Диагностические методики
материал

Пещаницкая Зоя Иосифовна

Представлены диагностические методики, направленные на изучение широты сфер интересов, на определению одарённых детей, на изучение удовлетворенности обучающихся, оценки общей одарённости

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА МОТИВАТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Назначение. Методика помогает определить ведущие потребности-мотиваторы личности.

Методологической основой служит теория мотивации Д. Макклелланда, а также ряд ее более современных интерпретаций. Знание основных потребностей - исходный момент самомотивации, личностного менеджмента.

Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Выразите свое согласие («полностью согласен» - ПС) или несогласие («не согласен» - НС) по пятибалльной системе. Свой ответ необходимо подчеркнуть либо обвести кружком.

Утверждения ПС   НС

1 . Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы (учебы) по сравнению с тем, что было раньше. 5 4 3 2 1.

2. Я получаю удовольствие оттого, что мне приходится соревноваться с кем-либо, особенно если я при этом выигрываю. 5 4 3 2 1.

3. Я часто замечаю, что разговариваю со своими одноклассниками на «отвлеченные» темы. 5 4 3 2 1.

4. Мне нравится выполнять непростую работу. 5 4 3 2 1.

5. Мне нравится брать на себя ответственность. 5 4 3 2 1.

6. Мне нравится, когда окружающие хорошо ко мне относятся. 5 4 3 2 1.

7. Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или иное задание в действительности.

5 4 3 2 1.

8. Я конфликтую с людьми, которые совершают неприятные для меня поступки. 5 4 3 2 1.

9. У меня хорошие отношения с коллегами по работе. 5 4 3 2 1.

10. Мне нравится ставить перед собой реальные задачи и выполнять их. 5 4 3 2 1.

11. Мне нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях. 5 4 3 2 1.

12. Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или иных организаций. 5 4 3 2 1.

13. Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий. 5 4 3 2 1.

14. Я часто работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня. 5 4 3 2 1.

15. Мне больше нравится работать в группе, чем в одиночку. 5 4 3 2 1.

Обработка и интерпретация результатов:

Для того чтобы определить ваши доминирующие потребности, заполните таблицу.

Вам необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу на каждый вопрос.

Достижение успеха в целом

Стремление к власти

Тенденция к аффилиации (групповому признанию уважению)

Номер утверждения

Балл

Номер утверждения

Балл

Номер утверждения

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого

Итого

Итого

В сумме в каждой колонке должно получиться от 5 до 25 баллов. Та колонка, в которой сумма баллов будет наиболее высокой, и определит вашу доминирующую потребность –мотивационную доминанту личностной активности.

Об уровне выраженности каждой из трех шкал свидетельствуют следующие показатели:

- 19 и более - высокий;

- 8-18- средний;

- 7 и менее- низкий.



Предварительный просмотр:

Методика изучения удовлетворенности обучающихся  

(А.А. Андреев)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся студенческой жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

О - совершенно не согласен.

 

1.Я иду утром в академию с радостью.

2. В академии у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашей группе хороший куратор.

4. К нашим преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый преподаватель.

6. В группе  я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в академии созданы все условия для развития моих способностей.

8.  У меня есть любимые  предметы.

9.  Я считаю, что академия по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по учебе.

 

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся студенческой  жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся студенческой  жизнью.



Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.


Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

1. Если бы я строил дом для себя, то:

 

а) построил бы его по типовому проекту 
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино 
в) построил бы такой, которого нет ни у кого

0
1
2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

 

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми 
б) сочиняю сам сюрприз для гостей 
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

0
2
1

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

 

а) оригинальную 
б) трудную 
в) простую

2
1
0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

 

а) красивое 
б) точное 
в) необычное

1
0
2

5. Когда я пишу сочинение, то:

 

а) подбираю слова как можно проще 
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли 

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

0

1
2

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

 

а) все работали 
б) было весело 
в) было много нового

1
0
2

7. Для меня в общении самое важное:

 

а) хорошее отношение товарищей
б) возможность узнать новое («родство душ») 
в) взаимопомощь

0
2
1

8. Если бы я был поваром, то:

 

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны 
б) создавал бы новые блюда
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

0
2
1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

 

а) «Седьмое чувство» 
б) «Поле чудес» 
в) «Очевидное—невероятное»

0
1
2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

 

а) наиболее удобный маршрут 
б) неизведанный маршрут 
в) маршрут, который хвалили мои друзья

0
2
1

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

 

 

31.

 

а) читать книгу 
б) сочинять книгу 
в) пересказывать содержание книги друзьям

 

0
2
1

32.

а) выступать в роли актера 
б) выступать в роли зрителя 
в) выступать в роли критика

2
0
1

33.

а) рассказывать всем местные новости 
б) не пересказывать услышанное 
в) прокомментировать то, что услышали

0
1
2

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ 
б) работать, используя испытанные приемы 
в) искать в опыте других лучший способ работы

2
0
1

35.

а) исполнять указания 
б) организовывать людей 
в) быть помощником руководителя

0
2
1

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя 
б) играть в игры, где можно проявить себя 
в) играть в команде

2
1
0

37.

а) смотреть интересный фильм дома 
б) читать книгу 
в) проводить время в компании друзей

1
2
0

38.

а) размышлять, как улучшить мир 
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 
в) смотреть спектакль о красивой жизни

2
1
0

39.

а) петь в хоре 
б) петь песню соло или дуэтом 
в) петь свою песню

0
1
2

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте 
б) отправиться в путешествие на корабле 
в) отправиться в экспедицию с учеными

0
1
2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56



Предварительный просмотр:

Методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++         если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+         свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0         оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

         более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. интеллектуальная;
  2. творческая;
  3. академическая (научная);
  4. художественно-изобразительная;
  5. музыкальная;
  6. литературная;
  7. артистическая;
  8. техническая;
  9. лидерская;
  10. спортивная.



Предварительный просмотр:

Методика оценки общей одарённости

Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

№п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребёнка при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации.

Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.



Предварительный просмотр:

Методика «Сфера интересов»

(О.И. Мотков)

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.

Методика  направлена  на выявление следующих ценностных ориентаций:

* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

* наличие хороших и верных друзей;

* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

* развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

* творчество (возможность творческой деятельности);

* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

1 балл ставится, когда сфера незначима для учащегося.

2 балла – когда она малозначима.

3 балла – сфера средней значимости.

4 балла – когда сфера значима.

5 баллов – очень значима.

Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.

Текст.

1.Телевидение, радио.

2. Общение в семье.

3. Учеба.

4. Спорт, занятия физической культурой.

5. Общение с противоположным полом.

6. Домашний труд.

7. Общение с педагогом, с руководителем.

8. Музыка любая.

9. Бизнес.

10. Кино.

11. Коллектив класса, группы.

12. Одежда.

13. Самовоспитание личности.

14. Общение с друзьями.

15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.

16. Походы.

17. Экскурсии, краеведение.

18. Техническое творчество.

19. Общение с природой.

20. Чтение художественной литературы (вне программы).

21. Изготовление различных предметов своими руками.

22. Другие виды художественного творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).

23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.

Ключ к методике (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы):

Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)

Общение – №№ 2, 5, 7, 14,19.

Развлечения – №№ 1, 8, 10, 12, 20.

Творческая деятельность – №№ 15, 16, 18, 21, 22.

Коллектив группы – № 11.

Организуемый взрослыми труд – №№ 3, 6.

Самовоспитание – № 13.

С помощью качественного анализа учитель определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».

Тест

Варианты ответов

Не значима 1

Мало значима 2

Средне значима 3

Значима 4

Очень значима

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Данные по классу представляются в виде таблицы.

Класс    _________    Дата _________

Список учащихся

Общение

Трудоемкие, активные виды деятельности

Развлечения

Общение с друзьями

Общение в семье

Общение с учителями

Общение с противоположным

полом

Общение с природой

Учеба

Спорт, занятия ФК

Домашний труд

Бизнес

Живопись, лепка, макраме

Техническое творчество

Изготовление своими руками

Другие виды творческой

деятельности

Походы

Экскурсии, краеведение

Самовоспитание личности

Коллектив класса

T V, радио

Музыка, любая

Кино

Одежда

Чтение художественной литературы

ничегонеделание

Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:

Уровень

По широте интересов

По активным видам деятельности

По области общения

5-9классы

10-11 классы

Достаточный

16-22 (75-100%)

10-11 сфер

8-11 сфер

4-5 сфер

Средний

11-15

(50-74%)

8-9 сфер

5-7 сфер

2-3 сферы

Низкий

3-10 (11-49%)

6-7 сфер

3-4 сферы

1 сфера

Неудовлетворительный

1-2

(0-10%)

Менее 5сфер

1-2 сферы

0 сфер

                                                                                   



Предварительный просмотр:

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей

(А.А. Лосева)

Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.

Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  6. Богатство активного словаря.
  7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  9. Развитость творческого мышления и воображения.
  10. Владение основными компонентами умения учиться.
  11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
  12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два.
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.

III. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  7. Любит писать рассказы или статьи.
  8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.).
  6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
  8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.  АНКЕТЫ:  "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....

Диагностические методики классного руководителя

Диагностика -это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизац...

Диагностические методики

Данные диагностические методики помогут при изучении личности учащихся и ученического коллектива...

Презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников"

Презентация позволяет заменить бумажный вариант демонстрационных материалов к методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников" на электронный, что знач...