Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности учителя-логопеда
методическая разработка
Тема самообразования.
«Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и
наглядного материала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
по развитию профессиональной компетентности
учителя-логопеда
Сорокиной Юлии Александровны
Тема самообразования.
«Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и
наглядного материала»
Сроки работы над проблемой | 2020-2021 | |||||
Проблема | Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР)испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», в запоминании конкретного образа буквы и соотнесение его с определенным звуком. Основными причинами данного явления являются: нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза. Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС определяют на этапе завершения дошкольного образования предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности, возникающие у детей с ОНР в процессе работы по подготовке к обучению грамоте. Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и продуктивной, необходимо создать специальные условия.Большое значение в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающаяигра, так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая.В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное логопедом задание.Во время подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду, обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний.Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями. Новизна заключается в создании необходимых условий для использования и усовершенствования разнообразных коррекцонно-развивающих игр, наглядных методов, приемов работы с детьми при активном взаимодействии с педагогами и родителями по вопросу подготовки к обучению грамоте.Применение игр и наглядного материала как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко и без принуждения. Опыт систематизирован в едином сюжетном контексте с большим содержанием практического, игрового и наглядного материала. Данная модель организации коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при подготовке к обучению грамоте будет способствовать более качественному усвоению ребенком принципов звукобуквенного анализа. | |||||
Цель | Повышение профессиональной компетентности путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала. | |||||
Задачи | 1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования. 2. Изучить и проанализировать опыт других педагогов в данной области (посещение открытых мероприятий, просмотра публикаций на образовательных сайтах и сети интернет). 3. Разработать перспективный план работы с педагогами, воспитанниками и родителями. 4. Апробировать методические разработки по теме самообразования для педагогов ДОУ (игры, наглядный материал, конспекты, досуги). 5. Экспериментально систематизировать полученные знания воспитанников, используя разнообразные формы работы с ними. 6. Доказать, что детей с ОНР можно подготовить к обучению грамоте наиболее эффективно посредством коррекционно-развивающих игр и наглядного материала, привлекая всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). | |||||
Предполагаемый результат | 1.Усовершенствовать собственные профессиональные навыки и умения, теоретического, научно-методического уровня, компетентности; 2.Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников; 3.Разработать и апробировать дидактические игры и наглядный материал при изучении гласных и согласных; 4.Повысить уровеньподготовленности к обучению грамоте воспитанников; 5.Участвовать в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы; 6. Разработать и реализовать проекты: «Гласные-прекрасные», «От звука к букве»; | |||||
Содержание работы по теме самообразования | ||||||
Этапы | Содержание | Сроки | Форма отчета | Отметка о выполнении | ||
2020-2021уч.год | ||||||
Организационно-ознакомительный | 1.Изучить нормативные документы по теме. 2.Изучить содержаниеАдаптированной Образовательной Программы Дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 «Родничок» г.Ворсма (для детей с тяжелыми нарушениями речи) 3.Изучить психолого - педагогическую литературу по данной теме. 4.Консультация для педагогов Тема:«Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов». 5.Определение показателей для диагностики по теме. Педагогическая диагностикадетей в начале и в конце учебного года. 6.Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте». 7.Консультация для родителей.
8.Анкетирование для родителей Тема: "Готов ли ребёнок к обучению грамоте?" 9.Мастер-класс для педагогов Тема:"Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" 10.Итоговая диагностика | Сентябрь-октябрь 2020 г. Ноябрь 2020г. Декабрь 2020г. Сентябрь 2020 г. Май 2021г Январь 2021 г. Февраль 2021 г. Март 2021г. Апрель 2021г. Май 2021г | Краткая аннотация основных документов. Тезисы основных задач по проблеме. Перечень литературы. Материалы консультации Перечень показателей. Материалы консультации Материалы консультации Анкеты Тезисы Диагностические данные | |||
2020 – 2021 уч. год | ||||||
Основной | 1.Составление рекомендаций для воспитателей по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала. 2.Составление картотеки индивидуальных карточек на развитие звукового анализа и графомоторных навыков. 3.Разработка конспекта логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "День рождение Раи и Риты" 4.Изготовление игр:"Звуковой домик", "Умная машина", "Звуковые часы" 5.Разработка сценария досуга "В гостях у Деда Буквоеда" 6. Выставки: детских рисунков «Согласные-прекрасные», творческих работ «Самая оригинальная буква» 7. Консультация для родителей:«Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте». 8.Консультация-практикум для педагогов "Предупреждение и коррекция оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР" 9.Конкурс"Весёлые стихи о гласных буквах" 10.Выставка коррекционно-развивающих игр и наглядного материала для подготовки детей с ОНР к обучению грамоте. | В течение учебного года Сентябрь 2020г. Октябрь 2020 г. Ноябрь 2020г. Декабрь 2020г. Январь 2021г. Февраль 2021г. Март 2021г. Апрель 2021г. Май 2021г. | Рекомендации Картотека. Разработанные конспекты. Игры Сценарий Выставка рисунков Консультация Консультация Итоги конкурса Выставка(фото) | |||
Итогово-обобщающий | 1.Описание педагогического опыта. 2.Распространение в коллективе ДОУ. 3.Распространение опыта через выступления, перед педагогическим сообществом, публикации на разных уровнях (муниципальный, региональный, фед.) | Сентябрь-декабрь 2020г. Январь- апрель 2021г. В течение всего периода работы над проблемой | Материалы опыта Презентация проекта «От звука к букве» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134468-1351692277.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС
Документ содержит личностный, социальный, профессиональный компоненты повышения профессинализма учителя с учетом перехода на новые ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-800338-1472382920.jpg)
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя
Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя на 2016 – 2020 годы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-873565-1485313561.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя на 2014 – 2018 годы
Индивидуальная тема: «Работа с текстом на уроках иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетентности обучающихся».Цель: формирование коммуникативной компетентности обучающихся п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-884657-1485527520.jpg)
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя на 2017-2021 годы учителя-дефектолога Черепановой Людмилы Николаевны
В данном разделе представлен перспективных план саморазвития...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-189043-1508834904.jpg)
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя
При внедрении СФГОС для обучающихся с ОВЗ процесс самообразования для каждого педагога становится особенно значимым. Данный перспективный индивидуальный образовательный маршрут профессиональной компет...
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя
Индивидуальный планпрофессионального развития учителя русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1234964-1586120454.jpg)
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя
Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя...