Рабочая программа по экономике для 7 класса
рабочая программа по экономике (7 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekonomike_7_kl..docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на ШМО: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
………Емелюшина В.Н. ……..Нефедова Е.Г. …..Усольцева О.А.
«….» августа 2012 г. «…..» сентября 2012 г. «…» сентября 2012 г.
Рабочая программа
по экономике в VII классе
учителя
Марковой Елены Анатольевны
2012 г.
ЭКОНОМИКА
Пояснительная записка
- Рабочая программа по экономике в VII классе составлена на основе:
Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
- И.И.Нагуманова .Программы по экономике ближайшего окружения.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
Цели курса:
- дать учащимся представление о взаимосвязи, взаимозависимости всех объектов хозяйственной жизни города (села, района);
- развить у учащихся понимание того, что для достижения определенного уровня жизни необходимо множество условий, одним из которых является правильный выбор профессии;
- отразить все возможности экономики ближайшего окружения, которые могли бы заинтересовать учащихся в плане дальнейшего обучения и в профессиональном плане.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с профессиями, наиболее распространенными в данном регионе (городе, селе, районе);
- научить пользоваться различными источниками информации для получения необходимых сведений экономического плана;
- ввести понятие социально-экономической проблематики и развить основные знания о социально-экономическом развитии общества и факторах на него влияющих;
- раскрыть основы хозяйственного механизма города (села, района), отражая позитивные и негативные явления;
- ввести понятие «управленческая деятельность» и научить школьников, адекватно оценивая информацию, принимать необходимые решения.
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
- значение основных терминов и понятий, выделенных в программе;
- основные элементы структуры хозяйства города (села, района), структуры управления;
- сходства и различия в работе предприятий различных форм собственности;
- назначение и функционирование кадровых служб; кадровая политика города (села);
- объекты и субъекты предпринимательства;
- возможности реализации профессиональных планов.
Учащиеся должны уметь:
- объяснить и правильно применять терминологию, изучаемую в процессе курса;
- понимать функционирование хозяйственного и управленческого механизма города (села);
- представлять принцип работы конкретного предприятия промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг, культуры;
- проводить и анализировать простейшие виды социологических опросов, обрабатывать полученную, а также любую табличную, графическую и другие виды информации;
- проводить простейшие экономические расчеты;
- находить необходимую социально-экономическую информацию в различных справочных, периодических и других изданиях; использовать найденную информацию.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Введение | 1 | |
1 1.1. | Город (село), в котором я живу Историко – географические особенности нашего города (села) | 3 |
2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | Хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны Хозяйство нашего города (села) Структура городского хозяйства Развитие промышленности, транспорта и торговли Развитие инфраструктуры | 13 |
3. 3.1. 3.2. 3.3. | Проблемы города (села) – проблемы страны Социально – экономические проблемы Эколого – экономические проблемы Финансово – экономические проблемы | 9 |
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. | Хозяйство города (села) в системе рыночных отношений Роль предпринимательства в развитии хозяйства города (села) Объекты и субъекты собственности городского хозяйства Экономические связи в системе городского хозяйства Федеральное и муниципальное регулирование хозяйства города (села) | |
Итого | 34 |
Содержание программы
1.Город (село), в котором я живу (3 ч.)
Основные понятия: отрасль, материальные блага, услуги, экономика ,хозяйство, предприятие.
Наш город (село) на карте России. Выявление историко - географических и экономических особенностей городского хозяйства. Понятие о городском хозяйстве как совокупности отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг.
Экскурсия в краеведческий музей города (села) или по культурно – историческим местам.
2.Хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны (13 ч.)
Основные понятия: товар, услуга, сырье, материалы, оборудование, изделия, полуфабрикаты, отрасль, хозяйства, сфера производств, отраслевая структура, предприятие, профессия, специальность, предпринимательство, бизнес –план, бизнес – проект, собственность(государственная, частная, личная), экономические потребности, экономические интересы, экономические отношения.
Материальное производство - одна из составляющих хозяйства города (села). Материальное производство – изготовление материальных благ: товаров народного потребления, изделий, оборудования и полуфабрикатов для промышленности, транспорта, торговли. Нематериальное производство – сфера услуг – составляющая хозяйства города (села).
Структура хозяйства – две сферы производства, три группы отраслей. Отрасли добывающие, обрабатывающие и обслуживающие.
Развитие промышленности – одна из возможностей удовлетворения потребностей горожан и городского хозяйства. Предприятие - основная единица промышленного производства. Целесообразность размещения промышленных предприятий в городе. Перспективы развития промышленности в городе (районе).
Необходимость обмена товарами и услугами для наиболее полного удовлетворения потребностей. Развитие транспорта, связи, торговли – необходимое условие осуществления успешного обмена.
Развитая инфраструктура – показатель эффективности городского хозяйства.
Практические занятия
Практическая работа: «Анализ структуры хозяйства города (села)»
Деловые игры:1) «Профессионалы и специалисты»; 2)«Проблемы выбора»; 3) «Составляем бизнес – план фирмы».
Дискуссия: «Каким я вижу будущее нашего города».
Экскурсия в городское управление промышленности (торговли, транспорта, связи).
3.Проблемы город (села)- проблемы страны (9 ч.)
Основные понятия: социология, занятость, безработица, социальная защита, экология, технология, налоги, система налогообложения, бюджет, статистика, социологический опрос, биржа труда.
Социально – экономические проблемы: занятость и безработица, социальная защита, социальная помощь. Как осуществляется социальная защита населения в нашем городе. взаимосвязь понятий «экономика» и «экология». Экологические проблемы города (региона): в чем их суть и как они решаются. Где городская администрация берет деньги на решение социальных и других проблем. Как формируется городской бюджет. Местные налоги в системе налогообложения. Налогообложение -экономическая проблема.
Практические занятия
Практические работы: 1)»Социологический опрос»; 2) «Экологическое исследование».
Экскурсия на местную биржу труда или в налоговую инспекцию.
4. Хозяйство города (села) в системе рыночных отношений (8 ч.)
Основные понятия: рынок, рыночные отношения, приватизация, государственное регулирование, прогнозирование, программирование, муниципалитет, федерация, правительство, налоги, дотации, предпринимательство, банкротство.
Частная собственность фундамент рыночных отношений. Приватизация в городе (селе): как стать собственником. Объекты и субъекты городского хозяйства, экономические связи и отношения между ними. Роль предпринимательства в развитии городского хозяйства. Экономические и социальные аспекты малого и среднего бизнеса. Как муниципалитет и федеральное правительство влияют на развитие рыночных отношений.
Практические занятия
Практическая работа: « Статистическое исследование динамики изменения форм собственности в населённом пункте».
Деловая игра: «Если бы мэром был я..».
Дискуссия : «Как организовать свой бизнес?»
Календарно-тематическое планирование для VII класса
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Параграф учебника | |||
1 | Введение | |||||
Глава 1. Потребности и их влияние на развитие города | ||||||
2 | Почему наши потребности относительно не ограничены | 1 | ||||
3 | Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора | 2 | ||||
4 | Три главных вопроса экономики | 3 | ||||
5 | Резервное время | |||||
Глава 2. Что мы называем экономикой ближайшего окружения | ||||||
6 - 7 | Магазины и рынки. Их функции и виды | 4 | ||||
8 | Подсобные и фермерские хозяйства | 5 | ||||
9 | Контрольная работа№ 1 | |||||
10 | Предприятия питания и бытового обслуживания | 6 | ||||
11 - 12 | Промышленные предприятия | 7 | ||||
13 | Дом, в котором я живу | 8 | ||||
14 | Контрольная работа № 2 | |||||
15 | Творческая лаборатория | |||||
16 | Защита от преступников и внешних врагов | 9 | ||||
17 | Транспорт, как потребность в защищенности | 10 | ||||
18 | Защита здоровья. Медицинские учреждения | 11 | ||||
19 | Защита от нищеты | 12 | ||||
20 | Потребности в любви, дружбе и живом общении с теми, чьи интересы мы разделяем | 13 | ||||
21 | Средства связи как способ удовлетворения потребности в общении | 14 | ||||
22 | Досуг как удовлетворение потребности в отдыхе и общении | 15 | ||||
23 | Образовательные учреждения | 16 | ||||
24 | Наука и искусство. Творчество как самовыражение | 17 | ||||
25 | Предпринимательство как удовлетворение потребности в защите, общении, уважении и самореализации | 18 | ||||
26 | Контрольная работа № 3 | |||||
Глава 3. Хозяйство города (села) | ||||||
27 | Структура городского хозяйства. Объекты и субъекты собственности | 19 | ||||
28 | Управление хозяйством города. Самоуправление. | 20 | ||||
29 | Бюджет города (села). Основные статьи доходов и расходов | 21 | ||||
30 | Творческая лаборатория | |||||
Глава 4. Проблемы города (села) | ||||||
31 | Социально-экономические проблемы | 22 | ||||
32 | Финансово-экономические проблемы | 23 | ||||
33 | Эколого-экономические проблемы | 24 | ||||
34 | Итоговая контрольная работа |
Контрольных работ: 4.
Литература:
- Программа непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). -М.:ВИТА–ПРЕСС,2010
- И.И.Нагуманова. Программа по экономике ближайшего окружения.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
- Экономика: моё ближайшее окружение: Учебное пособие для 7 класса общобразоват. учр./Л.Э.Новикова; под ред. И.А.Сасовой.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
- Л.Э.Новикова. Экономика (Мое ближайшее окружение) 7 класс:Метод. пособие/Под ред.И.А. Сасовой. .-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по экономике. 8 класс.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС
рабочая программа...
Рабочая программа по экономике 2 класс
Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...
Рабочая программа по экономике 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по экономике 10 класс
Рабочая программа по экономике 10 класс...
Рабочая программа по экономике. 10 класс.
Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....