Доклад по теме "Использование творческих заданий на занятиях социально-бытовой ориентировки"
методическая разработка
Данный материал может использоваться учителями социально-бытовой ориентировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 912.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» Доклад по теме: «Использование творческих заданий на занятиях социально-бытовой ориентировки» Подготовила: Михайлова Л.В. учитель социально-бытовой ориентировки - 2018 - «Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…» П.Н. Чернов. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально распределять и вести бюджет семьи. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?», ведь, каждый учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали активно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Перед ним встает задача поиска таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников со сниженным интеллектом, стимулировать их мыслительную деятельность, развивать их творческие способности. Одним из способов повышения интереса учащегося к предмету – это творческие задания. Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не только простого воспроизведения полученной информации, но и творчества. Они помогают реализовать и раскрыть творческие возможности учащихся. Творческие задания способствуют ситуации успеха, так как ребенок знает, что не получит неудовлетворительную оценку; создают положительный настрой; обеспечивают индивидуальность выполнения работы. Выполняя любую творческую работу в учебном процессе, школьник не только использует знания, приобретённые ранее, пересматривает литературу по предмету, но и опирается на жизненные ситуации, проявляет свой индивидуализм и черты творческой личности. Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но и уметь фантазировать, не бояться просить помощи. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
При использовании творческих заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся стоит придерживаться некоторых методических рекомендаций:
Виды творческих заданий достаточно разнообразны. Это: - кроссворды, ребусы, шарады, головоломки; - танец, пантомимика, пластика; - сочинения, придумывание сказок, стихотворений, историй; - выполнение рисунков, плакатов, поделок; - составление тестов, опорных схем, инструкционных карт; - проектная деятельность; - доклады и др. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Кроссворды на уроках СБО. Думаю, сейчас вряд ли кто-то вспомнит и задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Удивительно и то, что уже достаточное количество лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется. Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания. В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. Использование кроссвордов позволяет индивидуально и дифференцированно подходить к учащимся на уроке. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. В своей деятельности я, как учитель, в настоящее время широко использую кроссворды. Вот некоторые их них. Тема «Питание». По вертикали: По горизонтали: Тема «Медицинская помощь» («Домашняя аптечка»). По горизонтали: 2. Спиртовой раствор бриллиантовой зелени, употребляемый для смазывания ран кожи. По вертикали: 1. Ткань, покрытая липкой лекарственной массой, прикладываемая к ранам. Тема «Ремонт одежды. Наложение заплаты».
1. Инструмент для безопасного шитья, надевается на палец. 2. Деталь одежды, которая необходима и пришивается для хранения одежды. 3. Враг шерстяных и меховых вещей (пол погрызли мыши, а ткань поела- ….). 4. Ремонт разорванного места, обычно он выполняется на носках. 5. Режущий инструмент, необходимый для шитья. 6. Ремонт разорванного места, когда это место очень большое и штопать нет смысла. Ребусы на уроках СБО. Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказываний зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.
Загадки на уроках СБО. Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия. Загадки можно использовать и при составлении кроссворда. Проектная деятельность. Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся его представлением в рамках устной или письменной презентации. Тематика проектов определяется, исходя из содержания курса СБО, практической значимости, а также доступностью их выполнения. Использовать проектную технологию я начала с раздела программы «Питание». Причем, проектная деятельность по данной теме может быть организована в каждом классе. Например, в 5 классе – это проект «Питайся правильно: вредные и полезные продукты», в 6 классе – «Книга рецептов: блюда из макарон», «Блюда из картофеля», в 7 классе – «Первые блюда», 8 класс – «Блюда из теста», «Домашнее консервирование», 9 класс - «Блюда праздничного стола». Цели проекта: подготовить книгу рецептов в зависимости от возраста обучающихся, научить подбирать рецепты различных блюд в соответствии с различными ситуациями и имеющимися продуктами, учить готовить различные блюда, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям разных народов, развивать интерес к предмету СБО. Еще один интересный, на мой взгляд, проект был предложен учащимся в 6 классе – «Мое имя». Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной «визитной карточкой» его носителя. Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможет избежать каких-либо ошибок в общении и поведении. Рассматриваются варианты обращения среди сверстников. Этот проект учит детей обращаться друг к другу в различных ситуациях. В 7 классе при изучении темы «Культура поведения. Подарки» учащиеся выполняют проект «Поздравительная открытка». Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое мнение. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать отношение к тому или иному человеку или событию. Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой. При создании открытки на 8 марта у детей формируются эстетический вкус, чувство любви и уважения к старшему поколению: матери, бабушке, женщине. Разработка и реализация проекта «Поздравительная открытка» к 23 февраля и 9 мая способствуют формированию патриотизма и гражданственности молодого поколения, чувства любви к Родине, готовность защищать страну, родных, воспитанию уважения к подвигу солдат. Очень важный, интересный проект – «Моя будущая профессия» в 9 классе. Учащимся было предложено собрать материал (загадки, пословицы, профессиограммы, фотографии) о той профессии, которую они желают получить, выполнить рисунки. Этот проект очень важен для профессионального самоопределения выпускников, способствует развитию и обогащению знаний учащихся об окружающем мире профессий, способствует более успешной социализации обучающихся. Еще один проект, в котором принимали участие учащиеся различных классов – «Новогодние красавицы». Цель проекта: изготовление из подручного материала новогодних елок. Учащимися были сделаны елки из макарон, фасоли, шишек, бумажных салфеток, трубочек от детского сока и др. Этот проект очень сплотил учащихся, научил работать вместе, дружно, помогая друг другу. Я привела примеры только некоторых проектов, использование которых возможно на уроках СБО. Моделирования проблемных ситуаций. Разыгрывая и разбирая различные проблемные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения, навыки культуры общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях. Существует ряд групп моделированных проблемных ситуаций: Моделирование микроситуаций. Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи жестов, мимики и может иметь большое количество вариантов. 1. Задание выполняется одним человеком, которому предлагается изобразить человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно, он устал, рассержен, болен и т.д. 2. Задание выполняется одним человеком: показать ученика, который опоздал на урок и не решается войти в класс, на приеме у зубного врача. 3. Участвует группа из 2-3-х человек. Им предлагается разыграть микроситуацию: поздороваться со знакомым, стоящим на другой стороне дороги; ссору, извинения, примирение; успокоить сидящих в комнате; спросить у прохожего время. 4. Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся получают задание вбить в стену гвоздь, повесить на этот гвоздь картину; вручить цветы актеру; сидя за столом, взять печенье, находящееся на противоположном крае стола. Проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. 1. Два ученика поссорились, пришел учитель и помирил их. 2. Ученица плачет. Она больна и не может вместе со всем классом поехать на экскурсию. Две подруги предлагают остаться с ней, чтобы ей не было скучно. 3. Вы сели в автобус и оплатили проезд в общественно транспорте. 4. Маленький ребенок упал и поранил ногу. Медсестра оказала первую помощь мальчику. 5. Молодой человек пришел на почту, ему нужен бланк для почтового перевода. Он просит у оператора бланк, и она ему дает. Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию. 1. Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой. 2. Два друга на время решили поменяться ручками. Один из них нечаянно сломал ручку и начал требовать назад свою. В спор включились ребята и воспитатель. 3. Во время диктанта ученик незаметно для окружающих списывает у соседа (с его согласия). В результате сосед получает «2», а ученик, который списывал «3». 4. Ты подходишь к друзьям, сидящим на лавочке. Они курят и предлагают тебе закурить. 5. Мама с сыном пришли в магазин за покупками. Денег хватает на две недорогие вещи для мамы и сына. Но сын увидел дорогую игровую приставку и просит купить. 6. Мама пришла с работы больная, а ты собираешься на вечеринку. Дома надо приготовить ужин, проверить уроки у младшего брата. Моделирование ситуаций по заданной теме. Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Учащимся дается тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию: «Верный друг»; «Некрасивый поступок»; «Знакомство в купе поезда»; «Ссора с другом»; «Ребенок упал с велосипеда». Вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их. После того как школьники показывали свои решения предлагаемых упражнений, организовывалось их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения. Моделирование реальных ситуаций, предлагаемые учащимся, должны различаются не только содержанием, но и степенью сложности. Мнемотехника. Одним из возможных приёмов запоминания программного материала считаем использование элементов мнемотехники, системы специальных приёмов, которые служат для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Способ запоминания учебной информации при помощи специальной таблицы - схемы, в которую заложена определенная информация, на уроках СБО позволяет включать учащихся в активный поиск. Главное, правильно использовать возможности мнемотехники, организуя усвоение материала от простого к сложному, что даёт возможность детям делать свои маленькие открытия и видеть результат своей деятельности. На уроках ребята, под руководством учителя, создают символы, которые отображают обобщённый образ предмета, изучаемого понятия. Правила ухода за зубами: Это лишь малая толика того количества творческих заданий, которые могут быть предложены детям на занятиях СБО. Данные задания дает возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, ребята приобретают навыки конструкторской, частично-поисковой деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. А именно это и является своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Список используемой литературы:
Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...
Дифференцированные олимпиадные задания по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс
В материале предоставлены дифференцированные задания по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс...
Использование методов альтернативной коммуникации на занятиях Социально- бытовой ориентировки.
Коммуникация - это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.Дополнительные знаки - жесты, символы, письменные слова облегчают ...
Применение дидактических игр и игровых приемов на занятиях социально- бытовой ориентировки для детей с ОВЗ
Целью специального образования умственно отсталых учащихся является Подготовка слепого и слабовидящего обучающегося к самостоятельной жизни в обществе одна из...
творческое задание для занятия Проектная деятельность
выполнение задания (заполнение ячеек кроссворда) даст возможность повторить основные понятия по теме Индивидуальны проект...