РАБОЧАЯ ПРОГРАММА"ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ПОДРОСТКОВ"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kgn_i_navykov_samoobsluzhivaniya_u_podrostkov.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Формирование культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания у подростков в условиях социально-реабилитационного центра
Белгород 2017 г.
Пояснительная записка
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения любого человека. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, способствует социализации ребенка.
Актуальность формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у подростков в условиях социально-реабилитационного центра
очевидна. Она основывается на объективных факторах. В Центр очень часто поступают дети из социально неблагополучных, проблемных семей. В семьях с асоциальным образом жизни родителей, низким уровнем общей культуры дети, как правило, не получают должного развития и воспитания, в том числе их базовые культурно-гигиенические навыки часто находятся недостаточном или низком уровне. Поэтому с самого начала пребывания каждого подростка в Центре уровень развития КГН находится под наблюдением и контролем сотрудников учреждения.
В ходе реабилитации подростков необходимо скорректировать имеющиеся у них КГН, совершенствовать их и довести до необходимого возрастного уровня.
Какие навыки и умения следует воспитывать в первую очередь?
Можно выделить три основные категории:
- гигиенические навыки;
- навыки культуры поведения;
- навыки самообслуживания.
Необходимо выделить понятия «умения» и «навык».
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью - это привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Поэтому в условиях Центра перед педагогами стоит задача не просто правильно скорректировать КГН, уже имеющиеся у подростка, но главное – перевести их в устойчивые навыки, а также способствовать развитию у воспитанников стремления к здоровому образу жизни.
Формирование КГН в подростковом возрасте имеет свою специфику, поскольку связано возникновением и формированием «чувства взрослости», что предполагает расширение сферы самостоятельности и признание со стороны взрослых факта взросления ребенка. В этом возрасте подростка можно мотивировать на соблюдение правил личной гигиены и стремление к здоровому образу жизни через осознание своего взросления.
В процессе работы по развитию КГН у подростков следует использовать не столько игровые методики, как с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а более «взрослые» формы работы: объяснение, рассказ, беседа, размышление, тренинг, диспут. Хотя элементы игры можно и нужно включать в занятия, чтобы поддерживать интерес воспитанников. Эти формы работы должны использоваться в сочетании с постоянным соблюдением подростками правил личной гигиены, во всех режимных моментах.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, гигиенические навыки совершенствовались.
Личная гигиена подростков отличается от гигиены детей младшего школьного возраста – правила немного другие. В идеале подросток должен сам следить за своим внешним видом: чистыми волосами, кожей и телом.
Принципы формирования культурно - гигиенических навыков
К принципам формирования культурно - гигиенических навыков относятся:
- системный подход;
- планомерность и непрерывность;
- развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- целостность подхода педагогов к формированию культурно - гигиенических навыков.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков, воспитания у подростков привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала учреждения, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Также необходимое условие для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Подросток закрепляет гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником. Обязанность сотрудников – постоянно закреплять приобретенные подростками навыки.
Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-реабилитационной работы: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и.т.д. Чтобы дети овладели этими навыками, необходимо планирование работы, так как формирование навыков - процесс длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно, в разных ситуациях. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить ответственных для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу и т.д.
Важно, чтобы дети могли видеть результаты своих действий: один стал значительно опрятнее, другой идеально заправляет кровать, третий не забывает чистить зубы на ночь и т.д. А педагог должен обязательно увидеть, поощрить тех ребят, действия которых стали самостоятельными, автоматическими.
Таким образом, для достижения положительных результатов необходима
спланированная, систематическая, регулярная работа.
Для реализации данного направления реабилитационной работы с подростками разработана программа по формированию КГН, навыков самообслуживания и воспитанию основ здорового образа жизни.
Целевой возраст: дети подросткового возраста 12 – 16 лет.
Цель: создание условий для формирования устойчивых КГН и навыков самообслуживания у подростков в условиях социально-реабилитационного центра.
Задачи:
- дать детям знания о нормах и правилах гигиены в подростковом возрасте, об основах здорового образа жизни;
- сформировать прочные навыки соблюдения личной гигиены;
- развить необходимые навыки самообслуживания в соответствии с возрастом.
Ожидаемые результаты:
По окончании социальной реабилитации подростки
- должны знать нормы гигиены, правила ухода за своим телом, а также основы здорового образа жизни;
- должны уметь самостоятельно соблюдать правила личной гигиены, активно использовать навыки самообслуживания (уход за одеждой, обувью, содержание в порядке личных вещей в тумбочке, поддержание порядка в группе, добросовестное исполнение обязанностей дежурного и пр.)
Сроки реализации программы: в продолжение всего календарного года.
План проведения реабилитационных мероприятий
по формированию КГН и навыков самообслуживания:
l. Практическая часть
1. Навыки личной гигиены | Навыки мытья рук, лица, купания |
Навыки пользования предметами личной гигиены (расческа, полотенце, платок) | |
Навыки пользования туалетом | |
Навыки правильной чистки зубов | |
Соблюдение режимных моментов |
2. Навыки опрятной еды | Навыки пользования столовыми приборами, салфеткой |
Навыки пережёвывания пищи с закрытым ртом | |
Навыки аккуратного приёма пищи | |
3. Навыки самообслу- живания | Навыки одевания, раздевания |
Навыки аккуратного складывания одежды | |
Навыки опрятности и аккуратности | |
Бережное отношение к вещам | |
4.Трудовые навыки | Уборка рабочего места и игрового материала |
Навыки заправления кровати | |
Выполнение обязанностей дежурного |
- Работа по формированию данных навыков осуществляется на протяжении всего периода в ходе выполнения режимных моментов.
ll. Теоретическая часть.
Примерный перечень бесед, занятий для подростков
по правилам гигиены и основам здорового образа жизни:
1. «Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – чистота» (беседа)
2. «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» (позн.беседа)
3. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» (занятие-практикум)
4. «Режим дня подростка» (обсуждение)
5. «Гигиена детей и подростков» (презентация)
6. «Гигиена девочки подростка» (лекция мед.работника)
7.«Гигиена мальчика подростка» (лекция мед.работника)
8. «Коса – девичья краса» (практикум для девочек)
9. «Гигиена полости рта» (позн.беседа)
10. «Береги глаза смолоду» позн.беседа)
11. «Влияние физкультуры на здоровье» (презентация)
12. «Сон – лучшее лекарство» (полезные советы)
13. «Чтобы быть красивым» (полезные советы)
14. «О здоровой и полезной пище» (лекция диетолога)
15. «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение» (игровой тренинг)
16. «В здоровом теле – здоровый дух» (беседа)
17. «Значение кожи для здоровья человека» (беседа)
18. «Вредные привычки и здоровье человека» (видеофильм)
19. «Что такое здоровый образ жизни?» (мини-диспут)
20. «Мой выбор – здоровый образ жизни» (занятие-беседа)
21. «Влияние компьютера и телевизора на здоровье школьника» (видеофильм)
22. «Предупреждение травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов) (инструктажи)
23. «Курить – здоровью вредить» (беседа)
24. «Скажем наркотикам – нет!» (тренинг)
25. «Разрешается – запрещается» (игра)
26. В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» (чтение)
27. К.И.Чуковский «Мойдодыр» (чтение)
28. К.И.Чуковский «Айболит» (чтение)
29. Знаменитые русские личности как пример здорового образа жизни (А.В.Суворов, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой) (беседа-рассказ)
30. В мире мудрых мыслей (афоризмы, пословицы, поговорки) (обсуждение)
игиенические навыки как привычка.
Физическая культура.
♣ Требования к комплексу утренней гимнастики.
♣ Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства
закаливания.
♣ Возрастные особенности костно-мышечной системы ребенка.
♣ Значение мышц, тренировка мышц.
♣ Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника.
♣ Двигательный режим школьника.
♣ Физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обмен веществ в организме человека.
♣ Организация отдыха.
♣ Влияние туризма, занятий в спортивных секциях на здоровье человека.
Гигиена умственного труда
♣ Режим дня подростка.
♣ Гигиена учебных занятий, микроклимат помещения.
♣ Свободное время, гигиена сна.
♣ Гигиена зрения.
♣ Психогигиена.
♣ Влияние компьютера и телевизора на здоровье человека.
Общественная и личная гигиена.
♣ Личная гигиена.
♣ Значение кожи для здоровья человека.
♣ Теплообмен и одежда.
♣ Гигиена внешней среды и здоровье.
♣ Охрана зеленых насаждений.
♣ Гигиена помещений.
Гигиенические навыки как привычка.
Физическая культура.
♣ Требования к комплексу утренней гимнастики.
♣ Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства
закаливания.
♣ Возрастные особенности костно-мышечной системы ребенка.
♣ Значение мышц, тренировка мышц.
♣ Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника.
♣ Двигательный режим школьника.
♣ Физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обмен веществ в организме человека.
♣ Организация отдыха.
♣ Влияние туризма, занятий в спортивных секциях на здоровье человека.
Гигиена умственного труда
♣ Режим дня подростка.
♣ Гигиена учебных занятий, микроклимат помещения.
♣ Свободное время, гигиена сна.
♣ Гигиена зрения.
♣ Психогигиена.
♣ Влияние компьютера и телевизора на здоровье человека.
Общественная и личная гигиена.
♣ Личная гигиена.
♣ Значение кожи для здоровья человека.
♣ Теплообмен и одежда.
♣ Гигиена внешней среды и здоровье.
♣ Охрана зеленых насаждений.
♣ Гигиена помещени
Профилактика инфекционных заболеваний.
♣ Пути передачи инфекционных заболеваний.
♣ Заболевания, передающиеся от домашних животных.
♣ Значение профилактических прививок.
Гигиена питания.
♣ Значение и состав пищи.
♣ Питание, энергозатраты и здоровье человека.
♣ Особенности питания в зависимости от климатических условий, характера
деятельности человека.
♣ Понятие о белках, жирах и углеводах.
♣ Витамины, их значение для здоровья человека.
♣ Режим питания. Правила приема пищи.
♣ Избыточная масса тела и гиподинамия как причины болезней.
♣ Уход за полостью рта после приема пищи.
♣ Пищевые отравления, отравления грибами и ядовитыми растениями.
♣ Профилактика отравлений пищевыми продуктами.
Профилактика травматизма.
♣ Ожоги (химические и термические), первая помощь при ожогах.
♣ Электротравмы.
♣ Утопления.
♣ Школьный травматизм.
♣ Дорожно-транспортные происшествия.
♣ Еще раз о правилах дорожного движения.
♣ Ранения. Внутренние травмы.
♣ Помощь при микротравмах и переломах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека детской художественной литературы
Тема 1. «О здоровом питании»
♣ Остановка кровотечения.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
♣ Анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма.
♣ Гигиена девушки.
♣ Гигиена юноши.
♣ Вторичные половые признаки. Сроки полового созревания.
♣ Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Ранняя
беременность, ее влияние на здоровье девушки.
♣ Общие сведения о заболеваниях, передаваемых половым
путем (герпетическая инфекция, уреоплазмоз, хламидиоз,
токсоплазмоз, микоплазмоз, кандидоз, туберкулез, различные
венерические заболевания, СПИД).
♣ О вреде никотина и алкоголя.
♣ Наркомания, токсикомания. Их предупреждение.
♣ Профилактика вредных пр
Профилактика инфекционных заболеваний.
♣ Пути передачи инфекционных заболеваний.
♣ Заболевания, передающиеся от домашних животных.
♣ Значение профилактических прививок.
Гигиена питания.
♣ Значение и состав пищи.
♣ Питание, энергозатраты и здоровье человека.
♣ Особенности питания в зависимости от климатических условий, характера
деятельности человека.
♣ Понятие о белках, жирах и углеводах.
♣ Витамины, их значение для здоровья человека.
♣ Режим питания. Правила приема пищи.
♣ Избыточная масса тела и гиподинамия как причины болезней.
♣ Уход за полостью рта после приема пищи.
♣ Пищевые отравления, отравления грибами и ядовитыми растениями.
♣ Профилактика отравлений пищевыми продуктами.
Профилактика травматизма.
♣ Ожоги (химические и термические), первая помощь при ожогах.
♣ Электротравмы.
♣ Утопления.
♣ Школьный травматизм.
♣ Дорожно-транспортные происшествия.
♣ Еще раз о правилах дорожного движения.
♣ Ранения. Внутренние травмы.
♣ Помощь при микротравмах и переломах.
♣ Остановка кровотечения.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
♣ Анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма.
♣ Гигиена девушки.
♣ Гигиена юноши.
♣ Вторичные половые признаки. Сроки полового созревания.
♣ Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Ранняя
беременность, ее влияние на здоровье девушки.
♣ Общие сведения о заболеваниях, передаваемых половым
путем (герпетическая инфекция, уреоплазмоз, хламидиоз,
токсоплазмоз, микоплазмоз, кандидоз, туберкулез, различные
венерические заболевания, СПИД).
♣ О вреде никотина и алкоголя.
♣ Наркомания, токсикомания. Их предупреждение.
♣ Профилактика вредны
«Сказка о здоровом завтраке» по мотивам произведения Л.Филатова
«Сказ про Федота-стрельца»
« Здоровый образ жизни» К. Железнов
« Мы за здоровый образ жизни в 21 веке» Т.И. Латышева
«О здоровье» Л. Одинцова
« Арбузный переулок» В. Драгунский
« Тайное становится явным» В. Драгунский
« Мишкина каша» Н. Носов
« Морошка» Ю. Коваль
Тема 2. « О здоровом образе жизни»
А. Акулин «Людоеды»
В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»
В. Беспалов «Голубая льдинка»
С. Афонькин «Как победить простуду?» ,«Откуда берется болезнь?»
Ч. Янчарский «Приключения Мишки-Ушастика»
Рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина
Список рекомендованной литературы
1. Кальченко Е.И. Гигиеническое воспитание и обучение школьников [текст]: Е.И. Кальченко. Гигиеническое воспитание и обучение школьников. – Н. Просвещение, 1994. - 183 с.
2. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков [текст]: В.Н. Кардашенко. Учебник. – М.: Медицина, 1989. – 146-169с.
3. Лукъяненко В.П. Формирование здорового образа жизни [текст]: В.П. Лукьяненко. Формирование здорового образа жизни. – М. 2001. 29-31с.
4. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [текст]: А.Г. Сухарев. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М. 1989. 12-24с.
5. Шалева С.П. Гигиена школьника [текст]: С.П. Шалева. Гигиена школьников. - Н. 1997. 74 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ЦДП детей и подростков
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздо...
Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).
Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организа...
рабочая программа по профессиональному ориентированию подростков
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социо...
Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"
Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)...
Рабочая программа "Формирования культуры здоровья" 5-9 класс
программа по внеуочной деятельности спортивного направления "Формирование культуры здоровья"...
Программа формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы
Программа формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы...