Методическая разработка урока Музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве Древней Руси, через традиции и обычаи музыкальной культуры.
Планируемые результаты
Метапредметные: создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности; анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека; умение слушать и анализировать прослушанный материал.
Предметные: развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение посредствам восприятия произведений Римского-Корссакова: «Пляска скоморохов» и Тихона Хренникова «Во кузнице».
Личностные: Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа; воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_iskusstvo_drevney_rusi_6_klass.docx | 18.01 КБ |
obrazy_russkoy_narodnoy_i_duhovnoy_muzyki.pptx | 2.66 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве Древней Руси, через традиции и обычаи музыкальной культуры.
Планируемые результаты
Метапредметные: создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности; анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека; умение слушать и анализировать прослушанный материал.
Предметные: развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение посредствам восприятия произведений Римского-Корссакова: «Пляска скоморохов» и Тихона Хренникова «Во кузнице».
Личностные: Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа; воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи произведений.
Добрый день. Сегодня я проведу у вас урок музыки.
(Распевание-приветствие)
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы проверим
то, как вы усвоили знания с предыдущих уроков.
Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы.
Л: проявление эмоциональной отзывчивости.
2. Актуализация знаний.
(5 минут)
(Проверочная работа)
О чем вы говорили на прошлом уроке?
(проверка домашнего задания)
Какой композитор изображен на экране?
Что такое баллада?
С какой балладой Шуберта вы познакомились на прошлом уроке?
Сколько действующих лиц было раскрыто в балладе? Какие?
Отвечают на вопросы.
Шуберт
вокальная или инструментальная пьеса романтического характера
«Лесной царь»
4 – рассказчик, отец, сын, Лесной царь
Л: проявление эмоциональной отзывчивости,
П: способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.
Слайд 1
Русская Духовная музыка
Слайд 2
Крещение Руси В X веке, а точнее в 988, произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Киевский князь Владимир (Красно Солнышко) по примеру своей бабушки – княгини Ольги – провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра. Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях
Слайд 3
Церковное пение Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – a capella . Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках
Слайд 4
Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии, неизвестные создатели гимнов и распевщики не могли сразу запеть на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с иноземной, византийской выразился в таком явлении, как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью. Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак )
Слайд 5
Образы русской народной духовной музыки Шестопсалмие (знаменный распев) Мужская группа Московского хора молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин Свете тихий (киевский распев) Московский хор молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин
Слайд 6
Икона «Троица» В XV в. в русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице, триедином боге – Отце, Сыне, Святом Духе. Самой известной иконой того времени стала «Троица» Андрея Рублева, ученика русского святого Сергия Радонежского. В этот период появляется многоголосная церковная музыка. Как в народной многоголосной протяжной песне, три голоса церковных песнопений плавно текут, как три ленты, переплетаются и снова звучат параллелью
Слайд 7
Многоголосное пение В русской православной церкви с середины XVII в. стало распространятся многоголосное пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трех до сорока восьми, то сочинения и исполнение такой музыки требовало большого мастерства – знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусство управления хором. В XVIII в. В русской музыке появился новый жанр – многоголосный духовный концерт
Слайд 8
Родился композитор 16 октября 1745 года в городе Глухове на Украине. Музыкальное образование композитор получил в Киевской Духовной Академии, которую не закончил. Там он начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные будущий композитор был послан в Петербург. Он стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Березовский часто участвовал в представлениях итальянской оперы, играл на скрипке. С 1765 года композитор 9 лет жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Болонье Березовский занимался под руководством знаменитого тогда падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора. В тот же день держал экзамен и юный Моцарт. Титул члена Академии был почетным: он давал право быть капельмейстером – руководителем хорового коллектива или оркестра Максим Созонтович Березовский
Слайд 9
«Не отвержи мене во время старости» Этот духовный концерт М. Березовского – одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведения, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16-18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учеба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини
Слайд 10
Да исправитсЯ молитва моя (Жертва вечерняя) Павел Григорьевич Чесноков Композитор Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился : 24 октября 1877 г., Воскресенск. Умер : 14 марта 1944 г. Образование : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Ирина Архипова, меццо-сопрано Государственный камерный хор Министерства культуры СССР Художественный руководитель и дирижер Валерий Полянский
Слайд 11
Пляска скомороха Николай Андреевич Римский-Корсаков русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Родился : 18 марта 1844 г., Тихвинн Умер : 21 июня 1908 г., Санкт-Петербург Произведения : Шахеразада , Полёт шмеля, Снегурочка, Садко и др. Либретто : Снегурочка, Садко, Ночь перед Рождеством, Млада и др. «Снегурочка» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой пьесе Александра Островского. Сочинение : 1881 г. Первое исполнение : 10 февраля 1882 г. Автор либретто : Николай Андреевич Римский-Корсаков Язык : Русский Из 3-его действия Оркестр ГАБТ СССР Дирижер Евгений Светланов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крещение Руси В X веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.
Церковное пение Церковное пение в древности было одноголосным в унисон мужским a capella .
Знаменный распев – соединение русской культуры и вызантийской . Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак ) .
Современная нотация
Древнерусская нотация
Икона «Троица» А.Рублёва В XV в. в русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице, триедином боге – Отце, Сыне, Святом Духе. В этот период появляется многоголосная церковная музыка.
Многоголосное пение В русской православной церкви с середины XVII в. стало распространятся многоголосное партесное (от слова partes - голоса) пение .
Образы русской народной духовной музыки Шестопсалмие (знаменный распев) Мужская группа Московского хора молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин Свете тихий (киевский распев) Московский хор молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин
Родился композитор 16 октября 1745 года в городе Глухове на Украине. Музыкальное образование композитор получил в Киевской Духовной Академии, которую не закончил. Там он начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные будущий композитор был послан в Петербург. Он стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Березовский часто участвовал в представлениях итальянской оперы, играл на скрипке. С 1765 года композитор 9 лет жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Болонье Березовский занимался под руководством знаменитого тогда падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора. В тот же день держал экзамен и юный Моцарт. Титул члена Академии был почетным: он давал право быть капельмейстером – руководителем хорового коллектива или оркестра. Максим Созонтович Березовский
«Не отвержи мене во время старости» Этот духовный концерт М. Березовского – одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведения, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16-18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учеба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини
Да исправится молитва моя (Жертва вечерняя) Павел Григорьевич Чесноков Композитор Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился : 24 октября 1877 г., Воскресенск. Умер : 14 марта 1944 г. Образование : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Пляска скомороха Николай Андреевич Римский-Корсаков русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Родился : 18 марта 1844 г., Тихвинн Умер : 21 июня 1908 г., Санкт-Петербург Произведения : Шахеразада , Полёт шмеля, Снегурочка, Садко и др. Либретто : Снегурочка, Садко, Ночь перед Рождеством, Млада и др. «Снегурочка» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой пьесе Александра Островского. Сочинение : 1881 г. Первое исполнение : 10 февраля 1882 г. Автор либретто : Николай Андреевич Римский-Корсаков Язык : Русский Из 3-его действия Оркестр ГАБТ СССР Дирижер Евгений Светланов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
Урок музыки в 6 классе Тема: Фольклорные традиции Руси.Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознаком...
Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
Учитель музыки Белова А.В.Тема: «Обряды и традиции Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознакомления с древнерусской музы...
Презентация к уроку музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
1 слайд - Обряды и традиции Руси.2 слад - Библейский сюжет3 слайд- Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету. Коленда –н...
Разработка урока истории по теме "Искусство Древнего Египта"
Технологическая карта урока "Искусство Древнего Египта" по ФГОС. Можно использовать как разработку открытого урока...
Методическая разработка урока музыки «Человек в зеркале искусства»
Данная методическая разработка дает возможность сформировать у учащихся представление о многогранности художественного восприятия образа человека в искусстве. Использованная технология многоканальной ...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...
Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.
Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...