Программа по внеурочной деятельности «Твой выбор» социального направления для учащихся 5-7 классов
рабочая программа (7 класс)
В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались знания, опыт, мастерство - приходит на смену мультипрофессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных областей.
С развитием общества меняется и система образования. Особая роль в сопровождении профессионального самоопределения отводится школе-интернату, которая может помочь подрастающему поколению проектировать индивидуально-образовательный и профессиональный маршрут и обеспечить качественную подготовку для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-7.docx | 46.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей,-школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Сосновки Вятскополянского
района
ПРИНЯТО на заседании педсовета _______________________ Протокол заседания №_____ «___» 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________Т.Ф. Трусова Приказ № ______________ «___» 2020 г. |
Программа по внеурочной деятельности «Твой выбор» социального направления
для учащихся 5-7 классов
КОГОБУ школы – интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
г. Сосновки Вятскополянского района
Составитель программы: Социальный педагог Зиничева Э.В. |
Сосновка
2020
1.Пояснительная записка
В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались знания, опыт, мастерство - приходит на смену мультипрофессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных областей.
С развитием общества меняется и система образования. Особая роль в сопровождении профессионального самоопределения отводится школе-интернату, которая может помочь подрастающему поколению проектировать индивидуально-образовательный и профессиональный маршрут и обеспечить качественную подготовку для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех возрастов.
Практическая значимость программы «Твой выбор», обусловлена тем, что сопровождение профессионального самоопределения в интернате реализуется за счет создания среды самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся. Где среда профессионального самоопределения рассматривается как пространство возможностей, проб и ошибок, необходимое для обретения осмысленного опыта самоопределения, которая способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом может быть последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору.
1.1 Нормативно - правовая база для использования в работе по постинтернатному сопровождению выпускников
1. Конституция Российской Федерации;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
3. Семейный кодекс;
3. Жилищный кодекс Российской Федерации.
4.3акон Российской Федерации «Об образовании».
5. Федеральный закон от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения
в Российской федерации»
6. Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124 «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ»
7. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей»
8. Федеральный закон от 24.04.2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и
попечительстве».
9. Постановление правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихс без попечения родителей».
10. Постановление Правительства Кировской области от 25 июля 2019 г. № 394-П «Об утверждении порядка осуществления постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области».
11. Нормативно-правовые акты Правительства Кировской области ,касающиеся указанного направления деятельности,учредительные документы КОГОБУ для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, «СШИ г.Сосновки Вятскополянского района»,должностные инструкции.
12. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 № 1203,от 28.08.1997 № 1117,от 30.03.1998 №366,от 23.12.2002 № 919,от 18.08.2008 №616,от 10.03.2009 №216) и дугие.
13. Положение о проектной деятельности
1.2. Цели задачи программы:
Цель создание благоприятной среды для формирования самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся в условиях детского дома через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации
Задачи программы:
Обучающие:
- обеспечение учащихся информацией, необходимой для обоснованного профессионального выбора, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана;
- обеспечение знания основ профессионального выбора и самоопределения;
- познакомить с миром профессий, роли современного производства в жизни человека и общества;
- учить учащихся способам определения психологических особенностей своей личности, своих профессиональных возможностей и интересов;
- познакомить учащихся с профессиональными требованиями к личности;
- учить навыкам конструктивного взаимодействия в коллективе;
- учить способам приобретения желаемой профессии;
- учить принципам построения профессиональной карьеры;
- создание условий для формирования духовно-нравственных основ и этики ответственного профессионального самоопределения и творческой самореализации в интересах личности, государства и общества.
Развивающие:
- формирование и развитие у детей, подростков компетенций профессионального самоопределения («профориентационно-значимых компетенций» - по Н.Ф. Родичеву), представляющих собой готовность самостоятельно:
- проектировать и планировать собственный профессионально-образовательный маршрут;
- принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности;
- продвигаться в собственном профессиональном развитии и т.д.
- формировать устойчивой мотивации учащихся к «испытанию себя», своих возможностей и их границ в среде самоопределения.
- формировать основы правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям труда;
- формировать целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность;
- формировать уровень ориентационных (профориентационных) компетенций, обучающихся за счет формирования и накопления папки индивидуальных достижений (портфолио).
- формировать у учащихся представлений о собственном пути достижения целей, повысить их способность к целеполаганию в целом и мотивации к обучению, в частности;
- формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей ин-дивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в бу-дущей профессии.
1.3 Курс изучения программы
Программа внеурочной деятельности «Твой выбор» рассчитан на 3 года обучения. Количество часов отведенные на реализацию программы 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.4. Реализация программы
Учащиеся 5-7 классы. Группы формируются с учетом возрастной категории. Обучение по данной программе не требует от учащихся обладания какими-либо специальными способностями, умениями или навыками в количестве не менее 8 человек.
Группы второго
года обучения формируются из учащихся, обладающих знаниями и умениями в объеме
программы предыдущего года обучения. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся. Каждая ступень реализует данную программу
на более высоком уровне.
1.6. Адресат программы:
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 11 до 13 лет, занимающихся в
системе внеурочной деятельности, и желающие сделать осознанный профессионально-образовательный выбор для эффективной творческой самореализации.
1.7. Специфика программы
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что в процессе
обучения учащийся испытывают себя в разных сферах деятельности (игровые
профессиональные пробы), определяя свои возможности и их границы в среде
самоопределения, а так же учатся осознанию полученного опыта через ведения
индивидуального профориентационного портфолио. Портфолио служит для сбора
информации о пробах своих возможностей, интересов, склонностей и способностей,
уровня осознания своих целей, а также развитие самоанализа к собственным целям и
планам на будущее. Портфолио включает результаты прохождения самонавигации:
«испытания себя», психологической диагностики, информации, помогающей ребенку
проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития,
самосовершенствования, самопознания.
Форма проведения занятий: профориентационные упражнения, игры, тестирование,
анкетирование, встречи с интересными людьми, дискуссии, экскурсии, игровые
профессиональные пробы, творческие конкурсы практической направленности, кейс-технологии, мастер-классы, проектная и исследовательская деятельность.
1.8. Организация процесса обучения
(Социальное партнёрство школы, нетворинг)
Программа реализуется в условиях взаимодействия общеобразовательного учреждения с
другими субъектами: семьей, предприятиями, учреждениями профессионального
образования.
Одним из средств достижения поставленных целей и задач программы «Твой выбор »
нам представляется в системе профориентационного нетворкинга, который заключается в
формировании трёх типов педагогически
управляемого профориентационного взаимодействия: «родители–
учащиеся», «работодатели–учащиеся», «работодатели–родители», а так же в
диверсификация контактов с внешними организациями и представление о системном,
многоуровневом концентрическом характере образовательного пространства,
включающем внутреннюю и внешнюю составляющую образовательного пространства:
школу, район, город и т.д., а также глобальное информационное пространство.
Социальное партнёрство школы реализуется на основе договоров о сотрудничестве в
сфере профессиональной ориентации.
Структурные компоненты занятий
В данной программе представлены структурные компоненты каждого занятия.
Особенности их применения (проведения) могут меняться с учетом целей и задач каждого
занятия, подготовленности и осведомленности группы. Также следует отметить, что
ведущий может самостоятельно подбирать игровые упражнения для проведения занятий.
1. Ознакомительный компонент.
Предполагает краткое ознакомление учащихся с той сферой деятельности, к которая
выбрана для занятия.
2. Конструктивно-практический компонент.
Позволяет в игровой форме ознакомиться с профессиями, предметом и орудиями труда, а
также условиями трудовой деятельности.
3. Завершающий компонент.
Назначение компонента – создание эмоционально положительного впечатления от
занятий, стимулирование учащихся к самопознанию и осознанному профессиональному
выбору.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 мин. Данный курс построен с учетом
возрастных и индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков и может корректироваться в
процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал. Теория
закрепляется одновременно на практике.
Занятия проводятся в группе, но возможны индивидуально - групповые занятия
первом году обучения занятия проводятся с целой группой. Второй и третий год обучения
рекомендуется больше внимания уделять индивидуально-групповым и выездным
(экскурсии, мастер-классы, Дни открытых дверей) формам работы.
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных
способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития
специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике.
Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся
усваивать материал.
Материально-техническое оснащение программы: помещения для занятий:
учебный кабинет, актовый зал, конференц-зал; оборудование учебного помещения: столы,
стулья для обучающихся и педагога, классная доска; технические средства обучения:
ноутбук, экран, мультимедиа-проектор; договоры с организациями и предприятиями.
Раздаточный материал: портфолио достижений, бумага для рисования, наборы цветных
карандашей, фломастеров или красок; клей, ножницы по количеству обучающихся.
1.9. Прогнозируемые результаты программы:
Личностные:
развитие целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности;
овладение навыками успешного взаимодействия в коллективе;
овладение способами изучения психологических особенностей своей личности,
своих профессиональных интересов и возможностей.
Метапредметные:
воспитание любви и уважения к труду;
приобретение знаний о собственных возможностях и развитие интересов,
склонностей, способностей, самооценки учащихся.
Предметные:
расширение знаний, связанных с современным миром профессий,значение труда в
жизни человека и общества;
знания правил и ошибок выбора профессии;
умение составлять личный профессиональный план и, при необходимости,
мобильно изменять его;
уметь пользоваться интернет ресурсами в профессиональном самоопределении;
формировать и пополнять индивидуальное портфолио, представлять и
самостоятельно оценивать в нем текущие работы, достижения и неудачи, уметь
планировать собственную образовательную траекторию по выбору профессии.
2. Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Твой выбор»
1 год обучения (5 класс)
№
п/п
Название темы
Количество часов Способы
выявления
образовательных
результатов
Всего теория практика
1
Вводное занятие
1 0.5 0.5.
беседа
2
Профессии, которые мы
выбираем
10 3 7 проект
«Профессия
которую я
выбираю»
3
Что я знаю о себе?
6 2 4
диагностика
4
Ценности и мотивы в
выборе профессии
4 2 2
диагностика
5
Профессии ушедшие в
прошлое
2 1 1
мультимедийная
презентация
6
Профессии будущего
4 2 2 мультимедийная
презентация
7 Мастерская профессий
5 1 4
фотоколлаж
8 Итоговое занятие
2 2
портфолио
Итого 34 11.5 22.5
3.Содержание программы
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности. Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с
целями и задачами программы.
Практика. Игра «Все профессии важны».
Раздел 2. Профессии, которые мы выбираем (10 часов)
Теория. Информирование учащихся о сферах деятельности, профессиях; Информирование
о значении гибких или мягких навыков (англ. soft skills), важных для карьеры
надпрофессиональных навыков. Знакомство с профессиями музыкант, экскурсовод,
журналист, артист, переводчик. Знакомство с условиями труда, личностными и
профессиональными навыками в профессии.
Практика. Игра «Аукцион профессии», «Собери пословицу», «Цепочка гибких или
мягких навыков». «Профессия-орудия труда», Игра «Автопортрет» Игра «Ассоциация»
Игра «Кто есть, кто?» Профориентационная игра "Один день из жизни" Сочинение-рассказ «Я хочу быть, как...», игровые профессиональные пробы профессии музыкант,
экскурсовод, журналист. Проект «Профессия которую я выбираю».
Раздел 3. Что я знаю о себе? (6 часов)
Теория. Информирование учащихся о понятии чувства и эмоции, характер, внимание и
память. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знания о
себе, оценка себя). Образ «Я» и мой портфолио.
Практика. Упражнение «Кто я?», тест «Эмоции», упражнения на развития внимания,
памяти, мышления. Упражнения на стрессоустойчивость. Методика «Самооценка
индивидуальных особенностей» (авт. Л. Н. Кабардова).
Раздел 4. Ценности и мотивы в выборе профессии (4 часа)
Теория. Информирование учащихся о понятии мотив и выбор профессии. Дискуссия по
теме: «Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?». Оптимизм и
пессимизм. Дискуссия «Ценности разных эпох».
Практика. Упражнение «ромашка счастья» Упражнение «Необитаемый остров» Методика
«Мой личный герб».
Раздел 5. Профессии, ушедшие в прошлое (2 часа)
Теория. Информирование учащихся о понятии профессии устаревшие. Русские старинные
профессии (косари, коробейники, скоморохи и т.д)
Практика. Профориентационный проект «Профессии из прошлого».
Тема 6. Профессии будущего (4 часа)
Теория. Информирование учащихся с понятиями профессии будущего, востребованные
профессии. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными
качествами профессии: "3D-риггер", сонграйтер, специалист по ресторвации
мультфильмов.
Практика. Творческое задание «Я в будущем», коллаж «Современные профессии»,
игровые мини пробы профессии, конкурс рисунков «Профессии будущего».
Раздел 7. Мастерская профессий (5 часов)
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности. Вступительная
беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений,
приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем
анкетирования. Оформление итогов экскурсии. Коллаж «Мои путешествия».
Раздел 8. Итоговое занятие (2 часа)
Защита проекта «Профессии, которые мы выбираем».
2.Учебно- тематический план программы
внеурочной деятельности
«Твой выбор»
1 год обучения 5 класс
№
п/п
Тема
Количество часов Даты проведения занятия
по плану
дано
фактический
по плану
дано
фактически
1
Вводное занятие. Что я
знаю о профессиях?
1
Профессии, которые мы выбираем
2
Профессии наших
родителей
2
3
Профессия музыкант.
Игровая проба.
2
4
Профессия экскурсовод.
Игровая проба.
2
5
Профессия журналист.
Игровая проба.
2
6
Профессия переводчик.
Игровая проба.
2
7
Профессия артист.
Игровая проба.
2
Что я знаю о себе
6 Кто Я? Какой Я? 2
7
Что такое хорошо и что
такое плохо
1
8 Я управляю стрессом 1
9 Память и внимание 1
10 Задатки и склонности 1
Ценности и мотивы в выборе профессии
11
Что такое человеческие
ценности?
1
12 Ценности разных эпох 1
13
Мотивы выбора
профессии
1
14 Успех разный у всех 1
Профессии ушедшие в прошлое
15 Устаревшие профессии 1
16
Профориентационный
проект «Профессии из
прошлого»
1
Профессии будущего
17 Профессии будущего 1
18
Выставка рисунков
«Профессии будущего»
1
Мастерская профессий
19 Экскурсия 1
20 Экскурсия 1
21 Экскурсия 1
22 Мастер-класс 1
23 Мастер-класс 1
Итоговое занятие
23
Проект «Профессии,
которые мы выбираем»
2
2.Учебно- тематический план
программы внеурочной деятельности
«Твой выбор»
2 год обучения (6 класс)
№ п/п Название темы
Количество часов Формы
контроля всего теория практика
1 Вводное занятие
1 0.5 0.5
дискуссия
2 Атлас профессии
6 2 4
дебаты
3
Секреты выбора
профессии
4 2 2
игра
4 Я познаю себя
4 2 2
диагностика
5
Мои цели и
достижения
4 2 2
игра
6
Мои возможности
4 2 2
портфолио
7
Профессии XXI
века
4 2 2
игра конкурс
8
Профессия и
здоровье
2 1 1
викторина
9
Мастерская
профессий
4 2 2
буклет
10 Итоговое занятие
1 1
игра
Итого
34 15.5 18.5
3.Содержание программы
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности. Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с
целями и задачами программы.
Практика. Рисунок «Я в будущем»
Раздел 2. Атлас профессии. (6 часов)
Теория. Информирование учащихся о сферах деятельности, профессиях; Информирование
о значении гибких или мягких навыков (англ. soft skills), важных для карьеры
надпрофессиональных навыков. Знакомство с профессиями дизайнер, флорист, художник
оформитель, профессии сферы медицина, профессии IT сферы. Знакомство с условиями
труда, личностными и профессиональными навыками в профессии. Знакомство с
профессиями наших родителей.
Практика. Игровые профессиональные пробы. Знакомство с профессиями дизайнер,
флорист, оформитель, врач и др. Упражнение «Звездный час», «Профессия -специальность», «Если бы..я стал бы..»
Раздел 3. Секреты выбора профессии. (4 часов)
Теория. Азы правильного выбора. Ошибки при выборе профессии.
Практика. Игра «Три листочка», упражнение «Мифы или реальность выбора
профессии».
Раздел 4. Я познаю себя. (4 часа)
Теория. Самооценка и уровень притязаний. Я чувствую, значит, существую. Мыслитель
или художник? Тип мышления.
Практика. Упражнение «Какой я?», «Самый-самый», «Мечтать не вредно», «Угадай
эмоцию», «Назови эмоцию». Тест «Эмоции».
Раздел 5. Мои цели и достижения. (4 часа)
Теория. Знакомство детей с содержанием профориентационного портфолио. Роль
творческих успехов ребенка в выборе профессии.
Практика. Творческое задания «Мои достижения», «Я мечтаю быть», «Я умею, я могу».
Упражнение «Дорожная карта», «Заборы и овраги», «Что такое жизненный успех».
Анкета мои интересы.
Раздел 6. Мои возможности. (4 часа)
Теория. Знакомство детей с темой: «Мои недостатки и достоинства»
Практика. Практическое задание «Угадайте слова, пропущенные в афоризмах»,
упражнение «Цветок моей души».
Раздел 7. Профессии XXI века. (4 часа)
Теория. Знакомство учащихся с профессиями будущего. Знакомство с редкими и
несуществующими профессиями. Знакомство с условиями труда, личностными и
профессиональными качествами новых профессии.
Практика. Творческое задание «Я в будущем», рисунок «Несуществующая профессия»,
кроссворд «Новые профессии».
Раздел 8. Профессия и здоровье. (2 часа)
Теория. Знакомство учащихся с влиянием здоровья на профессию. Заболевания и
противопоказанные условия работы.
Практика. Методика «Мое здоровье». Секреты долголетия.
Раздел 9.Мастерская профессий. (4 часа)
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности. Вступительная
беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений,
приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем
анкетирования.
Раздел 10.Итоговое занятие (1 часа)
Проект «Мои цели и достижения»
2.Учебно- тематический план
программы внеурочной деятельности
«Твой выбор»
2 год обучения 6 класс
№
п/п
Тема
Количество часов Даты проведения занятия
по плану
дано
фактический
по плану
дано
фактически
1 Вводное занятие 1
Атлас профессии
2
Профессии наших
родителей
1
3
Профессия дизайнер.
Игровая проба
1
4
Профессия флорист.
Игровая проба
1
5
Профессия художник-оформитель. Игровая
проба
1
6
Профессии
информационных
технологий. Игровая
проба
1
7
Профессия сферы
медицина. Игровая проба
1
Секреты выбора профессии
8 Азы правильного выбора 1
9
Ошибки при выборе
профессии
1
10
Стратегия выбора
профессии
1
11
Мифы и реальность
выбора профессии
1
Я познаю себя
12
Самооценка и выбор
профессии
1
13 Уровень притязаний 1
14
Я чувствую, значит,
существую
1
15
Мыслитель или
художник? Тип
мышления
1
Мои цели и достижения
16
Роль творческих успехов
ребенка в выборе
профессии.
1
17 Цель моей жизни 1
18
Способы достижения
успеха
1
19 Самопрезентация 1
Мои возможности
20
Мои недостатки и
достоинства
1
21 Мои недостатки и 1
достоинства
22 Как тренировать память 1
23 Мой портрет 1
Профессии XXI века
24
Тенденции настоящего и
профссии будущего
1
25 Урбанист-эколог 1
26
ИТ-медик
1
27
Аналитик данных
«Интернета вещей»
1
Профессия и здоровье
28
Медицинские
ограничения
профессиональной
пригодности
1
29 Мое здоровье 1
Мастерская профессий
30 Экскурсия 1
31 Экскурсия 1
32 Мастер-класс 1
33 Мастер-класс 1
Итоговое занятие
34
Проект «Мои цели и
достижения» 1
2.Учебно- тематический план
3 год обучения (7 класс)
№ п/п Название темы
Количество часов
Формы контроля
всего теория практика
1 Вводное занятие 2 1 1 анкета
2
Мой внутренний
мир
6 2 4 диагностика
3
Испытание себя и
своих
возможностей
8 2 6 самооценка
4
Маршрут
получения
профессий
6 2 4 игра – конкурс
5
От мечты к
действиям
4 2 2
план личных
достижений
6
Мастерская
профессий
6 2 4 эссе
7 Итоговое занятие 2 1 1 квест
Итого 34 12 22
3.Содержание программы
Раздел 1.Вводное занятие (2 час)
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности. Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с
целями и задачами программы.
Практика. Упражнения «Я хочу узнать ..» . Игра. «Азбука профессий»
Раздел 2. Мой внутренний мир (6 часов)
Теория. Информирование учащихся о сильных и слабых сторонах человека. Поведение в
конфликте. Интеллектуальный потенциал.
Практика. Шуточный тест «Китайская рулетка», упражнение «Рука», игра «Цепочка
хороших и плохих следствий».
Раздел 3. Испытание себя и своих возможностей (8 часов)
Теория. Информирование учащихся о базовых сведении о конкретных видах
профессиональной деятельности; профессии индустрии моды: байер, дизайнер, модельер,
модель, фотограф. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными
навыками в профессии.
Практика. Моделирование основных элементов разных видов профессиональной
деятельности; игровые профессиональные пробы, мастер-классы.
Раздел 4. Маршрут получения профессий (6 часа)
Теория. Профессии и специальности. Пути получения образования. Дополнительное
образования. Формы и пути получения профессионального образования. Интернет-ресурсы по подбору ПОУ и ВУЗов.
Практика. Упражнение «Дорожная карта».
Раздел 5. От мечты к действиям (4 часа)
Теория. Диалог «Мечта и цель». Планирование профессионального будущего. Опасности
на моем пути. Успех и уровень притязаний. Свобода и ответственность. Здоровье и выбор
профессии. Способы достижения успеха.
Практика. Практическое задание «Цели и средства», упражнение «Машина времени».
«Смешные профессии»
Раздел 6. Мастерская профессий (6 часа)
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности. Вступительная
беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений,
приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем
анкетирования.
Раздел 7. Итоговое занятие (2 час)
2.Учебно- тематический план
программа внеурочной деятельности
«Твой выбор»
3 год обучения 7 класс
№
п/п
Тема
Количество часов Даты проведения занятия
по плану
дано
фактический
по плану
дано
фактически
1 Вводное занятие. 1
2 Вводное занятие. 1
Мой внутренний мир
3 Мотивы выбора 1
4
Диагностика
мотивационной сферы
1
5
Уникальность и
индивидуальность
каждого
1
6 Поведение в конфликте 1
7
Активная жизненная
позиция
1
8
Игра «Выбираем свой
путь»
1
Испытание себя и своих возможностей
9
Профессии
кинематографа
1
10
Профессии сферы
бизнеса
1
11
Профессии сферы СМИ
журналистике, рекламе и
PR
1
12
Профессии индустрии
моды
1
13 Профессия фотограф 1
14 Профессия модельер 1
15 Профессия блогер 1
16
Деловая игра один день
из жизни салона красоты
1
Маршрут получения профессий
17
Профессии и
специальности ВУЗ
1
18 Профессии и 1
специальности
профессионального
образования
19
Формы получения
профессионального
образования
1
20
Пути получения
образования
1
21
Интернет-ресурсы по
подбору ПОУ и ВУЗов
1
22
ПОУ Приморского
района СПб
1
От мечты к действиям
23
Здоровье и выбор
профессии
1
24 Цель моей жизни 1
25
Способы достижения
успеха
1
26 Самопрезентация 1
Мастерская профессий
27 Экскурсия 1
28 Экскурсия 1
29 Мастер-класс 1
30 Мастер-класс 1
31 Экскурсия 1
32 Экскурсия 1
Итоговое занятие
33 Защита профессии 1
34 Защита профессии 1
4. Методическое и информационное обеспечение Список литературы используемый
при написании программы
1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся 5-10
классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.
2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и
твое место в нѐм" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11- 12.
3.Биссенек, Н. Дню строителя посвящается: [акция, приуроченная ко Дню строителя: опыт
работы] / Н. Биссенек // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 117-118. 4.Бякова, Н. В.
Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание
школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.
4.Пряжников Н.С.Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники . - М.: ВАКО,
2005 - 288 с- (Педагогика. Психология. Управление).
5.Резапкина, Г. Уроки самоопределения: профориентационные занятия в 5-9-х классах / Г.
Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 3.-С. 42-48.
6.Резапкина, Г. Холланд+Климов=? / Т. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ.
"Первое сент.".- 2007.- № 5.- С. 22-24. О методиках определения профессионального типа
личности
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Оценочные материалы
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня
знаний и умений, возможностей детей.
Формы:
Педагогическое наблюдение;
Выполнение практических заданий педагога.
Диагностика проводится с каждым ребенком в виде устного опроса, о знании выбора
профессии.
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) с целью выявления
уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Форма:
Игровые формы: защита рисунков, защита проекта, профориентационная викторина.
Результаты участия учащихся в творческих мероприятиях заносятся в Карту учета
творческих достижений, используя следующую шкалу:
Начальный уровень: 1бал
Средний уровень: 2-4 баллов
Высокий уровень 5-6 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Твой выбор"
Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для учащихся 5-7 классов.
Рабочая программа составлена для учащихся 5 класса на три года. Направление - социальное, 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса ...
Профориентационная программа внеурочной деятельности"Твой выбор" для учащихся 5-7 классов
В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой ...
Программа внеурочной деятельности "Твой выбор"
Программа внеурочной деятельности для школы пенитенциарной системы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «ГТО в школе» для учащихся 2-х классов, (учитель Романов А.А)
laquo;Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО" является основой нормативных требований к физической подготовке учащейся, определяющей уровень физической готовности молодежи к труду и обороне...
рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7,8 классов, 2022 год
рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7,8 классов, 2022 год...