Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
статья по теме

Митрошина Ольга Григорьевна

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характеризующие учащихся нашей школы,заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним.

Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся.Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика,повышают устойчивость внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_povedencheskoy_terapii_na_sbo.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре по дефектологии 17 .02.2014г.

«Использование поведенческой терапии для формирования навыков  бытовой адаптации учащихся  на занятиях по социально-бытовой ориентировке в Инсарской школе –интернате VIII вида».

Мы с вами, как олигофренопедагоги, работающие в  образовательное учреждение VIII вида должны помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу  первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому  наше образовательное учреждение при организации учебного процесса руководствуется следующими принципами: 1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формирование личностных качеств; 2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций; 3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке; 4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на занятии; 5) трудовое воспитание и обучение не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно имеет профессиональную направленность; 6) вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода. Остановимся на последнем принципе. Нам  необходимо дифференцировать наших  воспитанников по уровню активности с учетом их поведенческих особенностей и зоны ближайшего развития. Оценивая  эмоционально-волевые  проявления и поведенческие характеристики школьников,  мы в большинстве случаев основываемся на методах педагогического наблюдения. Учитывая поведенческие характеристики наших детей с легкой и умеренной умственной отсталостью нужно   отметить ,что в каждом классе есть ученики с дополнительной психопатологической симптоматикой, которая проявляется  в повышенной психомоторной возбудимости, пресыщаемости, вспыльчивости, повышенной отвлекаемости и быстрой утомляемости, быстрой смене настроения под влиянием незначительных факторов.При неудачах, расхождении собственных установок с интересами окружающих и объективной необходимостью у этих детей возникают реакции со слезами, крикливостью. Как правило, они склонны к повышенной самооценке. Им свойственно отчетливое стремление к лидерству. Обычно оно осуществляется в форме руководства группой из воспитанников с более глубокими интеллектуальными нарушениями(как ,например,Мигаматзанов над Акимовым).У нас  к таким детям (с дополнительной психопатологической симптоматикой)относятся : в 7классе  таких учеников-  7 человек:(Германович,Елисеева,Лобачёва,Давидюк,Савенко,Саушкин,Макеев);. В 6 классе-3:(Киреев,Мигаматзанов,Ященко); в5-2;( Кияев,  Данилов);в 8-2:(Чурочкина,Кусакина); 1-1:(Федотов)  ,во 2-2:( Булеженков,Андреев),4-2:(Паршуткин,Козлов). По данным социального педагога  из информации о детях, которые с рождения воспитываются в государственных учреждениях  8 человек  из 16 (см.список прилагается) входят в эту группу.Являясь членом ПМПК в комиссию было представлено педагогически наблюдаемые данные . «Педагогическая дифференциация по Н.П. Павловой  на уроках сбо» .Проведена педагогическая дифференциация  по В.В. Воронковой.(У меня  в приложении к программе).Данные СДВГ в протоколе по семинару  по дефектологии в прошедшем году. Уровни деятельности обучающихся в процессе овладения социально-бытовыми умениями.2013/2014уч.год. на занятиях по сбо определены и данные по ним представлю позже. Вывод: принцип всестороннего изучения учащихся выполняется.

   Учитывая всё это и ,стремясь  сформировать у учащихся  навыки  бытовой адаптации, нужно ещё всегда  иметь в виду , помнить положения и высказывания  классиков  олигофренопедагогики о том , что у  наших детей «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир»,им характерны вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности.     Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это ядерный симптом, прямо вытекающий из неполноценности коры головного мозга. Это то, что  Л. С.  Выготский  называл «ядром дебильности» [ 2 Учёный олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. Характеризуя облик умственно отсталых школьников, Л. В. Занков [(1991)] также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Им присуще - замедленное, затрудненное и дисгармоничное развитие познавательных  потребностей.В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации.  Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно – следственных связей. Вместе с тем за периоды обучения в младших, а затем и в старших классах дети должны овладеть  обязательным для всех объёмом  базовых социально – бытовых умений         (жизненно значимым минимумом), отражённым в учебных программах.  Перечень этих умений представлен в программах  по классам.Социальную адаптацию  учащихся обеспечивает изучение всех предметов,  входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII  вида, но направленное формирование социально-бытовой компетенции осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера.

Ряд учёных ( В.Ф. Мачихина, Н.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.И. Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы,  которая в комплексе с учебной помогает достичь результатов в социально-бытовой адаптации. (  Все воспитатели планируют свою работу на  основе программы сбо). Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса социально – бытовой подготовки воспитанников.

Что же такое  поведенческая терапия ? Поведенческая Терапия — /behavior therapy/ (от греч. theraрeia лечение) поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных социальной психологии.  (Психологическийсловарь)Поведенческая терапия — (behavior therapy) – общее название вариантов психотерапии, основанных на теории научения. Предполагается, что симптомы обязаны своим появлением неадекватно сформированным в ходе научения  навыкам, и ставит своей целью устранение этих симптомов.(  Энциклопедический словарь по психологии и педагогике).Значит в нашем случае стоит говорить  о специфическом научении  навыкам бытовой адаптации ,сглаживая или коррегируя т. е. исправляя   выше обозначенные недостатки. Что же я учитываю,составляя конспекты и планирование занятий  по сбо.? 1.Формирование социально-бытовых знаний и умений представляет собой целенаправленную систему работы.  Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений. Ведь цель  моей педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

2.Стараюсь  чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, учитываю социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.(

Уровни деятельности обучающихся в процессе овладения социально-бытовыми умениями  на занятиях   по сбо  2013 /2014уч.год 5-9классы.

Классы

Первый уровень —

  большая  часть действий в составе социально-бытового про цесса выполнена неправильно, помощь неэффективна

Второй уровень —

  большая часть действий в составе социально-бытового процесса выполняется  с помощью.

Третий уровень — обучающийся правильно самостоятельно выполняет большую часть действий в составе социально-бытового процесса.

Четвертый уровень — обучающийся правильно са мостоятельно выполняет все действия социально-бытового процесса в знакомой ситуации, при наличии незначительных ошибок исправляет их самостоятельно.

Пятый уровень -  обучающийся   правильно самостоятельно выполняет весь социально-бытовой процесс в новых (измененных) условиях

5(10 ч.)

2

5

3

-

_

6(13ч.)

-

4

5

4

_

7(9ч.)

1

4

3

1

_

8(16ч.)

2

2

6

6

_

9(16ч.)

-

5

5

6

_

Всего:64 уч-ся

5

20

22

17

_

8%

31%

34%

27%

_

IIIур.

Iу

Р

О

В

ень

IIур.

34%

IVур.

31%

27%

8%

2-я

46%

3-я

21%

1-я

16%

4-я

8%

3. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.

"Педагогическая дифференциация учащихся"по  Павловой Н.П.  на 2013/2014 учебный год на занятиях по сбо.     Павлова Н.П. в работе "Педагогическая дифференциация учащихся" делит учащихся специальных школ 8-го вида на 4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности. В 1 группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт; 2-ю группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи; в 3-ю группу входят дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал. Дети 4-ой группы обучению поддаются плохо.ИТОГО: 64человек.
5кл.=1-я гр. -1ч ;  2-ягр.-6ч.;  3-я гр.-1ч.; 4-я гр.-2ч.(10чел).

 6кл.=1-я гр. -4ч;   2-ягр.-6ч.  3-я гр.-3ч.(13чел.)

 7кл.= 1-я гр. -2ч;   2-ягр.-3ч.  3-я гр.-3ч. 4-я гр.-1ч. (9чел.)

8кл. =1-я гр. -3ч;   2-ягр.-9ч.  3-я гр.-2ч. 4-я гр.-2ч.(16чел.)

 9кл.= 1-я гр. -6ч;   2-ягр.-6ч.  3-я гр.-4ч.(16чел.)

1-Я .ГР.-16чел.(25%);     2-Я ГР.-30чел.(46%);   3-Я ГР.-13чел.(21%)       4-Я ГР.-5.чел.(8%)

4.Прикладываю усилия ,чтобы  сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использую  натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы(Кто присутствовал на моих открытых уроках и внеклассных мероприятиях всё это могли наблюдать). Стараюсь формировать  представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.Провожу экскурсии:магазины,на почту,в аптеку,на рынок,на автовокзал,в больницу,на.хлебзавод,ЦЗН,в административное здание и т.д.Разработан блок моделирования реальных ситуаций и проблемных жизненных ситуации, ситуации из жизни на противопожарную тему. Имеется набор плакатов по большинству тем сбо.Почти ежедневно использую компьютерные технологии. Собран презентационный материал по очень многим разделам и конкретно по урокам.5.Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ:уборка помещений,стирка,ремонт одежды,приготовление разных блюд, и т .п; многократное применение новых слов, фраз.6. Применяю разнообразные  формы,методы и  приёмы,чтобы обеспечить понимание детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.(см.дидактический материал).7. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Всячески стараюсь  развить умения- выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Уделяю большое внимание формированию  общетрудовых умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности,  анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.8. От выполняемой деятельности  ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована.  Отношение к деятельности во многом  зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности  утверждает у детей веру в себя. Поэтому стараюсь поощрять каждую маленькую « победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание. Хвалю,ставлю в пример.9. Игровые методы и приёмы  позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной  и привлекательной для них  игровой форме. Дети, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название  :  «Поработаем санитарками»( «Уход забольным»,.9кл.), «Сделаем покупку»(5кл. «Торговля»), «Выбери подходящий транспорт»(5кл . «Транспорт») и т.п.Привожу конкретный урок по использованию поведенческой терапии для формирования навыка бытовой адаптации.Заключение. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.  В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика, повышают  устойчивость внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недостатки устной и письменной речи учащихся Леушинской специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся любой из школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют ов...

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....