Классному руководителю в помощь МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ У ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
классный час (8 класс) на тему

Луцышка Анна Андреевна

По возможности всех педагогов школы просят заполнить специальную анкету «В нашей школе…». В ней три колонки.

В первой колонке описываются самые различные ситуации из школьной жизни – всего их 29. При этом педагогам предлагается определить, характерна ли та или иная описанная ситуация для его собственной школы и должна ли эта ситуация быть характерной для его школы. Таким образом, данная методика позволяет выявить как реальные ориентиры педагогического коллектива в сфере воспитания, так и идеальные представления педагогов школы о воспитании детей.

Чтобы сделать результаты изучения более объективными, опрос проводится анонимно и без предварительного разъяснения его цели.

Ниже мы приводим образец опросного листа и технику обработки и интерпретации результатов исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izucheniya_sformir.prof_pozits_vospitatelya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

П.В.Степанов, к.п.н.,

с.н.с. УРАО «ИТИП»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ У ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

По возможности всех педагогов школы просят заполнить специальную анкету «В нашей школе…». В ней три колонки.

В первой колонке описываются самые различные ситуации из школьной жизни – всего их 29. При этом педагогам предлагается определить, характерна ли та или иная описанная ситуация для его собственной школы и должна ли эта ситуация быть характерной для его школы. Таким образом, данная методика позволяет выявить как реальные ориентиры педагогического коллектива в сфере воспитания, так и идеальные представления педагогов школы о воспитании детей.

Чтобы сделать результаты изучения более объективными, опрос проводится анонимно и без предварительного разъяснения его цели.

Ниже мы приводим образец опросного листа и технику обработки и интерпретации результатов исследования.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Уважаемый коллега, Вам будет предложен ряд описаний различных ситуаций школьной жизни. Пожалуйста, прочитайте их и определите, свойственны ли эти ситуации вашей школе, вашему педагогическому коллективу, вашим детям, то есть соответствуют ли эти описания той ситуации, которая существует в школе на самом деле (свои ответы Вы можете занести во вторую колонку). Определите также, соответствуют ли эти описания желаемой ситуации, то есть Вашим представлениям о том, как должно быть на самом деле (свои ответы Вы можете заносить в третью колонку). Если Вы считаете, что:

  • не соответствует, никогда не проявляется, не свойственна никому – поставьте 1 балл;
  • частично соответствует, проявляется изредка, свойственна лишь некоторым – 2 балла;
  • во многом соответствует, проявляется часто, свойственна многим – 3 балла;
  • полностью соответствует, проявляется всегда, свойственна всем – 4 балла.

Например:

Описание

ситуаций школьной жизни

Как на самом деле?

Оцените реальную ситуацию в вашей школе

Как должно быть?

Оцените желаемую ситуацию в вашей школе

1. В нашем педколлективе я чувствую себя нужным и значимым.

2

4

Опрос проводится анонимно. Постарайтесь быть искренними. Важно, чтобы Ваши ответы отражали Ваше личное мнение. Спасибо!

 

Описание

ситуаций школьной жизни

Как на самом деле?

Оцените реальную ситуацию в вашей школе

Как должно быть?

Оцените желаемую ситуацию в вашей школе

1. В нашем педагогическом коллективе регулярно происходит обмен мнениями по проблемам воспитания.

2. Классные руководители в нашей школе поддерживают постоянную связь с учителями, работающими в их классах.

3. У нас считают, что школа не должна ограничиваться только передачей ребенку хороших знаний, умений и навыков.

4. Мне понятен педагогический смысл всех дел, событий и мероприятий, проводимых в нашей школе.

5. Педагоги нашей школы не разделяют такой взгляд на ребенка: «сначала обязанности и только потом права».

6. В нашей школе существуют дружеские отношения между педагогами.

7. Педагоги нашей школы стараются проводить уроки так, чтобы они были не только обучающими, но и воспитывающими.

8. Уровень взаимопонимания педагогов и родителей в нашей школе довольно низкий.

9. В нашей школе считают: нельзя быть до конца уверенным в том, что мы делаем для детей только благо.

10. Педагоги нашей школы прекрасно владеют современными методиками обучения и воспитания.

11. У нас считают, что важнее выпустить из школы человека порядочного, чем человека умного.

12. Между детьми и педагогами в нашей школе существует полное взаимопонимание.

13. Важнейшие внеучебные дела в нашей школе готовятся преимущественно самими школьниками.

14. Администрация школы поощряет и поддерживает тех педагогов, которые проявляют инициативу.

15. У педагогов нашей школы принято проводить анализ прошедших общешкольных дел.

16. В нашей школе у детей высокий уровень воспитанности.

17. В нашей школе воспитанием детей занимаются все педагоги, а не только классные руководители.

18. Педагоги нашей школы имеют схожие представления о целях и способах воспитания.

19. В нашем коллективе считают, что школьник должен иметь возможность не согласиться с мнением педагога или оспорить его действия.

20. Уровень профессионализма педагогов нашей школы таков, что может позволить им делиться своим опытом и с педагогами других школ.

21. Педагоги нашей школы считают, что в детском творчестве важнее его самостоятельность, чем качество его результатов.

22. В нашей школе существуют дружеские взаимоотношения между учащимися разных классов.

23. Педагоги нашей школы стараются быть в курсе молодежной моды, особенностей подросткового сленга, музыкальных пристрастий школьников.

24. Все учащиеся нашей школы считают ее родным домом.

25. У нас считают, что обеспечение порядка и дисциплины в школе не может быть первостепенной задачей педагогов.

26. По мнению педагогов нашей школы, ребенок не должен обязательно соответствовать общему стандарту воспитанности.

27. У нас принято проводить анализ прошедших общешкольных дел вместе со школьниками.

28. Учителя нашей школы считают свой предмет одним из самых важных.

29. Мнение большинства педагогов нашей школы таково: результаты контрольных работ, зачетов, экзаменов не могут быть важнее ценностных ориентаций школьников.

Полученные в ходе опроса педагогов результаты обработать несложно.

Во-первых, необходимо подсчитать сумму баллов, выставленных во второй колонке каждым из опрошенных респондентов. При этом подсчитываются только баллы, проставленные респондентом напротив ситуаций, пронумерованных нечетными числами: 1, 3, 5, 7 и т.д. Ситуации, пронумерованные четными числами, выполняют в данном опроснике специфическую роль балласта, и оценки таких ситуаций не должны учитываться. Затем вычисляется средний балл, характерный для всего педагогического коллектива, – он и будет свидетельствовать об уровне сформированности позиции воспитателя у школьных педагогов.

Во-вторых, таким же образом необходимо подсчитать сумму баллов, выставленных каждым из опрошенных респондентов в третьей колонке. Средний балл будет свидетельствовать о взглядах педагогов на то, как должны обстоять дела в практике воспитания школьников. Причем, анализируя индивидуальные ответы можно сделать вывод о количественном соотношении педагогов школы, разделяющих те или иные взгляды на воспитание.

В-третьих, необходимо обратить особое внимание на то, как педагог оценивает ситуации под номерами 12, 16, 24. Это так называемые показатели объективности респондента. Если респондент отмечает, что данные ситуации (хотя бы две из них) в полной мере свойственны его школе, относятся ко всем педагогам или учащимся, и выставляет во второй колонке самый высокий балл, то стоит с настороженностью отнестись к объективности всех остальных его ответов. Скорее всего, он старается выдать желаемое за действительное, приукрасить реальную ситуацию, существующую в школе. В таком случае ответы этого респондента не должны учитываться при общем подсчете.    

Итак, если при подсчете ответов всех (за исключением вышеназванных) опрошенных респондентов получается средний балл в диапазоне:

  • от 15 до 30, то это может свидетельствовать о невысоком уровне сформированности позиции воспитателя у школьных педагогов;
  • от 30 до 45 – о среднем уровне сформированности позиции воспитателя у школьных педагогов;
  • от 45 до 60 – о высоком уровне сформированности позиции воспитателя у школьных педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)

Данная анкета позволяет проанализировать свою деятельность как классного руководителя....

Реферат "Работа классного руководителя как помощь в воспитании детей"

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей....

Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)

Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...

Классному руководителю в помощь АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ УЧЕНИКА В КОЛЛЕКТИВЕ.

1.К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением твоих прав иобязанностей:а) родителям;б) учителям;в) друзьям;г) руководителю кружка;д) к кому еще(напиши)е) не знаю2. К кому ты чаще всего обращаешьс...

Классному руководителю в помощь.

В помощь классному руководителю: планирование, характеристика классного коллектива и пр....