«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»
статья
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zorya.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО ПКиПП
«Олигофренопедагогика: воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС»
«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)» Зоря Зоя Григорьевна
учитель надомного обучения, первая квалификационная категория
МКОУ ШИ, г. Королёв, Московская область, РФ
Краткая аннотация работы:
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.
Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается изменение структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Целеполагание
Цель методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, создание благоприятных условий для их непрерывного образования. Основной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение ребенка всем комплексом образовательных услуг.
Обучение на дому организуется для детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать занятия в школе с согласия родителей (законных представителей).
Обучение на дому организуется с согласия родителей (законных представителей) для детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать занятия в школе.
Обучение на дому осуществляется по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, VIII вида.
Нормативными основаниями для организации обучения детей на дому являются:
1) Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
4)Письмо Министерства просвещения РСФСР от 08.07.1980г. №281-М, Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 №17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».
Достоинства и недостатки обучения на дому
Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил.
Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.
Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.
Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который вступил в силу 1 января 2016 года.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.
Организация обучения на дому.
1. Обучение на дому организуется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора ОУ, заключения клинико-экспертной (врачебной) комиссии лечебно-профилактического учреждения (больницы, диспансера, поликлиники).
2. При назначении учителей, работающих с учащимися на дому, преимущественное право предоставляется педагогам, обучавшим данного ребёнка на дому в предыдущих классах, либо работающим в данном классе.
3. Для каждого обучающегося на дому разрабатываются индивидуальный учебный план, график образовательного процесса, индивидуально - ориентированные образовательные программы на основе программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и составляется персональное расписание с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося.
4.Учебный план, график и расписание занятий обучающегося индивидуально на дому согласуется с его родителями (законными представителями), утверждается директором ОУ.
5. Индивидуально – ориентированные рабочие программы обучения на дому утверждаются директором ОУ.
6. Занятия проводятся в первой и во второй половине дня индивидуально на дому с учётом особенностей и исходя из интересов учащегося.
7. Продолжительность одного урока в 1 классе не более 35 минут, во 2-9 классах – не более 40 минут. Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий 15-25 минут. Между занятиями организуются перерывы продолжительностью не менее 10 минут. Конкретная длительность занятий и перерывов зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
8. Знания обучающихся индивидуально на дому систематически оцениваются. Общие сведения об учащихся на дому, итоговые оценки, сведения о переводе из класса в класс, окончании ОУ вносятся в классный журнал соответствующего класса.
9. Учащимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся свидетельство об окончании ОУ установленного образца.
10. Для оплаты труда по каждому обучающемуся ведётся журнал учёта часов по обучению на дому. В журнале отмечаются наименования предметов, даты, темы занятий, оценка за занятие.
Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется учащимся бесплатно.
Количество часов индивидуального учебного плана устанавливается для каждого ребёнка в соответствии с его психофизиологическими особенностями и возможностями (сложность дефекта, наличие охранительного режима, степень работоспособности) и устанавливается школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом.
Что такое обучение на дому?
Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе — Википедия.
«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» — Консультант Плюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)
Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.
При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.
Формы обучения
Обучение может быть организовано в следующих формах:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).
Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Заключение.
Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонений в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих ребенком и его семьей.
Таким образом, образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.
Литература.
Федеральные законы:
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»
Приказы Минобрнауки России:
- от 9 ноября 2015 г. N 1309
- от 2 сентября 2013 года № 1035
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Материалы с сайтов:
- http://273фз.рф/sites/default/files/files/formy_polucheniya_obrazovaniya_2014_08_15.pdf
- http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/819-obuchenie-detej-invalidov-distanczionnoe-na-domu-inklyuzivnoe
- https://pravoved.ru/question/517333/
- http://www.7ya.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po-zhelaniyu/
- https://www.miloserdie.ru/news/spisok-boleznej-dayushhih-detyam-pravo-uchitsya-doma-vynesen-na-obsuzhdenie/
- Письмо МО РФ об обучении на дому.pdf
- http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...
Выступление соцпедагога Муравьевой Н.А. на районном семинаре «Особенности обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Секретарь районной ПМПК:- в своей работе комиссия руководствуется «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии Балахнинского муниципального района»;- цель работы: своевременное обследование ...
Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...
Рабочая программа по математике 6 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Рабочая программа по математике 8 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...
Занятие на тему: "Специальный транспорт" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальными нарушениями 2 вариант
Занятие группы продленного дня на тему: "Специальный транспорт" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),интеллектуальные нарушения 2 вариант...