«Диагностика затруднений педагога в условиях внедрения и апробации ФГОС в 5 классах».
материал по психологии на тему
Новые образовательные стандарты, в ближайшей перспективе - главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_zatrudneniy_pedagoga.doc | 66.5 КБ |
anketa.docx | 214.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление психолога Батровой Ю.А. 24.04.14г.
На обучающем семинаре по теме:
«Диагностика затруднений педагога
в условиях внедрения и апробации ФГОС в 5 классах».
Новые образовательные стандарты, в ближайшей перспективе - главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.
Конечно, учителям необходимо готовиться к изменениям, которые происходят в профессиональной деятельности.
И прежде чем определить слагаемые готовности учителя, я считаю, что необходимо определить: В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС.
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
- принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
- овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
- включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
- владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
- владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
- отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
- владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
- отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
- предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
- выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
На основании данных полученных с помощью анкетирования учителей: «опросник самооценки педагога» были заданы следующие параметры:
- Компетентность в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС
- Компетентность в области мотивации учебной деятельности
- Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
- Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
- Компетентность в области организации учебной деятельности
В опроснике было 30 вопросов, которые предлагалось оценить по уровню проявления: Всегда; часто; регулярно, иногда; нерегулярно; редко; никогда. При обработке полученных данных оценки переводились в баллы от 1 до 5.показатели компетенции включали в себя по два вопроса и, соответственно, максимальный балл насчитывал 10.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
получены следующие данные:
слайды 1, 2, 3, 4, 5
компетенции и их показатели |
|
1. Компетентность в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС | 7 |
1.1. Знание и понимание целей и задач внедрения ФГОС | 7,2 |
1.2. Умение формировать цели своей педагогической деятельности с учетом целей и требований ФГОС | 5,8 |
1.3. Планирование педагогической деятельности с учетом требований ФГОС | 8 |
2. Компетентновть в области мотивации учебной деятельности | 8 |
2.1. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации и самомотивации обучающихся | 6,95 |
2.2 Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности | 9,15 |
2.3 Мотивация профессиональной деятельности | 7,8 |
3. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | 7,65 |
3.1 Компетентность в предмете преподавания | 7,35 |
3.2 Компетентность в методах преподавания | 7,9 |
3.3 Компетентность в социально-психологических условиях деятельности | 7,7 |
4. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений | 7,65 |
4.1 Умение выбирать и реализовать типовые образовательные программы | 8,15 |
4.2 Умеет адаптировать типовую программу под особенности учеников, условия реализации образовательного процесса, тип ОУ, требования ФГОС | 8,05 |
4.3Умение разработывать собственные программные, методические и дидактические материалы | 6,3 |
5.Компетентность в области организации учебной деятельности | 7,8 |
5.1 Умение устанавливать субъект-субъектные отношения | 8 |
5.2 Умение организовывать учебную деятельность обучающихся | 7,5 |
5.3 Умение реализовывать педагогическое оценивание | 8 |
В целом, о готовности педагогов нашей школы работать по ФГОС, можно говорить в положительном контексте. Небольшие трудности возникают
- в умение формировать цели своей педагогической деятельности с учетом и требованиями ФГОС – 5,8 (учитель не до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт) ;
- умением разрабатывать собственные программы, методические и дидактические материалы – 6,3 (нехватка времени и, возможно, сил).
- психологическая проблема, связанная с традиционным подходом к профессии
происходит смена смысловых ориентиров - ориентация школьного образования на разитие личности, как индивидуальности.
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность педагогов через системное сотрудничество.
Полноценная работа по новым стандартам возможна лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе
Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией....
Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС
Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...
Приказ о составе организационного комитета по подготовке и проведению стажировочной площадки по теме «Организация внутрикорпоративного обучения педагогов в условиях внедрения ФГОС»
Составорганизационного комитета по подготовке и проведениюстажировочной площадки по теме «Организация внутрикорпоративного обучения педагогов в условиях внедрения ФГОС»...
Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"
Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
В статье раскрывается суть проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях перехода на ФГОС ООО: проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП, проблемы педа...
Модель деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС
В презентации отражены ключевые аспекты создания психологически безопасной, творческой среды для развития, обучения детей в школе....
Программа повышения квалификации (обучения) педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы (в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021 и реализации ФГОС СОО 2017)
laquo;Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» является логическим продолжением и сохраняет преемственность методического подхода с программами 2...