Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработана с целью дать прочные знания, умения и навыки в различных техниках декоративно-прикладного искусства, такие как бисероплетение и мягкая игрушка. Для развития творческого и критического мышления, эстетического и художественного воспитания школьников, воспитания творческой личности, с активной жизненной позицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._mir_podelok.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЗЛОВСКИЙ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «ПЧЁЛКА»
КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол № __ от _______ 20___ года | УТВЕРЖДЕНА: Приказом МАДОУ «Козловский ЦРР- детский сад «Пчёлка» № ___ от _______20___года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
художественной направленности
«Мир поделок»
детского творческого объединения
«Золотые руки»
для детей 7-14 лет
сроком реализации 2 года
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Сидякова Татьяна Ильдусовна, педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Козловка – 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» составлена в соответствии с нормативно-правовыми, экономическими требованиями и закреплена в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в− РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей− (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ− от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Реализуемая программа обеспечивает формированию интереса и ориентирована на работу с детьми 7 – 14 лет школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разно направлено, наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Программа допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала для детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы, либо утрачены вследствие болезни или травмы. Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Такие дети психологически «младше своего возраста». Их мышление более конкретно, им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены, им труднее усваивать материал и они быстрее его забывают. Обучающиеся быстро утомляются. У них слабый самоконтроль. Они очень чувствительны и обидчивы. Учитывая данную специфику, необходимо следовать следующим правилам. Объяснения должны быть доступными, повторяться несколько раз, сопровождаться наглядным показом. Оптимальный временной режим занятий – не более 30 мин. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.
Основное содержание образования детей в объединении «Золотые руки» — практико-ориентированное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Это образование — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир поделок» создана для обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработана с целью дать прочные знания, умения и навыки в различных техниках декоративно-прикладного искусства, такие как бисероплетение и мягкая игрушка. Для развития творческого и критического мышления, эстетического и художественного воспитания школьников, воспитания творческой личности, с активной жизненной позицией.
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В основу программы положено модульное обучение. Каждый из модулей представляет собой законченный самостоятельный блок по тому или иному виду декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам рукодельных искусств, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.
В настоящее время, несмотря на большое количество видов рукоделия, методической литературы, творческих коллективов дополнительного образования детей, уровень декоративно-прикладного развития детей неуклонно снижается. Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия в общем, опираясь при этом на национальную традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.
Программа рассчитана на воспитанников кружка, в том числе и для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель:
Обучающая цель:
- Дать прочные знания, умения и навыки в таких техниках декоративно-прикладного искусства как бисероплетение и мягкая игрушка в зависимости от возраста обучающихся.
Развивающая цель:
- Способствовать развитию творческого и критического мышления обучающихся.
- Найти и поддержать одарённых и талантливых детей, и помочь их творческому развитию.
Воспитательная цель:
- Способствовать развитию эстетического и художественного воспитания школьников, воспитание творческой личности, с активной жизненной позицией.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представлений ребёнка о культурном значении и особенностях народного творчества;
- формирование практических умений и навыков по отдельным видам декоративно-прикладного творчества;
- формирование навыков проектирования в проблемно-поисковой деятельности учащихся.
Развивающие:
- развитие познавательных потребностей воспитанников, включение народного искусства в сферу личностных ценностей;
- развитие памяти, внимания, творческого мышления и воображения воспитанников и других форм сенсорного восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие потребности у воспитанников в личностном самоопределении в сфере прикладного искусства, в самореализации.
Воспитательные:
- воспитание эстетической культуры личности средствами народного творчества;
- формирование уважительного отношения к различным видам прикладного труда;
- воспитание навыков коммуникативного взаимовоздействия в процессе коллективного труда;
- воспитание любви к культуре чувашского народа и к культурному наследию других народов России.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир поделок»:
- по целевому обеспечению – авторская;
- по образовательному обеспечению – технологическая;
- по уровню освоения – общекультурный уровень и углубленный для младшего, среднего школьного возраста;
- по технологии обучения – обучающее – развивающая;
- по форме организации – групповая и индивидуальная,
- по характеру деятельности – деятельностно – творческая, совместная деятельность педагога и детей;
- по ступеням образовательной модели – детские группы;
- по возрастным особенностям – для детей 7-14 лет;
- по временным показателям – на 2 года обучения;
- состав учебной группы – постоянно-переменный;
- особенности набора детей – свободный;
- форма занятий – групповая, разновозрастная, индивидуальная;
- место проведения – учебный кабинет Центра;
- количество недель в учебном году: 38
- количество занятий и учебных часов в неделю на группу за учебный год:
Модуль «Мягкая игрушка»
2-го года обучения - 2 занятия по 2 часа (152 учебных часов в год);
Модуль «Бисероплетение»
1-го года обучения - 1 занятие по 2 часа (76 учебных часов в год);
2-го год обучения - 2 занятия по 2 часа (152 учебных часов в год).
Для закрепления знаний, умений и навыков детей по каждой теме допускается вариативные формы работы: изготовление творческих работ по желанию детей.
Количество воспитанников в группах:
группа 1-го года обучения – 12-15 человек;
группа 2-го года обучения – 10-12 человек.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты предусматривают умения:
- повышение внутренней мотивации воспитанника;
- появления уверенности в своих силах;
- воспитания трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца;
- воспитание доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважать окружающих, слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников.
Метапредметными результатами являются умения:
- овладение умениями работать с информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах деятельности;
- освоение техники бисероплетения, пошива мягкой игрушки;
- умение находить варианты решения при изготовления изделий;
- соотносить результат своей деятельности с образцом;
- находить ошибки в своей и чужой работе и исправлять их.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
Ожидается, что за два года обучения воспитанники кружка «Золотые руки» усвоят учебную программу модулей «Мягкая игрушка», «Бисероплетение» в полном объёме. Ребята научатся пользоваться различными инструментами и приспособлениями для пошива мягкой игрушки и плетения изделий из бисера, соблюдая технику безопасности, смогут правильно организовать свое рабочее место, самостоятельно или по учебной литературе выполнить поделку, несложные сувениры и подарки, выполнить творческую работу для своего возраста. Учащиеся достигнут начального или среднего ученического уровня образования в области различных техник прикладного творчества, в зависимости от своего возраста. Завершив обучение по программе «Мир поделок», воспитанники кружка должны освоить различные приемы пошива и плетения, а также научиться самостоятельно, создавать творческие работы.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Способами оценивания уровня достижений учащихся, степени усвоения учебной программы является аттестация воспитанников в форме анкетирования (см. Приложение) и контрольной практической работы, а также мониторинг участия детей в конкурсах различного уровня.
Формы подведения итогов
Формами фиксации результатов обучения по программе «Мир поделок» являются записи достижений воспитанников в журнале кружковой работы, оформление портфолио - Грамоты, Дипломы по итогам участия в конкурсах, итоговые выставки готовых работ, отзывы родителей и детей, данные мониторинга в электронной базе данных.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Модуль «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
I -год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Учимся шить игрушку. 1.1 Техника выполнения швов. 1.2 Безлекальные игрушки. 1.3 Изготовление игольницы. | 2 2 2 1 | 2 4 5 | 2 4 6 6 |
2 | Плоские игрушки (рыбка, звёздочка, медуза, краб). | 2 | 6 | 8 |
3 | Бескаркасные мягкие игрушки. | 2 | 18 | 20 |
4 | Сувениры к праздникам: Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Пасха. | 2 | 6 + (2резерв) | 10 |
5 | Каркасные игрушки. | 2 | 18 | 20 |
Итого | 15 | 61 | 76 |
II -год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Пошив мягкой игрушки из ткани и меха. 1.1 Пошив игрушек из ткани. 1.2 Пошив игрушек их меха. | 2 2 2 | 26 34 | 2 28 36 |
2 | Сувениры к празднику. 2.1 Подставки для карандашей. 2.2 Игольницы. 2.3 Игрушки. | 2 2 2 | 22 10 20+ (2 резерв) | 24 12 24 |
3 | Полезные игрушки. 3.1 Плоские настенные игрушки. 3.2 Подушки-игрушки. 3.3 Игрушки-кармашки. | 2 2 2 | 6 6+ (2резерв) 6 | 8 10 8 |
Итого | 18 | 134 | 152 |
Примечание: по каждой теме для закрепления знаний, умений и навыков детей допускается изготовление вариативных видов творческих работ по выбору учащегося согласно теме учебно-тематического план.
2. Модуль «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
I -год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Плетение на проволоке. 1.1 Плоские фигурки. 1.2 Изготовление знаков Зодиака. | 2 2 2 | 6 8 | 2 8 10 |
2 | Плетение на леске. 2.1 Основные приёмы бисероплетения. 2.2 Плетение браслетов. 2.3 Объёмные игрушки. | 2 2 2 | 2 6 12 | 4 8 14 |
3 | Сувениры к праздникам: Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Пасха. | 2 | 6+ (2резерв) | 10 |
4 | Изготовление панно. 4.1. Обитатели моря. 4.2 По мотивам сказок. | 2 2 | 8 8 | 10 10 |
Итого | 18 | 58 | 76 |
II -год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Животный мир. 1.1 Объёмные и плоские игрушки из бисера и бусинок. 1.2 Объёмные миниатюрные композиции на проволоке. | 2 2 2 | 18 14 | 2 20 16 |
2 | Цветочные фантазии. 2.1 Цветы из бисера. 2.2 Изготовление деревьев. | 2 2 | 22 16 | 24 18 |
3 | Сувениры к праздникам: Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Пасха. 3.1 Объёмные игрушки на леске.
| 2 2 2 | 6 18 8+ (2резерв) | 8 20 12 |
4 | Композиции из сказок. | 2 | 12 | 14 |
5 | Комплект украшений. | 2 | 16 | 18 |
Итого | 20 | 132 | 152 |
Примечание: по каждой теме для закрепления знаний, умений и навыков детей допускается изготовление вариативных видов творческих работ по выбору учащегося согласно теме учебно-тематического план.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
- Учебно-методический комплекс модуля «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Мягкая игрушка - один из видов декоративно-прикладного творчества, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитьё, вышивка, аппликация. Занятия мягкой игрушкой помогают развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомят с традициями художественного народного творчества, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве.
Игра и игрушка неотделимы. Первое наше знакомство с миром проходит через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному. Она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Цель:
Обучающая цель: Дать прочные начальные теоретические и практические знания, умения и навыки шитья.
Развивающая цель: Способствовать развитию творческого и критического мышления обучающихся.
Воспитательная цель: Способствовать развитию эстетического и художественного воспитания обучающихся, воспитание творческой личности, с активной жизненной позицией.
Задачи:
Обучающие: - Научить изготавливать простейшие игрушки.
- Освоить простейшие операции с разными видами ткани.
Развивающие:
- Развить смекалку, фантазию, эстетический вкус.
- Развить воображение и образное мышление.
- Развить моторику пальцев.
- Развить творческие способности детей.
Воспитывающие:
- Воспитать аккуратность, терпение, трудолюбие.
- Воспитывать видение прекрасного в людях, природе, искусстве.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием тестирования по темам изучаемого курса.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
- Решение кроссвордов.
- Игровые формы контроля.
- Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в детском творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по собственным шаблонам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы модуля «Мягкая игрушка» предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках и конкурсах различных уровней.
В конце изучения курса "Мягкая игрушка" обучающиеся должны:
- знать правила техники безопасности;
- уметь выполнять основные виды швов («вперед иголку», «через край», «петельный»);
- уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками;
- знать отличительные особенности объёмной и плоской игрушки;
- знать основные требование при работе с тканью и мехом;
- уметь экономично расходовать материал;
- уметь самостоятельно выполнять операции по раскрою и шитью игрушки;
- уметь аккуратно и эстетично оформить игрушку.
СОДЕРЖАНИЕ
I год обучения
Раздел 1 (18ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История возникновения мягкой игрушки, цветовое решение игрушки. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
УЧИМСЯ ШИТЬ ИГРУШКУ
1.1. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ШВОВ (4 ч.)
Теоретические сведения. Определение длины рабочей нити. Завязывание узелка в начале и в конце шва. Техника выполнение швов («вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «через край»). Образцы. Техника безопасности с иглой.
Практическая работа. Выполнение основных видов швов («вперед иголку», «петельный», «назад иголку», «через край»).
1.2. БЕЗЛЕКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ (6 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с выкройками. Правила работы с выкройками. Увеличение, уменьшение выкройки по клеточкам. Изготовление выкройки без лекал. Правила раскроя ткани и меха. Виды швов.
Практическая работа. Выполнение безлекальных игрушек на основе шарика, валика, мешочка по выбору (мячик, колобок, цыпленок). Оформление игрушек.
1.3 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГОЛЬНИЦЫ (6 ч.)
Теоретические сведения. История об игольницах. Возможное применение игольницы в быту и интерьере. Правила раскроя игольницы на ткани. Виды швов.
Практическая работа. Выполнение игольницы: клубничка, шляпа, божья коровка. Оформление игольницы.
Раздел 2 (8 ч.)
ПЛОСКИЕ ИГРУШКИ
Теоретические сведения. Отличительные особенности объёмной и плоской игрушки. Правила раскроя деталей на ткань по выкройкам. Особенности выполнения плоских игрушек из ткани, меха. Эстетичное оформление игрушки.
Практическая работа. Изготовление плоских игрушек: рыбка, звёздочка, медуза, краб. Сборка и оформление игрушек.
Раздел 3 (20 ч.)
БЕСКАРКАСНЫЕ ИГРУШКИ
Теоретические сведения. Отличительные особенности бескаркасной игрушки. Цветовое решение игрушки. Раскрой трикотажной ткани. Особенности выполнения игрушек из ткани и меха. Эстетичное оформление игрушки.
Практическая работа. Изготовление бескаркасных игрушек: утёнок, младенец, собачка, курочка, снегурочка, объёмная ёлочка, снеговик, крош, котёнок, птичка – каркуша. Сборка и оформление игрушек.
Раздел 4 (10 ч.)
СУВЕНИРЫ К ПРАЗДНИКАМ
(Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Пасха)
Теоретические сведения. Цветовое решение игрушек. Особенности выполнения сувениров. Правила раскроя. Эстетическое оформление сувениров.
Практическая работа. Изготовление сувениров к праздникам: сердечко украшенная бисером, лягушка – балерина, гномик, барашек, букашка, зайчонок Тёпа. Сборка и оформление игрушек.
Раздел 5 (20 ч.)
КАРКАСНЫЕ ИГРУШКИ
Теоретические сведения. Каркас его назначение. Технология изготовления каркаса. Отличительные особенности каркасных мягких игрушек. Оформление головки игрушки: рога, ушки, челочка. Эстетичное оформление каркасных игрушек.
Практическая работа. Изготовление каркасных мягких игрушек: жираф, львёнок, лошадка, обезьянка, слонёнок, осьминог (для ключей). Сборка и оформление игрушек.
Диагностика и способы отслеживания результата.
Аттестация по итогам усвоения учебной программы «Мир поделок» за I и II полугодие в форме тестирования «Хочу всё знать» (для оценки теоретических знаний) и итоговой выставки изделий (см.Приложение №1). Выставка лучших работ подведение итогов, награждение.
II год обучения
Раздел 1 (72 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История возникновения мягкой игрушки, цветовое решение игрушки. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
ПОШИВ МЯГКОЙ ИГРУШКИ ИЗ ТКАНИ И МЕХА
1.1. ПОШИВ ИГРУШЕК ИЗ ТКАНИ (30 ч.)
Теоретические сведения. Цветовое решение игрушки. Виды ручных швов при пошиве. Основные требование при работе с тканью. Правила раскроя трикотажной ткани. Эстетическое оформление игрушки.
Практическая работа. Выполнение мягких игрушек из ткани: мышонок, собачка, попугай, пчёлка, пингвин, дракон, гусь, домовёнок Лиля, черепаха, лягушонок, поросёнок, мотылёк.
1.2. ПОШИВ ИГРУШЕК ИЗ МЕХА (40 ч.)
Теоретические сведения. Цветовое решение игрушки. Виды ручных швов. Основные требование при работе с мехом. Правила раскроя меха с учётом направления ворса. Эстетическое оформление игрушки.
Практическая работа. Выполнение мягких игрушек из меха: ёжик, медвежонок, зайчик, тигрёнок, пёс, кошка, львёнок, чебурашка, щенок, кролик, Барсик, кенгуру, ворона, овечка, попугай Кеша, птичка, Дед Мороз, снегурочка, ёлочка объёмная, ёлочка плоская.
Раздел 2 (48 ч.)
СУВЕНИРЫ К ПРАЗДНИКУ
2.1 ПОДСТАВКИ ДЛЯ КАРАНДАШЕЙ (12 ч.)
2.2 ИГОЛЬНИЦЫ (12 ч.)
2.3 ИГРУШКИ (24 ч.)
Теоретические сведения. Цветовое решение игрушек. Особенности выполнения сувениров. Правила раскроя. Эстетическое оформление сувениров.
Практическая работа. Изготовление памятных сувениров к праздникам: подставки для карандашей – собачка, кошка, гномик, буратино, чиполлино, незнайка; игольницы – сердечко, клубничка, шляпа, черепаха, курочка, цветочек; игрушки – Дед Мороз, снегурочка, ангелочек, клоун, кар-карыч, дельфин, зайчик Степашка, слон большой, крош, котёнок, нюша, белочка.
Раздел 3 (32 ч.)
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ ДЛЯ ДОМА
3.1 ПЛОСКИЕ НАСТЕННЫЕ ИГРУШКИ (10 ч.)
3.2 ПОДУШКИ – ИГРУШКИ (12 ч.)
3.3 ИГРУШКИ - БРЕЛКИ (10 ч.)
Теоретические сведения. Понятие о полезной игрушке. Цветовые решения в интерьерах.
Эстетическое оформление сувениров.
Практическая работа. Работа по выбору: плоские настенные игрушки: заяц спортсмен, сердечко, совушка, мишка, курочка; подушки – игрушки: пингвин, сова, кошка, божья – коровка, мишка, собачка; игрушки-брелки – лошадка, кошечка, собачка, зайка, домик.
Диагностика и способы отслеживания результата.
Аттестация по итогам усвоения учебной программы «Мир поделок» за I и II полугодие в форме тестирования «Хочу всё знать» (для оценки теоретических знаний) и итоговой выставки изделий (см.Приложение №2). Выставка лучших работ подведение итогов, награждение.
2. Учебно-методический комплекс модуля «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Бисероплетение – вид народного искусства, которое развивалось в течение тысячелетий. Жемчужины и стеклянные бусины были любимым материалом для создания украшений русских крестьянок. Щедро расшитые бисером и жемчугом церковные атрибуты приносились в дар церквям и монастырям. Богатая история бисера дает возможность заглянуть в прошлое нашей страны, а также прикоснуться к культуре и традициям народов мира. Искусство бисероплетения переживает сейчас в нашей стране свое возрождение. Активно пополняется новыми направлениями. Именно это помогает детям, осваивающим этот вид декоративного искусства воспринимать и осмысливать народное творчество.
С одной стороны, бисер, бусины являются материалом для игры, с другой стороны овладевая всеми новыми приёмами бисероплетения, воспитанник плавно переходит к созданию изделий, отвечающим самым высоким требованием художественного вкуса.
Цель:
Обучающая: Дать прочные начальные теоретические и практические знания, умения и навыки в освоении различных технологических приёмов бисероплетения.
Развивающая: Способствовать развитию творческого и критического мышления обучающихся.
Воспитательная: Эстетическое и художественное воспитание школьников, воспитание творческой личности, с активной жизненной позицией.
Задачи:
Образовательные:
- Углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения.
- Формирование знаний по основам композиции.
- Освоение техники бисероплетения.
- Обучение экономичному отношению к используемым материалам.
Развивающие:
- Развитие моторных навыков.
- Развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей,
формирование эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения.
- Воспитание чувства необходимости довести начатое до конца, привитие основ культуры труда.
- Снятие комплексов неуверенности в своих силах, помощь в формировании психологической жизненной позиции «все в моих руках».
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация: уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
- тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием тестирования по темам изучаемого курса;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
- решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;
- решение кроссвордов;
- участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы модуля «Бисероплетение» предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках и конкурсах различных уровней.
В конце изучения курса «Бисероплетение» обучающиеся должны:
- знать правила техники безопасности;
- знать основы композиции и цветоведения;
- знать классификацию бисера по форме и цветовым характеристикам;
- знать свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;
- знать правила ухода и хранения изделий из бисера;
- знать условия хранения изделия из бисера согласно правилам;
- уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- уметь составлять композиции согласно правилам;
- уметь правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
- уметь свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению;
- уметь пользоваться инструкционно-технологическими картами и самостоятельно составлять рабочие рисунки;
- уметь изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов;
- уметь выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям;
- уметь рассчитывать плотность плетения.
СОДЕРЖАНИЕ
I год обучения
Раздел 1 (20 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Чувашского народа. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
1. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
1.1 ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ (8 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение плоских фигурок на основе изученных приёмов: стрекоза, яблоко, клубничка, груша, ананас. Закрепление концов проволоки на плоских фигурках.
1.2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗНАКОВ ЗОДИАКА (10 ч.)
Теоретические сведения. Повторение приёмов плетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе. Последовательность выполнения.
Практическая работа. Выполнение знаков Зодиака (овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыба).
Раздел 2 (26 ч.)
ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ
2.1 ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (4 ч.)
Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки “мозаика”, “восьмёрки”, “соты”, ромбы, “фонарики”. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”, “колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Наплетения на цепочку “колечки”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), “веточки”, “кораллы”. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно, «кирпичный стежок», полотно “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.
2.2 ПЛЕТЕНИЕ БРАСЛЕТОВ (8 ч.)
Теоретические сведения. История браслетов. Анализ образцов. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем для выполнения браслетов.
Практическая работа. Плетение браслетов на основе изученных приёмов. Изготовление браслетов: «Цветы», «Зигзаг». Оформление. Прикрепление застёжки.
2.3 ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА (14 ч.)
Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов: дельфин, новогодние герои Дед Мороз, снегурочка, снеговик, ёлочка, крокодил, мышка, паук. Сборка и оформление игрушек.
Раздел 3 (10 ч.)
СУВЕНИРЫ К ПРАЗДНИКАМ
Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Пасха.
Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов: ангелочек, сердечко, зайчик, собачка, бабочка. Сборка и оформление игрушек.
Раздел 4 (20 ч.)
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО
4.1. ОБИТАТЕЛИ МОРЯ (10 ч.)
4.2 ПО МОТИВАМ СКАЗОК (10 ч.)
Теоретические сведения. Повторение техники параллельного плетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев и обитателей моря. Анализ композиции. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок обитателей моря: морские рыбки, неоновые рыбки, краб, морская звезда, водоросли; сказочных героев: «Конёк – горбунок»– плетение жар-птицы, конька-горбунка. Сборка панно. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
Диагностика и способы отслеживания результата.
Аттестация по итогам усвоения учебной программы «Мир поделок» за I и II полугодие в форме тестирования «Хочу всё знать» (для оценки теоретических знаний) и итоговой выставки изделий (см. Приложение №3). Выставка лучших работ подведение итогов, награждение.
II год обучения
Раздел 1 (38 ч.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
ЖИВОТНЫЙ МИР
1.1 ОБЪЁМНЫЕ И ПЛОСКИЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА И БУСИНОК (20 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных и плоских игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение, зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение игрушек: жираф, лев, ослик, сова, слон, бегемот, собачка, кошка, лиса, волк. Оформление и применение.
1.2. ОБЪЁМНЫЕ МИНИАТЮРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ НА ПРОВОЛОКЕ (16 ч.)
Теоретические сведения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая работа. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Плетение: колибри на розе, аленький цветок, аквариум, Африка. Подготовка основы. Составление композиции и оформление.
Раздел 2 (40 ч.)
ЦВЕТОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ
2.1 ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА (24 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей, зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов: мак, ромашка, роза, фиалка, ландыш, мимоза, анютины глазки, нарцисс, астра, гвоздика, колокольчики. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление букетов.
2.2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ (16 ч.)
Теоретические сведения. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бисерного дерева: петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов дерева. Плетение деревьев: берёзы, сакуры, рябины, яблони.
Составление композиций. Сборка и закрепление дерева на основу. Использование бисерного дерева для оформления интерьера.
Раздел 3 (40 ч.)
СУВЕНИРЫ ИЗ БИСЕРА (8 ч.)
Теоретические сведения. Цветовое решение и особенности выполнения сувениров. Эстетическое оформление сувениров.
Практическая работа. Изготовление сувениров к праздникам: брелки, сердечко, цветы.
3.1. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ НА ЛЕСКЕ (20 ч.)
Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение объемных игрушек на основе изученных приёмов. Плетение сувениров: утёнок, ящерица, паук, пчёлка, змея, осьминог, пингвин, смешарики-крош. Сборка и оформление игрушек.
3.2. ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО (12 ч.)
Теоретические сведения. Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”, вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.
Раздел 4 (14 ч.)
КОМПОЗИЦИИ ИЗ СКАЗОК
Теоретические сведения. Анализ композиции. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка композиции. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Раздел 5 (18 ч.)
КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ
Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.
Практическая работа. Плетение комплекта украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки.
Диагностика и способы отслеживания результата.
Аттестация по итогам усвоения учебной программы «Мир поделок» за I и II полугодие в форме тестирования «Хочу всё знать» (для оценки теоретических знаний) и итоговой выставки изделий (см. Приложение №4). Выставка лучших работ подведение итогов, награждение.
V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЯ «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
I -год обучения
месяц | № | Тема занятия | Кол – во часов |
сентябрь | Вводное занятие. | 1 | |
Учимся шить игрушку | |||
Техника выполнения швов Шов «назад иголку» | 1 | ||
Швы «через край», «петельный» | 2 | ||
Безлекальные игрушки | |||
Пошив колобка | 2 | ||
октябрь | Пошив цыпленка | 2 | |
Пошив мячика | 2 | ||
Изготовление игольницы | |||
Пошив клубнички | 2 | ||
Пошив шляпы | 2 | ||
Пошив божьи коровки | 2 | ||
ноябрь | Плоские игрушки | ||
Пошив рыбки | 2 | ||
Пошив звёздочки | 2 | ||
Пошив медузы | 2 | ||
Пошив краба | 2 | ||
декабрь | Бескаркасные игрушки | ||
Пошив утёнка | 2 | ||
Пошив обезьянки | 2 | ||
Пошив звёздочки с колпаком | 2 | ||
Пошив ёлочки | 2 | ||
январь | Пошив снеговика | 2 | |
Пошив пингвина | 2 | ||
Пошив кроша | 2 | ||
февраль | Пошив кроша | 2 | |
Пошив котёнка | 2 | ||
Пошив котёнка | 2 | ||
Каркасные игрушки | |||
Пошив жирафа | 2 | ||
март | Пошив жирафа | 2 | |
Пошив львёнка | 2 | ||
Пошив львёнка | 2 | ||
Пошив лошадка | 2 | ||
апрель | Пошив лошадка | 2 | |
Пошив обезьянка | 2 | ||
Пошив обезьянка | 2 | ||
Пошив слонёнка | 2 | ||
Пошив слонёнка | 2 | ||
май | Сувениры к праздниками | ||
Пошив зайчика (ко дню Матери) | 2 | ||
Пошив гномика (Новогодний сувенир) | 2 | ||
Пошив сердечко (ко дню Валентина) | 2 | ||
Пошив лягушки – балерины (к 8 марта) | 2 | ||
Резерв | 4 | ||
Итого: | 76 |
II -год обучения
месяц | № | Тема занятия | Кол – во часов |
сентябрь | Вводное занятие. Пошив игольницы | 4 | |
Пошив мягкой игрушки из ткани | |||
Пошив котёнка | 4 | ||
Пошив зайчика Прыг | 4 | ||
Пошив мышонка | 4 | ||
октябрь | Пошив бабочки | 4 | |
Пошив попугая | 4 | ||
Пошив пчелки | 4 | ||
Пошив лягушки | 4 | ||
ноябрь | Пошив мотылька | 4 | |
Пошив гуся | 4 | ||
Пошив цветочка (ко дню Матери) | 4 | ||
Пошив тигренка | 4 | ||
Пошив объёмной ёлочки | 4 | ||
декабрь | Пошив Снегурочки | 4 | |
Пошив Деда Мороза | 4 | ||
Пошив мягкой игрушки из меха | |||
Пошив собачки | 4 | ||
Пошив ёжика | 4 | ||
январь | Пошив поросёнка (символ года) | 4 | |
Пошив зайчика | 4 | ||
Пошив ангелочка | 4 | ||
февраль | Пошив влюблённого кота (ко дню Валентина) | 4 | |
Пошив пёсика (подарок на 23 февраля) | 4 | ||
Пошив пингвина | 4 | ||
Пошив дракона | 4 | ||
март | Пошив тюльпана (подарок на 8 марта) | 4 | |
Пошив кролика | 4 | ||
Пошив барсика | 4 | ||
Пошив чебурашки | 4 | ||
апрель | Пошив вороны | 4 | |
Пошив овечки | 4 | ||
Пошив попугая Кеши | 4 | ||
Пошив домовёнка Лили | 4 | ||
май | Пошив гномика | 4 | |
Пошив белочки | 4 | ||
Пошив медвежонка | 4 | ||
Пошив львёночка | 4 | ||
Пошив щеночка | 4 | ||
Резерв | 4 | ||
Итого: | 152 |
Примечание: по каждой теме для закрепления знаний, умений и навыков детей допускается изготовление вариативных видов творческих работ по выбору учащегося согласно теме учебно-тематического плана.
МОДУЛЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
I -год обучения
месяц | № | Тема занятия | Кол – во часов |
сентябрь | Вводное занятие. Плетение на проволоке Плоские фигуры Плетение стрекоза | 2 | |
Плетение яблоко | 2 | ||
Плетение клубничка | 2 | ||
Плетение вишенка | 2 | ||
октябрь | Изготовление знаков Зодиака | ||
Плетение овна, тельца | 2 | ||
Плетение близнеца, рака | 2 | ||
Плетение льва, девы | 2 | ||
Плетение весов, скорпиона | 2 | ||
Плетение стрельца, козерога | 2 | ||
ноябрь | Плетение водолея, рыбы | 2 | |
Плетение на леске | |||
Основные приёмы бисероплетения: низание «в одну нить» | 2 | ||
Низание «в две нити» | 2 | ||
Плетение браслетов | |||
Плетение браслета «Зигзаг» | 2 | ||
декабрь | Плетение браслета «Зигзаг» | 2 | |
Плетение браслета «День и ночь» | 2 | ||
Плетение браслета «День и ночь» | 2 | ||
Объёмные игрушки | |||
Плетение объёмной Новогодний снежинки | 2 | ||
январь | Плетение снеговика | 2 | |
Плетение ёлочки | 2 | ||
Плетение поросёнка | 2 | ||
Плетение крокодильчика | 2 | ||
февраль | Плетение паука | 2 | |
Сувенир ко дню Валентина | 2 | ||
Плетение мышки (белок на 23 февраля) | 2 | ||
Плетение мышки | 2 | ||
март | Изготовление панно | ||
Обитатели моря Плетение морского конька | 2 | ||
Плетение неоновых рыбок | 2 | ||
Плетение неоновых рыбок | 2 | ||
Плетение краба, морской звезды | 2 | ||
апрель | Плетение водорослей | 2 | |
По мотивам сказок «Волк и лиса» | |||
Плетение волка | 2 | ||
Плетение лисы | 2 | ||
Плетение рыбок маленьких | 2 | ||
май | Плетение елей | 2 | |
Плетение лошадки | 2 | ||
Плетение домика | 2 | ||
Плетение сборка всей композиции | 2 | ||
Резерв | 2 | ||
Итого: | 76 |
II -год обучения
месяц | № | Тема занятия | Кол – во часов |
сентябрь | Вводное занятие. Животный мир Объёмные и плоские игрушки из бисера бусинок Плетение жирафа, мишки | 4 | |
Плетение ослика, слона | 4 | ||
Плетение бегемота, собачки | 4 | ||
Плетение кошки, лисы | 4 | ||
октябрь | Плетение волка, зайчика | 4 | |
Объёмные миниатюрные композиции на проволоке | |||
Плетение колибри на розе, розы простой | 4 | ||
Плетение аленького цветочка | 4 | ||
Аквариум Плетение рыбки, водорослей | 4 | ||
Плетение русалки | 4 | ||
ноябрь | Африка Плетение пальмы, обезьянки, зебры | 4 | |
Цветочные фантазии | |||
Плетение мака, ромашки | 4 | ||
Плетение розы сложной, фиалки | 4 | ||
Плетение нарцисса, хризантемы | 4 | ||
Плетение колокольчика, мимоза | 4 | ||
декабрь | Плетение гвоздики, астры | 4 | |
Плетение рождественской звезды | 4 | ||
Изготовление новогодних сувениров Плетение Деда Мороза, Снегурочки | 4 | ||
Плетение новогодней картины (веточка ели, ёлочная игрушка) | 4 | ||
январь | Плетение снежинки, ёлочки | 4 | |
Объёмные игрушки на леске | |||
Плетение утёнка, чебурашки | 4 | ||
Плетение дельфина | 4 | ||
Плетение ящерицы, осьминога | 4 | ||
февраль | Сувенир ко дню Валентина (сердечки), смешарики | 4 | |
Пасхальное яйцо (сувениры на Пасху) | |||
Плетение основы для яйца | 4 | ||
Плетение основы для яйца | 4 | ||
Плетение верхней, нижней части яйца | 4 | ||
март | Композиция из сказок по мотивам сказки «Золотой ключик» | ||
Плетение Мальвины, Бармалея | 4 | ||
Плетение Пьеро, лисы | 4 | ||
Плетение кота, ключика, костыля, кнута | 4 | ||
Плетение сборка всей композиции | 2 | ||
апрель | Изготовление деревьев | ||
Плетение берёзы | 4 | ||
Плетение яблони | 4 | ||
Плетение сакуры | 4 | ||
Комплект украшений Плетение колье «Нежность» | 4 | ||
май | Плетение браслета «Нежность», браслета «Черная ночь» | 4 | |
Плетение колье «Черная ночь» | 4 | ||
Плетение колье «Первоцвет» | 4 | ||
Плетение браслета «Первоцвет» | 4 | ||
Резерв | 2 | ||
Итого: | 152 |
Примечание: по каждой теме для закрепления знаний, умений и навыков детей допускается изготовление вариативных видов творческих работ по выбору учащегося согласно теме учебно-тематического плана.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной программы необходимо:
1. классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
2. мебель (столы, стулья);
3.наглядные пособия и материалы: журналы, книги, брошюры по прикладному творчеству; методические продукции, разработанные педагогом; образцы готовых изделий, выкройки, схемы;
4. компьютерная техника: (компьютер, экран, проектор);
5. желание детей заниматься.
Материальные затраты.
Работа детского творческого объединения «Золотые руки» требует определённых материальных затрат. Необходимые материалы, инструменты и оборудование для успешной работы кружка: различные ткани, меха, иголки, нитки различных оттенков, бисер, проволока тонкая и толстая, нитки мулине, дополнительная фурнитура (кружева, тесьма, глазки, и др.). Также необходима различная учебная и методическая литература, наглядные учебные пособия.
Объем и источники финансирования.
Помощь администрации МА ДОУ «Козловский ЦРР - детский сад «Пчёлка», спонсорская помощь родителей.
Методы обучения.
Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания учащихся работать. Используются:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.
Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов.
Эвристический метод: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия, творческие работы, проводят поиск новых решений.
Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.
Критерии достижения цели программы.
К концу обучения воспитанники кружка должны усвоить учебную программу «Мир поделок» в полном объёме. Воспитанники должны научиться пользоваться различными инструментами, приспособлениями и оборудованием. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; правильно организовывать свое рабочее место; уметь изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов; уметь самостоятельно выполнять операции по раскрою и шитью игрушки; уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками.
Способами оценивания уровня достижений учащихся, степени усвоения учебной программы являются оформление папок достижений, аттестация воспитанников в форме тестирования и контрольной практической работы, а также мониторинг участия детей в конкурсах различного уровня.
Механизм определения результативности программы.
Оценка реализации дополнительной общеразвивающей программы зависит от успешности усвоения воспитанниками содержания учебной программы. Способами и формами выявления результатов усвоения учебной программы "Мир поделок» являются беседа, опрос, наблюдение, выставки, конкурсы, диагностические игры, тестирование. О степени усвоения учебной программы можно судить по результатам промежуточной (в середине декабря) и итоговой (в середине мая) аттестации учащихся. Способами оценивания уровня достижений учащихся, степени усвоения учебной программы является аттестация воспитанников в форме тестирования (см.Приложение №1, №2, №3, №4) и контрольной практической работы, а также мониторинг участия детей в конкурсах различного уровня.
Формами фиксации результатов обучения по программе «Мир поделок» являются записи достижений воспитанников в журнале кружковой работы, оформление портфолио - Грамоты, Дипломы по итогам участия в конкурсах, итоговые выставки готовых работ, отзывы родителей и детей, данные мониторинга в электронной базе данных.
Завершив обучение по программе «Мир поделок», воспитанники должны освоить различные приемы шитья и плетения, научиться самостоятельно, изготавливать изделия.
Работа с родителями.
Один раз в полугодие проводятся родительские собрания, открытые занятия, промежуточные и итоговые выставки воспитанников с приглашением родителей. Также с родителями проводится беседа "Здоровый образ жизни"; анкетирование "Удовлетворенность кружка", "Развитие творческих способностей детей"; папки-передвижки с методическими рекомендациями.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Участие в массовых районных, городских, Республиканских и Всероссийских мероприятиях, благотворительной деятельности. | в течение года |
2 | Внедрение здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, упражнения для глаз, для осанки, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук. | в течение года |
3 | Открытые занятия для родителей, итоговые выставки детских работ. | 1 раз в полугодие |
4 | Постоянно поддерживать связь с родителями | в течение года |
5 | Провести беседы: - «Знай и соблюдай правила дорожного движения»; - беседа о противопожарной безопасности «Что предпринять в чрезвычайной ситуации»; - «Осторожно, тонкий лед!»; - «Антитеррористическая безопасность»; - беседа «Здоровое питание» | в течение года |
VIII . ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА:
- повышать свой педагогический опыт через методическую литературу, интернет, курсы повышения квалификации и широко использовать ее в работе;
- работа с сайтом: размещать фото воспитанников, наградные материалы, доклад, воспитательную работу с родителями, открытое занятие, мастер-классы, методические разработки;
- совершенствовать свое мастерство, широко использовать в работе инновационные технологии и материалы;
- принимать участие в конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»;
- посещать открытые занятия педагогов дополнительного образования;
- выступление на педагогических и методических советах;
- размещение статьи, фото кружковцев в журналах, газете «Знамя»;
- перенимать передовой педагогический опыт, рассматриваемый на педагогических и методических советах.
IX. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- Артамонова Елена «Украшения из бисера». Москва: ЭКСМО, 2006.
- Батурина. Ю.В., Кирсанова. О.Я., Т.М. Фисанович. Бисер и вышивка-М.:« Рипол - Классик », 2000.
- Белова Н.Р., Кононович Т.П., Кочетова С.В., Неботова З.Л. Мягкая игрушка - М.: «Рипол - Классик »,2000.
- Городкова Т.В., Нагибина М.И.. Мягкая игрушка - мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Гринченко Анна « Вышивка бисером» Москва: ЭКСМО, 2006.
- Ляукина М.В. Бисер. Основы художественного ремесла.- Москва «АСТ – ПРЕСС», 2000.
- Максимова М.В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. – М.: ЭКСМО,1998.
- Максимук А.М. "Мягкая игрушка":творческое развитие ребёнка/-Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2014
- Фицджеральд Диана. Цветочные фантазии из бисера. Перевод с испанского И.Шкадина «Мой мир», 2015
- Хамидова В.Р. Макраме. Украшение из плетеных узлов.- М.:РИПЛ – Классик, 2016
- Чибрикова О. "Забавные подарки по поводу и без", Москва, 2018
- www.biser.info/cxemy - Бисер и бисероплетение
- www.hand-made-toys.net/ - Академия мягкой игрушки;
- www.macrame.by.ru/ - Макраме или Искусство узелкового плетения
Для детей:
- Белошистая А.В., Жукова О.Г. "Волшебные игрушки", Москва, 2009
- Васильева Н., Васильев В.. Мягкая игрушка своими руками.//Выпуск 1-3, 2003
- Кассап – Селье И. Объёмные фигурки из бисера. Перевод с французского, 2008
- Кононович Т.П."Мягкая игрушка"-"Школа маленькой принцессы", 2007
- Калк Барбара "Весёлые игрушки из помпонов" (Лучшие идеи для детей), 2009
- Кочеткова Н.В. "Мастерим игрушки сами" для детей 7-14 лет, Волгоград, 2010
- Ляукина М.В. Подарки из бисера. Украшения, сувениры, офисные фенички. Москва, 2004
- Махмутова Х.И. "Чудесные превращения ткани, трикотажа, кожи",Москва, 2014
- Нестерова Д.В. Модные украшения своими руками.- М.:РИПЛ - Классик, 2016
- Федотова В.А.,Федотов В.И. "Макраме", 2015
- Шнуровозова Т. "100 самых красивых фигурок из бисера", 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации» создана для эстетического и художестве...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год
Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию творческих и коммуникативных сп...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРСПЕКТИВА» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года
Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравствен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года
Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...