Методика изучения затруднений педагогов
материал

Акбаева София Асланбековна

Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет также выстроить методическую работу. 
Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является: устранение методических ошибок и затруднений; организация деятельности по оказанию педагогам. 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Пути  преодоления методических проблем и  затруднений учителей при использовании новых педагогических технологий.

Выступление на ШМО учителей .

Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство. 
Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. 
Думать легко, 
начинать действовать тяжело, 
а осуществить задуманное самая тяжёлая задача. 

Анализируя деятельность МО мы часто указываем, что не все учителя в достаточной мере готовы к само изменению, так как в ходе своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий. 
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. 
И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть? 
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения. 
Психологи выделяют три основные группы затруднений: 
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить; 
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи; 
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным. 
Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить. 
Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация — педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними. 
У каждого методиста есть достаточный выбор быстрого диагностирования: 
- Анкета «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»; 
- Программа самоанализа затруднений деятельности учителя; 
- Диагностика затруднений и потребностей учителей начальных классов и т.п. 
Давайте поподробнее остановимся на последней диагностике. Она наиболее полно раскрывает возможные методические затруднения в деятельности, даёт возможность педагогу проанализировать, оценить себя, высказать пожелания и предложения. 

Например: Темы прослушать «Подготовка к предметным олимпиадам», 
«Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе». 
«Развитие критического мышления через чтение и письмо». 
Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет также выстроить методическую работу. 
Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является: устранение методических ошибок и затруднений; организация деятельности по оказанию педагогам. 
1. Моделирование 
А) «целеполагания»: 
- целей и задач урока 
- целей и задач изучения темы (раздела) 
- путей мотивации учащихся 
Б) «содержания»: 
- объём подачи материала 
- структуры содержания 
- формы подачи содержания 
В) «организации»: 
- адекватно целям, задачам, содержанию 
- позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса 
Г) «методики»: 
- методов (наблюдения, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый , исследовательский, проектов и др.) 
- средств (наглядных, технических и др.) 
- приемов: 
активизации познавательной деятельности 
активизации мыслительной деятельности 
активизации учебной деятельности 
2. Реализация 
А) «целеполагания» 
- определение места предъявления целей и задач (начало-конец) урока 
- определение способа предъявления целей и задач (учитель-ученик) урока 
- «увязывание» целей и задач урока с потребностями учащихся 
Б) в преподавании: 
- с использованием технологий(элементов): 
Коллективного способа обучения 
Развивающего обучения 
Методики Н.А.Зайцева 
РКМЧП и т.п. 
В) в проведении уроков: 
- изучения нового материала 
- отработки умений и навыков 
- обобщения и повторения 
- коррекционных 
- итоговых 
- комбинированных 
Г) в организации работы: 
- парной 
- групповой 
- индивидуальной 
- фронтальной 
- по само- и взаимоконтролю 
- по оценке и самооценке 
Д) в применении на уроке: 
- ИКТ 
- создание и применение дидактических, наглядных средств обучения (НСО) 
3. Рефлексия 
А) в выборе: 
- оснований для самоанализа 
- критериев для анализа деятельности учащихся 
- показателей для анализа результатов деятельности учащихся 
Б) в проведении: 
- анализа 
- самоанализа 
В) в определении эффективности урока 
4. Есть затруднения 
- знание концепции, новых программ 
- знание эффективных методик и технологий преподавания учебного предмета 
- подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам 
- знание психолого-возрастных особенностей 
Хотелось бы 
Послушать: 
Изучить: 
Обсудить: 
Увидеть: 
Попробовать: 
Могу предложить: 
Мероприятия по устранению методических затруднений: 
- диагностика; 
- анализ; 
- планирование; 
- организация; 
- коррекция; 
- анализ. 
При организации и проведение коррекции необходимо помнить, что в любом педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного профессионального уровня: 
- молодые специалисты, 
- группа становления педагогического мастерства, 
- группа с высокими педагогическими способностями. 
В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения. 
Но есть и общие затруднения с которыми сталкиваются все учителя при подготовке к современному уроку. 
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения. 
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности. 
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков. 
Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития. 
Причины этих трудностей: 
1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. 
Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. 
Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом. 
2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом. 
3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения. 
4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений. 
5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей 
Пути решения затруднений 
- Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов. 
- Организовать методическую работу. 
- Рекомендовать учителям начальных классов темы по самообразованию. 
- Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам. 
- Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов. 
Формы решения: 
- Говоря об организации методической работы наряду с другими можно организовать творческую группу «Организация работы с педагогическими затруднениями». 
Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. 
Цель группы: в ходе мастер-классов, круглых столов и других интерактивных форм методической деятельности помочь педагогам понизить степень педагогических затруднений. 
- Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток. Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). 
- Особое внимание уделять практическим занятиям — тренингам, деловым и ролевым играм, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений. 
- Выставки лабораторий учителя и т.д. 
Для оказания действенной помощи учителям активно привлекайте своих опытных коллег. 
Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др. 
Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах различных уровней. 
Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными — за лучший открытый урок, за улучшение показателей успеваемости в четверти и т.д. А ещё шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными: повышать категорию учителя, учитывать результаты при аттестации, издавать приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на педсовете, на МО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования и т.д. 
- Самообразовательная работа. 
«Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству». Помочь ему в этом должны руководители ШМО, его коллеги. От них в значительной степени зависит, каким будет он, современный учитель! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классному руководителю в помощь МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ У ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

По возможности всех педагогов школы просят заполнить специальную анкету «В нашей школе…». В ней три колонки.В первой колонке описываются самые различные ситуации из школьной жизни – всего их 29. При э...

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА Анникова Ирина Яковлевна учитель физической культуры, руководитель РМО Ленинского района г. Челябинска

Обновление системы образования требует повышения профессионализма педагогов, предоставления им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Все это увели...

«Диагностика затруднений педагога в условиях внедрения и апробации ФГОС в 5 классах».

Новые образовательные стандарты, в ближайшей перспективе - главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учит...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...