Рабочая программа по экономике для 5 класса
рабочая программа по экономике (5 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_kl..docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на ШМО: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
………Емелюшина В.Н. ……..Нефедова Е.Г. …..Усольцева О.А.
«….» августа 2012 г. «…..» сентября 2012 г. «…» сентября 2012 г.
Рабочая программа
по экономике в V классе
учителя
Марковой Елены Анатольевны
2012 г.
ЭКОНОМИКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике в V классе составлена на основе следующих документов:
- Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). - М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
- Новожилова Н.В. Программа по экономике семьи. - М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
Учебная программа по «Экономике семьи» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией».
Цели курса
- Дать школьникам общее представление об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей – потребитель, производитель, гражданин.
- Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.
- Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.
- Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.
- Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.
Задачи курса
- Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и реше ния бытовых экономических проблем семьи.
- Показать экономические отношения семьи с рыночными структу рами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
- Научить школьников выполнять несложные экономические расче ты, работать с семейной документацией.
- Способствовать освоению школьниками простейших приемов осо знанного и целесообразного потребительского выбора.
- Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; разви вать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
- Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятель ности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способно стей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному
самоопределению.
Основные знания и умения
В результате изучения курса учащийся может получить представле ние о:
- основных проблемах экономики семьи;
- группах основных потребностей семьи;
- возможных ресурсах семьи;
- необходимых, желательных и престижных товарах и услугах;
- возможностях своего участия в семейном хозяйстве;
- том, что такое семейное предпринимательство.
Учащийся может узнать: - общие правила ведения домашнего хозяйства;
- из чего складывается семейный бюджет;
- источники семейного бюджета;
- возможности экономии в семейном бюджете;
- качества рачительного хозяина;
- экономические связи семьи с рыночными структурами;
- как организуется семейное дело.
Учащийся может попробовать:
-анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
-выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;
-экономически осознанно делать потребительский выбор;
-соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
-анализировать рекламу потребительских товаров;
-читать, расшифровывать упаковки товаров;
-провести самоанализ сформированности качеств рачительного хозяина.
Содержание курса «Экономика семьи»
Тема 1. Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (6 ч, из них 5 ч на изучение темы и 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятия.
Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необ ходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.
Учащиеся должны знать: что такое потребности; почему люди не мо-гуг иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что та кое товары и услуги, кто такой потребитель.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры потребностей; объяс нять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему
из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отка заться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать това ры и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.
Тема 2. Может ли человек обеспечить себя сам? (3 ч)
Основные понятия.
Возможность изготовления некоторых товаров и услуг своими рука ми. Распределение обязанностей в семье. Выгода от распределения обя занностей в семье. Отсутствие возможности все делать своими руками.
Учащиеся должны знать: некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому; распределе ние обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обшестве, невозможно создать самому, и их получают, обмениваясь друг с другом.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры, когда нужные для удов летворения потребностей товары и услуги человек производит сам; при водить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять вы годы, получаемые от распределения обязанностей; объяснять, почему большинство товаров и услуг, которые современный человек потребля ет, нельзя сделать в одиночку; объяснять, почему нет необходимости все делать своими руками.
Тема 3. Обмен (3 ч, из них 2 ч на изучение темы, 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятия.
Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг. Спе циализация и необходимость обмена. Выгодность добровольного обме на для его участников. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.
Учащиеся должны знать: что такое специализация и обмен; в чем выгоды специализации; о взаимосвязи специализации и обмена; люди обмениваются добровольно, поскольку ожидают, что в результате обме на им станет лучше.
Учащиеся должны уметь: объяснять преимущества специализации и обмена; приводить примеры разных профессий и указать, на про изводстве каких товаров или услуг специализируются люди, имею щие соответствующую профессию; объяснять взаимосвязь обмена и специализации; объяснять взаимозависимость как следствие спе циализации.
Тема 4. Деньги (6 ч, из них 5 ч на изучение темы, 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятая.
Бартер как простейшая форма обмена. Трудности бартерного обме на. Разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег. Эволю ция денег. Свойства и функции денег. Продажа товаров и услуг. Покуп ка товаров и услуг. Цена. История денежной единицы России.
Учащиеся должны знать: в чем трудности бартерного обмена и поче му деньги помогают разрешению этих трудностей; основные функции денег; что такое цена.
Учащиеся должны уметь: показывать на примерах трудности бартер ного обмена, понимать, как деньги способствуют их разрешению; при вести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в раз ное время и в разных странах; объяснять, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие — затруднительно; назы вать свойства денег; объяснять функции денег; иметь представление об истории развития денег в России.
Тема 5. Доходы семьи. Богатство (9 ч, из них 7 ч на изучение темы и 2 ч на повторение и контроль полученных знаний)
Основные понятия.
Доход семьи. Заработная плата — один из основных источников до хода семьи. Причины различий в размере заработной платы. Повре менная и сдельная заработная плата. Причины существования различ ных форм заработной платы. Другие виды доходов семьи — пенсии, пособия, стипендии. Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата. Арендатор и арендодатель. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имуще ство.
Учащиеся должны знать: что такое доход; основным источником до хода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, пособия, арендная плата, процент по вкладам в банк; что такое богатство.
Учащиеся должны уметь: объяснять, что такое заработная плата; по нимать причины различий в оплате труда, в том числе и в связи с вос требованностью профессии; обосновывать необходимость хорошего об разования, приобретения профессиональных навыков и умений; на условных примерах рассчитывать размер повременной и сдельной зара ботной платы; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; иметь представление о том, что люди хотят получать высокие доходы, чтобы можно было покупать больше товаров и услуг для удовлетворе ния своих потребностей; объяснять, что такое богатство.
Тема 6. Расходы. Бюджет семьи. Сбережения (7 ч)
Основные понятия.
Расходы. Основные направления расходов семьи. Бюджет семьи. Сбережения. Банк. Вклад. Вкладчик. Процент по вкладу как источник дохода. Заем. Заемшик. Безналичный расчет.
Учащиеся должны знать: основные направления расходов семьи; что такое бюджет; что расходы семьи должны сопоставляться с ее дохода ми; что такое сбережения и почему люди их делают; что такое банк, вклад, заем; кто такие вкладчик и заемщик; хранение денег в банке может принести дополнительный доход; как происходит безналичный расчет.
Учащиеся должны уметь: объяснять, зачем нужен бюджет; уметь со поставлять доходы семьи с ее расходами; планировать личный и семей ный бюджеты на условных примерах; объяснять, что такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк, а также не достатки такого решения; на
Учебно- тематическое планирование для V класса.
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма контроля | оборудование
|
Экономика семьи – 7 часов | |||||
1 | Что изучает экономика? | 1 | Беседа | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
2 | Что изучает экономика? | 1 | Беседа с элементами дискуссии | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
3 | Основные проблемы экономики. | 1 | Беседа | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
4 | Семья глазами экономиста. | 1 | Смешанная – игровое упражнение и беседа | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
5 | Хозяйственная деятельность семьи. | 1 | Смешанная – беседа и игровое упражнение | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
6 | Потребности человека и семьи. | 1 | Самостоятельная работа | Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
7 | Потребности человека и семьи. | 1 | Игровое занятие | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
Семейное хозяйство – 8 часов | |||||
8 | Элементы семейного хозяйства. | 1 | Беседа и ручной труд | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
9 | Элементы семейного хозяйства. | 1 | Беседа и игра | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
10 | Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. | 1 | Беседа | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
11 | Практическая работа: Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. | 1 | Деловая игра | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
12 | Планирование , учет и контроль в семейном хозяйстве. | 1 | Деловая игра | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
13 | Планирование , учет и контроль в семейном хозяйстве. | 1 | Решение задач. | Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
14 | Контрольная работа. | 1 | Письменный опрос | ТТ, слайды, У | |
Бюджет семьи – 4 часа | |||||
15 | Доходы и расходы семьи. | 1 | Беседа и игра | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
16 | Что такое бюджет семьи? | 1 | Беседа и игры | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
17 | Что кладут в потребительскую корзину? | 1 | Самостоятельная работа и работа учащихся в малых группах | Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
18 | Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах. | 1 | Семинар | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
Рачительный хозяин – 4 часа | |||||
19 | Кто такой рачительный хозяин? | 1 | Беседа и решение задач | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
20 | Качества личности рачительного хозяина. | 1 | Беседа и игра | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
21 | Секреты рачительного хозяина. | 1 | Беседа и решение задач | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
22 | Секреты рачительного хозяина. | 1 | Рассказ | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
Думающий покупатель – 5 часов | |||||
23 | Покупатель и продавец. | 1 | Беседа и решение задач | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
24 | Реклама и упаковка. | 1 | Беседа и игра | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
25 | Реклама и упаковка. | 1 | Беседа и решение задач | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
26 | Особенности маркировки товаров. | 1 | Рассказ | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
27 | Секреты выбора товара. | 1 | Беседа и решение задач | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
28 | Контрольная работа. | 1 | Письменный опрос | ТТ, слайды, У | |
Семья и рынок - 4 часа. | |||||
29 | Экономические возможности семейного хозяйства. | 1 | Беседа и решение задач | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
30 | Экономические возможности семейного хозяйства. | 1 | Беседа и игра | Устный опрос | ТТ, слайды, У |
31 | Экономические связи семьи. | 1 | Беседа и решение задач | Устный опрос Письменный опрос | ТТ, слайды, У |
32 | Профессии членов твоей семьи и родственников. | 1 | Рассказ | Устный опрос | |
33 | Итоговый урок: Экономика моей семьи. | 1 | Деловая игра | Письменный опрос | |
34 | Резерв. | 1 | |||
ТТ- творческая тетрадь
У - учебник
Литература:
- Программа непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова).
2.Новожилова Н.В. Программа по экономике семьи. - М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
3.Новожилова Н.В.Экономика (Моя семья). 5 класс: Учебн. пособие / Под ред. И.А.Сасовой.- М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
4.Сасова И.А.,Новожилова Н.В., Землянская Е.Н., Экономика (Моя семья).5 класс: Метод. пособие / Под ред. И.А. Сасовой. - М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по экономике. 8 класс.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС
рабочая программа...
Рабочая программа по экономике 2 класс
Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...
Рабочая программа по экономике 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по экономике 10 класс
Рабочая программа по экономике 10 класс...
Рабочая программа по экономике. 10 класс.
Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....