План самообразования
рабочая программа (5 класс)
Экологическое воспитание младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 131.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»
Тема самообразовании:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила: Гоголева Алена Викторовна
воспитатель пришкольного интерната
п. Сосьва
2019 г.
Пояснительная записка
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при форсированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране.
Таким образом, цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности.
В 2019 г я начала работать по теме самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников» Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии, но я думаю год экологии нужно продлевать каждый год. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологии в нашей стране и не только, но и во всем мире.
Цель:
Создание условий для воспитания гуманной, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества через активизацию познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи:
- Воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей; способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Обучение – формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека, экологических проблемах и способах их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды;
- Развитие способностей к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
- -изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
- -периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- - изучение нормативно-правовых документов;
- - посещение семинаров, конференций;
- - прохождение курсов повышения квалификации;
- - ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- - взаимопосещение открытых внеклассных мероприятий, организованных в школе;
- -разработка мероприятий образовательной деятельности по экологическому воспитанию;
- -подведение итогов анкетирования по экологии;
- -проведение досугов, экологических, народных праздников;
- -участие в муниципальных, всероссийских, межрегиональных, школьных, районных конкурсах.
Актуальность.
В Пояснительной записке "Программы общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации" отмечено, что одним из основных противоречий современной эпохи является всё более углубляющееся противоречие между обществом и природой. Проблема повышения экологически культурного уровня человечества сейчас стоит как никогда остро, так как она тесно связана с безопасностью дальнейшей жизни. Ведь с ростом уровня культуры растёт и степень ответственности человечества не только за свои поступки, но и за действия других людей, за сохранение своей среды обитания. На сегодняшний день у детей, как и у взрослых, преобладает потребительский подход к природе, низкий уровень восприятия экологических проблем как лично значимых. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.
Существует несколько значений понятия «экология»:
1. Экология - наука об отношении растительных, животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
Экологические проблемы в трудах великих людей
Эрнест Геккель Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». | https://avtor24.ru/spravochniki/ekologiya/ernst_gekkel_issledovatel_ekologii/ | |
Ян Амос Коменский Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. | ||
Виссарион Григорьевич Белинский Ратовал за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. | ||
Константин Дмитриевич Ушинский Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. | http://studbooks.net/1938001/pedagogika/ushinskiy_prirode_pervonachalnom_obuchenii_detey |
Экологическое воспитание обучающиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей. Поэтому формирование экологической грамотности ребёнка происходит как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.
Формы работы с детьми
Тема мероприятия | Форма работы |
Дгровая деятельность | сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные |
Дистанционные всероссийские, региональные, районные, школьные конкурсы, олимпиады, турниры по интернету; | |
Беседы на экологическую тему | Беседы, презентации, |
Поделки из природного материала | Выставки |
Коллективная проектная деятельность | проекты |
Экологический десант | Уборка территории |
План работы с детьми
Формы
- образовательная деятельность по экологическому воспитанию;
-игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- инсценировка сказок;
-участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету;
-проведение бесед на экологические темы;
- организация и участие в выставках поделок из природного материала, из овощей и фруктов;
- участие в общешкольных экологических акциях;
-организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
-организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания;
-коллективная проектная деятельность.
Индивидуальная работа:
- работа с одарёнными детьми;
- подготовка детей к конкурсам;
- индивидуальная проектная деятельность.
План мероприятий с детьми на 2019-2021г.
Дата | Тема мероприятия | Форма работы |
10.09 | Что такое экология? | Беседа, презентация. |
15.09 | Дикорастущие и культурные растения нашего края. | Беседа, презентация. |
23.09 | Дикие и домашние животные всего мира. «Каких животных ты знаешь?» | Беседа, Игра – викторина с применением ИКТ. |
28.09 | Азбука правильного питания | Стенд |
1.10 | Что полезнее: фрукты или соки? | Беседа, просмотр видео. |
4.10 | Вред газировки: миф или реальность? | Просмотр видео, беседа. |
20.10 | Жизнь пластиковой бутылки | Презентация, беседа |
28.10 | Вред и польза жевательной резинки. | Просмотр видео, беседа. |
11.11 | Варианты отдыха на воде | Стенд |
20.11 | Влияние состава воды на здоровье человека | Просмотр видео, беседа. |
27.11 | Влияние мобильных телефонов на организм человека. | Беседа, Презентация |
2.12 | Чипсы: лакомство или яд? | Стенд |
9.12 | Автомагистраль, снег, растения и почва | Беседа, Презентация |
15.12 | Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности | Беседа, Презентация |
20.01 | Экологические проблемы моего села. | Беседа, презентация. |
29.01 | Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта. | Беседа, презентация. |
5.02 | Экологическая экскурсия в музей «Найотыр Маа» | Беседа, посещение музея. |
20.02 | Изготовление изделия из бумаги. | Беседа, презентация. |
1.03 | Фотовыставка «Природа нашей Югры» | Стенд |
15.03 | Мастерская изготовлении кормушек. | Презентация |
4.04 | Тонкий лёд | Беседа, презентация. |
18.04 | Весна - пришла | Беседа, презентация. |
25.04 | Ледоход | Беседа, презентация. |
11.05 | Экологический десант | Уборка территории |
20.05 | Что мы знаем о природе? | Беседа, презентация, прогулка. |
План работы с родителями
Дата | Мероприятия | Форма работы |
Сентябрь | Что нужно знать ребенку в начальной школе об экологии? | Родительское собрание: беседа, презентация, анкета. |
В течении года | Привлечение родителей в участие акциях, конкурсах, проектах. | По приезду |
Декабрь | Роль витаминов для укрепления здоровья. | Родительское собрание: беседа, презентация. |
Май | Игра – викторина с участием родителей «Экология вокруг нас» | Игра в форме КВН. |
План работы с социальными объектами
Мероприятия | Форма работы |
Мероприятия совместные с музеем «Найотыр - Маа» | Экскурсии (жилища) |
Мастер-класс «Изготовление циновки» | Мастер-класс |
Мероприятия совместные с музеем «Найотыр - Маа» | Экскурсии (одежда) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
План работы учебного кабинета и план самообразования
В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...
Үзүсеш планы - план самообразования
Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...
Перспективный план и план самообразования учителя физики
Перспективный план и план самообразования учителя физики...