Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ
статья на тему
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ
Автор: Косушкина Ирина Ивановна, воспитатель ГКУ СО РЦДиПВО «Виктория», г.о. Тольятти
Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда. При определении содержания и этапов коррекционного обучения, а так же при разработке методов обучения, следует исходить из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностей становления сенсорных, познавательных способностей детей. Для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление большого количества конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).
Формирование пространственных представлений у детей данной категории имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный путь. Одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыт ребенка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных направлениях пространства и ориентировке в нем помогают детям с ОВЗ легче и быстрее научиться ориентироваться в окружающем мире.
В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Задачи воспитателя:
- повысить у детей познавательную активность;
- обогатить содержательными пространственными отношениями;
- создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.
Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.
Нами представлены коррекционно-развивающие игры.
Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
«Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
«Выкладывание по памяти»
Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти.
«Выучи стихотворение»
Ребенку зачитывается короткое стихотворение или четверостишие, которое нужно выучить через как можно меньшее количество повторений.
«Запомни картинки»
Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течение 20 секунд. Затем убрать, узнать – сколько картинок запомнил ребенок.
«Запомни слова»
Зачитать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка.
Игры на развитие внимания:
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГНОЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Угадайка»
Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.
Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т.д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?»), цвет («Это красное?») , размер («Это длинное?»), вес («Это легкое?»), функция («Из этого едят?»), материал («Это деревянное?»).
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
На развитие мышления:
«Помоги художнику»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а воспитатель нарисует все, что дети придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы воспитатель использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
На развитие воображения:
«Как это можно использовать»
Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования.
«Буквы»
Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета.
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.
Библиографический список:
- Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Бук-Мастер, 1993. – с. 100-118
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – с. 102-103.
- Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Птеербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития
Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...
Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта
В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще...
Открытое занятие на тему "восприятие пространства и ориентировка в нём"
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей с отклонениями в развитии...
Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях для детей с ОВЗ.
laquo;Игра имеет преимущество перед всеми другими формами, так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».А.П...
Статья- исследование: "Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта"
Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта...
Тема: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
Представление опыта для педагогов...
Применение дидактических игр и игровых приемов на занятиях социально- бытовой ориентировки для детей с ОВЗ
Целью специального образования умственно отсталых учащихся является Подготовка слепого и слабовидящего обучающегося к самостоятельной жизни в обществе одна из...