Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по информатике и икт на тему
В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с ОВЗ в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_prepodavaniya_informatiki_dlya_obuchayushchikhsya_s_ovz.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Малышкина Ольга Николаевна,
учитель математики и информатики
Особенности преподавания информатики для учащихся с ОВЗ
Введение
С каждым годом растет количество детей, которые испытывают стойкие трудности при обучении в массовой школе. Причины трудностей усвоения учебной программы могут быть различными. Одной из них является задержка психического развития у учащихся.
Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния лёгкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложнённые программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и продолжается до сих пор. Одним из вопросов первостепенной значимости является определение критериев дифференциации ЗПР от лёгких вариантов умственной отсталости.
Принципиальными в этом плане являются следующие факторы:
- Парциальность психического недоразвития: у детей с ЗПР, наряду с нарушенными либо незрелыми психическими функциями, обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития.
- Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить учебный материал в объёме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации специального режима занятий и учёта индивидуальных особенностей.
- Достаточно высокая восприимчивость к помощи: обучающиеся с ЗПР, как правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнений, организации учебной деятельности.
Умственно отсталым детям в случае затруднения обычно требуется непосредственный показ способа действия, поскольку оказания опосредованной помощи им недостаточно.
- Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретённых навыков на новые условия: дети с ЗПР могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, в то время как умственно отсталыми даже незначительное изменение внешних условий воспринимается как совершенно новая, незнакомая ситуация.
Следовательно, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. Однако для реализации этого условия необходимо учитывать, что «задержка психического развития» - понятие, объединяющее весьма разнообразные состояния. Таким образом, актуальной становится проблема адаптирования стандартной общеобразовательной программы для учащихся с проблемами в развитии с учетом их образовательных потребностей и возможностей.
Особенности коррекционно-развивающего обучения обучающихся с ОВЗ
Считается, что благодаря специфике, зависящей от организации в целом системы коррекционно-развивающего обучения, дети с ЗПР способны преодолеть негативные особенности своего развития и освоить базовый уровень стандарта образования.
Основное (базовое) образование (II ступень) обеспечивает условия для становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно закладывает фундамент общего образования, который необходим для получения ребёнком различных видов среднего образования и полноценного вхождения в общественную жизнь. В дополнение к основным предметам, составляющий обязательный минимум содержания основного общего образования, могут вводиться новые учебные предметы, факультативные курсы и различные формы внешкольных занятий, а также предметы по выбору, ориентированные на более полное развитие способности учащихся.
Как уже говорилось выше, основное (базовое) образование является обязательным и даёт учащимся право продолжить обучение в средних учебных заведениях III ступени, в профессиональных и средних специальных учебных заведениях различного типа, а также в вечерних общеобразовательных учебных заведениях.
Задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом в отношении школьников с трудностями в обучении, систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода.
Если ученика после начальных классов переводят на массовые формы обучения, он всё так же продолжает нуждаться в педагогической поддержке психолога, классного руководителя, учителей – предметников, социального педагога.
Задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с ОВЗ в основной школе, в целом сводятся к такому перечню:
- Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
- Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно–познавательной деятельности.
- Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).
- Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребёнка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников - физическое закаливание, занятия спортом, общеукрепляющая и лечебно – профилактическая медикаментозная терапия.
- Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
- Системный разносторонний контроль за развитием подростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребёнка, другими членами его семьи.
- Обеспечение учебно–методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся (индивидуальные дидактические пакеты по предметам, адаптированные учебники, программы, методические рекомендации по изучению наиболее трудных разделов программ).
- Социально – трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно–моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно – технологических умений и др.).
Особенности преподавания информатики для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа должна быть построена с учетом развития учащихся с ЗПР, которые имеют рад особенностей по сравнению с нормально-развивающимися детьми (нарушение восприятия и внимания, ослабленная память, небольшой объем психических процессов, быстрая утомляемость и пресыщаемость, недостаточно развитые процессы мышления и пр.).
Для эффективности работы с учащимися с ЗПР большое внимание следует уделять следующим моментам.
- Тщательный отбор базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему посильным для учащихся,
- Небольшой объем новой информации на занятии. Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой.
- Объяснение учащимся всех понятий, необходимых для усвоения учебного материала.
- Подбор и использование разнообразной наглядности (рисунки, плакаты, диаграммы, схемы, раздаточный материал и пр.) для опоры на ведущий (у большинства учащихся) зрительный анализатор.
- Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы различных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного).
- Использование дидактических игр для повышения интереса подростков к изучаемому материалу и лучшего усвоения материала.
- Преобладание практических действий на уроке, так как у подавляющего числа учащихся снижено слуховое восприятие и слабая познавательная активность.
- Постоянное комментирование действий на уроке, работа по образцу и по четкой инструкции.
- Дифференцированный подход, что предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика (использование разноуровневых заданий, учет темпа деятельности).
- Развитие на уроках психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, учитывая специфику и коррекционную направленность учебного заведения.
- Частая смена деятельности на занятиях для поддержания внимания к теме и профилактики утомления и пресыщения.
- Различные формы контроля: фронтальный опрос, блиц-опрос, опрос-«вертушка», работа в парах, тестирование, самостоятельная работа, которая обязательно должна проверяться и оцениваться на уроке.
- Оценивание работы учащихся на каждом уроке. В течение урока каждый ученик получает несколько отметок, что способствует поддержанию у детей веры в свои силы и возможности. Общую оценку целесообразно выставлять в конце урока, чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
методические рекомендации при работе с классами КРО...
Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...
Особенности занятий по информатике с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях и уроках будет являться одним из таких средств. Компьютер развивает не только перечисленные выше познавател...
Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...
Особенности изучения литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Изучение курса литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих)...
«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...