Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).
рабочая программа по теме
Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организаций, не содержащих в своей структуре логопедические группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 61.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №629
(ГБОУ детский сад №629)
Утверждаю:
Заведующий ГБОУ детский сад №629
М.А.Глухова
Рабочая программа
«Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи».
Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).
Срок реализации 2014 – 2015гг.
Составители:
учитель – логопед Калинина О.В.
учитель – логопед Захарова Е.В.
Москва 2014 год.
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4,5 -7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
В основе неправильного произношения звуков лежит недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка с ФФН на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития устной речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для коррекции нарушений фонетико – фонематической стороны устной речи воспитанников дошкольного отделения образовательного учреждения.
- Методологические и теоретические основы программы
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения)
- онтогенетический принцип (учет и соблюдение этапов формирования нарушенной функции в норме)
- принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)
- принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы)
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом диагностических данных детей и на основе методических рекомендаций следующих программ и методических пособий и технологий:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». - М., 2014г.;
- Цуканова С. П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать» - М, 2007.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г.
- Методические рекомендации Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» - М.: Просвещение, 1985;
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.2014
- Использованы элементы авторской технологии Т.А. Ткаченко;
- Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- Физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, БОС-технологии, пальчиковая гимнастика су-Джок.
- Педагогические технологии: развивающее обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества, информационные технологии, адаптивные технологии;
- Характеристика обучающихся
I. Нарушения фонетико-фонематического стороны речи.
Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.
При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.
Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.
Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.
Многочисленные варианты дефектов звукопроизношения:
1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков;
2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка;
3) смешение звуков.
Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других — этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно. Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом, комплекс описанных недостатков в сфере произношения и восприятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Раннее их выявление, проведение коррекционных логопедических занятий позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе. В случае, если это не было сделано своевременно в условиях детского сада, данная коррекционная работа проводится в период обучения ребёнка в школе на начальной ступени образования.
II. Психологические особенности
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
- Цель и задачи программы
Цель: коррекция нарушений устной речи у воспитанников старшей и подготовительной групп, препятствующих усвоению общеобразовательных программ, адаптации и социализации в учебно-воспитательном процессе.
Задачи коррекционной работы
1. Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование представлений о звуковом составе слова на основе развития навыков анализа и синтеза.
2. Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения различными способами словообразования.
3. Уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу.
4. Развитие навыков построения связного высказывания, установление логической последовательности, связности предложений. Учить отбору языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения.
- Содержание программы
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция нарушенного звукопроизношения.
2. Формирование лексико-грамматических средств языка:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование комплекса умений и навыков, как предпосылок к УУД:
- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
- умения понять и принять задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам занятия;
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам работы;
- употребление усвоенной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов деятельности;
- соблюдение речевого этикета при общении;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
8. Взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью включения в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс.
Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям (УУД)
Личностные УУД
Самоопределение
(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразование
(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символический;
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов
(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей, с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Содержание коррекционной работы
Форма и режим занятий
Индивидуальные коррекционные занятия или занятия подвижными микрогруппами с каждым ребенком проводятся продолжительностью 20-25 минут. (на основании Приказа Департамента образования города Москвы «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования» (№ 2-34-20 от 11.08.2005), Письма Минобразования России «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (от 14 декабря 2000 г. №2).В случае, если логопед забирает ребёнка из группы и отводит его обратно, продолжительность занятий увеличивается.
Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю.
Ожидаемый результат:
В итоге проведенной логопедической работы обучающиеся должны уметь:
- Правильно произносить все звуки русской речи.
- Четко дифференцировать все изученные звуки.
- Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- Различать понятия «звук», «буква», «слог», «предложение» на практическом уровне.
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
- Активно пользоваться различными способами словообразования.
- Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
- Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые распространённые предложения.
- Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.
- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
- Уметь вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия;
Формы контроля:
- Обследование устной речи в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).
- Обследование устной речи по окончании учебного года (две недели).
Формы итоговой аттестации:
Для проверки знаний и умений обучающихся используются такие виды работ:
- Чтение стихотворений
- Выступление на праздниках
- Диагностическая беседа в ходе логопедического обследования.
Критерии оценки
Система проведения занятий без оценок
Содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонологической компетенции у воспитанников 4,5-7 лет (постановка одной группы звуков) | Лексико – грамматическая компетенция | ||
Звуковая сторона речи | Фонологическая компетенция |
| |
Фонетическая компетенция |
| ||
Этапы | 1 этап Подгото-витель-ный этап. |
| |
в начале, конце и середине слова.
|
|
| |
2 этап Автоматизация звука на уровне слога и слова. |
|
|
|
3 этап Автоматизация звука на уровне предложений и текстов |
Активизация приобретённых навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи. Совершенствование интонационной выразительности экспрессивной речи. | 1 Постановка звуков производится в следующей последовательности: Свистящие С, С′, З, З′, Ц Соноры Л, Л′ Шипящие Ш, Ж СонорыР, Р′ Шипящие Ч, Щ Способ постановки – смешанный. |
| |
| |
4 этап Диффе-ренциа-ция и автома-тизация в экспрес-сивной речи . |
- Методическое обеспечение
О.А.Безрукова О.Н.Каленкова | Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста – М, 2010 |
Е.В.Нурминский О.А.Безрукова О.Н.Каленкова | Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Программа для ЭВМ – М, 2012 |
Т.А Ткаченко | Логопедическая энциклопедия – М, 2010 |
Т.А Ткаченко | Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики – М, 2012 |
Л.Н.Ефименкова Г.Г.Мисаренко | Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте - М, 2008 |
И.Л.Калинина | Учим детей читать и писать - М, 2008 |
Л.Н.Ефименкова | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М, 2006 |
Л.М.Козырева | Различаем звонкие и глухие согласные (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2006 |
Л.М.Козырева | Путешествие в страну падежей (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2006 |
Л.М.Козырева | Секреты прилагательных и тайны глаголов (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2007 |
Л.М.Козырева | И свистящие, и шипящие, и самые звонкие (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2006 |
Л.М.Козырева | Тайны твёрдых и мягких согласных (тетрадь для логопедических занятий) - М, 2007 |
Л.Н.Ефименкова | Коррекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического восприятия. - М, 2008 |
С.М.Валявко | С-С-Свистящие скороговорки - М, 2008 |
С.М.Валявко | Р-Р-Рычащие скороговорки - М, 2008 |
А.И.Максаков | Ш-Ш-Шипящие скороговорки - М, 2011 |
А.И.Максаков | Л-Л-Лычащие скороговорки - М, 2011 |
Н.С.Жукова | Уроки логопеда - М, 2008 |
М.Ф.Фомичёва | Воспитание у детей правильного произношения - М, 1989 |
Г.А.Каше Н.А.Никашина Р.И.Шуйфер Э.А.Евлахова | Исправление недостатков произношения, чтения и письма - М, 1989 |
З.А.Репина В.И.Буйко | Уроки логопедии - М, 2005 |
В.И.Селивёрстов | Речевые игры с детьми - М, 1995 |
И.С.Лопухина | Логопедия. Звуки, буквы и слова - М, 2012 |
И.Ю.Синицына | Буду чисто говорить - М, 2002 |
Е.Н.Краузе | Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие - М, 2014 |
Т.А Ткаченко | Слоговая структура слова Логопедическа тетрадь - М, 2008 |
Т.А Ткаченко | Звуковой анализ и синтез Логопедическа тетрадь - М, 2008 |
Т.А Ткаченко | Коррекция фонетических нарушений у детей Подготовительный этап - М, 2008 |
М.Ю.Картушина | Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет- М, 2010 |
В.В.Петрусинский Е.Г.Розанова | Игры: обучение, тренинг, досуг- М, 2013 |
Г.А.Быстрова Э.А.Сизова Т.А.Шуйская | Логопедические игры и задания - М, 2008 |
Т.Б.Филичева Н.А.Чевелёва Г.В.Чиркина | Основы логопедии - М, 1995 |
Г.С.Швайко | Игры и игровые упражнения для развития речи - М, 2008 |
Н.В.Микляева О.А.Полозова Ю.Н.Родионова | Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М, 2008 |
Г.В.Дедюхина | Работа над ритмом в логопедической практике - М, 2006 |
Е.В.Колесникова | Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников – М, 2010 |
В.В.Коноваленко С.В.коноваленко | Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М, 2008 |
А,И.Максаков Г.А.Туманова | Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов ДОУ - М, 2006 |
Т.В.Волосовец | Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М, 2007 |
Т.Б.Полянская | Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - М, 2010 |
Е.Н.Орлик | Не скоро скороговорка скороговорится - М, 2007 |
О.В.Егорова | Звуки Ф, ФЬ, В, ВЬ - М, 2013 |
О.В.Егорова | Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ - М, 2013 |
Е.Н.Спивак | Звуки С,СЬ,З,ЗЬ,Ц - М, 2014 |
Е.Н.Спивак | Звуки Р,РЬ,Л,ЛЬ - М, 2014 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука З в игровых упражнениях – М, 2011 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука С в игровых упражнениях - М, 2011 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Автоматизация сонорных звуков Р,РЬ у детей – М, 2008 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Автоматизация сонорных звуков Л,ЛЬ у детей– М, 2008 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Автоматизация шипящих звуков у детей – М, 2008 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Автоматизация свистящих звуков у детей – М, 2008 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р,РЬ - М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч,Щ - М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л,ЛЬ - М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки П,ПЬ,Б,БЬ - М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки К,КЬ - М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки З,ЗЬ,Ц - М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р,РЬ- М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш,Ж - М, 2011 |
А.С.Герасимова | Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно. – М, 2004 |
Т.С.Резниченко О.Д.Ларина | Дифференциация согласных звуков – М, 2004 |
Н.Е.Ильякова | Звуки Ш, Ж, я вас различаю! – М, 2009 |
Н.Е.Ильякова | Звуки Ч, Щ, я вас различаю! – М, 2009 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Ш – М, 2006 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Щ – М, 2006 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Ч – М, 2006 |
А.С.Галанов | Логопедическое лото (звуки Ч,Щ) – М, 2009 |
Н.Е.Ильякова | Звуки С,З,Ц, я вас различаю! – М, 2009 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношения звука С – М, 2006 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р – М, 2006 |
А.С.Галанов | Логопедическое лото (звуки С,СЬ,Ц) – М, 2009 |
Н.Е.Ильякова | Звуки Р,Л, я вас различаю! – М, 2009 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Л – М, 2006 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р – М, 2006 |
О.И.Лазаренко | Альбом для автоматизации произношения звука РЬ – М, 2006 |
Е.М.Косинова | Логопедический букварь - М, 2012 |
Е.М.Косинова | От звука к слову - М, 2012 |
Г.Г.Мисаренко Н.Г.Войченко | Здравствуйте, буквы! – М, 2008 |
Г.Г.Мисаренко Н.Г.Войченко | Читаем слова и предложения – М, 2008 |
Е.В.Новикова | Логопедическая азбука - М, 2000 |
М.М.Безруких Е.С.Логинова Н.В.Флусова | От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №1) - М, 2011 |
М.М.Безруких Е.С.Логинова Н.В.Флусова | От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №2) - М, 2011 |
М.М.Безруких Е.С.Логинова Н.В.Флусова | От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №3) - М, 2011 |
М.М.Безруких Е.С.Логинова Н.В.Флусова | От буквы к слову, от слова к предложению (тетрадь №4) - М, 2011 |
Р.Д.Тригер Е.В.Владимирова | Звуки речи, слова, предложения (учебник-тетрадь №1 -Смоленск 1998 |
Р.Д.Тригер Е.В.Владимирова | Звуки речи, слова, предложения (учебник-тетрадь №2) - Смоленск 1998 |
Р.Д.Тригер Е.В.Владимирова | Звуки речи, слова, предложения (учебник-тетрадь №3) - Смоленск 1998 |
О.А.Степанова | Профилактика школьных трудностей – М, 2003 |
В.В.Цвынтарный | Играем пальчиками – развиваем речь. – Киев, 2007 |
Л.С.Вакуленко | Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи – СПб, 2011 |
И.Светлова | Пространство – М, 2006 |
И.Светлова | Величина – М, 2006 |
Н.В.Бабкина | Оценка психологической готовности детей к школе – М, 2006 |
Папка дошкольника | Поиграем со словами - Киров, 20013 |
Папка дошкольника | Ориентируемся в пространстве - Киров, 2013 |
Папка дошкольника | Волшебные картинки - Киров, 20013 |
Папка дошкольника | Находим противоположности - Киров, 2013 |
Папка дошкольника | Учимся находить по схеме - Киров, 2013 |
Папка дошкольника | Чтение с увлечением - Киров, 2013 |
С.Е.Гаврилина | Развиваем память - М, 2001 |
С.Е.Гаврилина | Развиваем внимание - М, 2001 |
С.Е.Гаврилина | Готовим руку к письму - М, 2001 |
Т.А.Ткаченко | Ювентик в царстве логики - М, 2007 |
Краткая презентация рабочей программы (дополнительный раздел)
- Возрастные и иные категории, на которые ориентирована программа.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4,5 -7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Программа формирования фонетико-фонологической компетенции ориентирована на воспитанников именно этого возраста.
- Используемые примерные программы.
Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи» разработана с учетом диагностических данных детей и на основе методических рекомендаций следующих программ, методических пособий и технологий:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». - М., 2014г.;
- Цуканова С. П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать» - М, 2007.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г.
- Методические рекомендации Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» - М.: Просвещение, 1985;
- Использованы элементы авторской технологии Т.А. Ткаченко;
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.2014
- Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- Физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, БОС-технологии, пальчиковая гимнастика су-Джок.
- Педагогические технологии: развивающее обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества, информационные технологии, адаптивные технологии.
- Характеристика взаимодействия с семьями детей.
Программа предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, активное участие родителей в педагогическом процессе, включение в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс, создание единого пространства речевого развития через:
- ознакомление с приемами обучения и развития речи;
- закрепление изученного материала в домашних условиях;
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях
Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу об...
Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонологической компетенции
Занятие для детей подготовительной к школе группы...
Применение пособий из соленого теста для формирования фонетико-фонологической компетенции дошкольников.
В настоящей статье показаны возможности применения пособий из соленого теста (тестопластика) в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения и слогово...
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...
Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях
Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...
Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".
Интересный учебный материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...
Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".
2017 год был объявлен "Годом экологии" в России. Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...