ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Экзамен-это не страшно»
рабочая программа (9, 11 класс)
Разработанная рабочая программа, в соответствии с новыми требованиями к программам дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekzamen-eto_ne_strashno.docx | 77.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Коломенского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Экзамен-это не страшно»
Направленность - социально-педагогическая
Уровень - стартовый
Возраст детей – 14, 17 лет
Срок реализации -1 год
Автор-составитель:
Гусева Екатерина Владимировна
Педагог-психолог, ВКК
Коломна
2020 г.
Пояснительная записка
Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии: 1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко); 2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин); 3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА, ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА, ЕГЭ.
Актуальность программы обусловлена тем, что сдача экзамена в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные экзаменом, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (с изменениями).
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительство РФ от 04.09.2014 №1726 – р).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р).
- Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 № 41).
- Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 №1040).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще-развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политике в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242).
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерство образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
- Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
- Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13 в/07).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477Н (ред. от07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183);
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 24.03.2016 № Исх.-3597/21в.
- Устав МБОУ СОШ №21.
Отличительные особенности программы «Экзамен-это не страшно»
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА, ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.Программа практико-ориентированная, в связи с чем, увеличено количество часов на практические занятия по отдельным темам с целью формирования у детей способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Для этого была разработана Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса к прохождению ГИА, ЕГЭ.
Содержание занятий включает четыре блока:
- Информационный (сведения о процедуре и правилах Государственной итоговой аттестации в 9 –х классе; Единого государственного экзамена в 11 классе, о тех правах, которые есть у выпускников).
- Диагностический. Познай себя.
- Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться).
- Поведенческий (отработка желаемого поведения).
Адресат программы: дети 14,17лет. Старший школьный возраст: ранняя юность
В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко).
Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.
Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение).
Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляется сознательное отношение к учению.
Существенно влияет на процесс самоопределения общение со значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми, восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями и с другими взрослыми, чье мнение для них важно, обсуждаются жизненные перспективы, в том числе, профессиональные.
В общении со сверстниками тоже происходят изменения: повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии, появляются романтические чувства – юношеская любовь. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение.
Данная программа адресована обучающимся 9, 11 классов, проявившим интерес к развитию познавательного компонента психологической готовности к экзаменам, навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитию внимания, памяти, мышления.
В детское объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Срок освоения программы: 1 год, программа рассчитана на 72 учебных часа.
Программа состоит из двух модулей. Первый модуль – 32 часа (сентябрь-декабрь), второй модуль – 40 часов (январь-май)
Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.
Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения. В каникулярное время в расписание занятий могут вноситься изменения по времени проведения занятий.
Формы обучения и виды занятий. Формы обучения: очная, групповая.
Группы обучающихся: как одного возраста, так и разновозрастные. Занятия проводятся в группах, наполняемость которых составляет от 12 до 15 человек.
В детское объединение дети зачисляются без предварительного отбора. Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Учебные занятия проводятся в различных видах: учебные занятия, сочетающие теоретическую и практическую деятельность; практические занятия, беседа, игра-викторина, самостоятельные работы, презентация, игровые конкурсы и соревнования, обобщающие и итоговые занятия.
Цель и задачи программы.
Цель:оказание психологической помощи, выпускникам 9, 11-ых классов, в подготовке к экзаменам.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Личностные: Содействие адаптации учащихся к процессу проведения экзамена. Повышение сопротивляемости стрессу. Развитие уверенности в себе, коммуникативной компетентности, навыков самоконтроля. Снижение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета) сбор, обработка, анализ, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Развитие готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Развитие умений работать в команде, в том числе готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные: Развитие познавательного компонента психологической готовности к экзамену: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение уверенности в себе, своих силах
Учебно-тематический план.
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | с/р | ||||
Модуль 1 (32 часа) | |||||||
1. | Раздел 1. Информационный | ||||||
1.1 | Вводное занятие. Знакомство. | 1 | 0,5 | 0,5 | Очная групповая | наблюдение, Выполнени е практических заданий | |
1.2 | Что такое ОГЭ, ЕГЭ? | 5 | 1 | 4 | |||
1.3 | Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ | 3 | 1 | 2 | |||
1.4 | Нормативно - правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ, ЕГЭ | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2. | Раздел 2. Диагностический. Познай себя. | ||||||
2.1 | Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой) | 1 | 1 | Очная групповая | наблюдение, анкетирование выполнени е практических заданий | ||
2.2. | Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс). | 1 | 1 | ||||
2.3 | Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | 1 | 1 | ||||
2.4 | Мой темперамент | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2.5 | Определение типа темперамента | 1 | 1 | ||||
2.6 | Мой учебный стиль | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
2.7 | Мое внимание | 4 | 1 | 3 | |||
2.8 | Моя память | 4 | 1 | 3 | |||
2.9 | Приемы запоминания. | 4 | 1 | 3 | |||
2.10 | Приемы развития внимания | 3 | 1 | 2 | |||
Модуль 2 (40 часов) | |||||||
2.10 | Приемы развития внимания (продолжение) | 1 | 1 | ||||
2.11 | Индивидуальный способ деятельности | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
2.12 | Методы работы с текстом | 4 | 1 | 3 | |||
3. | Раздел 3. Эмоциональный. | ||||||
3.1 | Эмоции и поведение | 3 | 1 | 2 | Очная групповая | Наблюдение. Выполнение практических заданий | |
3.2 | Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). | 1 | 1 | ||||
3.3 | Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова). | 1 | 1 | ||||
3.4 | Как справиться со стрессом на экзамене | 3 | 1 | 2 | |||
3.5 | Когнитивные техники работы со стрессом. Позитивное переформулирование. | 1 | 1 | ||||
3.6 | Способы снятия нервно-психического напряжения | 3 | 0.5 | 2,5 | |||
3.7 | Волевые качества личности. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3.8 | Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
3.9 | Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания | 2 | 2 | ||||
Раздел 4. Поведенческий. | |||||||
4.1. | Конфликт. Виды, причины конфликтов. | 3 | 1 | 2 | Очная групповая | Наблюдение. Выполнение практических заданий | |
4.2. | Как избежать конфликта. | 2 | 2 | ||||
4.3 | Обретение уверенности в собственных силах | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
4.4 | Личная эффективность. Приемы планирования | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
4.3. | Аутотренинг как способ повышения личной эффективности | 1 | 1 | ||||
4.4 | Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) | 1 | 1 | ||||
4.5 | Уверенность на экзамене | 1 | 1 | ||||
4.6 | Позитивное мышление. Формирование положительного образа будущего | 2 | 2 | ||||
4.7 | Как вести себя во время экзаменов? | 1 | 1 | ||||
4.8 | Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса | 1 | 1 | ||||
4.9 | Диагностическое занятие. Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов | 1 | 1 | ||||
Всего: | 72 | 15 | 57 |
Содержание программы
Модуль 1 (32 часа)
Раздел 1. Информационный
- Вводное занятие. Знакомство (1 час)
Теория: презентация курса.
Практика: упражнения, направленные на эмоционально положительный настрой, сплочение команды, группы.
- Что такое ОГЭ, ЕГЭ? (5 часов).
Теория: знакомство выпускников с сущностью, процедурой и содержанием ОГЭ, ЕГЭ.
Практика: упражнения, практические задания, направленные на повышение учебной мотивации и мотивацию на участие в занятиях: проигрывание ситуации, мозговой штурм, составление копилки, рефлексия.
- Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ (3 часа)
Теория: знакомство с процедурой проведения экзамена, отличительные особенности ЕГЭ и ОГЭ.
Практика: закрепление знаний о процедуре проведения экзамена; проводить операции анализа, синтеза полученной информации. Упражнения, направленные на эмоционально положительный настрой, сплочение группы.
- Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ, ЕГЭ (1 час)
Теория: знакомство с нормативно – правовыми документами, регламентирующими проведение ОГЭ, ЕГЭ
Практика: закрепление умения работать с документами; проводить операции анализа, синтеза полученной информации. Упражнения, направленные на эмоционально положительный настрой, сплочение группы.
Раздел 2. Диагностический. Познай себя.
- Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»
(модификация методики М.Ю.Чибисовой) (1 час).
Теория: знакомство с понятиями: «самооценка», «психологическая готовность»
Практика: процедура анкетирования, рефлексия.
- Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс) (1 час)..
Теория: знакомство с понятиями: «тревожность», «школьная тревожность»
Практика: диагностическая процедура, рефлексия.
- Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) (1 час).
Теория: закрепление понятия: «самооценка»
Практика: диагностическая процедура, рефлексия.
- Мой темперамент (1 час).
Теория:знакомство с понятиями : «темперамент», «характер». Знакомство с типами темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.
Практика: формирование умения владеть понятиями по теме, проводить операции анализа, синтеза полученной информации., рефлексия.
- Определение типа темперамента
Теория: закрепление понятий : «темперамент», «тип темперамента»
Практика: диагностическая процедура, рефлексия.
- Мой учебный стиль (2 часа).
Теория: презентация темы занятия, информирование о каналах восприятия.
Практика: упражнения, практические задания,проигрование, направленные на понимание обучающимися своего учебного стиля, способствующие осознанию индивидуального стиля деятельности. Составление копилки. Рефлексия.
- Мое внимание (4 часа).
Теория:презентация темы занятия, информирование о психической функции «внимание», свойствах внимания.
Практика:упражнения, практические задания, направленные на выявление индивидуальных особенностей внимания.Пополнение копилки. Рефлексия.
- Моя память (4 часа).
Теория: презентация темы занятия, информирование о психической функции «память».
Практика:упражнения, практические задания, направленные на выявление индивидуальных особенностей памяти.Пополнение копилки. Рефлексия.
- Приемы запоминания (4 часа).
Практика:упражнения, практические задания, направленные на знакомство и отработку приемов запоминания. Пополнение копилки. Рефлексия.
- Приемы развития внимания (4 часа).
Практика: упражнения, практические задания, направленные на развитие свойств внимания. Пополнение копилки. Рефлексия.
- Индивидуальный способ деятельности (2 часа).
Теория: знакомство выпускников с возможными способами деятельности при сдаче экзаменов.
Практика: проигрывание, пополнение копилки, рефлексия.
- Методы работы с текстом (1 час).
Теория: презентация темы, знакомство с эффективными методами работы с текстами.
Практика: упражнения, направленные на отработку навыков эффективных методов, приемов работы с текстом. Пополнение копилки , рефлексия.
Модуль 2 (40 часов)
Методы работы с текстом (продолжение темы) (3 часа).
Теория: презентация темы, знакомство с эффективными методами работы с текстами.
Практика: упражнения, направленные на отработку навыков эффективных методов, приемов работы с текстом. Пополнение копилки , рефлексия.
Раздел 3. Эмоциональный.
- Эмоции и поведение (3 часа).
Теория: презентация темы.
Практика:упражнения, дискуссии, практические задания, направленные на закрепление понятий о эмоциях.Пополнение копилки , рефлексия.
- Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) (1 час)..
Практика: диагностическая процедура, рефлексия.
- Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) (1 час)..
Практика: диагностическая процедура, рефлексия.
- Как справиться со стрессом на экзамене (3 часа).
Теория:презентация темы. Знакомство обучающихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Практика: упражнения, практические задания, направленные на отработку способов снижения тревоги в стрессовой ситуации.Пополнение копилки, рефлексия.
- Когнитивные техники работы со стрессом. Позитивное переформулирование (1 час).
Теория: презентация темы. Знакомство обучающихся с когнитивными техниками работы со стрессом, понятием «позитивного переформулирования».
Практика: упражнения, практические задания, направленные на отработку способов снижения тревоги в стрессовой ситуации. Пополнение копилки, рефлексия.
- Способы снятия нервно-психического напряжения (3 часа).
Теория: презентация темы. Знакомство обучающихся со способами снятия нервно-психического напряжения.
Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку способов снижения тревоги в стрессовой ситуации. Пополнение копилки, рефлексия.
- Волевые качества личности (1 час)
Теория: презентация темы. Знакомство обучающихся с понятием «воля», видами волевых качеств, способами их развития.
Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку основных приемов волевой мобилизации и самообладания. Пополнение копилки, рефлексия.
- Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания (2 часа).
Теория:презентация темы. Знакомство обучающихся с основными приемами волевой мобилизации и приемами самообладания.
Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку основных приемов волевой мобилизации и самообладания. Пополнение копилки, рефлексия.
- Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания (2 часа).
Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку основных приемов волевой мобилизации и самообладания. Пополнение копилки, рефлексия.
Раздел 4. Поведенческий.
- Конфликт. Виды, причины конфликтов (3 часа)..
Теория:презентация темы. Знакомство обучающихся с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация». Рассмотреть виды и причины конфликтов.
Практика :упражнения, практические задания, направленные на избегание конфликтных ситуаций, выходу из них. Пополнение копилки, рефлексия.
- Как избежать конфликта (2 часа)..
Практика :упражнения, практические задания, направленные на избегание конфликтных ситуаций, выходу из них. Пополнение копилки, рефлексия.
- Обретение уверенности в собственных силах (2 часа).
Теория: презентация темы занятия.
Практика: проигрывание, применение, полученных навыков, умений. Упражнения, индивидуальные задания, направленные на повешение уверенности в своих силах.Пополнение копилки, рефлексия.
- Личная эффективность. Приемы планирования (1 час).
Теория: презентация темы занятия. Введения понятия «личная эффективность», способы ее развития. Планирование, приемы планирования.
Практика: проигрывание, применение, полученных навыков, умений. Упражнения, индивидуальные задания, направленные на совершенствование навыков планирования. Пополнение копилки, рефлексия.
- Аутотренинг как способ повышения личной эффективности (1 час).
Теория: презентация темы занятия.
Практика: проигрывание, применение, полученных навыков, умений.
- Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
Практика: диагностическая процедура, рефлексия.
- Уверенность на экзамене (1 час).
Практика:проигрывание, упражнения на развитие уверенности в себе. Пополнение копилки, рефлексия.
- Позитивное мышление. Формирование положительного образа будущего (2 часа).
Практика: анкета «Готовность к ОГЭ, ЕГЭ»,беседа – рассуждение (чему научились, что узнали), закрепление, полученных компетенций. Составление индивидуального коллажа.
- Как вести себя во время экзаменов (1час)
Практика: проигрывание, упражнения на развитие уверенности в себе. Пополнение копилки, рефлексия.
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Диагностическое занятие. Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов (1 час).
Практика:выполнение диагностических заданий, рефлексия.
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся: будут знать основные приемы, способы саморегуляции, снятия эмоционального напряжения. Индивидуальные особенности психических функций. Процедуру проведения Государственного итогового экзамена;
будут уметь: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Овладеют навыками самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы, снятия эмоционального, мышечного напряжений, навыками самоорганизации, волевой саморегуляции, повысится уверенность в себе, своих силах.
Комплекс организационно-педагогических условий
Для успешной реализации данной программы необходимы кабинет, оборудованный столами и стульями (не менее 9 парт и 18 стульев) для ведения теоретических занятий, и имеющий свободное пространство для отработки практических навыков.
Перечень оборудования:
Столы, стулья, доска, проектор, интерактивная доска, компьютер, диагностические бланки, рабочие тетради.
Информационное обеспечение: методические пособия по предмету, справочная литература, стимульные материалы, видеотека.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет штатный педагогический работники МБОУ СОШ №21. К педагогическому работнику, реализующему программу "Экзамен-это не страшно", предъявляется ряд специальных требований: уметь изучать и понимать сущность личности и деятельности обучающегося; владеть технологиями индивидуально-ориентированного сопровождения; способствовать раскрытию творческих, личностных и потенциалов обучающихся; уметь организовать процесс рефлексии и обратной связи с обучающимися, и на этой основе своевременно и адекватно корректировать свою работу.
Формы аттестации.
Итоговая аттестация проходит в форме зачёта, включающего анкетирование: диагностика, личностной готовности к прохождению процедуры экзамена; изготовление и интерпретация индивидуальных коллажей «положительного образа будущего», мониторинг.
Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса, тестирования, выполнение учащимися практических заданий.
Оценочные материалы.
- Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»
(модификация методики М.Ю.Чибисовой)
- Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс).
- Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
- Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).
- Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).
- Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
- Индивидуальный коллаж «образа будущего».
Методические материалы.
При разработке программы учитывались следующие принципы:
Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике.
Принцип целостности: основывается на непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности .
Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения детей на адекватных возрасту формах работы с детьми предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей.
Методы, применяемые в рамках реализации программы:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция, диалог, консультация);
- наглядный (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, демонстрационные материалы, видеофильмы);
- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельное решение проблемы учащимися);
- метод практической работы (отработка полученных навыков);
- социальные методы(развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка);
- метод контроля (тестирование, контрольные тренировки, зачёт).
Структура занятия
Каждое занятие комплексное и включает в себя 3 этапа:
1 этап – подготовительный (организационный) (5- минут).
2 этап – основной (30 минут).
3 этап – заключительный (10 минут).
Принципы построения занятий:
- создание психологически благоприятной атмосферы;
- соответствие индивидуальным особенностям учащихся;
- адекватность требований и нагрузок;
- доброжелательность;
- безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует толькоположительный результат;
- заинтересованность и активность самого учащегося;
- содружество взрослого и учащегося.
Методы и приёмы обучения.
Главный критерий отбора методов обучения – это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для обучающихся, развития их заинтересованности.
Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития).
В процессе занятий по любой теме в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.
О педагогических технологиях, используемых при реализации программы в детском объединении.
В процессе образовательной деятельности по Программе используются следующие образовательные технологии:
Технология коллективной деятельности позволяет выявить, учесть творческие способности обучающихся и приобщить их к коллективной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие).
В основе технологии коллективного творчества лежат организационные принципы:
- единое дело и добровольное участие;
- свобода выбора форм деятельности;
- сотрудничество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творческой одаренности лидеров.
Технология предполагает организацию совместной деятельности и создание групп для выполнения коллективной творческой работы (композиции из бисера), конкурсного задания (украшения из бисера); создания команд для деловых игр; групп взрослых и детей (организация выставок).
Технология личностно – ориентированного развивающего обучения.
Цель: создание условий, при которых на каждом занятии формируется образовательное пространство, помогающее заинтересовать ребёнка в обучении, в саморазвитии.
При подготовке и проведении занятия педагог выделяет основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребёнка, его субъектный опыт, а затем деятельность. Педагог выбирает рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого ребёнка (создается коллекция схем бисероплетения, рекомендуются темы докладов и личных сообщений с учетом половозрастных, индивидуальных отличий обучающихся).
Технология дифференцированного обучениясочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель: обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
В группах, применяя методику дифференцированного обучения, педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, но для практической деятельности предлагает творческую работу из бисера разного уровня сложности (в зависимости от способностей и уровня подготовки каждого), формирует мини группы по темпу (высокий, средний, низкий) обучения.
Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Информационно-коммуникативные технологии.
Цель:повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий. ИКТ необходимы для работы с презентациями по вводным занятиям к темам ;показа слайдов с инструкционными картами;использование ЭОР (видеоролики);интернет технологии (мастер-классы);проведения итоговой аттестации.
Список использованной литературы и источников:
Для педагогов
- Абрамова Г.С., Практическая психология. Издательство Прометей, 2018г.
- Чибисова М.Ю.,Психологическая подготовка к ЕГЭ работа с учащимися, педагогами, родителями. Издательство Генезис, 2009г.
- Белоусова А.К., Юматова И.И., Психодиагностика: Учебное пособие. Издательство Феникс, 2018г.
- Интернет источники :
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
https://infourok.ru – сайт для организаторов
Для родителей и обучающихся
- Любимова Е., Как подготовить ребенка к экзаменам. Советы для родителей в помощь детям. Издательство Вектор, 2015г.
- Чибисова М.Ю.,Психологическая подготовка к ЕГЭ работа с учащимися, педагогами, родителями. Издательство Генезис, 2009г.
Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Месяц | Учебная неделя | Тема | Количество часов | Контроль | Каникулярный период | ||
всего | теория | практика | ||||||
Модуль 1 (32 часа) | ||||||||
1 | сентябрь | 1 | Вводное занятие. Знакомство. Что такое ОГЭ, ЕГЭ? | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2 | Что такое ОГЭ, ЕГЭ? | 2 | 1 | 1 | ||||
3 | Что такое ОГЭ, ЕГЭ? | 2 | 2 | |||||
4 | Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ | 2 | 2 | |||||
5 | Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ. | 1 | 1 | |||||
2 | октябрь | 6 | Нормативно - правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ, ЕГЭ | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой). Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс). | 2 | 2 | Анкетирование | ||||
8 | Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) Мой темперамент. | 2 | 0,5 | 1,5 | Диагностика | |||
9 | Определение типа темперамента. Мой учебный стиль | 2 | 0,5 | 1,5 | Диагностика | |||
10 | Мой учебный стиль. Мое внимание | 1 | 1 | |||||
3 | ноябрь | 11 | Мое внимание | 1 | 1 | |||
12 | Мое внимание | 2 | 2 | |||||
13 | Моя память | 2 | 1 | 1 | ||||
14 | Моя память | 2 | 2 | |||||
4 | декабрь | 15 | Приемы запоминания. | 2 | 1 | 1 | ||
16 | Приемы запоминания. | 2 | 2 | |||||
17 | Приемы развития внимания | 2 | 1 | 1 | ||||
18 | Приемы развития внимания | 3 | 1 | 2 | ||||
32 | 8 | 24 | ||||||
Модуль 2 (40 часов) | ||||||||
5 | январь | 19 | Индивидуальный способ деятельности | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
20 | Методы работы с текстом | 2 | 2 | Диагностика | ||||
21 | Методы работы с текстом | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестирование | |||
6 | февраль | 22 | Эмоции и поведение | 2 | 1 | 1 | ||
23 | Эмоции и поведение. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). | 2 | 2 | Диагностика | ||||
24 | Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова). Как справиться со стрессом на экзамене | 2 | 2 | Тестирование | ||||
25 | Как справиться со стрессом на экзамене | 2 | 1 | 1 | ||||
7 | март | 26 | Когнитивные техники работы со стрессом. Позитивное переформулирование Способы снятия нервно-психического напряжения | 2 | 2 | |||
27 | Способы снятия нервно-психического напряжения | 2 | 1 | 1 | ||||
28 | Волевые качества личности. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания | 2 | 2 | |||||
29 | Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания. Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания | 2 | 2 | |||||
8 | апрель | 30 | Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания. Конфликт. Виды, причины конфликтов. | 2 | 0,5 | 1,5 | Диагностика | |
31 | Конфликт. Виды, причины конфликтов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
32 | Как избежать конфликта. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
33 | Обретение уверенности в собственных силах | 2 | 2 | |||||
34 | Личная эффективность. Приемы планирования. Аутотренинг как способ повышения личной эффективности | 2 | 1 | 1 | ||||
9 | май | 35 | Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Уверенность на экзамене | 2 | 0,5 | 1,5 | Диагностика | |
36 | Позитивное мышление. Формирование положительного образа будущего | 2 | 2 | |||||
37 | Как вести себя во время экзаменов? Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса | 2 | 2 | Проект Диагностика | ||||
38 | Диагностическое занятие. Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов | 2 | 2 | Диагностика | ||||
40 | 7 | 33 | ||||||
Итого: | 72 | 15 | 57 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ГРАЦИЯ»
Программа направлена на обучение специальной технике – «дефиле». Прежде всего, обучающимся необходимо преодолеть психологический барьер: почувствовать себя более уверенными и раскреп...
Индивидуальные образовательные маршруты к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (для детей с ОВЗ)
Данные образовательные маршруты ориентированы на поддержку и развитие учащихся с ОВЗ, на личностное развитие и успешность слабоуспевающих учеников, составлены с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ТМНР «Мы плаваем»
Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста Направленность: физкультурно-оздоровительная Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Ранний, преддошкольный и дошкольный возраст - исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и...