рабочая программа по экономике 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Единственным возможным способом достижения основных целей долгосрочного социально-экономического развития России - обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров - является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
В этих условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».
Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость,
- умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.
Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам, подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей
Общая характеристика учебного предмета
Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата
Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют - «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.
Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированное проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.
Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:
- научных знаний экономической теории;
- основ учебно-исследовательской, проектной и информационно познавательной деятельности;
- социальной активности, те. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Цель данной программы - формирование системы экономических знаний, а также предметных и метапредметных умений, необходимых для успешной экономической деятельности в условиях инновационной рыночной экономики
Образовательный процесс в границах предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся позицию законопослушного социально активного гражданина России через:
- педагогическое согласование системы базовых гражданских и экономических ценностей;
- включение в программу модулей, нацеленных на осуществление учебно - исследовательской или проектной деятельности, в основе которой должно лежать решение научных или практических социально-значимых экономических проблем;
- систему связей устанавливаемых как между модулями учебного курса, так и с другими учебными предметами
Возрастные особенности 5 класса
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Младший подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей.
Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Появляются следующие центральные личностные образования: произвольная саморегуляция поведения и деятельности, появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий, ориентация на группу сверстников. Любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.В это время школьные интересы уступают свое место в неучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:НЕ хотят учиться так, как могут; НЕ хотят слушать никаких советов; НЕ убирают за собой; НЕ делают домашние дела; Не приходят вовремя. В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, иногда представляющих даже реальную угрозу, а также в активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки. Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов. Возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Требования к результатам освоения 1 концентра программы учебного предмета «Экономика» (5-7 классы)
Требования к предметным результатам (по модулям) 5 класс
Модуль 1 «Что изучает экономика?»
Учащиеся научатся:
- Определять и различать потребности и блага, их удовлетворяющие.
- Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять ограниченность ресурсов
- Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой
Модуль 2 «Труд»
Учащиеся научатся:
- Ориентироваться в мире профессий
- Приводить простейшие расчеты производительности труда
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять от чего зависит квалификация работника
- Объяснять, от чего зависит заработная плата работника
Модуль 3 «Товары и услуги»
Учащиеся научатся:
- Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры
- Различать коммунальные и жилищные услуги
Учащиеся получат возможность научиться:
- Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг
- Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг.
Модуль 4 «Обмен»
Учащиеся научатся:
- Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена
Модуль 5 «Рынок и конкуренция»
Учащиеся научатся:
- Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а также ценовой и неценовой конкуренции.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов
- Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции
Модуль 6 «Экономика семьи»
Учащиеся научатся:
- Перечислять основные права и обязанности потребителя
- Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учетом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг
Учащиеся получат возможность научиться:
- Составлять семейный бюджет
- Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных улуг
- Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи
Требования к метапредметным результатам
Ученик научится:
- совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;
- совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения целей;
- самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета:
- давать определение понятиям:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятий с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать целевые приоритеты;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор,
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Требования к личностным результатам
У ученика будут сформированы:
- образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
- признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех его проявлениях
- умению вести ДИАЛОГ но основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты.
Ученик получит возможность для формирования:
- основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политическихих и экономическихих условий;
- готовности к выбору профильного образования
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).
Учебно – методическое обеспечение
- Экономика. Рабочая тетрадь. 5класс. Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016
Учебно - тематическое планирование уроков экономики в 5 классе
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
4 | Что изучает экономика. | |
02.09 | Потребности, их неограниченность | |
09.09 | Блага экономические и неэкономические | |
16.09 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | |
23.09 | Выбор как основная экономическая проблема. | |
5 | Труд. | |
30.09 | Труд. Разделение труда и специализация | |
07.10 | Разделение труда и специализация | |
14.10 | Производительность труда | |
21.10 | Профессия. Квалификация | |
28.10 | Заработная плата | |
4 | Товары и услуги. | |
11.11 | Сущность товаров и услуг. | |
18.11 | Роль товаров и услуг | |
25.11 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | |
02.12 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | |
4 | Обмен. | |
09.12 | Экономическая сущность обмена | |
16.12 | Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | |
23.12 | Торговля как форма обмена | |
13.01 | Торговля как форма обмена | |
5 | Рынок и конкуренция. | |
20.01 | Потребитель и его экономические интересы | |
27.01 | Производитель и его экономические интересы | |
03.02 | Рынок и условия его существования | |
10.02 | Конкуренция | |
17.02 | Рынок продавца и рынок покупателя | |
11 | Экономика семьи. Семейный бюджет. | |
03.03 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | |
10.03 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | |
17.03 | Доходы семьи | |
24.03 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | |
07.04 | Семейный бюджет | |
14.04 | Семейный бюджет | |
21.04 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | |
28.04 | Потребитель. Защита прав потребителя | |
05.05 | Потребитель. Защита прав потребителя. | |
5 | Проектная деятельность учащихся | |
12.05 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | |
19.05 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | |
26.05 | Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий. |
Календарно-тематическое планирование уроков экономики в 5 классе
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата | ||||||
Что изучает экономика (4ч) | 1 | Потребности, их многообразие и неограниченность | Изучить определение потребностей и многообразие их видов | Изучение понятия потребностей и их видов Развитие навыков сравнения Воспитание чувства солидарности к окружающим | Вводный | Урок 1 стр.4-6 зад.№6-8 стр.10-12 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | - | 02.09 | ||||||
2 | Блага как средство удовлетворения потребностей | Научить различать потребности и блага, их удовлетворяющие | Изучения понятия блага и его видов Развитие познавательной активности путем выделения главного Формирование навыков сравнения | комбинированный | Урок 2 стр.17-19 МПП стр. 22 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Потребности, виды потребностей | 09.09 | |||||||
3 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | Научить определять и объяснять проблему ограниченности ресурсов | Изучение основных видов ресурсов Развитие памяти путем использования ранее полученных знаний Формирование навыков устной речи | Комбинированный | Урок 3 стр 24-26, МПП стр.31 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо | 16.09 | |||||||
4 | Выбор как основная экономическая проблема. | Выявить, почему проблема выбора является основной экономической проблемой | Определение сути и необходимости выбора Проверка знаний по теме «Что изучает экономика» Формирование навыков работы с раздаточным материалом | Повторительно-обобщающий | Урок 4 стр.32-33, Проверь себя стр.37-38 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 23.09 | |||||||
Труд (5ч) | 5 | Труд. Разделение труда и специализация. | Изучить понятия труд и его составляющие | Определить понятие труд и его составляющие Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Вводный | Урок 2.1 стр.40-41, МПП стр.44 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, история | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 30.09 | ||||||
6 | Труд. Разделение труда и специализация. | Выявить необходимость разделения труда для увеличения производительности | Определить понятие специализации Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 2.1 стр.40-41, №4,5 стр. 43 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика, труд | 07.10 | |||||||
Труд (5ч) | 7 | Производительность труда | Изучить понятие производительности труда и научить производить простейшие расчеты производительности труда | Определить производительность труда и его факторы Научить решать задачи на определение производительности Формировать навыки письменной речи | комбинированный | Урок 2.2 стр.45-46,№2(3,4) МПП стр. 49 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Математика | Труд, орудия и предмет труда, продукт труда, специализация, разделение труда | 14.10 | ||||||
8 | Профессия. Квалификация | Научить ориентироваться в мире профессий. Выявить от чего зависит квалификация работника. | Определить понятие профессии и квалификации Научить навыком сравнения изучаемых понятий Способствовать формированию навыков устной речи | комбинированный | Урок 2.3 стр.50-51, №8 стр.55, МПП стр.56 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Труд, производительность труда | 21.10 | |||||||
9 | Заработная плата | изучить определение заработной платы и ее виды | Определить понятие заработной платы Выявить от чего зависит заработная плата Проверка знаний по теме «Труд» | Повторительно-обобщающий | Урок 2.4 стр.56-57, №5 стр.59Проверь себя стр.60-61 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Труд, производительность труда, профессия квалификация | 28.10 | |||||||
Товары и услуги (4ч) | 10 | Сущность товаров и услуг. | Изучить понятия товар и услуга, выявляя их отличия | Определение значения понятий товар и услуга Формировать умения сравнения товара и услуги Развитие навыков работы с раздаточным материалом Развитие критического мышления | Комбинированы й | Урок 3.1 стр.6364, МПП стр.69 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Труд, профессия квалификация, зарплата | 11.11 | ||||||
11 | Роль товаров и услуг | Изучить определения товаров и услуг как экономических благ | Приводить различные примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг Развитие навыков сравнения Развитие навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 3.2 стр.70, МПП стр. 76, зад.6 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Зарплата, товар, услуга, потребности | 18.11 | |||||||
12, 13 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | Формирование основных знаний в области коммунальных и жилищных услуг | Выявить отличия коммунальных и жилищных услуг и приводить их примеры Развитие навыков сравнения. Развитие навыков работы в группах Формирование навыков взаимооценки учащимися | Комбинированный | Урок 3.3 стр 77-78, задание №2 стр.79-80. МПП стр.82, ПП стр.82 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Обществознание. | Зарплата, товар, услуга | 25.11 02.12 | |||||||
Обмен (4ч) | 14 | Экономическая сущность обмена | Изучить понятие «обмен» и предпосылки его появления | Изучение предпосылок возникновения и сущности обмена Определение натурального и товарного хозяйства Воспитание в учениках уверенности в своих силах путем использования ролевых ситуаций | Вводный | Урок 4.1 стр.84-85, МПП стр.88 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Природоведение | Труд, профессия квалификация, товар, услуга | 09.12 | ||||||
15 | Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | Выявить причины необходимости и взаимовыгодности обмена | Научить рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения основ эквивалентности обмена. Развивать в учениках мотивацию к обучению путем использования заданий с элементами сказок Способствовать развитию творчества | Комбинированный | Урок 4.2 стр. 90 № 2 стр. 91-92МПП(2) стр. 93 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Обмен, натуральное хозяйство, товарное хозяйство | 16.12 | |||||||
16,17 | Торговля как форма обмена | Выявить преимущества торговли по отношению к бартерному обмену | Определить понятие торговля, деньги, купец Раскрыть особенности торговли по сравнению с бартером Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | Повторительно-обобщающий | Урок 4.3-4.4 стр.94-96, МПП (1) стр.99, Урок 4.5№3 стр.103, ПП стр.107-108. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, натуральное и товарное хозяйство, бартер, выгода | 23.12, 13.01 | |||||||
Рынок и конкуренция (5ч) | 18 | Потребитель и его экономические интересы | изучить понятие «Потребитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия потребитель и выявить его экономические интересы Развивать элементы воображения путем использования заданий из сказок | Вводный | Урок 5.1 стр. 111-112, №9 ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, бартер, выгода, деньги, торговля | 20.01 | ||||||
19 | Производитель и его экономические интересы | Изучить понятие «Производитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия производитель и обозначить его экономические интересы Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | комбинированный | Урок 5.1стр. 111-112, МПП ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, основные интересы потребителя | 27.01 | |||||||
20 | Рынок и условия его существования | Определить понятие рынок и изучить условия его существования | Изучение понятий рынок, цена, спрос, предложение Выявление особенностей взаимодействия экономических интересов продавца и покупателя на рынке Формирование у учеников умение выделять главный материал | комбинированный | Урок 5.2 стр.117-118, №3, МПП стр.122 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История | Потребитель, основные интересы потребителя, производитель | 03.02 | |||||||
Рынок и конкуренция (5ч) | 21 | Конкуренция | Выявить положительные и отрицательные результаты конкуренции. | Изучение понятия «конкуренция» и ее видов. Установление причинно-следственных связей между продавцами, покупателями, конкуренцией и ценой товара | Комбинированный | Урок 5.3 ст.123124,№9 ст. 128-129 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание. | Рынок, цена, спрос, предложение | 10.02 | ||||||
22 | Рынок продавца и рынок покупателя | Выявить, кто и почему выигрывает на рынках продавца и покупателя | Описать причины различий между рынком продавца и покупателя Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями Обобщить знания по теме «Рынок и конкуренция» | Повторительно-обобщающий | Урок 5.4 ст.131-132, №6 ст.135 ПП ст.136-138 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, производитель, рынок, цена, конкуренция | 17.02 | |||||||
Экономика семьи. Семейный бюджет (9ч) | 23 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | Изучить понятие «семья», выявить основные потребности семьи. | Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг. Воспитывать уважение к членам семьи Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий Формирование у учеников умение выделять главный материал | Вводный | Урок 6.1 140-141, №3 ст.141-143МПП 144 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература , история | Потребитель, рынок, цена, спрос, предложение | 03.03 | ||||||
24 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | Изучение основных видов коммунальных и жилищных услуг. | Раскрыть особенности коммунальных и жилищных услуг. Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями | Комбинированный | Урок 6.2стр.145-146, №4,5 стр.149-151 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Закон о защите прав потребителей | Семья, потребитель, услуги | 10.03 | |||||||
25 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | Изучить основные расходы семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг | Изучить основные направления расходов и долю расходов семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг. Развивать способность решения задач на определение расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.3 стр.153-154, №4(3)МПП стр.158 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, основные права потребителя | 17.03 | |||||||
26 | Доходы семьи | Изучить основные источники дохода семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Приводить примеры источников доходов своей семьи | Комбинированный | Урок 6.4 стр 158-160,№6(3) стр.165МПП(2) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Расходы семьи. | 24.03 | |||||||
27,28 | Семейный бюджет | Выявить необходимость планирования доходов и расходов семьи | Научиться составлять семейный бюджет Развивать способность решения задач на определение дохода и расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.5 стр.166-167, №4 ст.169,№5(3) ст.171 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, семейные доходы и расходы | 07.04 14.04 | |||||||
29 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | Изучить сущность рационального ведения домашнего хозяйства | Изучить принципы рационального ведения домашнего хозяйства Способствовать формированию умения выхода из дефицитного бюджета Развивать способности правильно высказывать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.6 стр.176-177 №5 ст.182 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Семья, семейный бюджет | 21.04 | |||||||
30,31 | Потребитель. Защита прав потребителя | Изучение основных прав и обязанностей потребителя товаров и услуг. | Определить основные права потребителя Раскрыть особенности поведения потребителя при нарушении его прав Развивать умения отстаивать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.7 стр. 185-187, МПП и ПС стр 191-192 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Потребитель, экономические интересы потребителя | 28.04 05.05 | |||||||
Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом. задание | Дата | |||||||||||
Проектная деятельность учащихся | 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | 12.05 | ||||||||||
33 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Презентация полученного проектного продукта | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Представление результата выполненного проекта | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | 19.05 | |||||||||||
34 | Оценка и рефлексия проектных действий. | Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Обобщающий | Мультимедийный проектор | 26.05 | |||||||||||
Итого | 34 |
Учебно - тематическое планирование уроков экономики в 5 классе
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
4 | Что изучает экономика. | |
02.09 | Потребности, их неограниченность | |
09.09 | Блага экономические и неэкономические | |
16.09 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | |
23.09 | Выбор как основная экономическая проблема. | |
5 | Труд. | |
30.09 | Труд. Разделение труда и специализация | |
07.10 | Разделение труда и специализация | |
14.10 | Производительность труда | |
21.10 | Профессия. Квалификация | |
28.10 | Заработная плата | |
4 | Товары и услуги. | |
11.11 | Сущность товаров и услуг. | |
18.11 | Роль товаров и услуг | |
25.11 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | |
02.12 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | |
4 | Обмен. | |
09.12 | Экономическая сущность обмена | |
16.12 | Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | |
23.12 | Торговля как форма обмена | |
13.01 | Торговля как форма обмена | |
5 | Рынок и конкуренция. | |
20.01 | Потребитель и его экономические интересы | |
27.01 | Производитель и его экономические интересы | |
03.02 | Рынок и условия его существования | |
10.02 | Конкуренция | |
17.02 | Рынок продавца и рынок покупателя | |
11 | Экономика семьи. Семейный бюджет. | |
03.03 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | |
10.03 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | |
17.03 | Доходы семьи | |
24.03 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | |
07.04 | Семейный бюджет | |
14.04 | Семейный бюджет | |
21.04 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | |
28.04 | Потребитель. Защита прав потребителя | |
05.05 | Потребитель. Защита прав потребителя. | |
5 | ||
12.05 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | |
19.05 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | |
26.05 | Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий. |
Календарно-тематическое планирование уроков экономики в 5 классе
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата | ||||||
Что изучает экономика (4ч) | 1 | Потребности, их многообразие и неограниченность | Изучить определение потребностей и многообразие их видов | Изучение понятия потребностей и их видов Развитие навыков сравнения Воспитание чувства солидарности к окружающим | Вводный | Урок 1 стр.4-6 зад.№6-8 стр.10-12 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | - | 02.09 | ||||||
2 | Блага как средство удовлетворения потребностей | Научить различать потребности и блага, их удовлетворяющие | Изучения понятия блага и его видов Развитие познавательной активности путем выделения главного Формирование навыков сравнения | комбинированный | Урок 2 стр.17-19 МПП стр. 22 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Потребности, виды потребностей | 09.09 | |||||||
3 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | Научить определять и объяснять проблему ограниченности ресурсов | Изучение основных видов ресурсов Развитие памяти путем использования ранее полученных знаний Формирование навыков устной речи | Комбинированный | Урок 3 стр 24-26, МПП стр.31 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо | 16.09 | |||||||
4 | Выбор как основная экономическая проблема. | Выявить, почему проблема выбора является основной экономической проблемой | Определение сути и необходимости выбора Проверка знаний по теме «Что изучает экономика» Формирование навыков работы с раздаточным материалом | Повторительно-обобщающий | Урок 4 стр.32-33, Проверь себя стр.37-38 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 23.09 | |||||||
Труд (5ч) | 5 | Труд. Разделение труда и специализация. | Изучить понятия труд и его составляющие | Определить понятие труд и его составляющие Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Вводный | Урок 2.1 стр.40-41, МПП стр.44 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, история | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 30.09 | ||||||
6 | Труд. Разделение труда и специализация. | Выявить необходимость разделения труда для увеличения производительности | Определить понятие специализации Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 2.1 стр.40-41, №4,5 стр. 43 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика, труд | 07.10 | |||||||
Труд (5ч) | 7 | Производительность труда | Изучить понятие производительности труда и научить производить простейшие расчеты производительности труда | Определить производительность труда и его факторы Научить решать задачи на определение производительности Формировать навыки письменной речи | комбинированный | Урок 2.2 стр.45-46,№2(3,4) МПП стр. 49 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Математика | Труд, орудия и предмет труда, продукт труда, специализация, разделение труда | 14.10 | ||||||
8 | Профессия. Квалификация | Научить ориентироваться в мире профессий. Выявить от чего зависит квалификация работника. | Определить понятие профессии и квалификации Научить навыком сравнения изучаемых понятий Способствовать формированию навыков устной речи | комбинированный | Урок 2.3 стр.50-51, №8 стр.55, МПП стр.56 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Труд, производительность труда | 21.10 | |||||||
9 | Заработная плата | изучить определение заработной платы и ее виды | Определить понятие заработной платы Выявить от чего зависит заработная плата Проверка знаний по теме «Труд» | Повторительно-обобщающий | Урок 2.4 стр.56-57, №5 стр.59Проверь себя стр.60-61 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Труд, производительность труда, профессия квалификация | 28.10 | |||||||
Товары и услуги (4ч) | 10 | Сущность товаров и услуг. | Изучить понятия товар и услуга, выявляя их отличия | Определение значения понятий товар и услуга Формировать умения сравнения товара и услуги Развитие навыков работы с раздаточным материалом Развитие критического мышления | Комбинированы й | Урок 3.1 стр.6364, МПП стр.69 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Труд, профессия квалификация, зарплата | 11.11 | ||||||
11 | Роль товаров и услуг | Изучить определения товаров и услуг как экономических благ | Приводить различные примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг Развитие навыков сравнения Развитие навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 3.2 стр.70, МПП стр. 76, зад.6 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Зарплата, товар, услуга, потребности | 18.11 | |||||||
12, 13 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | Формирование основных знаний в области коммунальных и жилищных услуг | Выявить отличия коммунальных и жилищных услуг и приводить их примеры Развитие навыков сравнения. Развитие навыков работы в группах Формирование навыков взаимооценки учащимися | Комбинированный | Урок 3.3 стр 77-78, задание №2 стр.79-80. МПП стр.82, ПП стр.82 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Обществознание. | Зарплата, товар, услуга | 25.11 02.12 | |||||||
Обмен (4ч) | 14 | Экономическая сущность обмена | Изучить понятие «обмен» и предпосылки его появления | Изучение предпосылок возникновения и сущности обмена Определение натурального и товарного хозяйства Воспитание в учениках уверенности в своих силах путем использования ролевых ситуаций | Вводный | Урок 4.1 стр.84-85, МПП стр.88 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Природоведение | Труд, профессия квалификация, товар, услуга | 09.12 | ||||||
15 | Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | Выявить причины необходимости и взаимовыгодности обмена | Научить рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения основ эквивалентности обмена. Развивать в учениках мотивацию к обучению путем использования заданий с элементами сказок Способствовать развитию творчества | Комбинированный | Урок 4.2 стр. 90 № 2 стр. 91-92МПП(2) стр. 93 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Обмен, натуральное хозяйство, товарное хозяйство | 16.12 | |||||||
16,17 | Торговля как форма обмена | Выявить преимущества торговли по отношению к бартерному обмену | Определить понятие торговля, деньги, купец Раскрыть особенности торговли по сравнению с бартером Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | Повторительно-обобщающий | Урок 4.3-4.4 стр.94-96, МПП (1) стр.99, Урок 4.5№3 стр.103, ПП стр.107-108. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, натуральное и товарное хозяйство, бартер, выгода | 23.12, 13.01 | |||||||
Рынок и конкуренция (5ч) | 18 | Потребитель и его экономические интересы | изучить понятие «Потребитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия потребитель и выявить его экономические интересы Развивать элементы воображения путем использования заданий из сказок | Вводный | Урок 5.1 стр. 111-112, №9 ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, бартер, выгода, деньги, торговля | 20.01 | ||||||
19 | Производитель и его экономические интересы | Изучить понятие «Производитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия производитель и обозначить его экономические интересы Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | комбинированный | Урок 5.1стр. 111-112, МПП ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, основные интересы потребителя | 27.01 | |||||||
20 | Рынок и условия его существования | Определить понятие рынок и изучить условия его существования | Изучение понятий рынок, цена, спрос, предложение Выявление особенностей взаимодействия экономических интересов продавца и покупателя на рынке Формирование у учеников умение выделять главный материал | комбинированный | Урок 5.2 стр.117-118, №3, МПП стр.122 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История | Потребитель, основные интересы потребителя, производитель | 03.02 | |||||||
Рынок и конкуренция (5ч) | 21 | Конкуренция | Выявить положительные и отрицательные результаты конкуренции. | Изучение понятия «конкуренция» и ее видов. Установление причинно-следственных связей между продавцами, покупателями, конкуренцией и ценой товара | Комбинированный | Урок 5.3 ст.123124,№9 ст. 128-129 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание. | Рынок, цена, спрос, предложение | 10.02 | ||||||
22 | Рынок продавца и рынок покупателя | Выявить, кто и почему выигрывает на рынках продавца и покупателя | Описать причины различий между рынком продавца и покупателя Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями Обобщить знания по теме «Рынок и конкуренция» | Повторительно-обобщающий | Урок 5.4 ст.131-132, №6 ст.135 ПП ст.136-138 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, производитель, рынок, цена, конкуренция | 17.02 | |||||||
Экономика семьи. Семейный бюджет (9ч) | 23 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | Изучить понятие «семья», выявить основные потребности семьи. | Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг. Воспитывать уважение к членам семьи Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий Формирование у учеников умение выделять главный материал | Вводный | Урок 6.1 140-141, №3 ст.141-143МПП 144 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература , история | Потребитель, рынок, цена, спрос, предложение | 03.03 | ||||||
24 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | Изучение основных видов коммунальных и жилищных услуг. | Раскрыть особенности коммунальных и жилищных услуг. Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями | Комбинированный | Урок 6.2стр.145-146, №4,5 стр.149-151 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Закон о защите прав потребителей | Семья, потребитель, услуги | 10.03 | |||||||
25 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | Изучить основные расходы семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг | Изучить основные направления расходов и долю расходов семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг. Развивать способность решения задач на определение расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.3 стр.153-154, №4(3)МПП стр.158 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, основные права потребителя | 17.03 | |||||||
26 | Доходы семьи | Изучить основные источники дохода семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Приводить примеры источников доходов своей семьи | Комбинированный | Урок 6.4 стр 158-160,№6(3) стр.165МПП(2) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Расходы семьи. | 24.03 | |||||||
27,28 | Семейный бюджет | Выявить необходимость планирования доходов и расходов семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Научиться составлять семейный бюджет Развивать способность решения задач на определение дохода и расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.5 стр.166-167, №4 ст.169,№5(3) ст.171 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, семейные доходы и расходы | 07.04 14.04 | |||||||
29 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | Изучить сущность рационального ведения домашнего хозяйства | Изучить принципы рационального ведения домашнего хозяйства Способствовать формированию умения выхода из дефицитного бюджета Развивать способности правильно высказывать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.6 стр.176-177 №5 ст.182 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Семья, семейный бюджет | 21.04 | |||||||
30,31 | Потребитель. Защита прав потребителя | Изучение основных прав и обязанностей потребителя товаров и услуг. | Определить основные права потребителя Раскрыть особенности поведения потребителя при нарушении его прав Развивать умения отстаивать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.7 стр. 185-187, МПП и ПС стр 191-192 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Потребитель, экономические интересы потребителя | 28.04 05.05 | |||||||
Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом. задание | Дата | |||||||||||
Проектная деятельность учащихся | 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | 12.05 | ||||||||||
33 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Презентация полученного проектного продукта | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Представление результата выполненного проекта | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | 19.05 | |||||||||||
34 | Оценка и рефлексия проектных действий. | Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Обобщающий | Мультимедийный проектор | 26.05 | |||||||||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...