Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
статья по теме
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характеризующие учащихся нашей школы,заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним.
Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся.Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика,повышают устойчивость внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_povedencheskoy_terapii_na_sbo.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинаре по дефектологии 17 .02.2014г.
«Использование поведенческой терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях по социально-бытовой ориентировке в Инсарской школе –интернате VIII вида».
Мы с вами, как олигофренопедагоги, работающие в образовательное учреждение VIII вида должны помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому наше образовательное учреждение при организации учебного процесса руководствуется следующими принципами: 1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств; 2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций; 3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке; 4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на занятии; 5) трудовое воспитание и обучение не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно имеет профессиональную направленность; 6) вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода. Остановимся на последнем принципе. Нам необходимо дифференцировать наших воспитанников по уровню активности с учетом их поведенческих особенностей и зоны ближайшего развития. Оценивая эмоционально-волевые проявления и поведенческие характеристики школьников, мы в большинстве случаев основываемся на методах педагогического наблюдения. Учитывая поведенческие характеристики наших детей с легкой и умеренной умственной отсталостью нужно отметить ,что в каждом классе есть ученики с дополнительной психопатологической симптоматикой, которая проявляется в повышенной психомоторной возбудимости, пресыщаемости, вспыльчивости, повышенной отвлекаемости и быстрой утомляемости, быстрой смене настроения под влиянием незначительных факторов.При неудачах, расхождении собственных установок с интересами окружающих и объективной необходимостью у этих детей возникают реакции со слезами, крикливостью. Как правило, они склонны к повышенной самооценке. Им свойственно отчетливое стремление к лидерству. Обычно оно осуществляется в форме руководства группой из воспитанников с более глубокими интеллектуальными нарушениями(как ,например,Мигаматзанов над Акимовым).У нас к таким детям (с дополнительной психопатологической симптоматикой)относятся : в 7классе таких учеников- 7 человек:(Германович,Елисеева,Лобачёва,Давидюк,Савенко,Саушкин,Макеев);. В 6 классе-3:(Киреев,Мигаматзанов,Ященко); в5-2;( Кияев, Данилов);в 8-2:(Чурочкина,Кусакина); 1-1:(Федотов) ,во 2-2:( Булеженков,Андреев),4-2:(Паршуткин,Козлов). По данным социального педагога из информации о детях, которые с рождения воспитываются в государственных учреждениях 8 человек из 16 (см.список прилагается) входят в эту группу.Являясь членом ПМПК в комиссию было представлено педагогически наблюдаемые данные . «Педагогическая дифференциация по Н.П. Павловой на уроках сбо» .Проведена педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой.(У меня в приложении к программе).Данные СДВГ в протоколе по семинару по дефектологии в прошедшем году. Уровни деятельности обучающихся в процессе овладения социально-бытовыми умениями.2013/2014уч.год. на занятиях по сбо определены и данные по ним представлю позже. Вывод: принцип всестороннего изучения учащихся выполняется.
Учитывая всё это и ,стремясь сформировать у учащихся навыки бытовой адаптации, нужно ещё всегда иметь в виду , помнить положения и высказывания классиков олигофренопедагогики о том , что у наших детей «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир»,им характерны вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это ядерный симптом, прямо вытекающий из неполноценности коры головного мозга. Это то, что Л. С. Выготский называл «ядром дебильности» [ 2 Учёный олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. Характеризуя облик умственно отсталых школьников, Л. В. Занков [(1991)] также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Им присуще - замедленное, затрудненное и дисгармоничное развитие познавательных потребностей.В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации. Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно – следственных связей. Вместе с тем за периоды обучения в младших, а затем и в старших классах дети должны овладеть обязательным для всех объёмом базовых социально – бытовых умений (жизненно значимым минимумом), отражённым в учебных программах. Перечень этих умений представлен в программах по классам.Социальную адаптацию учащихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но направленное формирование социально-бытовой компетенции осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера.
Ряд учёных ( В.Ф. Мачихина, Н.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.И. Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы, которая в комплексе с учебной помогает достичь результатов в социально-бытовой адаптации. ( Все воспитатели планируют свою работу на основе программы сбо). Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса социально – бытовой подготовки воспитанников.
Что же такое поведенческая терапия ? Поведенческая Терапия — /behavior therapy/ (от греч. theraрeia лечение) поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных социальной психологии. (Психологическийсловарь)Поведенческая терапия — (behavior therapy) – общее название вариантов психотерапии, основанных на теории научения. Предполагается, что симптомы обязаны своим появлением неадекватно сформированным в ходе научения навыкам, и ставит своей целью устранение этих симптомов.( Энциклопедический словарь по психологии и педагогике).Значит в нашем случае стоит говорить о специфическом научении навыкам бытовой адаптации ,сглаживая или коррегируя т. е. исправляя выше обозначенные недостатки. Что же я учитываю,составляя конспекты и планирование занятий по сбо.? 1.Формирование социально-бытовых знаний и умений представляет собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений. Ведь цель моей педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.
2.Стараюсь чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, учитываю социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.(
Уровни деятельности обучающихся в процессе овладения социально-бытовыми умениями на занятиях по сбо 2013 /2014уч.год 5-9классы. | |||||
Классы | Первый уровень — большая часть действий в составе социально-бытового про цесса выполнена неправильно, помощь неэффективна | Второй уровень — большая часть действий в составе социально-бытового процесса выполняется с помощью. | Третий уровень — обучающийся правильно самостоятельно выполняет большую часть действий в составе социально-бытового процесса. | Четвертый уровень — обучающийся правильно са мостоятельно выполняет все действия социально-бытового процесса в знакомой ситуации, при наличии незначительных ошибок исправляет их самостоятельно. | Пятый уровень - обучающийся правильно самостоятельно выполняет весь социально-бытовой процесс в новых (измененных) условиях |
5(10 ч.) | 2 | 5 | 3 | - | _ |
6(13ч.) | - | 4 | 5 | 4 | _ |
7(9ч.) | 1 | 4 | 3 | 1 | _ |
8(16ч.) | 2 | 2 | 6 | 6 | _ |
9(16ч.) | - | 5 | 5 | 6 | _ |
Всего:64 уч-ся | 5 | 20 | 22 | 17 | _ |
8% | 31% | 34% | 27% | _ |
IIIур. | |||
Iу Р О В ень | IIур. | 34% | IVур. |
31% | |||
27% | |||
8% | |||
2-я 46% | |||
3-я 21% | |||
1-я 16% | |||
4-я 8% |
3. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.
"Педагогическая дифференциация учащихся"по Павловой Н.П. на 2013/2014 учебный год на занятиях по сбо. Павлова Н.П. в работе "Педагогическая дифференциация учащихся" делит учащихся специальных школ 8-го вида на 4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности. В 1 группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт; 2-ю группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи; в 3-ю группу входят дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал. Дети 4-ой группы обучению поддаются плохо.ИТОГО: 64человек.
5кл.=1-я гр. -1ч ; 2-ягр.-6ч.; 3-я гр.-1ч.; 4-я гр.-2ч.(10чел).
6кл.=1-я гр. -4ч; 2-ягр.-6ч. 3-я гр.-3ч.(13чел.)
7кл.= 1-я гр. -2ч; 2-ягр.-3ч. 3-я гр.-3ч. 4-я гр.-1ч. (9чел.)
8кл. =1-я гр. -3ч; 2-ягр.-9ч. 3-я гр.-2ч. 4-я гр.-2ч.(16чел.)
9кл.= 1-я гр. -6ч; 2-ягр.-6ч. 3-я гр.-4ч.(16чел.)
1-Я .ГР.-16чел.(25%); 2-Я ГР.-30чел.(46%); 3-Я ГР.-13чел.(21%) 4-Я ГР.-5.чел.(8%)
4.Прикладываю усилия ,чтобы сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использую натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы(Кто присутствовал на моих открытых уроках и внеклассных мероприятиях всё это могли наблюдать). Стараюсь формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.Провожу экскурсии:магазины,на почту,в аптеку,на рынок,на автовокзал,в больницу,на.хлебзавод,ЦЗН,в административное здание и т.д.Разработан блок моделирования реальных ситуаций и проблемных жизненных ситуации, ситуации из жизни на противопожарную тему. Имеется набор плакатов по большинству тем сбо.Почти ежедневно использую компьютерные технологии. Собран презентационный материал по очень многим разделам и конкретно по урокам.5.Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ:уборка помещений,стирка,ремонт одежды,приготовление разных блюд, и т .п; многократное применение новых слов, фраз.6. Применяю разнообразные формы,методы и приёмы,чтобы обеспечить понимание детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.(см.дидактический материал).7. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Всячески стараюсь развить умения- выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Уделяю большое внимание формированию общетрудовых умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.8. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Поэтому стараюсь поощрять каждую маленькую « победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание. Хвалю,ставлю в пример.9. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Дети, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название : «Поработаем санитарками»( «Уход забольным»,.9кл.), «Сделаем покупку»(5кл. «Торговля»), «Выбери подходящий транспорт»(5кл . «Транспорт») и т.п.Привожу конкретный урок по использованию поведенческой терапии для формирования навыка бытовой адаптации.Заключение. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал. В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика, повышают устойчивость внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Недостатки устной и письменной речи учащихся Леушинской специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся любой из школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют ов...
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...
внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....