конспект урока в 5 классе "Древние корни в народном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Соколова Наталья Владимировна

Солярнык знаки.Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого,сохранило народную мудрость.Веру людей в добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klkonspekt_uroka_izo_no1.docx167.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО, 5 класс.

Урок 1. Древние образы в народном искусстве

Урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа

Глоссарий: мать-земля, древо жизни, конь, птица, солярные знаки знаки

Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.

Задачи:

  • Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

На уроке мы

узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

научимся понимать язык образных знаков

сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке

Обязательная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. - ISBN 978-5-09-071788-5

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

  • Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

Теоретический материал

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.

Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием — «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.

Цвет имеет символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.

Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?

Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» — говорит русская пословица.

Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Символы воды

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.

Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.

Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).

Образ коня

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.

Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.

Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.

Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.

Задание 1.

Преобразуйте реальные образы в соответствующие декоративные символы

Птица

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/6b5940cc-efd9-46b8-adc9-8b3277ca4bfe.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/c674c2f2-e156-4906-9eeb-603311435939.jpeg

Конь

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/3c8821ed-87f0-4910-8f1d-c9d68ec4ce8e.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/6fd2f19b-579f-4b8f-9919-f82b7c8f42cf.jpeg

Древо жизни

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/78a620df-928b-4389-9b59-8996c0945842.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/0fe85304-7a21-4c3e-b6e0-5e6ddb9abb01.jpeg

Макошь

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/ef276e92-2474-4792-8c34-99ff79c6553e.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/8f2130a3-1b78-4b94-b5cc-226f18e7ea66.jpeg

Вода

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/7312a501-5a8f-4f3d-b802-9c362d39fac7.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7825/20210409180205/OEBPS/objects/c_izoi_5_1_1/944d29ca-90d8-4f95-8f7c-94efdefcffd6.jpeg

Задание 2.

Что означает слово декор в переводе с латинского языка?

А) рисовать

Б) украшать.

В) раскрашивать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке технологии на основе использования народного искусства"

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно-богатой личности. В статье даны рекомендации: как можно на уроках техноло...

Конспект урока закрепления знаний корне и однокоренных словах в 5 классе

План - конспект  урока обобщения знаний корне и однокоренных  словах. Работа по восстановлению деформированного  текста....

План-конспект урока "Функция квадратного корня"

На уроке испльзованы различные приемы работы с классом....

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси".

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"....

Методическая разработка урока Музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"

Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве...