Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке технологии на основе использования народного искусства"
статья по технологии на тему

Бородачева Наталья Викторовна

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно-богатой личности. В статье даны рекомендации: как можно на уроках технологии и внеклассной работе приобщать учащихся к истокам национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖДУНАРОДНАЯ  НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ  РОССИИ: ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»

СЕКЦИЯ: «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Бородачёва Наталья Викторовна

«ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»

Россия, Самарская область  г.о. Кинель

ГБОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов

«Образовательный центр «Лидер

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному,    многое заново открываем или переоцениваем. Но вопросы воспитания детей относятся к числу таких, которые не устаревают, имеют особый смысл и актуальность.

Воспитать из несмышлёного ребёнка достойного человека во все времена было делом не простым. Проблема духовности в предельно широком значении неизменно возникала в эпохи обесценения культурной национальной традиции и дискредитации идейных устоев общества. Особой бедой является историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие своего культурного наследия.  И всегда путь к возрождению лежит через усиление духовного начала общества, обращение к памятникам народной культуры.

 Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Устранить эту проблему можно обращаясь к доступным и близким для ребёнка истокам национальной культуры.

 Российское образование перестаёт быть российским, если его содержание не отражает жизнь определённой группы людей – русских, их специфичный быт, традиции, символику и другое, создавая, таким образом, неповторимую, своеобразную национальную русскую картину мира. Сегодня нельзя воспитать человека – гуманиста, имеющего широкие интересы, серьёзные духовные запросы, патриота, способного к творческому труду в любой области, без опоры на народное искусство и национальную культуру [1]. В настоящее время сложились условия, при которых идёт переосмысление исторического прошлого, пробуждение национального самосознания, осознание проблем этнической идентификации личности.

      Как показывает практика, особая значимость в развитии и воспитании детей принадлежит фольклору. Он знакомит их с богатством и многообразием народной культуры, приобщает их к истокам национального самосознания. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре.

В обобщённом виде этнопедагогический  и эстетический материал на основе народного искусства [2] должен содержать информацию следующих направлений:

       1.  Сведения, отражающие повседневный быт и особенности жизни:

            а) жилища и хозяйственные строения в городе и деревне;

            б) домашняя утварь;

            в) средства передвижения;

            г) одежда и украшения;        

            д) традиционные занятия, ремёсла;

            е) национальная кухня;

            ж) семейные и общественные отношения.

       2. Сведения, отражающие духовную жизнь русского народа – носителя языка:

            а) обряды, обычаи, традиции и их отражение в народном творчестве;

            б) народные праздники;

            в) традиционные народные промыслы;

            г) литература, устное народное творчество.

Приобщать к  народному искусству необходимо с ранних лет, продолжать в среднем, расширять и углублять в старшем возрасте. 

 Введение в школах образовательной области «Технология» позволяет значительно шире знакомить учащихся на уроках обслуживающего труда с русской культурой.

С древнейших времен обряды отражают своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религий народа, причем некоторые из них имеют много общего у разных народов.  Ученые отмечают, что обряд близок к игре. Общей особенностью игры и обряда является то, что мотивом выступают здесь не столько результаты деятельности, сколько она сама. С помощью игр, дети как бы репетируют будущую трудовую деятельность.  Для того,  чтобы не забыть и не потерять то ценное, что было, в опыте наших предков и в нашем собственном отечественном опыте было решено проводить уроки – праздники, связанные с  православием и с трудовой деятельностью.  Проводя уроки - праздники, надо помнить, что главное в них - это воспитание уважения  к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что еще осталось  от  несправедливо забытого.

Итак,  какие же основные пути приобщения к эстетическим ценностям в рамках национально ориентированного воспитания существуют?

Первое направление – углубленное изучение учащимися духовно – нравственных и эстетических достижений человечества и русского народа, в частности, отражённых в произведениях традиционного народного искусства.

Цель – дополнение объективных представлений и понятий о прекрасном, формирование эстетического вкуса учащихся, развитие и закрепление национально – эстетических взглядов, ценностей и убеждений, выражающих личностное отношение детей к реалиям бытия.

Формы пополнения учащимися интеллектуально – эстетического потенциала:

- пятиминутки «Живые слова»;

- аукционы народных мудростей;

- проведение заочных путешествий в историю русского быта;

- проектная деятельность учащихся;

- сбор подлинных произведений народных промыслов, посуды, швейных изделий и других предметов быта.

Второе направление – «вживление» учащихся во время урочной и внеурочной деятельности в атмосферу народных традиций, обычаев, обрядов.

Цель – систематическое подкрепление вербальных воздействий на сознание детей.

Формы:

- соблюдение народных традиций, обычаев и обрядов;

- сценарная разработка и проведение фольклорных праздников;

- организация выставок детского творчества;

- изготовление сувениров, поделок.

Третье направление – стимулирование детей к участию в организации и проведении массовых мероприятий среди ровесников, младших, учителей, людей старшего поколения.

Цель – пробуждение и формирование у школьников всей гаммы потребностей по распространению знаний народного искусства, широкая их агитация и «впитывание» духа «русскости» окружающим.

Для реализации поставленной цели используются:

- православные праздники;

-  постановки школьного театра;

- функционирование фольклорных ансамблей песни и танца;

- организация и проведение тематических встреч.

С целью возрождения культурно – исторических традиций русского народа необходимо проводить классные часы и внеклассные мероприятия по разработанной тематике: «Моя родословная», «Русские семейные традиции», «История русской игрушки», «Русские праздники», «Русский дом» и т.д.

 С целью приобщения к русской культуре, познания родной земли и воспитания патриотических чувств учащихся необходимо организовывать  поездки в разные города России с обязательным посещением музеев.

Одна из форм работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся -  проведение праздников по народному календарю [3], которые постепенно возвращаются в дома наших учеников  на наш взгляд, способствует и патриотическому воспитанию учащихся.

      И в заключение мне хотелось бы сказать, что Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Воспитание и образование, в демократическом обществе, не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне духовной культуры.

Библиографический список

1. Каршинова Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

2.  Лисица В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / Дополнительное образование и воспитание. - 2011. – № 11. - С. 20 - 22.

3. Якунина И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения /Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.

Соотношение искусства и религии уходит своими корнями далеко в прошлое.            ...

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Задорожнюк С.Б. "Использование творческих заданий для духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках Английского языка"

Сегодня духовно-нравственные воспитание нуждается в теоретическом осмыслении. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориент...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения через использование элементов творчества.

Ни для кого не является секретом, что за последние 20 лет Россия потеряла право считаться одной из самых читающих стран мира.Перестали читать взрослые, а следом за ними и дети пришли к выводу, что чте...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства

В данном докладе представлен мой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на уроках изобразительного искусства...