РАБОЧАЯ ПРОГРАММА"ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ПОДРОСТКОВ"
рабочая программа

АГАФОНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения любого человека. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, способствует социализации ребенка.
Актуальность формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у  подростков в условиях социально-реабилитационного центра
очевидна. Она основывается на объективных факторах. В Центр очень часто поступают дети из социально неблагополучных, проблемных семей. В семьях с асоциальным образом жизни родителей, низким уровнем общей культуры дети, как правило, не получают должного развития и воспитания, в том числе их базовые культурно-гигиенические навыки часто находятся недостаточном или низком уровне. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Формирование культурно-гигиенических

 навыков  и навыков самообслуживания у  подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Белгород 2017 г.

Пояснительная записка

        Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения любого человека. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

        Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, способствует социализации ребенка.

        Актуальность формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у  подростков в условиях социально-реабилитационного центра

очевидна. Она основывается на объективных факторах. В Центр очень часто поступают дети из социально неблагополучных, проблемных семей. В семьях с асоциальным образом жизни родителей, низким уровнем общей культуры дети, как правило, не получают должного развития и воспитания, в том числе их базовые культурно-гигиенические навыки часто находятся недостаточном или низком уровне.  Поэтому с самого начала пребывания каждого подростка в Центре уровень развития КГН находится под наблюдением и контролем сотрудников учреждения.

         В ходе реабилитации подростков необходимо скорректировать имеющиеся у них КГН, совершенствовать их и довести до необходимого возрастного уровня.

        Какие навыки и умения следует воспитывать в первую очередь?

        Можно выделить три основные категории:

- гигиенические навыки; 

- навыки культуры поведения; 

- навыки  самообслуживания. 

        Необходимо выделить понятия «умения» и «навык».

         Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

        Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

        Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью - это привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

         Поэтому в условиях Центра перед педагогами стоит задача не просто правильно скорректировать КГН, уже имеющиеся у подростка, но главное – перевести их в устойчивые навыки, а также способствовать  развитию у воспитанников стремления к здоровому образу жизни.

        Формирование КГН в подростковом возрасте имеет свою специфику, поскольку связано возникновением и формированием «чувства взрослости», что предполагает расширение сферы самостоятельности и признание со стороны взрослых факта взросления ребенка. В этом возрасте подростка можно мотивировать на  соблюдение правил личной гигиены и стремление к здоровому образу жизни через осознание своего взросления.  

        В процессе работы по развитию КГН у подростков следует использовать не столько игровые методики, как с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а более «взрослые» формы работы: объяснение, рассказ, беседа, размышление, тренинг, диспут. Хотя элементы игры можно и нужно включать в занятия, чтобы поддерживать интерес воспитанников. Эти формы работы  должны использоваться в сочетании с постоянным соблюдением подростками правил личной гигиены, во всех режимных моментах.  

        В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, гигиенические навыки совершенствовались.

        Личная гигиена подростков отличается от гигиены  детей младшего школьного возраста – правила немного другие. В идеале подросток должен сам следить за своим внешним видом: чистыми волосами, кожей и телом.

        Принципы формирования культурно - гигиенических навыков

        К принципам формирования культурно - гигиенических навыков относятся:

- системный подход;

- планомерность и непрерывность;

- развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- целостность подхода педагогов к формированию культурно - гигиенических навыков.

        Обязательным условием формирования гигиенических навыков, воспитания у подростков привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала учреждения, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

        Также необходимое условие для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Подросток закрепляет гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником. Обязанность сотрудников – постоянно закреплять приобретенные подростками навыки.

        Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-реабилитационной работы: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и.т.д. Чтобы дети овладели этими навыками, необходимо планирование работы, так как формирование навыков - процесс длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений.        

        Навыки  детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно, в разных ситуациях. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить ответственных для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу и т.д.

        Важно, чтобы дети могли видеть результаты своих действий: один стал значительно опрятнее, другой идеально заправляет кровать, третий не забывает чистить зубы на ночь и т.д. А педагог должен обязательно увидеть, поощрить  тех ребят, действия которых стали самостоятельными, автоматическими.

        Таким образом, для достижения положительных результатов необходима

 спланированная, систематическая, регулярная работа.

Для реализации данного направления реабилитационной работы с подростками разработана программа по формированию КГН, навыков самообслуживания и воспитанию основ здорового образа жизни.

        Целевой возраст: дети подросткового возраста 12 – 16 лет.

        Цель: создание условий для формирования устойчивых КГН и навыков самообслуживания у подростков в условиях социально-реабилитационного центра.

         Задачи:

- дать детям  знания о нормах и правилах гигиены в подростковом возрасте, об основах здорового образа жизни;

- сформировать прочные навыки соблюдения личной гигиены;  

- развить необходимые навыки самообслуживания в соответствии с возрастом.

        Ожидаемые результаты:

        По окончании социальной реабилитации подростки

- должны знать нормы  гигиены, правила ухода за своим телом, а также основы здорового образа жизни;

- должны уметь самостоятельно соблюдать правила личной гигиены, активно использовать  навыки самообслуживания (уход за одеждой, обувью, содержание в порядке личных вещей в тумбочке, поддержание порядка в группе, добросовестное исполнение обязанностей дежурного  и пр.)

        Сроки реализации программы: в продолжение всего календарного года.

 План проведения реабилитационных мероприятий

по формированию КГН и навыков самообслуживания:

l. Практическая часть

  1. Навыки

личной

 гигиены

Навыки мытья рук, лица, купания

Навыки пользования предметами личной гигиены (расческа, полотенце, платок)

Навыки пользования туалетом

Навыки правильной чистки зубов

Соблюдение режимных моментов

 2. Навыки

опрятной еды

Навыки пользования столовыми приборами, салфеткой

Навыки пережёвывания пищи с закрытым ртом

Навыки аккуратного приёма пищи

 3. Навыки самообслу-

живания

Навыки одевания, раздевания

Навыки аккуратного складывания одежды

Навыки опрятности и аккуратности

Бережное отношение к вещам

4.Трудовые навыки

Уборка рабочего места и игрового материала

Навыки заправления кровати

Выполнение обязанностей дежурного

     

  • Работа по формированию данных навыков осуществляется на протяжении всего периода в ходе выполнения режимных моментов.

ll. Теоретическая часть.

Примерный перечень бесед, занятий для подростков

 по правилам гигиены и основам здорового образа жизни:

1. «Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – чистота» (беседа)

2. «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»                            (позн.беседа)

3. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»                          (занятие-практикум)

4. «Режим дня подростка»                                                       (обсуждение)

5. «Гигиена детей и подростков»                                            (презентация)

6. «Гигиена девочки подростка»                                             (лекция мед.работника)

7.«Гигиена мальчика подростка»                                            (лекция мед.работника)

8. «Коса – девичья краса»                                                         (практикум для девочек)

9. «Гигиена полости рта»                                                          (позн.беседа)

10. «Береги глаза смолоду»                                                       позн.беседа)

11. «Влияние физкультуры  на здоровье»                               (презентация)

12. «Сон – лучшее лекарство»                                                  (полезные советы)

13. «Чтобы быть красивым»                                                     (полезные советы)

14. «О здоровой и полезной пище»                                          (лекция диетолога)

 15. «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение»   (игровой тренинг)

16. «В здоровом теле – здоровый дух»                                     (беседа)

17. «Значение кожи для здоровья человека»                            (беседа)

18.  «Вредные привычки и здоровье человека»                            (видеофильм)

19. «Что такое здоровый образ жизни?»                                        (мини-диспут)

20. «Мой выбор – здоровый образ жизни»                                    (занятие-беседа)

 21. «Влияние компьютера и телевизора на здоровье школьника» (видеофильм)

22. «Предупреждение травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов)                                                                                              (инструктажи)

23.  «Курить – здоровью вредить»                                                    (беседа)

24. «Скажем наркотикам – нет!»                                                       (тренинг)

25. «Разрешается – запрещается»                                                      (игра)

26. В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»        (чтение)

27. К.И.Чуковский «Мойдодыр»                                                       (чтение)

28. К.И.Чуковский «Айболит»                                                           (чтение)

29. Знаменитые русские личности как пример здорового образа жизни (А.В.Суворов, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой)                                       (беседа-рассказ)

30. В мире мудрых мыслей (афоризмы, пословицы, поговорки)    (обсуждение)

игиенические навыки как привычка. 

Физическая культура. 

  Требования к комплексу утренней гимнастики. 

  Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства

закаливания. 

  Возрастные особенности костно-мышечной системы ребенка. 

  Значение мышц, тренировка мышц. 

  Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника. 

  Двигательный режим школьника. 

  Физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обмен веществ в организме человека. 

  Организация отдыха. 

  Влияние туризма, занятий в спортивных секциях на здоровье человека. 

Гигиена умственного труда 

  Режим дня подростка. 

  Гигиена учебных занятий, микроклимат помещения. 

  Свободное время, гигиена сна. 

  Гигиена зрения. 

  Психогигиена. 

  Влияние компьютера и телевизора на здоровье человека. 

Общественная и личная гигиена. 

  Личная гигиена. 

  Значение кожи для здоровья человека. 

  Теплообмен и одежда. 

  Гигиена внешней среды и здоровье. 

  Охрана зеленых насаждений. 

  Гигиена помещений. 

 Гигиенические навыки как привычка. 

Физическая культура. 

  Требования к комплексу утренней гимнастики. 

  Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства

закаливания. 

  Возрастные особенности костно-мышечной системы ребенка. 

  Значение мышц, тренировка мышц. 

  Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника. 

  Двигательный режим школьника. 

  Физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обмен веществ в организме человека. 

  Организация отдыха. 

  Влияние туризма, занятий в спортивных секциях на здоровье человека. 

Гигиена умственного труда 

  Режим дня подростка. 

  Гигиена учебных занятий, микроклимат помещения. 

  Свободное время, гигиена сна. 

  Гигиена зрения. 

  Психогигиена. 

  Влияние компьютера и телевизора на здоровье человека. 

Общественная и личная гигиена. 

  Личная гигиена. 

  Значение кожи для здоровья человека. 

  Теплообмен и одежда. 

  Гигиена внешней среды и здоровье. 

  Охрана зеленых насаждений. 

  Гигиена помещени

Профилактика инфекционных заболеваний. 

  Пути передачи инфекционных заболеваний. 

  Заболевания, передающиеся от домашних животных. 

  Значение профилактических прививок. 

Гигиена питания. 

 Значение и состав пищи. 

 Питание, энергозатраты и здоровье человека. 

 Особенности питания в зависимости от климатических условий, характера

деятельности человека. 

 Понятие о белках, жирах и углеводах.

 Витамины, их значение для здоровья человека. 

 Режим питания. Правила приема пищи. 

 Избыточная масса тела и гиподинамия как причины болезней. 

 Уход за полостью рта после приема пищи. 

 Пищевые отравления, отравления грибами и ядовитыми растениями. 

 Профилактика отравлений пищевыми продуктами. 

Профилактика травматизма. 

  Ожоги (химические и термические), первая помощь при ожогах. 

  Электротравмы. 

  Утопления. 

  Школьный травматизм. 

  Дорожно-транспортные происшествия. 

  Еще раз о правилах дорожного движения. 

  Ранения. Внутренние травмы. 

  Помощь при микротравмах и переломах. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Картотека детской художественной литературы

 Тема 1.  «О здоровом питании»

  Остановка кровотечения.

Гигиеническое и нравственное воспитание. 

  Анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма.

  Гигиена девушки.

  Гигиена юноши.

  Вторичные половые признаки. Сроки полового созревания.

  Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Ранняя

беременность, ее влияние на здоровье девушки.

  Общие сведения о заболеваниях, передаваемых половым

путем (герпетическая инфекция, уреоплазмоз, хламидиоз,

токсоплазмоз, микоплазмоз, кандидоз, туберкулез, различные

венерические заболевания, СПИД).

  О вреде никотина и алкоголя.

  Наркомания, токсикомания. Их предупреждение.

  Профилактика вредных пр

Профилактика инфекционных заболеваний. 

  Пути передачи инфекционных заболеваний.

  Заболевания, передающиеся от домашних животных.

  Значение профилактических прививок.

Гигиена питания. 

 Значение и состав пищи.

 Питание, энергозатраты и здоровье человека.

 Особенности питания в зависимости от климатических условий, характера

деятельности человека.

 Понятие о белках, жирах и углеводах.

 Витамины, их значение для здоровья человека.

 Режим питания. Правила приема пищи.

 Избыточная масса тела и гиподинамия как причины болезней.

 Уход за полостью рта после приема пищи.

 Пищевые отравления, отравления грибами и ядовитыми растениями.

 Профилактика отравлений пищевыми продуктами.

Профилактика травматизма. 

  Ожоги (химические и термические), первая помощь при ожогах.

  Электротравмы.

  Утопления.

  Школьный травматизм.

  Дорожно-транспортные происшествия.

  Еще раз о правилах дорожного движения.

  Ранения. Внутренние травмы.

  Помощь при микротравмах и переломах.

  Остановка кровотечения.

Гигиеническое и нравственное воспитание. 

  Анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма.

  Гигиена девушки.

  Гигиена юноши.

  Вторичные половые признаки. Сроки полового созревания.

  Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Ранняя

беременность, ее влияние на здоровье девушки.

  Общие сведения о заболеваниях, передаваемых половым

путем (герпетическая инфекция, уреоплазмоз, хламидиоз,

токсоплазмоз, микоплазмоз, кандидоз, туберкулез, различные

венерические заболевания, СПИД).

  О вреде никотина и алкоголя.

  Наркомания, токсикомания. Их предупреждение.

  Профилактика вредны

«Сказка о здоровом завтраке» по мотивам произведения Л.Филатова

«Сказ про Федота-стрельца»

« Здоровый образ жизни» К. Железнов

« Мы за здоровый образ жизни в 21 веке» Т.И. Латышева

«О здоровье» Л. Одинцова

« Арбузный переулок» В. Драгунский

« Тайное становится явным» В. Драгунский

« Мишкина каша» Н. Носов

« Морошка» Ю. Коваль

Тема 2. « О здоровом образе жизни»

А. Акулин «Людоеды»

В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»

В. Беспалов «Голубая льдинка»

С. Афонькин «Как победить простуду?» ,«Откуда берется болезнь?»

Ч. Янчарский «Приключения Мишки-Ушастика»

Рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина

Список рекомендованной литературы

        1. Кальченко Е.И. Гигиеническое воспитание и обучение школьников  [текст]:  Е.И. Кальченко. Гигиеническое воспитание и обучение школьников.  – Н. Просвещение, 1994. - 183 с.

        2. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков [текст]: В.Н. Кардашенко. Учебник. – М.: Медицина, 1989. – 146-169с.

        3. Лукъяненко В.П.  Формирование здорового образа жизни  [текст]: В.П. Лукьяненко. Формирование здорового образа жизни. – М.  2001.  29-31с.

        4. Сухарев А.Г.  Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [текст]: А.Г. Сухарев. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.   -М. 1989.  12-24с.

        5. Шалева С.П.  Гигиена школьника [текст]: С.П. Шалева. Гигиена школьников. -  Н. 1997. 74 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ЦДП детей и подростков

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздо...

Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).

Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организа...

рабочая программа по профессиональному ориентированию подростков

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социо...

Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"

Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи  (ранний возраст)...

Рабочая программа "Формирования культуры здоровья" 5-9 класс

программа по внеуочной деятельности спортивного направления "Формирование культуры здоровья"...

Программа формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы

Программа формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы...