покупка обуви».

«Найди своё место».

«Помоги выбрать обувь».

Транспорт

«Транспорт».

«Что лишнее?».

«Чего не стало?».

«Что изменилось?».

«Выставка машин» («На стоянке»).

«Цепочка».

«Назови слово».

«Наведи порядок в гараже».

«Найди ошибку».

Торговля

«Завезём товары в магазин».

«Где это можно купить?»,

«Что здесь можно купить?».

«Виды магазинов».

«Найди ошибку».

       Таким образом, использование дидактических игр на занятиях по социально - бытовой ориентировке помогает усвоить, закрепить и разнообразить учебный материал, предусмотренный программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще...

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ...

Статья- исследование: "Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта"

Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта...

Доклад по теме "Использование творческих заданий на занятиях социально-бытовой ориентировки"

Данный материал может использоваться учителями социально-бытовой ориентировки....

Использование методов альтернативной коммуникации на занятиях Социально- бытовой ориентировки.

Коммуникация - это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.Дополнительные знаки - жесты, символы, письменные слова облегчают ...

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...