«Диагностика затруднений педагога в условиях внедрения и апробации ФГОС в 5 классах».
материал по психологии на тему

 

Новые образовательные стандарты, в ближайшей перспективе - главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения  в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_zatrudneniy_pedagoga.doc66.5 КБ
Файл anketa.docx214.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление психолога Батровой Ю.А. 24.04.14г.

На обучающем семинаре по теме:

«Диагностика затруднений педагога

в условиях внедрения и апробации ФГОС в 5 классах».

Новые образовательные стандарты, в ближайшей перспективе - главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения  в основной школе.

Конечно, учителям необходимо готовиться к изменениям, которые происходят в профессиональной деятельности.

И прежде чем определить слагаемые готовности учителя, я считаю, что необходимо определить: В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС.

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
  • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
  • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
  • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
  • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
  • отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки  уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
  • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  • предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
  • выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

На основании данных полученных с помощью анкетирования учителей: «опросник самооценки педагога» были заданы следующие параметры:

  1. Компетентность в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС
  2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
  3. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
  4. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
  5. Компетентность в области организации учебной деятельности

В опроснике было 30 вопросов, которые предлагалось оценить по уровню проявления: Всегда; часто; регулярно, иногда; нерегулярно; редко; никогда. При обработке полученных данных оценки переводились в баллы от 1 до 5.показатели компетенции включали в себя по два вопроса и, соответственно, максимальный балл насчитывал 10.

Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

получены следующие данные:

слайды 1, 2, 3, 4, 5

компетенции и их показатели

 

1. Компетентность в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС

7

1.1. Знание и понимание целей и задач внедрения ФГОС

7,2

1.2. Умение формировать цели своей педагогической деятельности с учетом целей и требований ФГОС

5,8

1.3. Планирование педагогической деятельности с учетом требований ФГОС

8

2. Компетентновть в области мотивации учебной деятельности

8

2.1. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации и самомотивации обучающихся

6,95

2.2 Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

9,15

2.3 Мотивация профессиональной деятельности

7,8

3. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

7,65

3.1 Компетентность в предмете преподавания

7,35

3.2 Компетентность в методах преподавания

7,9

3.3 Компетентность в социально-психологических условиях деятельности

7,7

4. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений

7,65

4.1 Умение выбирать и реализовать типовые образовательные программы

8,15

4.2 Умеет адаптировать типовую программу под особенности учеников, условия реализации образовательного процесса, тип ОУ, требования ФГОС

8,05

4.3Умение разработывать собственные программные, методические и дидактические материалы

6,3

5.Компетентность в области организации учебной деятельности

7,8

5.1 Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

8

5.2 Умение организовывать учебную деятельность обучающихся

7,5

5.3 Умение реализовывать педагогическое оценивание

8

В целом, о готовности педагогов нашей школы работать по ФГОС, можно говорить в положительном контексте. Небольшие трудности возникают

- в умение формировать цели своей педагогической деятельности с учетом и требованиями ФГОС – 5,8 (учитель не до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт) ;

- умением разрабатывать собственные программы, методические и дидактические материалы – 6,3 (нехватка времени и, возможно, сил).

- психологическая проблема, связанная с традиционным подходом к профессии

происходит смена смысловых ориентиров - ориентация школьного образования на разитие личности, как индивидуальности.

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность педагогов через системное сотрудничество.

Полноценная работа по  новым стандартам возможна лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе

Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией....

Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

Приказ о составе организационного комитета по подготовке и проведению стажировочной площадки по теме «Организация внутрикорпоративного обучения педагогов в условиях внедрения ФГОС»

Составорганизационного комитета по подготовке и проведениюстажировочной площадки по теме «Организация внутрикорпоративного обучения педагогов в условиях внедрения ФГОС»...

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

В статье раскрывается суть проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях перехода на ФГОС ООО: проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП, проблемы педа...

Модель деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС

В презентации отражены ключевые аспекты создания психологически безопасной, творческой среды для развития, обучения детей в школе....

Программа повышения квалификации (обучения) педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы (в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021 и реализации ФГОС СОО 2017)

laquo;Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» является логическим продолжением и сохраняет преемственность методического подхода с программами 2...