Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).
рабочая программа по теме

Калинина Ольга Владимировна

Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организаций, не содержащих в своей структуре логопедические группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx61.1 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №629

(ГБОУ детский сад №629)

Утверждаю:

Заведующий ГБОУ детский сад №629

     М.А.Глухова

Рабочая программа

«Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи».

Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).

Срок реализации 2014 – 2015гг.

                                                            Составители:

учитель – логопед  Калинина О.В.

учитель – логопед  Захарова Е.В.

Москва 2014 год.

  1. Пояснительная записка

  1. Общая характеристика программы.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4,5 -7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

В основе неправильного произношения звуков лежит недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития  фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей  по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка с ФФН на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.        Этим и обусловлена значимость программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

   Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития устной речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

   Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для коррекции нарушений фонетико – фонематической стороны устной речи воспитанников дошкольного отделения образовательного учреждения.

  1. Методологические и теоретические основы программы

          В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения)

- онтогенетический принцип (учет и соблюдение этапов формирования нарушенной функции в норме)

- принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)

- принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы)

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Рабочая программа составлена с учетом диагностических данных детей и на основе методических рекомендаций следующих программ и методических пособий и технологий:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». - М., 2014г.;
  • Цуканова С. П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать»  - М, 2007. 
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г. 
  • Методические рекомендации Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»  - М.: Просвещение, 1985;
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.2014
  • Использованы элементы авторской технологии Т.А. Ткаченко;
  • Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
  • Физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, БОС-технологии, пальчиковая гимнастика су-Джок.
  • Педагогические технологии: развивающее обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества,  информационные технологии, адаптивные технологии;
  1. Характеристика обучающихся

I. Нарушения фонетико-фонематического стороны речи.

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Многочисленные варианты дефектов звукопроизношения:

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков;

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка;

3) смешение звуков.

 Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других — этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно. Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом, комплекс описанных недостатков в сфере произношения и восприятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Раннее их выявление, проведение коррекционных логопедических занятий позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе. В случае, если это не было сделано своевременно в условиях детского сада, данная коррекционная работа проводится в период обучения ребёнка в школе на начальной ступени образования.

II. Психологические особенности

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

  1. Цель и задачи программы

Цель: коррекция нарушений устной речи у воспитанников старшей и подготовительной групп, препятствующих усвоению общеобразовательных программ, адаптации и социализации в учебно-воспитательном процессе.

Задачи коррекционной работы

1. Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование представлений о звуковом составе слова на основе развития навыков анализа и синтеза.

2. Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения различными способами словообразования.

3. Уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу.

4. Развитие навыков построения связного высказывания, установление логической последовательности, связности предложений. Учить отбору языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения.

  1. Содержание программы

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция нарушенного звукопроизношения.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

5. Формирование комплекса умений и навыков, как предпосылок к УУД:

- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

- работа в определенном темпе (умение быстро проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

- умения понять и принять задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам занятия;

- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам работы;

- употребление усвоенной терминологии в связных высказываниях;

- обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением;

- пояснение инструкции, задачи с использованием новой терминологии;

- развернутый отчет о последовательности выполнения работы, подведение итогов занятия;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов деятельности;

- соблюдение речевого этикета при общении;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

8. Взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью включения в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс.

Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям (УУД)

Личностные УУД

Самоопределение

(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразование

(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символический;

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов

(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей, с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Содержание коррекционной работы

Форма и режим занятий

Индивидуальные коррекционные занятия или занятия подвижными микрогруппами  с каждым ребенком проводятся продолжительностью 20-25 минут. (на основании Приказа Департамента образования города Москвы «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования»  (№ 2-34-20 от 11.08.2005), Письма Минобразования России «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (от 14 декабря 2000 г. №2).В случае, если логопед забирает ребёнка из группы и отводит его обратно, продолжительность занятий увеличивается.

Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю.

Ожидаемый результат:

В итоге проведенной логопедической работы обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить все звуки русской речи.
  • Четко дифференцировать все изученные звуки.
  • Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • Различать понятия «звук», «буква», «слог», «предложение» на практическом уровне.
  • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
  • Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
  • Активно пользоваться различными способами словообразования.
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
  • Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые распространённые предложения.
  • Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.
  • Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
  • Уметь вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его  с другими объектами, выделять в них общее и различия;

Формы контроля:

  • Обследование устной речи в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).
  • Обследование устной речи по окончании учебного года (две недели).

Формы итоговой аттестации:

          Для проверки знаний и умений обучающихся используются такие виды работ:

  • Чтение стихотворений
  • Выступление на праздниках
  • Диагностическая беседа в ходе логопедического обследования.

Критерии оценки

Система проведения занятий без оценок


Содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонологической компетенции  у воспитанников 4,5-7 лет (постановка одной группы звуков)

Лексико – грамматическая компетенция

Звуковая сторона речи

Фонологическая компетенция

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
  • Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
  • Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Знакомство детей с анализом и синтезом  обратных слогов.
  • Преобразование слогов за счёт изменения одного звука.
  • Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
  • Различение односложных и многосложных слов.
  • Выделение звука из ряда других звуков.
  • Выделение ударного гласного в начале , конце и середине слова.
  • Выделение согласного звука

Фонетическая компетенция

  • Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Массаж мышц  органов артикуляции (по показаниям).
  • Уточнение правильного произношения сохранных звуков во всех единицах речи.
  • Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Этапы

1 этап Подгото-витель-ный этап.

  • Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.
  • Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом У.
  • Закрепление навыка употребления уменьшительно - ласкательных  существительных.
  • Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё  с существительными мужского, женского и среднего рода.
  • Закрепление навыка образования относительных прилагательных.
  • Закрепление умения подбирать однокоренные слова и образовывать сложные слова.

в начале, конце и середине слова.

  • Практическое усвоение понятий «гласный звук», «согласный звук».
  • Выделение автоматизируемого звука из ряда других звуков.
  • Дифференциация нормативно произносимого звука от дефектно произносимых.
  • Определение наличия изучаемого звука в слове (при вербальном и визуальном предъявлении материала).
  • Выделение автоматизируемого звука в начале, середине и конце слова.
  • Осуществление анализа и синтеза слов с автоматизируемым звуком.
  • Составление схемы слов с выделением ударного слога.
  • Выбор слова к соответствующей графической схеме.
  • Выбор соответствующей графической схемы к заданному слову.
  • Подбор слова с заданным количеством звуков.
  • Определение количества и порядка слогов в слове.
  • Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.
  • Составление слов из заданной последовательности звуков.

  • Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.
  • Постановка отсутствующих в речи звуков в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей1.
  • Автоматизация поставленных звуков:
  • изолированно;
  • в слогах разной структуры;
  • в словах с открытым ударным слогом;
  • в словах с открытым безударным слогом;
  •  в словах с закрытым ударным слогом;
  • в словах с закрытым безударным слогом;
  • в словах  со стечением согласных  под ударением и без.;
  • в словах с повторяющимся звуком.

2 этап

Автоматизация звука на уровне слога и слова.


  • Составление предложений по демонстрации действий, вопросам.
  • Объединение  составленных предложений в короткий текст.
  • Распространение предложений за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.
  • Составление предложений по опорным словам.
  • Составление предложений по картине, серии картин.
  • Пересказывание текста, насыщенного изучаемыми звуками.
  • Заучивание стихотворений, насыщенных автоматизируемыми звуками.
  • Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом лексическом материале.
  • Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов
  •  Формирование умения определять в предложении слово с автоматизируемым звуком.
  • Формирование  умения определять порядок звука в слове (спеллинг).
  • Составление предложений со словами, содержащими изучаемый звук.
  • Анализ двусловного предложения.
  • Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.
  • Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах

3 этап

Автоматизация звука на уровне предложений и текстов

Активизация приобретённых навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие  детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Совершенствование интонационной выразительности экспрессивной речи.

1 Постановка звуков производится в следующей последовательности:

Свистящие С, С′, З, З′, Ц

Соноры Л, Л′

Шипящие Ш, Ж

СонорыР, Р′

Шипящие Ч, Щ

Способ постановки – смешанный.

  • Преобразование слов за счёт замены одного звука автоматизируемым  в начале, середине и конце слова.
  • Преобразование слов за счёт замены дифференцируемых звуков.
  • Составление контекстных словосочетаний и предложений с паронимами, содержащими дифференцируемые звуки.
  • Подбор рифм на дифференцируемые звуки.
  • Активизация употребления в экспрессивной речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Повышение мотивации к активному употреблению слов с правильно произносимыми звуками.

4 этап

Диффе-ренциа-ция и автома-тизация в экспрес-сивной речи .


  1. Методическое обеспечение

О.А.Безрукова

О.Н.Каленкова

Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста – М, 2010

Е.В.Нурминский

О.А.Безрукова

О.Н.Каленкова

Диагностика речи детей дошкольного и младшего  школьного возраста Программа для ЭВМ  – М, 2012

Т.А Ткаченко

Логопедическая энциклопедия – М, 2010

Т.А Ткаченко

Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики  – М, 2012

Л.Н.Ефименкова

Г.Г.Мисаренко

Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте - М, 2008

И.Л.Калинина

Учим детей читать и писать - М, 2008

Л.Н.Ефименкова

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М, 2006

Л.М.Козырева

Различаем звонкие и глухие согласные (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2006

Л.М.Козырева

Путешествие в страну падежей (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2006

Л.М.Козырева

Секреты прилагательных и тайны глаголов (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2007

Л.М.Козырева

И свистящие, и шипящие, и самые звонкие (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2006

Л.М.Козырева

Тайны твёрдых и мягких согласных (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2007

Л.Н.Ефименкова

Коррекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического восприятия. - М, 2008

С.М.Валявко

С-С-Свистящие скороговорки - М, 2008

С.М.Валявко

Р-Р-Рычащие скороговорки - М, 2008

А.И.Максаков

Ш-Ш-Шипящие скороговорки - М, 2011

А.И.Максаков

Л-Л-Лычащие скороговорки - М, 2011

Н.С.Жукова

Уроки логопеда - М, 2008

М.Ф.Фомичёва

Воспитание у детей правильного произношения - М, 1989

Г.А.Каше

Н.А.Никашина

Р.И.Шуйфер

Э.А.Евлахова

Исправление недостатков произношения, чтения и письма - М, 1989

З.А.Репина

В.И.Буйко

Уроки логопедии - М, 2005

В.И.Селивёрстов

Речевые игры с детьми - М, 1995

И.С.Лопухина

 Логопедия. Звуки, буквы и слова - М, 2012

И.Ю.Синицына

Буду чисто говорить - М, 2002

Е.Н.Краузе

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие - М, 2014

Т.А Ткаченко

Слоговая структура слова

Логопедическа тетрадь - М, 2008

Т.А Ткаченко

Звуковой анализ и синтез

Логопедическа тетрадь - М, 2008

Т.А Ткаченко

Коррекция фонетических нарушений у детей

Подготовительный этап - М, 2008

М.Ю.Картушина

Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет- М, 2010

В.В.Петрусинский

Е.Г.Розанова

Игры: обучение, тренинг, досуг- М, 2013  

Г.А.Быстрова

Э.А.Сизова

Т.А.Шуйская

Логопедические игры и задания - М, 2008

Т.Б.Филичева

Н.А.Чевелёва

Г.В.Чиркина

Основы логопедии - М, 1995

Г.С.Швайко

Игры и игровые упражнения для развития речи - М, 2008

Н.В.Микляева

О.А.Полозова

Ю.Н.Родионова

Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М, 2008

Г.В.Дедюхина

Работа над ритмом в логопедической практике - М, 2006

Е.В.Колесникова

Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников – М, 2010

В.В.Коноваленко

С.В.коноваленко

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М, 2008

А,И.Максаков

Г.А.Туманова

Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов ДОУ - М, 2006

Т.В.Волосовец

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М, 2007

Т.Б.Полянская

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - М, 2010

Е.Н.Орлик

Не скоро скороговорка скороговорится - М, 2007

О.В.Егорова

Звуки Ф, ФЬ, В, ВЬ - М, 2013

О.В.Егорова

Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ - М, 2013

Е.Н.Спивак

Звуки С,СЬ,З,ЗЬ,Ц - М, 2014

Е.Н.Спивак

Звуки Р,РЬ,Л,ЛЬ - М, 2014

Л.А.Комарова

Автоматизация звука З в игровых упражнениях – М, 2011

Л.А.Комарова

Автоматизация звука С в игровых упражнениях - М, 2011

В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Автоматизация сонорных звуков Р,РЬ у детей – М, 2008

В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Автоматизация сонорных звуков Л,ЛЬ  у детей– М, 2008

В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Автоматизация шипящих звуков  у детей – М, 2008

В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Автоматизация свистящих звуков  у детей – М, 2008

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р,РЬ - М, 2011

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч,Щ - М, 2011

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л,ЛЬ - М, 2011

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки П,ПЬ,Б,БЬ - М, 2011

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки К,КЬ - М, 2011

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки З,ЗЬ,Ц - М, 2011

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р,РЬ- М, 2011

Н.В.Новоторцева

Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш,Ж - М, 2011

А.С.Герасимова

Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно. – М, 2004

Т.С.Резниченко

О.Д.Ларина

Дифференциация согласных звуков – М, 2004

Н.Е.Ильякова

Звуки Ш, Ж, я вас различаю! – М, 2009

Н.Е.Ильякова

Звуки Ч, Щ, я вас различаю! – М, 2009

О.И.Лазаренко

Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Ш – М, 2006

О.И.Лазаренко

Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Щ – М, 2006

О.И.Лазаренко

Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Ч – М, 2006

А.С.Галанов

Логопедическое лото (звуки Ч,Щ) – М, 2009

Н.Е.Ильякова

Звуки С,З,Ц, я вас различаю! – М, 2009

О.И.Лазаренко

Логопедический альбом для автоматизации произношения звука С – М, 2006

О.И.Лазаренко

Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р – М, 2006

А.С.Галанов

Логопедическое лото (звуки С,СЬ,Ц) – М, 2009

Н.Е.Ильякова

Звуки Р,Л, я вас различаю! – М, 2009

О.И.Лазаренко

Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Л – М, 2006

О.И.Лазаренко

Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р – М, 2006

О.И.Лазаренко

Альбом для автоматизации произношения звука РЬ – М, 2006

Е.М.Косинова

Логопедический букварь - М, 2012

Е.М.Косинова

От звука к слову - М, 2012

Г.Г.Мисаренко

Н.Г.Войченко

Здравствуйте, буквы! – М, 2008

Г.Г.Мисаренко

Н.Г.Войченко

Читаем слова и предложения – М, 2008

Е.В.Новикова

Логопедическая азбука - М, 2000

М.М.Безруких

Е.С.Логинова

Н.В.Флусова

От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №1) - М, 2011

М.М.Безруких

Е.С.Логинова

Н.В.Флусова

От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №2) - М, 2011

М.М.Безруких

Е.С.Логинова

Н.В.Флусова

От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №3) - М, 2011

М.М.Безруких

Е.С.Логинова

Н.В.Флусова

От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №4) - М, 2011

Р.Д.Тригер

Е.В.Владимирова

Звуки речи, слова, предложения (учебник-тетрадь №1 -Смоленск 1998

Р.Д.Тригер

Е.В.Владимирова

Звуки речи, слова, предложения (учебник-тетрадь №2) - Смоленск 1998

Р.Д.Тригер

Е.В.Владимирова

Звуки речи, слова, предложения (учебник-тетрадь №3) - Смоленск 1998

О.А.Степанова

Профилактика школьных трудностей – М, 2003

В.В.Цвынтарный

Играем пальчиками – развиваем речь. – Киев, 2007

Л.С.Вакуленко

Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи – СПб, 2011

И.Светлова

Пространство – М, 2006

И.Светлова

Величина  – М, 2006

Н.В.Бабкина

Оценка психологической готовности детей к школе – М, 2006

Папка дошкольника

Поиграем со словами - Киров, 20013

Папка дошкольника

Ориентируемся в пространстве - Киров, 2013

Папка дошкольника

Волшебные картинки - Киров, 20013

Папка дошкольника

Находим противоположности - Киров, 2013

Папка дошкольника

Учимся находить по схеме - Киров, 2013

Папка дошкольника

Чтение с увлечением - Киров, 2013

С.Е.Гаврилина

Развиваем память - М, 2001

С.Е.Гаврилина

Развиваем внимание - М, 2001

С.Е.Гаврилина

Готовим руку к письму - М, 2001

Т.А.Ткаченко

Ювентик в царстве логики - М, 2007


Краткая презентация рабочей программы (дополнительный раздел)

  1. Возрастные и иные категории, на которые ориентирована программа.

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4,5 -7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Программа формирования фонетико-фонологической компетенции ориентирована на воспитанников именно этого возраста.

  1. Используемые примерные программы.

Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи» разработана с учетом диагностических данных детей и на основе методических рекомендаций следующих программ, методических пособий и технологий:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». - М., 2014г.;
  • Цуканова С. П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать»  - М, 2007. 
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г. 
  • Методические рекомендации Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»  - М.: Просвещение, 1985;
  • Использованы элементы авторской технологии Т.А. Ткаченко;
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.2014
  • Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
  • Физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, БОС-технологии, пальчиковая гимнастика су-Джок.
  • Педагогические технологии: развивающее обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества,  информационные технологии, адаптивные технологии.

  1. Характеристика взаимодействия с семьями детей.

Программа предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, активное участие родителей в педагогическом процессе, включение в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс, создание единого пространства речевого развития через:

  • ознакомление с приемами обучения и развития речи;
  • закрепление изученного материала в домашних условиях;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях

           Перед  современной  школой  становится  задача   пересмотра  содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной  работы, осуществления комплексного подхода к делу об...

Применение пособий из соленого теста для формирования фонетико-фонологической компетенции дошкольников.

В настоящей статье показаны возможности применения пособий из соленого теста (тестопластика) в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения и слогово...

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".

Интересный  учебный материал  для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...

Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".

2017 год  был объявлен "Годом экологии" в  России.  Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...