Рабочая программа по экономике для 10 класса
рабочая программа по экономике (10 класс) по теме

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. Программа рассчитана на 17 часов из расчета 0,5 ч. в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ключи

«Согласовано»

Руководитель МО

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Ключи

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Ключи

Приказ № ___ от «__»______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Монетова Ильи Сергеевича,

учителя  второй квалификационной категории,

по экономике в 10 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»__________20__ г.

2011-2012 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка

Статус программы.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г.

Структура программы.

Рабочая  программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  2. воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  3. освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Общая характеристика предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

• человек и фирма;

• человек и государство;

• экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение». Рекомендуется изучать экономику в X или XI классах в течение одного полугодия.

Программа рассчитана на 17 учебных часов.

Раздел II. Учебно – тематический план

Содержание

Количество часов

Всего

Из них:

контрольные

1

Вводное занятие

1

2

Главные вопросы экономики

3

1

3

Типы экономических систем

2

1

4

Механизм рыночного функционирования

4

5

Деньги и денежное обращение

2

6

Банковская система

2

7

Рынок труда

3

1

ИТОГО:

17

3

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Вводное занятие (1 час).

Главные вопросы экономики (3 часа). Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.

Типы экономических систем (2 часа). Экономические системы.

Механизм рыночного функционирования (4 часа). Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров. Формирование рыночных цен. Конкуренция. Основные типы рынка.

Деньги и денежное обращение (2 часа). Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике.

Банковская система (2 часа). Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль ЦБ в регулировании кредитно – денежной системы страны.

Рынок труда (3 часа). Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик 10 класса должен

Знать/Понимать

  1. смысл основных теоретических положений экономической науки;
  2. основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка;

Уметь

  1. приводить примеры:  видов рынка, типов экономических систем, видов денег;
  2. описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы; банковскую систему;
  3. объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса, закон предложения;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;
  4. сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры,  организационно-правовые формы предприятий;
  5. вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд;
  6. применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. исполнения типичных экономических ролей;
  2. решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  3. совершенствования собственной познавательной деятельности;
  4. оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  5. осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

Раздел V. Перечень учебно – методического обеспечения

Учебник:

  1. Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Методические пособия:

  1. .Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.: Пособие для учителя. – 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Дидактический материал:

  1. Медведева О.И. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006.
  3. Равичев С.А. Сборник заданий по экономике с решениями. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
  4. Таблицы и раздаточный материал по экономике для 10 класса.

Раздел VI. Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

1

Задачи, структура и содержание курса. Источники знаний

вводная беседа

Главные вопросы экономики (3 часа)

2

Что такое экономика

1

Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономическая наука (экономика) как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

тест

3.

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

1

Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства.

Знать    определение    ограни ченности ресурсов. Уметь: оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ, от ко торых отказались; объяснять выгоды обмена

письменная работа (по карточкам)

4.

Практикум: решение задач

1

Альтернативная стоимость, КВП, Факторы производства, факторные доходы

Уметь применять полученные знания по теме при решении задач, выполнении упражнений

работа по карточкам, решение задач

Типы экономических систем (2 часа)

5

Экономические системы

1

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.

Понимать основные экономи ческие  принципы  функциони рования   экономических   сис тем. Анализировать ответы на главные   вопросы   экономики различных систем

составление таблицы, проверочная работа

6

Контроль знаний

1

тест, решение задач

Механизм рыночного функционирования (4 часа)

7

Что такое спрос

1

Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.

Знать термины: спрос, величи на спроса, закон спроса. Уметь: объяснять понятие нормаль ных и инфериорных благ; сравнивать спрос и величину спроса; различать рыночные струк туры; вычислять изменения спроса в  зависимости  от  изменения формирующих его факторов

Работа с учебником

8

От чего зависит предложение товаров

1

Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Уметь: находить причинно-следствен ные связи между ценой и вели чиной предложения; вычислять величину рыноч ного предложения; анализировать кривые спро са и предложения

решение задач

9

Формирование рыночных цен

1

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия

Уметь: теоретически   представлять процесс установления  равно весной цены; вычислять равновесную цену и объем продаж

тест

10

Конкуренция. Основные типы рынка

1

Понятие, виды и регулирование конкуренции. Типы рынков

Знать: понятие, виды и регулирование конкуренции, типы рынков

заполнение таблицы, тест

Деньги и денежное обращение (2 часа)

11

Причины возникновения и формы денег

1

Причины изобретения денег, формы существования

Знать: основные положения урока, определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

беседа по вопросам

12

Функции денег в современной экономике

1

Роль денег как средства обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров.

Знать: основные положения урока, определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

экономическая игра

Банковская система (2 часа)

13

Причины появления и виды банков. Принципы кредитования

1

Виды банков, их основные функции

Знать виды банков и выполняемые ими функции

диктант по терминам

14

Роль ЦБ в регулировании кредитно – денежной системы страны

1

Роль ЦБ, суть кредитной эмиссии

Знать: основные положения урока, определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

тест, решение задач

Рынок труда (3 часа)

15

Экономическая природа рынка труда

1

Спрос и предложение труда. Особенности рынка труда.

Знать определение минималь ной оплаты труда. Уметь: объяснять спрос на произ водственные факторы; общее предложе ние и мобильность факторов производства; объяснять   равновесие   на рынке труда

тест, решение задач

16

Что такое заработная плата и от чего она зависит

1

Социальные проблемы рынка труда, факторы заработной платы

Знать: экономическую природу рынка труда, его проблемы; понятие зар. платы и от чего она зависит

тест, решение задач

17

Итоговое занятие. Итоговое тестирование

1

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по экономике 10 класс

рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по экономике. 8 класс.

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....

Рабочая программа по экономике 2 класс

Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...

Рабочая программа по экономике 10 класс

Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по экономике 10 класс

Рабочая программа по экономике  10 класс...

Рабочая программа по экономике. 10 класс.

Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....