Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности «Песочные фантазии»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа № 9»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от __августа 20___г. | Утверждено приказом по школе №____ от ________20____г. Директор школы ___________(С.Л.Барбаков) |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности
«Песочные фантазии»
Возраст обучающихся:7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Иванцова Олеся
Михайловна,
социальный педагог
г. Рославль, 2018г.
Пояснительная записка.
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочные фантазии» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом __________________
Направленность - творческая деятельность
Актуальность программы - рисование песком на песочных столах с подсветкой сейчас часто используется педагогами в школах. Взаимодействие с песком одно из популярных направлений Арт-терапии. Но для продуктивной работы на песочных столах необходимо иметь представление того, что ты пытаешься изобразить. Для этого нужно владеть основами изобразительного искусства. Занятия направлены наразвитие творческих способностей и психологическую разгрузку (снятие стрессов, страхов, переживаний, тревожности и фобий). Используется музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия. При этом ребенок развивает мелкую моторику и координацию движения пальцев рук.
Осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, происходит развитие детской личности.
Новизна программы-арт-терапия становится наиболее популярным методом для развития творческих способностей и одновременно снятия психологического напряжения учащихся.
Педагогическая целесообразность –развитие творческих способностей ребенка является главной задачей его обучения, а также поиск творческого нестандартного подхода к реализации задания, интереса к практической деятельности, радость от открытия чего-то нового.
Программа доступна для мотивированных детей различных категорий (детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, одаренных детей, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, а также для детей из сельской местности и др. желающих).
Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9» (216500 Смоленская область, город Рославль, 15 микрорайон, д. 33).
Количество часов по программе в год- 68 часов.
По продолжительности реализации программа – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю по 45 минут
Форма организации образовательного процесса – групповая.
По содержанию деятельности – интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования - общеразвивающая
Формы занятий- в процессе реализации программы используются различные методы и приемы обучения:
- объяснительно-наглядный
- частично-поисковый
- учебное занятие
- занятие - презентация
- занятия с элементами лекций
- беседы
- занятие-творческая мастерская
- демонстрация готовых творческих работ
- упражнения по выполнению методов и приёмов
-рисуночная терапия
- сказкотерапия
- музыкотерапия
- цветотерапия
Цель программы: создание условий для развития творческих и художественных способностей в процессе создания образов используя основные направления АРТ – терапии.
Задачи программы:
-изучение и освоение приемов техники Sand Art.
- научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, композиции;
- снятие психологического напряжения
-развитие эстетического вкуса и творческого потенциала;
- развитие творческого мышления и воображения.
- развивать зрительно-моторную координацию
- воспитание любви к искусству;
- воспитание усидчивости, аккуратности.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- развитие художественного вкуса и эстетических чувств;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в песочном проецировании;
- развитие образного мышления,воображения, сенсорных способностей пространственных представлений;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- овладение способами решения творческого и поискового характера;
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- приобретение опыта в художественно – творческой деятельности.
- овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности- умение работать по правилу и образцу, слушать своего педагога и выполнять его инструкции;
- определять наиболее эффективные способы достижения положительного результата;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- овладеть средствами общения и способами взаимодействия;
- быть способным управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- работать индивидуально и в группе:
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
к концу учебного года обучающиеся должны знать:
- первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- основы художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
должны уметь:
- владеть практическими умениями и навыками художественного творчества;
- владеть основами песочного проецирования на материале искусства нашей страны.
- владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства
Учебный план
№ | Наименование темы | Ко-во часов всего | Теор. | Практ. |
1 | Вводное занятие. Знакомство с рабочим местом и используемым материалом | 1ч | 0,75 | 0,25 |
2 3 | Основные приемы рисования на световом столе | 2ч | 2 | |
4 | Способы изображения фона работы | 1ч | 1 | |
5 | Основные принципы обращения с песком: зигзагообразные, круговые движения | 1ч | 1 | |
6 7 | Композиция«Морское дно» | 2ч | 0,5 | 1.5 |
8 9 | Композиция «Морской пейзаж» | 2ч | 0,5 | 1,5 |
10 11 | Композиция «Шторм на море» | 2ч | 0.5 | 1,5 |
12 13 | «Морское приключение» | 2ч | 0,5 | 1,5 |
14 | Орнаменты | 1ч | 0.5 | 0,5 |
15 16 | Орнамент «Страна запутанных линий» | 2ч | 0,5 | 1,5 |
17 | «Лесная полянка» - изображение деревьев, кустарников. | 1ч | 0,5 | 0,5 |
18 19 20 | «Жители леса» | 3ч | 0,5 | 2,5 |
21- 26 | «Лесная сказка» | 6ч. | 0,5 | 5,5 |
27 | «Зимушка - зима» | 1ч | 0,25 | 0,75 |
28 29 30 | «Морозный узор на окне» | 3ч | 0,5 | 2,5 |
31 | Ветка ели, сосны | 1ч | 0,25 | 0,75 |
32 | «Новогодняя красавица» | 1ч | 0,25 | 0,75 |
33 | Деревенская изба | 1ч | 0,5 | 0,5 |
34 | Сельский пейзаж | 1ч | 1 | |
35 | Многоэтажный дом | 1ч | 0,5 | 0,5 |
36 | Городская улица | 1ч | 1 | |
37 | Древний замок | 1ч | 0,5 | 0,5 |
38 | Сказочный замок | 1ч | 1 | |
39 | Домашние животные | 1ч | 0,5 | 0,5 |
40 | Домашние животные | 1ч | 1 | |
41 | Птица в полёте | 1ч | 0,5 | 0,5 |
42 | Птица в полёте | 1ч | 1 | |
43 44 | «Бабочка – красавица» | 2ч | 0,5 | 1,5 |
45 46 | «Цветик-семицветик» | 2ч | 0.5 | 1,5 |
47 48 49 | Цветочный орнамент | 3ч | 0,5 | 2,5 |
50 51 | Букет цветов | 2ч | 0,5 | 1,5 |
52-56 | «Царство цветов» | 5ч | 0,5 | 4,5 |
57 | Виды транспорта | 1ч | 0,25 | 0,75 |
58 | Фигура человека | 1ч | 0,5 | 0,5 |
59 | Фигура человека | 1ч | 1 | |
60 | Лицо человека | 1ч | 0,5 | 0,5 |
61 | Лицо человека | 1ч | 1 | |
62 -67 | Творческая работа «Песочные фантазии» | 6ч | 0,5 | 5,5 |
68 | «Песочные фантазии» | 1ч | 1 |
Форма аттестации и контроля: промежуточная аттестация – творческая работа
Содержание учебного плана
Вид деятельности: АРТ –терапия (лечение искусством)
Песочное проецирование или песочная терапия- SandArt в переводе "Искусство песка". Выражается в форме графических манипуляций с песком на иллюминационной поверхности песочных столов. Работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
С помощью песка можнолегко менять детали изображения. Одна и та же рабочая поверхность можетиспользоваться бесконечное число раз.При рисовании песком пользуются двумя руками, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При этом нормализуется эмоциональное состояние ребенка. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины рисуется определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
Рисуночная терапия, основывается на изобразительной деятельности: происходит изображение объектов действительности, а также рисование по памяти, по образцу и по представлению карандашом, раскрашивание антистресс – раскрасок, на различные тематики, составление своих композиционных работ.
Занятия включают в себя работу в альбомах по рисованию и на песочном столе. В начале, дети детально прорисовывают свои рисунки в альбомах, изучают пропорции, правильное построение, ищут композицию, а потом переносят их на песочные столы и подбирают методы и приемыпесочного проецирования для более точной передачи настроения и качества рисунка.
Музыкотерапия: рисование на песочных столах происходит под музыкальное сопровождение. Используется различная музыка, начиная от классической и заканчивая звуками природы. Это позволяет ребенку погрузиться в изображаемый мир, включить свое воображение, где-то расслабиться, а где-то и наоборот, а так же является дополнительной сенсорной стимуляцией. Музыка оказывает влияние на наши эмоции. С помощью музыкотерапии можно создать необходимое настроение, чтобы избавиться от всего лишнего и негативного.
Сказкотерапия: освоив методы и приемы рисования песком какой-то определенной темы, дети должны придумать сюжет своей истории. В работе должна прослеживаться сюжетная линия с хорошей концовкой. Для фона подбирается соответствующая музыка, которая помогает усилить эффект от придуманной истории (сказки). В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет ребенок, какие у него основные переживания. Повлиять на ход развития его мыслей, на сложившуюся ситуацию.
Цветотерапия: песочные столы имеют цветовую подсветку, которая регулируется пультом и имеет различную цветовую палитру. Благодаря этому в работе можно использовать еще и цветотерапию, которая помогает передать настроение рисунка, обогатить восприятие в целом и развитие творческих способностей детей. Цвет влияет на психическое и физическое состояние человека и обладает лечебным воздействием.
№ | Наименование темы | Краткое содержание темы |
1 | Вводное занятие. Знакомство с рабочим местом и используемым материалом | Знакомство со световым столом. Беседа о технике безопасности, песке и его свойствах, использование песка в различных областях деятельности человека. |
2 3 | Основные приемы рисования на световом столе | Техника и способы рисования на световом столе: -кулаком; - ладонью; - ребром большого пальца - щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла). - песочная струя: - песчинки попадают в одну точку-круг; - песочная струя рассыпается зигзагом: волны, чайки и пр.; - песочная струя рассыпается дугой: холмы, горы и пр.; - песочная струя рассыпается линией: дороги, дома и пр.; - песочная струя рассыпается замкнутой линией: воздушные шары, облака и пр.; - песочная струя рассыпается спиралью: порыв ветра, снежные бури и др. |
4 | Способы изображения фона работы | Изображение фона работы в технике закидывания, насыпания, засыпания: светлый (без песка), средней плотности (песок наносится тонким слоем), темный(песок наносится плотным слоем). Методы рисования на фонах: на светлом - тонкой струйкой песка, на среднем – можно прорисовывать любым способом, на темном – прорисовывание пальцем, ладонью, кулаком, выбирание песка |
5 | Основные принципы обращения с песком: зигзагообразные, круговые движения | На насыпанном фоне выполнить зигзагообразные движения пальцами всей ладони одновременно. Отработка зигзагообразного, кругового движения, Сделать зарисовку в альбоме морского дна |
6 | Композиция«Морское дно» | Показываются репродукции картин известных художников, или же фотографии морского пейзажа. Дети тщательно прорисовывают в альбоме свое морское дно (рыб, водорослей). Центром композиции является рыба. Подборка музыкального сопровождения |
7 | Композиция «Морское дно» | Под музыкальное сопровождение, готовая композиция переносится из альбома на песочный стол. Идет поиск наиболее выразительных способов изображения на песке. Подбирается подсветка на столах. Происходит снятие эмоционального напряжения |
8 | Композиция «Морской пейзаж» | Компоновка на альбомном листе спокойного морского пейзажа (штиль, небо, море, остров, корабль и т.д.).прорисовка элементов композиции |
9 | Композиция «Морской пейзаж» | Под спокойную музыку на песочном столе воспроизведение своего рисунка. Главная задача – передать спокойное настроение морского пейзажа. |
10 | Композиция «Шторм на море» | Репродукции картин Айвазовкого. Фотографии шторма, бури на море. Изображение в альбоме шторма на море. |
11 | Композиция «Шторм на море» | Под музыку на песочном столе воспроизведение шторма на море. Передача штормового состояния моря |
12 13 | «Морское приключение» | Используя способы перехода одной картины в другую, свои предыдущие зарисовки придумать свое маленькое морское приключение, маленькую историю с хорошей концовкой. Подобрать музыкальное сопровождение. |
14 | Орнаменты | Виды орнаментов. Учащимся предлагается раскрасить антистрессовую раскраску с орнаментом. Это позволит снять напряжение и понять принцип построения орнамента. Показываются образцы орнамента. |
15 | Составление орнамента «Страна запутанных линий» | Принцип построения орнамента. Придумать свой орнамент из линий на альбомном листе. |
16 | Орнамент «Страна запутанных линий» | Воспроизведение орнамента на песочном столе. Возможно использование вспомогательных инструментов (палочек разной толщины для мелкого прорисовывания, кисточек, цветных камушек) |
17 | «Лесная полянка» - изображение деревьев, кустарников. | В альбоме зарисовка деревьев, кустарников. Их прорисовка. Перенос готового изображения на песочный стол. Использование различных приемов. |
18 | «Жители леса» | Просмотр рисунков, фотографий с изображением лесных животных Зарисовки в альбомах животных. Изучение их построение, отличительных черт |
19 20 | «Жители леса» | Зарисовка лесных животных на песочном столе |
21 22 | «Лесная сказка» | Придумать маленькую добрую сказку о жителях леса используя свои зарисовки. Подборка музыкального сопровождения |
23- 26 | «Лесная сказка» | Используя способы рисования (вырезание, расчищение) перенести свою историю на пасочный стол |
27 | «Зимушка - зима» | Используя прием рисования кулачком на песке, изобразить сугробы, снеговика. Кончиками пальцев – снег идет |
28 | «Морозный узор на окне» | Под спокойное музыкальное сопровождение раскрашивание антистресс-раскраски с узором холодными тонами. Передача настроения зимнего дня |
29 | «Морозный узор на окне» | Развивая фантазию придумать свой морозный узор на окне в альбоме. Прорисовка деталей |
30 | «Морозный узор на окне» | Под музыкальное сопровождение изображение «Морозного узора на окне» на песочном столе. Подборка цветового сопровождения на столе |
31 | Ветка ели, сосны | Рисование несколькими пальцами одновременно веточки ели, сосны |
32 | «Новогодняя красавица» | Под праздничную новогоднюю музыку изображение Новогодней елки на песочном столе. Цветовое сопровождение. |
33 | Деревенская изба | Просмотр рисунков, фотографий, репродукций с изображением деревенской избы. Построение в перспективе и изучение отличительных особенностей избы на альбомных листах. Прорисовка деревенской избы на песочных столах |
34 | Сельский пейзаж | Составить композицию деревенского пейзажа и выполнить ее на песочном столе |
35 | Многоэтажный дом | Просмотр рисунков, фотографий, репродукций с изображением многоэтажных домов. Построение в перспективе и изучение отличительных особенностей многоэтажки на альбомных листах. Прорисовка многоэтажки на песочных столах |
36 | Городская улица | Составить композицию городской улицы и выполнить ее на песочном столе |
37 | Древний замок | Просмотр рисунков, фотографий, репродукций с изображением замка. Построение в перспективе и изучение отличительных особенностей замка на альбомных листах. Прорисовка замка на песочных столах |
38 | Сказочный замок | Придумать и воспроизвести сказочный замок, в котором хотел бы жить. |
39 | Домашние животные | Просмотр рисунков, фотографий с изображением домашних животных Зарисовки в альбомах животных. Изучение их построения, отличительных черт |
40 | Домашние животные | Изображение домашних животных на песочном столе |
41 | Птица в полёте | Просмотр рисунков, фотографий с изображением птиц Зарисовки в альбомах птицы в полете. Изучение их построения, отличительных черт |
42 | Птица в полёте | Изображение птиц на песочном столе с прорисовкой перышек на крыльях, узоров используя различные приемы. |
43 | «Бабочка – красавица» | Просмотр рисунков, фотографий с изображением бабочек Зарисовки в альбомах бабочек. Изучение их построения, отличительных черт. |
44 | «Бабочка – красавица» | Изображение бабочек на песочном столе, процарапывание узора на крыльях. |
45 | «Цветик-семицветик» | Просмотр рисунков, фотографий с изображением различных видов цветов Зарисовки в альбомах цветов. Изучение их построения, отличительных признаков |
46 | «Цветик – семицветик» | Прорисовка цветов на песочном столе используя изученные приемы песочного проецирования. |
47 | Цветочный орнамент | Раскрасить антистресс – раскраску с цветочным орнаментом теплыми тонами. |
48 | Цветочный орнамент | Придумать свой цветочный орнамент и прорисовать его на альбомном листе |
49 | Цветочный орнамент | Воспроизвести на песочном столе цветочный орнамент, подбирая наиболее выразительные приемы песочного проецирования. |
50 | Букет цветов | Составление букета из разных цветов в вазе. Прорисовка в альбоме. |
51 | Букет цветов | Прорисовка букета на песочном столе, подбирая наиболее выразительные приемы песочного проецирования для этой композиции. |
52 53 | «Царство цветов» | Придумать свою историю о цветочном царстве и прорисовать его на альбомном листе |
54- 56 | «Царство цветов» | Воспроизвести на песочном столе «Царство цветов» под расслабляющее музыкальное сопровождение. |
57 | Виды транспорта | Прорисовка различных видов транспорта. |
58 | Фигура человека | Изучение пропорций фигуры человека. Прорисовка фигуры человека в альбомах |
59 | Фигура человека | Изображение фигуры человека на песочном столе. Поиск наиболее выгодных способов изображения. |
60 | Лицо человека | Изучение пропорций лица человека. Прорисовка лица человека в альбомах |
61 | Лицо человека | Прорисовка лица человека на песочном столе. Поиск наиболее выгодных способов изображения. |
62 63 | Творческая работа «Песочные фантазии» | Создание длительной сюжетной линии итоговой работы «Песочные фантазии». Прорисовка деталей в альбоме |
64- 67 | Творческая работа «Песочные фантазии» | Воплощение своих «Песочных фантазий» на песочных столах. Подборка музыкального сопровождения, световой подсветки |
68 | «Песочные фантазии» | Просмотр итоговых творческих работ на тему «Песочные фантазии» |
Календарно –учебный график
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Форма занятия | Форма контроля | |
План | Факт | |||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с рабочим местом и используемым материалом | 1 | Объяснительно-наглядная | беседа | ||
2 3 | Основные приемы рисования на световом столе | 1 | Занятие-презентация Упражнения по выполнению методов и приемов | Практическое задание | ||
1 | Упражнения по выполнению методов и приемов | Практическое задание | ||||
4 | Способы изображения фона работы | 1 | Занятие-презентация Цветотерапия | Практическое задание | ||
5 | Основные принципы обращения с песком: зигзагообразные, круговые движения | 1 | Упражнения по выполнению методов и приемов | Наблюдение, Практическое задание, зарисовки | ||
6 | Композиция «Морское дно» | 1 | Занятие-презентация Объяснительно-наглядная Рисуночная терапия Музыкотерапия | Рисунок в альбоме | ||
7 | Композиция «Морское дно» | 1 | Учебное занятие Цветотерапия | Композиция на песочном столе | ||
8 | Композиция «Морской пейзаж» | 1 | Учебное занятие Рисуночная терапия | Рисунок в альбоме | ||
9 | Композиция «Морской пейзаж» | 1 | Учебное занятие Музыкотерапия Цветотерапия | Композиция на песочном столе | ||
10 | Композиция «Шторм на море» | 1 | Занятие-презентация | Рисунок в альбоме | ||
11 | Композиция «Шторм на море» | 1 | Учебное занятие Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
12 13 | «Морское приключение» | 1 | Занятие-творческая мастерская Музыкотерапия | Рисунок в альбоме | ||
1 | Занятие-творческая мастерская Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
14 | Орнаменты | 1 | Арт-террапия Цветотерапия | Антистрессовая раскраска | ||
15 | Составление орнамента «Страна запутанных линий» | 1 | Занятие-презентация Занятие с элементами лекций Рисуночная терапия | Рисунок в альбоме | ||
16 | Орнамент «Страна запутанных линий» | 1 | Цветотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
17 | «Лесная полянка» - изображение деревьев, кустарников. | 1 | Учебное занятие Рисуночная терапия Музыкотерапия | Зарисовки в альбоме, композиция на песочном столе | ||
18 | «Жители леса» | 1 | Занятие-презентация Объяснительно-наглядная | Зарисовки в альбоме | ||
19 20 | «Жители леса» | 1 | Учебное занятие Цветотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
1 | Учебное занятие Цветотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
21 22 | «Лесная сказка» | 1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Зарисовки в альбоме | ||
1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Зарисовки в альбоме | ||||
23- 26 | «Лесная сказка» | 1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
27 | «Зимушка - зима» | 1 | Учебное занятие | Практическое задание | ||
28 | «Морозный узор на окне» | 1 | Арт-террапия Музыкотерапия | Антистрессовая раскраска | ||
29 | «Морозный узор на окне» | 1 | Учебное занятие | Зарисовки в альбоме | ||
30 | «Морозный узор на окне» | 1 | Занятие-творческая мастерская Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
31 | Ветка ели, сосны | 1 | Учебное занятие | Зарисовки в альбоме | ||
32 | Новогодняя красавица | 1 | Занятие-творческая мастерская Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
33 | Деревенская изба | 1 | Занятие-презентация Объяснительно-наглядная | Зарисовки в альбоме | ||
34 | Сельский пейзаж | 1 | Учебное занятие Объяснительно-наглядная Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме, композиция на песочном столе | ||
35 | Многоэтажный дом | 1 | Занятие-презентация Объяснительно-наглядная | Зарисовки в альбоме композиция на песочном столе | ||
36 | Городская улица | 1 | Учебное занятие Объяснительно-наглядная Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме, композиция на песочном столе | ||
37 | Древний замок | 1 | Занятие-презентация Объяснительно-наглядная Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме композиция на песочном столе | ||
38 | Сказочный замок | 1 | Занятие-творческая мастерская Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме, Композиция на песочном столе | ||
39 | Домашние животные | 1 | Занятие-презентация Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме | ||
40 | Домашние животные | 1 | Учебное занятие Цветотерапия Музыкотерапия | композиция на песочном столе | ||
41 | Птица в полёте | 1 | Занятие-презентация Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме | ||
42 | Птица в полёте | 1 | Учебное занятие Цветотерапия Музыкотерапия | композиция на песочном столе | ||
43 | «Бабочка – красавица» | 1 | Занятие-презентация Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме | ||
44 | «Бабочка – красавица» | 1 | Учебное занятие Цветотерапия Музыкотерапия | композиция на песочном столе | ||
45 | «Цветик-семицветик» | 1 | Занятие-презентация Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме | ||
46 | «Цветик–семицветик» | 1 | Учебное занятие Цветотерапия Музыкотерапия | композиция на песочном столе | ||
47 | Цветочный орнамент | 1 | Арт-террапия Музыкотерапия | Антистрессовая раскраска | ||
48 | Цветочный орнамент | 1 | Занятие-презентация | Зарисовки в альбоме | ||
49 | Цветочный орнамент | 1 | Учебное занятие | композиция на песочном столе | ||
50 | Букет цветов | 1 | Занятие-творческая мастерская | Зарисовки в альбоме, | ||
51 | Букет цветов | 1 | Занятие-творческая мастерская | Композиция на песочном столе | ||
52 53 | «Царство цветов» | 1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Зарисовки в альбоме | ||
1 | Сказкотерапия Рисуночная терапия Музыкотерапия | Зарисовки в альбоме | ||||
54- 56 | «Царство цветов» | 1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
1 | Сказкотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
57 | Виды транспорта | 1 | Учебное занятие Рисуночная терапия Цветотерапия | Зарисовки в альбоме Композиция на песочном столе | ||
58 | Фигура человека | 1 | Занятие-презентация Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме | ||
59 | Фигура человека | 1 | Учебное занятие Цветотерапия | композиция на песочном столе | ||
60 | Лицо человека | 1 | Занятие-презентация Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме | ||
61 | Лицо человека | 1 | Учебное занятие | композиция на песочном столе | ||
62 63 | Творческая работа «Песочные фантазии» | 2 | Занятие-творческая мастерская Частично-поисковое Рисуночная терапия | Зарисовки в альбоме, | ||
64 65-67 | Творческая работа «Песочные фантазии» | 1 | Занятие-творческая мастерская Цветотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||
1 | Занятие-творческая мастерская Цветотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
1 | Занятие-творческая мастерская Цветотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
1 | Занятие-творческая мастерская Цветотерапия Музыкотерапия | Композиция на песочном столе | ||||
68 | «Песочные фантазии» | 1 | Демонстрация готовых творческих работ | Творческие работы |
Методическое обеспечение программы
Цель педагогической деятельности - развитие творческих и художественных способностей в процессе создания образов используя основные направления АРТ-терапии.
Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
-изучение и освоение приемов техники Sand Art.
- научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, композиции;
- снятие психологического напряжения
-развитие эстетического вкуса и творческого потенциала;
- развитие творческого мышления и воображения.
- развивать зрительно-моторную координацию
- воспитание любви к искусству;
- воспитание усидчивости, аккуратности.
Приоритетными воспитательно-развивающими задачами являются:
- формирование положительной мотивации обучающихся;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности.
Нестандартные формы занятий вызывают у обучающихся повышенный интерес ( занятие - творческая мастерская, занятие-презентация, учебное занятие, занятие – презентация, сказкотерапия, АРТ-терапия, музыкотерапия и др.). Эти активные формы обучения помогают заинтересовать ребят, привлечь к занятиям.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, интонационное выделение важных моментов, наблюдение в природе, обсуждение особенностей композиций, цветового решения, эмоционального фона).
- частично-поисковый (подбор сюжетов для творческих работ, подбор разнообразного материала для воплощения творческих идей);
Приём - конкретное проявление определенного метода на практике:
упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ художественного произведения, показ презентаций, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, и др.
Дидактический материал: картины, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, песочныестолы.
Формы подведения итогов: творческая работа, презентация творческих работ, зарисовки в альбомах, композиции на песочных столах.
№п/п | Наименование | |
1. | Методы, формы, технологии обучения. | рассказ, беседа, интонационное выделение важных моментов, наблюдение в природе, обсуждение особенностей композиций, цветового решения, эмоционального фона |
2. | Дидактические материалы. Наглядные материалы. | -Демонстрационный материал «Животные»; -Демонстрационный материал «Насекомые» -Демонстрационный материал «Деревья» -Демонстрационный материал «Орнамент». - «Виды жилья»; - «Цветы»; «Домашние животные»; «Лесные животные»; «Птицы»; «Транспорт»; «Бабочки»; «Зимушка - зима»; «Фигура человека»; «Лицо человека» |
3. | Раздаточные материалы. | Альбом, цветные карандаши, фломастеры, пастель. |
4. | Материально- техническое обеспечение. | Учебные парты, стулья, песочные столы, мультимедийный проектор, магнитная доска, учебная доска, компьютер, стенд выставочных работ. |
5. | Презентации | «Основные приемы рисования на световом столе»; «Способы изображения фона работы» «Основные принципы обращения с песком»; «Морское дно»; «Шторм на море»; «Орнамент»; «Домашние животные»; «Лесные животные»; «Деревенская изба»; «Многоэтажный дом»; «Птицы»; «Бабочки»; «Цветы»; «Цветочный орнамент»; «Фигура человека»; «Лицо человека» |
Диагностический инструментарий
КАРТА МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)
ПРОГРАММЫ «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ»
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иванцова Олеся Михайловна
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
Ι. Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальной терминологией ΙΙ. Практическая подготовка ребенка: 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3. Творческие навыки | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Творчество в выполнении практических заданий |
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)
| 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, картинки, творческая работа, Картинки, беседа Творческое задание, творческая работа, наблюдение |
М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
1. Познавательные УУД 1.1. Общеучебные 1.2. Логические 1.3. Постановка и решение проблемы 2. Регулятивные УУД 2.1. Целеполагание 2.2.Планирование 2.3.Прогнозирование 2.4.Контроль 2.5. Оценка 2.6.Саморегуляция 3. Коммуникативные УУД 3.1. Планирование учебного сотрудничества 3.2. Разрешение конфликтов 3.3Умение выражать свои мысли | Сформированность общеучебных действий (самостоятельность в принятии и сохранении учебной цели и задачи, преобразовании практической задачи в познавательную., использование знаково- символических средств Сформированность логических операций: способность осуществлять анализ, сравнение, обобщение. Умение самостоятельно формулировать проблему. Создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Самостоятельность в постановке учебной задачи на основе соотнесения того,что уже известно и усвоено учащимися и того, что надо узнать Умение самостоятельно определить последовательность промежуточных целей с конечным результатом и составить план действий. Умение самостоятельно мысленно представить конечный результат труда Сформированность навыков контроля Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области. Способность доводить начатое дело до конца. Умение планировать учебное сотрудничество, договариваться с педагогом и сверстниками об организации учебной деятельности, умение находить общие решения. Умение выявить проблемы, найти способы разрешения конфликта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Творческие задания (наблюдение и педагогический анализ) Творческое задание Творческое задание (наблюдение и педагогический анализ |
Л И Ч Н О С Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
1.Самоопределение: 1.1. Внутренняя позиция учащегося 1.2. Самооценка | Характер отношения к учреждению, творческому объединению Широта диапазона оценок своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах успеха и неудач. |
низкий уровень – иногда может оценить свои возможности в учении и судить о причинах успеха и неудач;
| 1 5 10 1 5 10 |
(А.А. Андреев)
|
2. Смыслообразование | Сформированность мотивации к учебной и социальной деятельности. |
| 1 5 10 |
Методика «Цветные линии» |
3. Морально-этическая ориентация | Способность к осуществлению нравственного выбора, ценностно-смысловых установок, этических чувств. |
| 1 5 10 |
(Л.В. Байбородова)
(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
|
ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ | ||||
Категория конкурса | Конкурс, выставка, выставка-конкурс | Ф.И. участника | Количество | Результативность |
Международные Фестивали, конкурсы | ||||
Всероссийские Фестивали, конкурсы | ||||
Региональные Фестивали, конкурсы | ||||
Муниципальные Фестивали, конкурсы | ||||
Конкурсы ЦРТДиЮ |
Диагностическая карта
мониторинга результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочные фантазии»
год обучения –одногодичная
2019-2020 учебный год
Ф.И.учащихся | Ровкин Кирилл | Савин Матвей | Савченкова София | Сапачева Виктория | Свиридов Иван | Сердечкин Андрей | Старченков Илья | Терехова Маргарита | Терехова Милана | Удалой Егор | Шахров Никита | Шевцова София | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки диагностики Показатели | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | Начальная | промежуточная | итоговая | ||||||||||||||||||||||
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы т.о. «Гармония» предмет «Художественный труд» | н | с | с | с | с | с | с | с | в | н | н | с | с | с | с | с | с | в | с | с | с | н | с | в | н | с | с | н | с | с | н | с | с | с | с | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 6/50% промежуточная н- 1/8% итоговая н-0/0% диагностика ср- 6/50% диагностика ср- 11/92% диагностика ср-7/58% В- 0/0% в- 0 /0% в-4/ 42% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владение специальной терминологией | н | с | с | с | с | в | с | с | в | н | с | с | н | н | с | н | с | с | н | с | в | с | с | в | н | с | в | н | с | с | н | с | с | с | с | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 8/67% промежуточная н- 1/8% итоговая н-0/0% диагностика ср- 4 /33% диагностика ср- 11/92% диагностика ср-6/50% В- 0/0% в- 0 /0% в-6/ 50% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические умения и навыки, предусмотрен ные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | н | с | в | с | с | в | с | с | в | н | с | с | н | с | с | с | с | с | н | с | в | с | с | в | н | с | в | с | с | с | н | с | с | с | с | В | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 6/50% промежуточная н- 0/0% итоговая н-0/0% диагностика ср- 6 /50% диагностика ср- 12/100% диагностика ср-5/45% В- 0/0% в- 0 /0% в-7/ 55% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владение специальным оборудованием и оснащением | Н | н | с | с | с | в | с | с | в | н | н | с | н | н | с | н | с | с | н | с | с | с | с | в | н | с | в | н | с | с | н | с | с | с | в | с | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 8/67% промежуточная н- 3/25% итоговая н-0/0% диагностика ср- 4 /33% диагностика ср- 9/75% диагностика ср-7/58% В- 0/0% в- 0 /0% в-5/ 42% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческие навыки | с | с | с | с | в | в | с | с | в | н | н | с | н | с | с | н | с | с | н | с | с | с | в | в | н | с | с | н | с | с | н | с | с | с | в | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 7/57% промежуточная н- 1/8% итоговая н-0/0% диагностика ср- 5 /43% диагностика ср- 8/67% диагностика ср-8/67% В- 0/0% в- 3 /25% в-4/ 33% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД | с | с | с | с | в | в | с | в | в | н | с | с | н | с | с | н | с | с | с | с | с | с | в | в | с | с | в | с | с | в | с | с | в | с | в | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 3/31% промежуточная н- 0/0% итоговая н-0/0% диагностика ср- 9 /69% диагностика ср- 8/67% диагностика ср-5/42% В- 0/0% в- 4 /33% в-7/ 58% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД | Н | с | с | с | с | в | с | в | в | н | с | с | н | н | с | с | с | в | н | с | с | с | в | в | с | с | в | с | с | в | с | в | в | с | в | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 4/33% промежуточная н- 1/9% итоговая н-0/0% диагностика ср- 8 /67% диагностика ср- 7/58% диагностика ср-4/33% В- 0/0% в- 4 /33% в-8/ 67% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные УУД | Н | с | с | с | в | в | с | в | в | н | с | с | с | с | в | н | с | с | с | в | в | с | в | в | с | в | в | с | в | в | с | с | с | с | с | с | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 3/25% промежуточная н- 0/0% итоговая н-0/0% диагностика ср- 9 /75% диагностика ср- 6/50% диагностика ср-5/42% В- 0/0% в- 6 /50% в-7/ 58% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение: (внутренняя позиция,самооценка) | Н | с | с | с | с | в | с | с | в | н | с | с | н | с | с | н | с | с | н | с | с | с | в | в | с | с | в | с | в | в | с | с | с | с | с | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 5/42% промежуточная н- 0/0% итоговая н-0/0% диагностика ср- 7 /58% диагностика ср- 10/83% диагностика ср-6/50% В- 0/0% в- 2 /17% в-6/ 50% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
смыслообразование | Н | с | с | с | с | в | с | в | в | н | с | с | н | с | с | с | с | с | н | с | в | с | в | в | с | в | в | с | в | в | с | в | в | с | в | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 4/33% промежуточная н- 0/0% итоговая н-0/0% диагностика ср- 8 /67% диагностика ср- 6/50% диагностика ср-4/33% В- 0/0% в- 6 /50% в-8/ 67% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морально-этическая ориентация | Н | с | с | с | с | с | с | с | в | н | с | с | н | с | с | с | с | с | с | с | в | с | в | в | с | в | в | с | в | в | с | с | в | с | в | в | ||||||||||||||||||||||
начальная н- 4/30% промежуточная н- 0/0% итоговая н-0/0% диагностика ср- 8 /70% диагностика ср- 8/67% диагностика ср-5/42% В- 0/0% в- 4 /33% в-7/ 58% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческие достижения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На уровне ЦРТДиЮ | -- |
Мотивация обучающихся к занятиям в объединении
Методика: «Определение уровня развития мотивации к деятельности»
2019-2020уч.г
Цель: определить уровень развития мотивации дошкольников к продуктивной деятельности.
Диагностика проводилась в октябре и мае педагогом дополнительного образования т.о. «Песочные фантазии»
Октябрь (начальная диагностика)
Уровень Года обучения | Количество детей | Высокий | Средний | Низкий |
2018-2019 г. | 12 | 75% (9ч.) | 25% (3ч.) | 0 % (0ч.) |
2019-2020г. | 12 | 83% (10ч.) | 17%(2ч.) | 0% (0ч.) |
2020-2021 г | 24 | 86% (21ч.) | 14% (2ч.) | % (1ч.) |
Май (итоговая диагностика)
Уровень Года обучения | Количество детей | Высокий | Средний | Низкий |
2018-2019 г. | 12 | 92% (11ч.) | 8% (1ч.) | 0 % (0ч.) |
2019-2020г. | 12 | 100% (12ч.) | 0%(0ч.) | 0% (0ч.) |
2020-2021 г | 24 | 92% (22ч.) | 8% (2ч.) | 0% (0ч.) |
Всего | 48 | 94% ( 45ч.) | 6% (3ч.) | 0% (0ч.) |
Вывод май (итоговая диагностика):
Практически все дети показали высокий (94%) и средний (6%) уровень мотивации к продуктивной деятельности, т.е были заинтересованы, эмоционально вовлечены, воплощали собственный замысел, при этом деятельность носила завершенный характер. Низкий уровень мотивации к продуктивной деятельности не был выявлен.
Литература
- Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д.«Практикум по песочной терапии»,СПб «Речь»,2006
- Михайлов А.М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
- Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская, С.И. Петрова и др.; под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвщение, 2011.
- Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – Обнинск: Центр педагогического образования, 2008.
- Погосова Н. М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
Список интернет – ресурсов:
https://azbyka.ru/deti/risovanie-peskom
www.psychologos.ru/articles/view/skazkoterapiya
artlig.com/ob-art-terapii/muzyikoterapiya
astrabis.ru/metod/muzykoterapiy
https://worid-psychologos.ru/svetoterapiya
psihomed.com/tsvetoterapiya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажная фантазия. Торцевание»
Программа «Бумажная фантазия. Торцевание." разработана для реализации в центре дополнительного образования, она краткосрочна, рассчитана на 12 ч., приспособлена...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации» создана для эстетического и художестве...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»
Модульная программа дополнительного образования детей направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга творчества»
Программа творческого объединения художественной направленности "Радуга творчества"...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Фантазия" для детей 3,8-14 лет
Учебно-методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования ведущими кружковую деятельнолсть в области Лепки из пластилина и Рукоделия...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветочная фантазия" (стартовый уровень, 8-12 лет, 72 часа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветочная фантазия» имеет художественную направленность, относится к стартовом...