Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажная фантазия. Торцевание»
рабочая программа
Программа «Бумажная фантазия. Торцевание." разработана для реализации в центре дополнительного образования, она краткосрочна, рассчитана на 12 ч., приспособлена к особенным условиям центра: краткосрочность пребывания детей в центре, переменность контингента, разновозрастный состав детей. В содержании программы учебный план составлен отдельно для смен от 3-х до 4-х дней, от 5 до 7-и дней, 10 дней и 21- день в период летних каникул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tortsevaniya.docx | 73.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр «Алые паруса»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического Совета Директор ОГБУ ДО
Центра «Алые паруса» «Центр “Алые паруса»
«____» ______2018 г. _____________________
Протокол №____________ «____» _________2018 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажная фантазия. Торцевание»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 смена
Автор-составитель:
Смалькова Марина Александровна,
педагог дополнительного
образования
с. Крестово Городище, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | |
1. Пояснительная записка.
| ||
2. Цель и задачи программы. | ||
3. Содержание программы:
| ||
4. Планируемые результаты. | ||
2. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
3. | Список литературы.
|
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажная фантазия. Торцевание.» ОГБУ ДО «Центр «Алые паруса»
разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» №52831 от 29.11.2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на базе ОГБУ ДО «Центр «Алые паруса» в детском кружке «Бумажная фантазия. Торцевание» и имеет художественную направленность.
Ее цель и задачи направлены на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Бумага – один из самых простых, доступных и универсальных материалов для детского творчества. Она имеет достаточную прочность, отлично режется ножницами, пластична, свободно принимает различные формы, её несложно красить, легко склеивать. Бумагу можно бесконечно сочетать с любыми другими материалами, превращая в открытки, коллажи, объемные композиции. Именно поэтому в детском художественном творчестве, такому материалу как бумага заслуженно отводится особое место. Предлагаемая программа расширяет представления детей о художественной деятельности. В процессе обучения, по данной программе, ребенок подробно, углубленно знакомится с художественной техникой торцевание, учится грамотно сочетать ее с другими художественными техниками при создании авторских работ.
Технику торцевание можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумагокручения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения, первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.
Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент. Бумага для торцевания годится не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или по-другому креповая. Кроме гофрированной бумаги для торцевания подойдут также обычные бумажные салфетки.
Из гофрированной бумаги изготавливают непосредственно «торцовочки» - элементы объемной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки. В качестве основы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берется плоская основа - лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина. Ну а главный инструмент торцевания - длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.
Освоение техники торцевание, позволяет выполнять поздравительные
открытки, объемные картины, декоративные панно и многое другое. Работа не
требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна.
Ребенок, увидевший торцевание впервые, сразу же задается вопросом - как
это делается?
При выполнении работ у детей развивается наглядно-образное и
логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения
пальцев рук.
Торцевание расширяет представление детей об окружающем мире, учит их
внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные
части, сохранять целостность восприятия при создании каких-либо картин.
Дети, занимающиеся торцеванием, приобретают такие качества, как
усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца,
аккуратность, развивают собственный творческий потенциал.
Работы в технике торцевание привлекают детей своими результатами. Они
испытывают радость от сделанной своими руками картинки, поделки, панно.
Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей,
взрослых. Таким образом, торцевание является эффективным средством
трудового и эстетического воспитания детей.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по
программе «Бумажная фантазия. Торцевание» помогают личности открыть в
себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься
рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную
компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов
исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию
индивидуальных особенностей других людей.
Отличительной особенностью данной программы является знакомство
с конструированием и изготовлением поделок, картин в технике торцевания с
помощью цветных торцовок, вариативность уровня сложности заданий
предлагаемых обучающимся в рамках темы, с учетом возрастных и
личностных особенностей, широкий спектр изделий, предлагаемых для
исполнения.
Адресат программы
Программа предназначена для участников профильных смен в ОГБУ ДО «Центр «Алые паруса» у детей, в возрасте 7–18 лет. В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству. Численный состав детей в группе от 10 до 15 человек.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана:
- на 2 ч. - для смен продолжительностью 3-4 дня;
- на 4 ч. – для смен продолжительностью 5-7 дней;
- на 8 ч. – для смен продолжительностью 10 дней;
-на 12 ч. - для смен продолжительностью 21 день.
На занятиях используются групповая и индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Бумажная фантазия» разработана для реализации в ОГБУ ДО
«Центр «Алые паруса», она краткосрочна, рассчитана на 12 ч., приспособлена
к особенным условиям центра: краткосрочность пребывания детей в центре,
переменность контингента, разновозрастный состав детей. В содержании
программы учебный план составлен отдельно для смен от 3-х до 4-х дней, от
5 до 7-и дней, 10 дней и 21- день в период летних каникул.
Следующая особенность в том, что она не имеет особых требований для зачисления в группу. Художественная техника торцевание проста, доступна в используемых материалов и привлечения самого широкого круга детей, независимо от природных художественных задатков.
Особенности методического обеспечения предлагаемой программы во многом обусловлены спецификой работы педагога со смешанной возрастной группой детей. Это продиктовано особенностями художественной техники. Младшие школьники вполне способны освоить технику и продуктивно работать. Старший ребенок может оказать младшему товарищу вполне посильную поддержку (заготовка торцовок, выполнение эскиза работы). Такое сотрудничество идет на пользу и старшим детям, так как приучает их заботиться о младших (это особенно актуально в условиях центра).
Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересно создавать сложные изделия в технике торцевания, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Даная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные в школе. Её реализация развивает у обучающихся мелкую моторику рук и глазомер, развивает внимание, память, логическое и пространственное воображения. Формирует художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей, этому способствует то, что в теоретической части каждого занятия даётся информация, где обучающиеся узнают много нового, интересного, из разных областей знаний, связанного по смыслу с выполняемым изделием.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
- В смену продолжительностью 3-4 дня, занятия проходят один раза за смену по два академических часа с пятнадцатиминутным перерывом.
- В смену продолжительностью 5-7 дней, занятия проходят два раза за смену по два академических часа с пятнадцатиминутным перерывом
- В смену продолжительностью 10 дней, занятия проходят 2 раза в неделю по два академических часа с пятнадцатиминутным перерывом
- В смену продолжительностью 21 день, занятия проходят два раза в неделю по два академических часа с пятнадцатиминутным перерывом.
2. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является развитие творческих и личностных качеств детей посредством занятий торцеванием.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с начальными сведениями о технике торцевания, о материалах и инструментах, применяемых в этом виде прикладного искусства, правилами безопасной работы с ними;
- научить гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- обучить техникам торцевания: контурное торцевание, торцевание на плоскости, объемное торцевание, торцевание слоями;
- научить оформлять готовые изделия.
Развивающие:
- развивать моторику рук и глазомер;
- развивать цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону, подбор контрастных цветов, оттеняющих друг друга;
- формировать личностные качества (усидчивость, последовательность, трудолюбие, аккуратность);
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать способности обучающихся решать творческие задачи.
Воспитывающие:
- воспитывать внимание, аккуратность, терпение целеустремленность, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- прививать эстетический вкус;
- прививать умение использовать, полученные ранее знания;
- предоставить возможность социализации каждому ребёнку;
- способствовать формированию интереса и уважения к традициям народного декоративно - прикладного творчества.
3. Содержание программы.
1. Учебный план для смены продолжительностью 3-4 дня.
№ | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Введение. | ||||
| 0,5 | 0,5 | Анкета входная, тест по ТБ, опрос | ||
II | Торцевание | ||||
1. История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. | 1,5 | 0,5 | 1 | Рефлексия, анализ готовых изделий | |
Итого часов: | 2,0 | 1,0 | 1,0 |
Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. Введение. (0,5 ч.)
Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности.
Теория: Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Раздел 2. Торцевание.
Тема 1. “История возникновения техники торцевания. Виды торцевания” (1,5 ч).
Теория: торцевание – основное понятие. Ознакомление с историей возникновения техники торцевания. Подготовка и выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания.
Практика: ознакомится со способами формирования торцовок. Способы крепления торцовок к поверхностям.
2. Учебный план для смены продолжительностью 5-7 дней.
№ | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Введение. | ||||
| 0,5 | 0,5 | Анкета входная, тест по ТБ, опрос | ||
II | Торцевание | ||||
1. История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. | 1,5 | 0,5 | 1 | Рефлексия, анализ готовых изделий | |
2. Плоскостное торцевание (открытка) | 2 | 0,5 | 1,5 | Рефлексия,, анализ готовых изделий | |
Итого часов: | 4,0 | 1,5 | 2,5 |
Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. Введение. (0,5 ч.)
Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности.
Теория: Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Раздел 2. Торцевание.
Тема 1. “История возникновения техники торцевания. Виды торцевания” (1,5 ч).
Теория: торцевание – основное понятие. Ознакомление с историей возникновения техники торцевания. Подготовка и выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания.
Практика: ознакомится со способами формирования торцовок. Способы крепления торцовок к поверхностям.
Тема 2. «Плоскостное торцевание». (2 ч.)
Теория: выбор сюжета. Способы перенесения изображения (приклеивание готового изображения на картон (или другую поверхность), копирование при помощи копировальной бумаги, использование готовых лекал). Увеличение и уменьшение изображения. Декоративное оформление изделий. Использование различных несложных техник работы с бумагой, картоном и другими поделочными материалами.
Практика: выбор рисунка. Подготовка поверхности к торцеванию. Выбор и подготовка (нарезка) бумаги. Перенесение изображения на поверхность. Выполнение работы в технике торцевания на плоскости (приклеивание торцовок вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности)
- открытка. Анализ работ.
3. Учебный план для смены продолжительностью 10 дней.
№ | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Введение. | ||||
| 0,5 | 0,5 | Анкета входная, тест по ТБ, опрос | ||
II | Торцевание | ||||
1. История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. | 1,5 | 0,5 | 1 | Рефлексия, анализ готовых изделий | |
2. Плоскостное торцевание (открытка) | 2 | 0,5 | 1,5 | Рефлексия,, анализ готовых изделий | |
3. Торцевание на пластилине (кактус, ежик) | 4 | 1 | 3 | Рефлексия, анализ готовых изделий | |
Итого часов: | 8 | 2,5 | 5,5 |
Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. Введение. (0,5 ч.)
Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности.
Теория: Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Раздел 2. Торцевание.
Тема 2. “История возникновения техники торцевания. Виды торцевания” (1,5 ч).
Теория: торцевание – основное понятие. Ознакомление с историей возникновения техники торцевания. Подготовка и выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания.
Практика: ознакомится со способами формирования торцовок. Способы крепления торцовок к поверхностям.
Тема 3. «Плоскостное торцевание». (2 ч.)
Теория: выбор сюжета. Способы перенесения изображения (приклеивание готового изображения на картон (или другую поверхность), копирование при помощи копировальной бумаги, использование готовых лекал). Увеличение и уменьшение изображения. Декоративное оформление изделий. Использование различных несложных техник работы с бумагой, картоном и другими поделочными материалами.
Практика: выбор рисунка. Подготовка поверхности к торцеванию. Выбор и подготовка (нарезка) бумаги. Перенесение изображения на поверхность. Выполнение работы в технике торцевания на плоскости (приклеивание торцовок вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности)
- открытка. Анализ работ.
Тема 4. «Торцевание на пластилине» ( 4 ч.)
«Кактус» (2 ч.)
Теория: зарисовать эскиз. Основные приемы лепки из пластилина (шарик, колбаска, замкнутое кольцо). Подготовка поверхности. Крепление на пластилине. Крепление декоративных элементов.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для работы. Закрепление бумаги на пластилине. Изготовление цветов из бумаги. Декоративное оформление изделия.
Анализ готовых работ
«Ежик» (2,5 ч).
Теория: зарисовать эскиз. Выбор цвета, размера, формы ежика. Подготовка бумаги и других инструментов для работы.
Практика: изготовление ежика. Закрепление бумаги на пластилине. Декоративное оформление изделия.
Знакомство с техникой объемное торцевание (приклеивание
торцовки под углом).
Практика: освоение навыков в технике объемное торцевание.
4. Учебный план для смены продолжительностью 21 день.
№ | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I | Введение. | ||||
| 0,5 | 0,5 | Анкета входная, тест по ТБ, опрос | ||
II | Торцевание | ||||
1. История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. | 1,5 | 0,5 | 1 | Рефлексия, анализ готовых изделий | |
2. Плоскостное торцевание (открытка) | 2 | 0,5 | 1,5 | Рефлексия,, анализ готовых изделий | |
3. Торцевание на пластилине (кактус, ежик) | 4 | 1 | 3 | Рефлексия, анализ готовых изделий | |
4. Творческая работа – изготовление сувениров, поделок, игрушек (символ года) | 2 | 0,5 | 1,5 | Рефлексия, анализ готовых изделий | |
5. Выставка работ | 2 | 0,5 | 1,5 | Итоговая анкета, анализ творческих работ. | |
Итого часов: | 12 | 3,0 | 9,0 |
Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. Введение. (0,5 ч.)
Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности.
Теория: Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Раздел 2. Торцевание.
Тема 2. “История возникновения техники торцевания. Виды торцевания” (1,5 ч).
Теория: торцевание – основное понятие. Ознакомление с историей возникновения техники торцевания. Подготовка и выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания.
Практика: ознакомится со способами формирования торцовок. Способы крепления торцовок к поверхностям.
Тема 3. «Плоскостное торцевание». (2 ч.)
Теория: выбор сюжета. Способы перенесения изображения (приклеивание готового изображения на картон (или другую поверхность), копирование при помощи копировальной бумаги, использование готовых лекал). Увеличение и уменьшение изображения. Декоративное оформление изделий. Использование различных несложных техник работы с бумагой, картоном и другими поделочными материалами.
Практика: выбор рисунка. Подготовка поверхности к торцеванию. Выбор и подготовка (нарезка) бумаги. Перенесение изображения на поверхность. Выполнение работы в технике торцевания на плоскости (приклеивание торцовок вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности)
- открытка. Анализ работ.
Тема 4. «Торцевание на пластилине» ( 4 ч.)
«Кактус» (2 ч.)
Теория: зарисовать эскиз. Основные приемы лепки из пластилина (шарик, колбаска, замкнутое кольцо). Подготовка поверхности. Крепление на пластилине. Крепление декоративных элементов.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для работы. Закрепление бумаги на пластилине. Изготовление цветов из бумаги. Декоративное оформление изделия. Анализ готовых работ
«Ежик» (2,5 ч).
Теория: зарисовать эскиз. Выбор цвета, размера, формы ежика. Подготовка бумаги и других инструментов для работы.
Практика: изготовление ежика. Закрепление бумаги на пластилине. Декоративное оформление изделия. Знакомство с техникой объемное торцевание (приклеивание торцовки под углом).
Практика: освоение навыков в технике объемное торцевание.
Тема 5. «Творческая работа – изготовление сувениров, поделок, игрушек» (2 ч.)
Теория: работа по замыслу. Планирование работы. Самостоятельный подбор инструментов и материалов для работы. Закрепление полученных знаний и умений по пройденному материалу. Умение подбирать и комбинировать узоры, декоративные элементы и т.п.
Практика: подготовка поверхности к торцеванию. Выполнение изделия.
- «Символ года». Анализ готовых работ.
Тема 6. «Выставка работ». (2 ч.)
Теория: понятие выставки декоративно-прикладного творчества. Требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки детских творческих работ.
4. Планируемые результаты.
В рамках реализации цели дополнительной общеразвивающей программы реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами.
- уметь под руководством педагога выделять в изделии основные части и определять их форму;
- уметь выбирать необходимые материалы, инструменты, прослеживать операции по изготовлению изделий, контролировать правильность своих действий;
- уметь организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- уметь экономно и рационально расходовать материалы;
- осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие работы в данной технике.
Предметные результаты:
- знать историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- знать и понимать термины основных изучаемых понятий техники торцевания, назначение и свойства материалов, назначение применяемых ручных инструментов, виды, приемы и последовательность выполнения операций;
- освоить технику торцевания и последовательности изготовления изделий;
- знать о материалах и инструментах, применяемых в этом виде прикладного искусства, правилами безопасной работы с ними;
- уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- уметь оформлять готовые изделия.
2. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
- Календарный учебный график.
Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе.
- Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы «Бумажная фантазия. Торцевание» необходимо наличие следующих факторов:
- Регулярное посещение занятий кружка;
- Материально-техническое обеспечение;
- Информационное обеспечение;
- Методическое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение:
- Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и ТБ;
- Столы для детей – 5-7 шт.
- Стулья – 10-15 шт.
- Стол для педагога – 1 шт.
- Доска магнитная, меловая — 1 шт.
- Необходимые материалы и инструменты:
- ножницы;
- гофрированная бумага разных цветов;
- плотный цветной, белый картон;
- карандаш ТМ;
- клей ПВА;
- пластилин;
- зубочистка.
Информационное обеспечение:
- компьютер для педагога — 1 шт.;
- музыкальные колонки — 2 шт.:
- записи аудио, видео;
- презентации
Методическое обеспечение:
- литература;
- конспекты занятий;
- образцы работ;
- памятки по ТБ;
- Формы аттестации
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Формы и методы отслеживания результатов:
- Педагогические наблюдения;
- Специальная диагностика;
- Отслеживание уровня взаимоотношений в коллективе;
- Тестирование;
- Практические задания;
- Анализ работ воспитанников;
- Итоговые выставки работ.
4. Оценочные материалы.
На занятиях кружка «Бумажная фантазия. Торцевание.» проводится входная, текущая и итоговая диагностика. Входная диагностика проводится в форме беседы и анкетирования детей. Во время беседы, анкетирования, необходимо отметить, что дети знают, умеют по данной теме.
ВХОДНАЯ АНКЕТА
Для тебя предлагается анкета с вопросами, один из вариантов нужно обвести кружком, либо дописать свой ответ в графе.
Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации твоего досуга.
Данные о себе:
1.Ф.Имя __________________________________________________________________
2. Возраст__________________________________________________________
3.Район откуда приехал ______________________________________________
4. Школа, класс_____________________________________________________
5. Каким образом ты попал в наш кружок?
- записался сам по собственной инициативе;
- записался сам по приглашению педагога;
- по совету друга (подруге).
6. Работал ли ты, когда–нибудь в технике «торцевание»?
- работал;
- имею общее представление;
- не занимался никогда.
7. Считаешь ли ты, что занятия у нас в кружке, могут принести тебе пользу?
- большую;
- небольшую;
- возможно, пригодятся в жизни.
8. Посещая занятия:
- ты хочешь узнать __________________________________________________
- ты хочешь научиться ______________________________________________
- ты хочешь суметь _________________________________________________
9. Твой успех на занятиях зависит от:
- тебя самого;
- соратников по группе;
- педагога;
- таланта;
- усидчивости, упорства и терпения;
- всего понемногу.
Текущая диагностика проводится в ходе наблюдения за работой ребят над той или иной поделкой. В процессе наблюдения за детьми намечаются пути педагогического воздействия на каждого отдельно взятого ребенка.
Для определения уровня развития творческих и коммуникативных способностей разработаны индивидуальные диагностические карты. Их анализ позволяет оценить результативность образовательной программы.
№ п/п | Показатели | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | ||
1. | Знание основных понятий, виды техники и их выполнение. | делает самостоятельно, умеет правильно использовать материалы и инструменты | делает с помощью педагога или товарищей, умеет правильно использовать материалы и инструменты | не может сделать, отсутствует умение использовать материалы и инструменты |
2. | Правильность и оригинальность выбора материала для конкретной задачи. | умеет правильно, оригинально и самостоятельно выбрать материал для выполнения рисунка | умеет правильно и самостоятельно выбрать материал, но затрудняется с оригинальностью, следует показанному образцу | затрудняется в выборе материала |
3. | Глубина и широта знаний по предмету | имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями | имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами | недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения |
4. | Позиция активности и устойчивого интереса. | проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности | проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы | присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога |
5. | Разнообразие творческих достижений. | точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у учащегося устойчивое внимание | воспринимает четко формы и величины, но недостаточна развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; учащийся знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание | не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное |
Что надо знать
Форма фиксации образовательных результатов
Ф. И. учащегося | Начальная | Текущая | Итоговая | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
В конце смены проводится итоговая диагностика.
Проводимый в конце смены итоговый тест даёт возможность педагогу оценить теоретические знания учащихся.
Контрольные вопросы:
- Что такое торцевание?
- Виды торцевания?
- Необходимые инструменты?
- Какая бумага применяется в данной технике?
5. Методические материалы.
Образовательная программа «Бумажная фантазия. Торцевание» составлена с учетом требований современной педагогики и в соответствии с интересами учащихся.
В программе обучения материал излагается от простого к более сложному, от теоретических знаний - к практическому применению.
Основная задача обучения – познакомить учащихся с увлекательным искусством торцевание, дать начальные знания предмета, привить интерес, пробудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно-прикладного искусства. Большое внимание на занятиях отводится эстетическому воспитанию детей, их фантазии, художественного вкуса.
В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Рекомендации по организации рабочего места.
Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе,
не были испорчены. Педагог приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.
Рекомендации по организации и проведении учебного занятия
Учебное занятие может включать в себя следующие структурные элементы:
- Инструктаж: вводный - проводится перед началом практической работы; текущий - проводится во время практической работы; заключительный;
- Практическая работа (80% кружкового времени );
- Динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;
- Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
- Приведение в порядок рабочего места.
Рекомендации по тестированию.
Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.
Итоговый тест:
- Умеет организовать рабочее место.
- Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.
- Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала.
- Умеет следовать устным инструкциям
- Овладел формами техники торцевания
Методическое обеспечение:
- дидактический и раздаточный материал;
- пособия по декоративно-прикладному искусству;
- комплект методической и теоретической литературы;
- наглядные пособия;
- видео-пособия.
Список литературы.
- Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г.
- Левина М.. «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва2000 г.
- Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г.
- Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 - С. 20.
- Д.Чистти «Оригинальные поделки из бумаги». М., Мир книги, 2009.
- В. В. Выгонов «Аппликация», М., издательский Дом МСП, 2006
- Интернет-ресурсы
Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru
Сайт «Всё для детей» http:// aiiforchildren.ru
Сайт «Ярмарка Мастеров» www.livemaster.ru
Сайт «Крокотак» krokotak.com
Сайт «Копилка идей для развития детей/Дети и родители»
vk.com /kidsandwe
Сайт «Детские поделки» vk.com / pvblec85462593
Сайт «Творим сами» http://www.tvorim-sami.ru/313-ayris-folding- istoriya-vozniknoveniya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"
Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»
Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...
Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности
Обобщение опыта работы...
Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Бумажная фантазия»
Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Бумажная фантазия» является дополнительной образовательной программой художественной направленности...