рабочая программа по экономике 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Наталья Владимировна Антонова

рабочая программа по экономике 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika5.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Единственным возможным способом достижения основных целей долгосрочного социально-экономического развития России - обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров - является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

В этих условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».

Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:

  • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость,
  • умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;
  • способность к критическому мышлению;
  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.

Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам, подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей

Общая характеристика учебного предмета

Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата

Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют - «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.

Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированное проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.

Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:

  • научных знаний экономической теории;
  • основ учебно-исследовательской, проектной и информационно познавательной деятельности;
  • социальной активности, те. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством.

Цель данной программы - формирование системы экономических знаний, а также предметных и метапредметных умений, необходимых для успешной экономической деятельности в условиях инновационной рыночной экономики

Образовательный процесс в границах предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся позицию законопослушного социально активного гражданина России через:

  • педагогическое согласование системы базовых гражданских и экономических ценностей;
  • включение в программу модулей, нацеленных на осуществление учебно - исследовательской или проектной деятельности, в основе которой должно лежать решение научных или практических социально-значимых экономических проблем;
  • систему связей устанавливаемых как между модулями учебного курса, так и с другими учебными предметами

Возрастные особенности 5 класса

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Младший подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей.

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Появляются следующие центральные личностные образования: произвольная саморегуляция поведения и деятельности, появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий, ориентация на группу сверстников. Любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.В это время школьные интересы уступают свое место в неучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:НЕ хотят учиться так, как могут; НЕ хотят слушать никаких советов; НЕ убирают за собой; НЕ делают домашние дела; Не приходят вовремя.  В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, иногда представляющих даже реальную угрозу, а также в активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.  Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов. Возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Требования к результатам освоения 1 концентра программы учебного предмета «Экономика» (5-7 классы)

Требования к предметным результатам (по модулям) 5 класс

Модуль 1 «Что изучает экономика?»

Учащиеся научатся:

  1. Определять и различать потребности и блага, их удовлетворяющие.
  2. Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять ограниченность ресурсов
  2. Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой

Модуль 2 «Труд»

Учащиеся научатся:

  1. Ориентироваться в мире профессий
  2. Приводить простейшие расчеты производительности труда

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять от чего зависит квалификация работника
  2. Объяснять, от чего зависит заработная плата работника

Модуль 3 «Товары и услуги»

Учащиеся научатся:

  1. Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры
  2. Различать коммунальные и жилищные услуги

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг
  2. Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг.

Модуль 4 «Обмен»

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена

Модуль 5 «Рынок и конкуренция»

Учащиеся научатся:

  1. Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а также ценовой и неценовой конкуренции.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов
  2. Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции

Модуль 6 «Экономика семьи»

Учащиеся научатся:

  1. Перечислять основные права и обязанности потребителя
  2. Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учетом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Составлять семейный бюджет
  2. Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных улуг
  3. Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи

Требования к метапредметным результатам

Ученик научится:

  • совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;
  • совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета:
  • давать определение понятиям:
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятий с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор,
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач:
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Требования к личностным результатам

У ученика будут сформированы:

  • образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  • признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех его проявлениях
  • умению вести ДИАЛОГ но основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты.

Ученик получит возможность для формирования:

  • основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политическихих и экономическихих условий;
  • готовности к выбору профильного образования

Место учебного предмета в учебном плане:

Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).

Учебно – методическое обеспечение

  1. Экономика. Рабочая тетрадь. 5класс. Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016

Учебно - тематическое планирование уроков экономики в 5 классе

Часов

Название темы/урока

План

Дата

4

Что изучает экономика.

02.09

Потребности, их неограниченность

09.09

Блага экономические и неэкономические

16.09

Экономические ресурсы, их ограниченность.

23.09

Выбор как основная экономическая проблема.

5

Труд.

30.09

Труд. Разделение труда и специализация

07.10

Разделение труда и специализация

14.10

Производительность труда

21.10

Профессия. Квалификация

28.10

Заработная плата

4

Товары и услуги.

11.11

Сущность товаров и услуг.

18.11

Роль товаров и услуг

25.11

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

02.12

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

4

Обмен.

09.12

Экономическая сущность обмена

16.12

Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена

23.12

Торговля как форма обмена

13.01

Торговля как форма обмена

5

Рынок и конкуренция.

20.01

Потребитель и его экономические интересы

27.01

Производитель и его экономические интересы

03.02

Рынок и условия его существования

10.02

Конкуренция

17.02

Рынок продавца и рынок покупателя

11

Экономика семьи. Семейный бюджет.

03.03

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

10.03

Семья как потребитель услуг ЖКХ

17.03

Доходы семьи

24.03

Расходы семьи на услуги ЖКХ

07.04

Семейный бюджет

14.04

Семейный бюджет

21.04

Рациональное ведение домашнего хозяйства

28.04

Потребитель. Защита прав потребителя

05.05

Потребитель. Защита прав потребителя.

5

Проектная деятельность учащихся

12.05

Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание

19.05

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

26.05

Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.

Календарно-тематическое планирование уроков экономики в 5 классе

Раздел

№ урока

Тема урока

Цель урока

Задачи урока

Вид урока

Домашнее задание

Оборудование

МПС

Повторение

Дата

Что изучает экономика (4ч)

1

Потребности, их многообразие и неограниченность

Изучить определение потребностей и многообразие их видов

Изучение понятия потребностей и их видов

Развитие навыков сравнения

Воспитание чувства солидарности к окружающим

Вводный

Урок 1 стр.4-6 зад.№6-8 стр.10-12

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

литература

-

02.09

2

Блага как средство удовлетворения потребностей

Научить различать потребности и блага, их удовлетворяющие

Изучения понятия блага и его видов

Развитие познавательной активности путем выделения главного

Формирование навыков сравнения

комбинированный

Урок 2 стр.17-19 МПП стр. 22

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

литература

Потребности, виды потребностей

09.09

3

Экономические ресурсы, их ограниченность.

Научить определять и объяснять проблему ограниченности ресурсов

Изучение основных видов ресурсов

Развитие памяти путем использования ранее полученных знаний

Формирование навыков устной речи

Комбинированный

Урок 3 стр 24-26, МПП стр.31

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Литература, природоведение

Потребности, благо

16.09

4

Выбор как основная экономическая проблема.

Выявить, почему проблема выбора является основной экономической проблемой

Определение сути и необходимости выбора

Проверка знаний по теме «Что изучает экономика»

Формирование навыков работы с раздаточным материалом

Повторительно-обобщающий

Урок 4 стр.32-33, Проверь себя стр.37-38

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Литература, природоведение

Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика

23.09

Труд (5ч)

5

Труд. Разделение труда и специализация.

Изучить понятия труд и его составляющие

Определить понятие труд и его составляющие

Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий

Формирование навыков работы в группах

Вводный

Урок 2.1 стр.40-41, МПП стр.44

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Литература, история

Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика

30.09

6

Труд. Разделение труда и специализация.

Выявить необходимость разделения труда для увеличения производительности

Определить понятие специализации

Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий

Формирование навыков работы в группах

Комбинированный

Урок 2.1 стр.40-41, №4,5 стр. 43

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

История

Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика, труд

07.10

Труд (5ч)

7

Производительность труда

Изучить понятие производительности труда и научить производить простейшие расчеты производительности труда

Определить производительность труда и его факторы

Научить решать задачи на определение производительности

Формировать навыки письменной речи

комбинированный

Урок 2.2 стр.45-46,№2(3,4) МПП стр. 49

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Математика

Труд, орудия и предмет труда, продукт труда, специализация, разделение труда

14.10

8

Профессия. Квалификация

Научить ориентироваться в мире профессий. Выявить от чего зависит квалификация работника.

Определить понятие профессии и квалификации

Научить навыком сравнения изучаемых понятий

Способствовать формированию навыков устной речи

комбинированный

Урок 2.3 стр.50-51, №8 стр.55, МПП стр.56

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

История

Труд, производительность труда

21.10

9

Заработная плата

изучить определение заработной платы и ее виды

Определить понятие заработной платы

Выявить от чего зависит заработная плата

Проверка знаний по теме «Труд»

Повторительно-обобщающий

Урок 2.4 стр.56-57, №5 стр.59Проверь себя стр.60-61

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

литература

Труд, производительность труда, профессия квалификация

28.10

Товары и услуги (4ч)

10

Сущность товаров и услуг.

Изучить понятия товар и услуга, выявляя их отличия

Определение значения понятий товар и услуга

Формировать умения сравнения товара и услуги

Развитие навыков работы с раздаточным материалом

Развитие критического мышления

Комбинированы й

Урок 3.1 стр.6364, МПП стр.69

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Технология

Труд, профессия квалификация, зарплата

11.11

11

Роль товаров и услуг

Изучить определения товаров и услуг как экономических благ

Приводить различные примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг

Развитие навыков сравнения

Развитие навыков работы в группах

Комбинированный

Урок 3.2 стр.70, МПП стр. 76, зад.6

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Технология

Зарплата, товар, услуга, потребности

18.11

12, 13

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

Формирование основных знаний в области коммунальных и жилищных услуг

Выявить отличия коммунальных и жилищных услуг и приводить их примеры

Развитие навыков сравнения.

Развитие навыков работы в группах

Формирование навыков взаимооценки учащимися

Комбинированный

Урок 3.3 стр 77-78, задание №2 стр.79-80. МПП стр.82, ПП стр.82

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Обществознание.

Зарплата, товар, услуга

25.11

02.12

Обмен (4ч)

14

Экономическая сущность обмена

Изучить понятие «обмен» и предпосылки его появления

Изучение предпосылок возникновения и сущности обмена

Определение натурального и товарного хозяйства

Воспитание в учениках уверенности в своих силах путем использования ролевых ситуаций

Вводный

Урок 4.1 стр.84-85, МПП стр.88

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Природоведение

Труд, профессия квалификация, товар, услуга

09.12

15

Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена

Выявить причины необходимости и взаимовыгодности обмена

Научить рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения основ эквивалентности обмена.

Развивать в учениках мотивацию к обучению путем использования заданий с элементами сказок

Способствовать развитию творчества

Комбинированный

Урок 4.2 стр. 90 № 2 стр. 91-92МПП(2) стр. 93

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Обмен, натуральное хозяйство, товарное хозяйство

16.12

16,17

Торговля как форма обмена

Выявить преимущества торговли по отношению к бартерному обмену

Определить понятие торговля, деньги, купец

Раскрыть особенности торговли по сравнению с бартером

Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий

Повторительно-обобщающий

Урок 4.3-4.4 стр.94-96, МПП (1) стр.99,

Урок 4.5№3 стр.103, ПП стр.107-108.

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Обмен, натуральное и товарное хозяйство, бартер, выгода

23.12, 13.01

Рынок и конкуренция (5ч)

18

Потребитель и его экономические интересы

изучить понятие «Потребитель» и выявить его основные экономические интересы

Раскрыть особенности понятия потребитель и выявить его экономические интересы

Развивать элементы воображения путем использования заданий из сказок

Вводный

Урок 5.1 стр. 111-112, №9 ст.116

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Обмен, бартер, выгода, деньги, торговля

20.01

19

Производитель и его экономические интересы

Изучить понятие «Производитель» и выявить его основные экономические интересы

Раскрыть особенности понятия производитель и обозначить его экономические интересы

Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий

комбинированный

Урок 5.1стр. 111-112, МПП ст.116

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Потребитель, основные интересы потребителя

27.01

20

Рынок и условия его существования

Определить понятие рынок и изучить условия его существования

Изучение понятий рынок, цена, спрос, предложение

Выявление особенностей взаимодействия экономических интересов продавца и покупателя на рынке

Формирование у учеников умение выделять главный материал

комбинированный

Урок 5.2 стр.117-118, №3, МПП стр.122

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История

Потребитель, основные интересы потребителя, производитель

03.02

Рынок и конкуренция (5ч)

21

Конкуренция

Выявить положительные и отрицательные результаты конкуренции.

Изучение понятия «конкуренция» и ее видов.

Установление причинно-следственных связей между продавцами, покупателями, конкуренцией и ценой товара

Комбинированный

Урок 5.3 ст.123124,№9 ст. 128-129

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История, обществознание.

Рынок, цена, спрос, предложение

10.02

22

Рынок продавца и рынок покупателя

Выявить, кто и почему выигрывает на рынках продавца и покупателя

Описать причины различий между рынком продавца и покупателя

Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями

Обобщить знания по теме «Рынок и конкуренция»

Повторительно-обобщающий

Урок 5.4 ст.131-132, №6 ст.135 ПП ст.136-138

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Потребитель, производитель, рынок, цена, конкуренция

17.02

Экономика семьи. Семейный бюджет (9ч)

23

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

Изучить понятие «семья», выявить основные потребности семьи.

Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг.

Воспитывать уважение к членам семьи

Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий

Формирование у учеников умение выделять главный материал

Вводный

Урок 6.1 140-141, №3 ст.141-143МПП 144

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература , история

Потребитель, рынок, цена, спрос, предложение

03.03

24

Семья как потребитель услуг ЖКХ

Изучение основных видов коммунальных и жилищных услуг.

Раскрыть особенности коммунальных и жилищных услуг.

Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями

Комбинированный

Урок 6.2стр.145-146, №4,5 стр.149-151

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Закон о защите прав потребителей

Семья, потребитель, услуги

10.03

25

Расходы семьи на услуги ЖКХ

Изучить основные расходы семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг

Изучить основные направления расходов и долю расходов семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг.

Развивать способность решения задач на определение расходов семьи

Комбинированный

Урок 6.3 стр.153-154, №4(3)МПП стр.158

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Семья, основные права потребителя

17.03

26

Доходы семьи

Изучить основные источники дохода семьи

Изучить основные источники доходов семьи.

Приводить примеры источников доходов своей семьи

Комбинированный

Урок 6.4 стр 158-160,№6(3) стр.165МПП(2)

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Расходы семьи.

24.03

27,28

Семейный бюджет

Выявить необходимость планирования доходов и расходов семьи

Научиться составлять семейный бюджет

Развивать способность решения задач на определение дохода и расходов семьи

Комбинированный

Урок 6.5 стр.166-167, №4 ст.169,№5(3) ст.171

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Семья, семейные доходы и расходы

07.04

14.04

29

Рациональное ведение домашнего хозяйства

Изучить сущность рационального ведения домашнего хозяйства

Изучить принципы рационального ведения домашнего хозяйства

Способствовать формированию умения выхода из дефицитного бюджета

Развивать способности правильно высказывать свою точку зрения

Комбинированный

Урок 6.6 стр.176-177 №5 ст.182

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История, обществознание

Семья, семейный бюджет

21.04

30,31

Потребитель. Защита прав потребителя

Изучение основных прав и обязанностей потребителя товаров и услуг.

Определить основные права потребителя

Раскрыть особенности поведения потребителя при нарушении его прав

Развивать умения отстаивать свою точку зрения

Комбинированный

Урок 6.7 стр. 185-187, МПП и ПС стр 191-192

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История, обществознание

Потребитель, экономические интересы потребителя

28.04

05.05

Тема урока

Цель и задачи урока

Вид урока

Оборудование

Дом. задание

Дата

Проектная деятельность учащихся

32

Актуализация и проблематизация.

Концептуализация и целеполагание

Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта

Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование)

Вводный

Комбинированный

Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор

12.05

33

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

Презентация полученного проектного продукта

Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

Представление результата выполненного проекта

Комбинированный

Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор

19.05

34

Оценка и рефлексия проектных

действий.

Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта.

Обобщающий

Мультимедийный проектор

26.05

Итого

34

Учебно - тематическое планирование уроков экономики в 5 классе

Часов

Название темы/урока

План

Дата

4

Что изучает экономика.

02.09

Потребности, их неограниченность

09.09

Блага экономические и неэкономические

16.09

Экономические ресурсы, их ограниченность.

23.09

Выбор как основная экономическая проблема.

5

Труд.

30.09

Труд. Разделение труда и специализация

07.10

Разделение труда и специализация

14.10

Производительность труда

21.10

Профессия. Квалификация

28.10

Заработная плата

4

Товары и услуги.

11.11

Сущность товаров и услуг.

18.11

Роль товаров и услуг

25.11

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

02.12

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

4

Обмен.

09.12

Экономическая сущность обмена

16.12

Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена

23.12

Торговля как форма обмена

13.01

Торговля как форма обмена

5

Рынок и конкуренция.

20.01

Потребитель и его экономические интересы

27.01

Производитель и его экономические интересы

03.02

Рынок и условия его существования

10.02

Конкуренция

17.02

Рынок продавца и рынок покупателя

11

Экономика семьи. Семейный бюджет.

03.03

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

10.03

Семья как потребитель услуг ЖКХ

17.03

Доходы семьи

24.03

Расходы семьи на услуги ЖКХ

07.04

Семейный бюджет

14.04

Семейный бюджет

21.04

Рациональное ведение домашнего хозяйства

28.04

Потребитель. Защита прав потребителя

05.05

Потребитель. Защита прав потребителя.

5

12.05

Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание

19.05

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

26.05

Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.

Календарно-тематическое планирование уроков экономики в 5 классе

Раздел

№ урока

Тема урока

Цель урока

Задачи урока

Вид урока

Домашнее задание

Оборудование

МПС

Повторение

Дата

Что изучает экономика (4ч)

1

Потребности, их многообразие и неограниченность

Изучить определение потребностей и многообразие их видов

Изучение понятия потребностей и их видов

Развитие навыков сравнения

Воспитание чувства солидарности к окружающим

Вводный

Урок 1 стр.4-6 зад.№6-8 стр.10-12

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

литература

-

02.09

2

Блага как средство удовлетворения потребностей

Научить различать потребности и блага, их удовлетворяющие

Изучения понятия блага и его видов

Развитие познавательной активности путем выделения главного

Формирование навыков сравнения

комбинированный

Урок 2 стр.17-19 МПП стр. 22

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

литература

Потребности, виды потребностей

09.09

3

Экономические ресурсы, их ограниченность.

Научить определять и объяснять проблему ограниченности ресурсов

Изучение основных видов ресурсов

Развитие памяти путем использования ранее полученных знаний

Формирование навыков устной речи

Комбинированный

Урок 3 стр 24-26, МПП стр.31

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Литература, природоведение

Потребности, благо

16.09

4

Выбор как основная экономическая проблема.

Выявить, почему проблема выбора является основной экономической проблемой

Определение сути и необходимости выбора

Проверка знаний по теме «Что изучает экономика»

Формирование навыков работы с раздаточным материалом

Повторительно-обобщающий

Урок 4 стр.32-33, Проверь себя стр.37-38

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Литература, природоведение

Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика

23.09

Труд (5ч)

5

Труд. Разделение труда и специализация.

Изучить понятия труд и его составляющие

Определить понятие труд и его составляющие

Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий

Формирование навыков работы в группах

Вводный

Урок 2.1 стр.40-41, МПП стр.44

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Литература, история

Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика

30.09

6

Труд. Разделение труда и специализация.

Выявить необходимость разделения труда для увеличения производительности

Определить понятие специализации

Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий

Формирование навыков работы в группах

Комбинированный

Урок 2.1 стр.40-41, №4,5 стр. 43

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

История

Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика, труд

07.10

Труд (5ч)

7

Производительность труда

Изучить понятие производительности труда и научить производить простейшие расчеты производительности труда

Определить производительность труда и его факторы

Научить решать задачи на определение производительности

Формировать навыки письменной речи

комбинированный

Урок 2.2 стр.45-46,№2(3,4) МПП стр. 49

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Математика

Труд, орудия и предмет труда, продукт труда, специализация, разделение труда

14.10

8

Профессия. Квалификация

Научить ориентироваться в мире профессий. Выявить от чего зависит квалификация работника.

Определить понятие профессии и квалификации

Научить навыком сравнения изучаемых понятий

Способствовать формированию навыков устной речи

комбинированный

Урок 2.3 стр.50-51, №8 стр.55, МПП стр.56

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

История

Труд, производительность труда

21.10

9

Заработная плата

изучить определение заработной платы и ее виды

Определить понятие заработной платы

Выявить от чего зависит заработная плата

Проверка знаний по теме «Труд»

Повторительно-обобщающий

Урок 2.4 стр.56-57, №5 стр.59Проверь себя стр.60-61

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

литература

Труд, производительность труда, профессия квалификация

28.10

Товары и услуги (4ч)

10

Сущность товаров и услуг.

Изучить понятия товар и услуга, выявляя их отличия

Определение значения понятий товар и услуга

Формировать умения сравнения товара и услуги

Развитие навыков работы с раздаточным материалом

Развитие критического мышления

Комбинированы й

Урок 3.1 стр.6364, МПП стр.69

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Технология

Труд, профессия квалификация, зарплата

11.11

11

Роль товаров и услуг

Изучить определения товаров и услуг как экономических благ

Приводить различные примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг

Развитие навыков сравнения

Развитие навыков работы в группах

Комбинированный

Урок 3.2 стр.70, МПП стр. 76, зад.6

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Технология

Зарплата, товар, услуга, потребности

18.11

12, 13

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

Формирование основных знаний в области коммунальных и жилищных услуг

Выявить отличия коммунальных и жилищных услуг и приводить их примеры

Развитие навыков сравнения.

Развитие навыков работы в группах

Формирование навыков взаимооценки учащимися

Комбинированный

Урок 3.3 стр 77-78, задание №2 стр.79-80. МПП стр.82, ПП стр.82

Рабочая тетрадь,

проектор, экран,

компьютер, доска.

Обществознание.

Зарплата, товар, услуга

25.11

02.12

Обмен (4ч)

14

Экономическая сущность обмена

Изучить понятие «обмен» и предпосылки его появления

Изучение предпосылок возникновения и сущности обмена

Определение натурального и товарного хозяйства

Воспитание в учениках уверенности в своих силах путем использования ролевых ситуаций

Вводный

Урок 4.1 стр.84-85, МПП стр.88

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Природоведение

Труд, профессия квалификация, товар, услуга

09.12

15

Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена

Выявить причины необходимости и взаимовыгодности обмена

Научить рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения основ эквивалентности обмена.

Развивать в учениках мотивацию к обучению путем использования заданий с элементами сказок

Способствовать развитию творчества

Комбинированный

Урок 4.2 стр. 90 № 2 стр. 91-92МПП(2) стр. 93

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Обмен, натуральное хозяйство, товарное хозяйство

16.12

16,17

Торговля как форма обмена

Выявить преимущества торговли по отношению к бартерному обмену

Определить понятие торговля, деньги, купец

Раскрыть особенности торговли по сравнению с бартером

Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий

Повторительно-обобщающий

Урок 4.3-4.4 стр.94-96, МПП (1) стр.99,

Урок 4.5№3 стр.103, ПП стр.107-108.

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Обмен, натуральное и товарное хозяйство, бартер, выгода

23.12, 13.01

Рынок и конкуренция (5ч)

18

Потребитель и его экономические интересы

изучить понятие «Потребитель» и выявить его основные экономические интересы

Раскрыть особенности понятия потребитель и выявить его экономические интересы

Развивать элементы воображения путем использования заданий из сказок

Вводный

Урок 5.1 стр. 111-112, №9 ст.116

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Обмен, бартер, выгода, деньги, торговля

20.01

19

Производитель и его экономические интересы

Изучить понятие «Производитель» и выявить его основные экономические интересы

Раскрыть особенности понятия производитель и обозначить его экономические интересы

Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий

комбинированный

Урок 5.1стр. 111-112, МПП ст.116

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Потребитель, основные интересы потребителя

27.01

20

Рынок и условия его существования

Определить понятие рынок и изучить условия его существования

Изучение понятий рынок, цена, спрос, предложение

Выявление особенностей взаимодействия экономических интересов продавца и покупателя на рынке

Формирование у учеников умение выделять главный материал

комбинированный

Урок 5.2 стр.117-118, №3, МПП стр.122

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История

Потребитель, основные интересы потребителя, производитель

03.02

Рынок и конкуренция (5ч)

21

Конкуренция

Выявить положительные и отрицательные результаты конкуренции.

Изучение понятия «конкуренция» и ее видов.

Установление причинно-следственных связей между продавцами, покупателями, конкуренцией и ценой товара

Комбинированный

Урок 5.3 ст.123124,№9 ст. 128-129

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История, обществознание.

Рынок, цена, спрос, предложение

10.02

22

Рынок продавца и рынок покупателя

Выявить, кто и почему выигрывает на рынках продавца и покупателя

Описать причины различий между рынком продавца и покупателя

Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями

Обобщить знания по теме «Рынок и конкуренция»

Повторительно-обобщающий

Урок 5.4 ст.131-132, №6 ст.135 ПП ст.136-138

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература, история

Потребитель, производитель, рынок, цена, конкуренция

17.02

Экономика семьи. Семейный бюджет (9ч)

23

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

Изучить понятие «семья», выявить основные потребности семьи.

Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг.

Воспитывать уважение к членам семьи

Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий

Формирование у учеников умение выделять главный материал

Вводный

Урок 6.1 140-141, №3 ст.141-143МПП 144

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Литература , история

Потребитель, рынок, цена, спрос, предложение

03.03

24

Семья как потребитель услуг ЖКХ

Изучение основных видов коммунальных и жилищных услуг.

Раскрыть особенности коммунальных и жилищных услуг.

Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями

Комбинированный

Урок 6.2стр.145-146, №4,5 стр.149-151

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Закон о защите прав потребителей

Семья, потребитель, услуги

10.03

25

Расходы семьи на услуги ЖКХ

Изучить основные расходы семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг

Изучить основные направления расходов и долю расходов семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг.

Развивать способность решения задач на определение расходов семьи

Комбинированный

Урок 6.3 стр.153-154, №4(3)МПП стр.158

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Семья, основные права потребителя

17.03

26

Доходы семьи

Изучить основные источники дохода семьи

Изучить основные источники доходов семьи.

Приводить примеры источников доходов своей семьи

Комбинированный

Урок 6.4 стр 158-160,№6(3) стр.165МПП(2)

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Расходы семьи.

24.03

27,28

Семейный бюджет

Выявить необходимость планирования доходов и расходов семьи

Изучить основные источники доходов семьи.

Научиться составлять семейный бюджет

Развивать способность решения задач на определение дохода и расходов семьи

Комбинированный

Урок 6.5 стр.166-167, №4 ст.169,№5(3) ст.171

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

Математика

Семья, семейные доходы и расходы

07.04

14.04

29

Рациональное ведение домашнего хозяйства

Изучить сущность рационального ведения домашнего хозяйства

Изучить принципы рационального ведения домашнего хозяйства

Способствовать формированию умения выхода из дефицитного бюджета

Развивать способности правильно высказывать свою точку зрения

Комбинированный

Урок 6.6 стр.176-177 №5 ст.182

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История, обществознание

Семья, семейный бюджет

21.04

30,31

Потребитель. Защита прав потребителя

Изучение основных прав и обязанностей потребителя товаров и услуг.

Определить основные права потребителя

Раскрыть особенности поведения потребителя при нарушении его прав

Развивать умения отстаивать свою точку зрения

Комбинированный

Урок 6.7 стр. 185-187, МПП и ПС стр 191-192

Рабочая тетрадь,

доска, мультимедийный проектор

История, обществознание

Потребитель, экономические интересы потребителя

28.04

05.05

Тема урока

Цель и задачи урока

Вид урока

Оборудование

Дом. задание

Дата

Проектная деятельность учащихся

32

Актуализация и проблематизация.

Концептуализация и целеполагание

Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта

Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование)

Вводный Комбинированный

Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор

12.05

33

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов

Презентация полученного проектного продукта

Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Представление результата выполненного проекта

Комбинированный

Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор

19.05

34

Оценка и рефлексия проектных

действий.

Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта.

Обобщающий

Мультимедийный проектор

26.05

Итого

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...