ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Экзамен-это не страшно»
рабочая программа (9, 11 класс)

гусева екатерина владимировна

Разработанная рабочая программа, в соответствии с новыми требованиями к программам дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekzamen-eto_ne_strashno.docx77.36 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Коломенского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ

«Экзамен-это не страшно»

Направленность - социально-педагогическая

Уровень  - стартовый

Возраст детей – 14, 17 лет

Срок реализации -1 год

                                                              Автор-составитель:

                                                                                      Гусева Екатерина Владимировна

                                                                      Педагог-психолог, ВКК

Коломна

2020 г.

Пояснительная записка

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии: 1) согласие  сделать   что-нибудь,   желание  и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко); 2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин); 3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень   зрелости   позволяет    ему   извлечь   пользу   из   конкретного опыта (А.А. Бодалев).

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА, ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА, ЕГЭ.

Актуальность программы обусловлена тем, что сдача экзамена в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами

В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала  подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

       Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные экзаменом, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (с изменениями).
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительство РФ от 04.09.2014 №1726 – р).
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р).
  4. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
  5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 № 41).
  7. Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 №1040).
  8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще-развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политике в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242).
  9. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
  10. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерство образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
  11. Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  12. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13 в/07).
  13. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477Н (ред. от07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183);
  14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
  15. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 24.03.2016 № Исх.-3597/21в.
  16. Устав МБОУ СОШ №21.

Отличительные особенности программы «Экзамен-это не страшно»

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА, ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.Программа практико-ориентированная, в связи с чем, увеличено количество часов на практические занятия по отдельным темам с целью формирования у детей способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Для этого была разработана Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса к прохождению ГИА, ЕГЭ.

Содержание занятий включает четыре блока:

  • Информационный (сведения о процедуре и правилах  Государственной итоговой аттестации в 9 –х классе; Единого государственного экзамена в 11 классе, о тех правах, которые есть у выпускников).
  • Диагностический. Познай себя.
  • Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться).
  • Поведенческий (отработка желаемого поведения).

Адресат программы: дети 14,17лет. Старший школьный возраст: ранняя юность 

        В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет  определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко).    

Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.

Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение).

Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляется сознательное отношение к учению.

Существенно влияет на процесс самоопределения общение со значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми, восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями и с другими взрослыми, чье мнение для них важно, обсуждаются жизненные перспективы, в том числе, профессиональные.

В общении со сверстниками тоже происходят изменения: повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии, появляются романтические чувства – юношеская любовь.  Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение.

Данная программа адресована обучающимся 9, 11 классов, проявившим интерес к развитию познавательного компонента психологической готовности к экзаменам, навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитию внимания, памяти, мышления.

В детское объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

Срок освоения программы: 1 год, программа рассчитана на 72 учебных часа.

Программа состоит из двух модулей. Первый модуль – 32 часа (сентябрь-декабрь), второй модуль – 40 часов (январь-май)

Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.

Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения. В каникулярное время в расписание занятий могут вноситься изменения по времени проведения занятий.

Формы обучения и виды занятий. Формы обучения: очная, групповая.  

Группы обучающихся: как одного возраста, так и разновозрастные. Занятия проводятся в  группах, наполняемость которых составляет от 12 до 15 человек.

В детское объединение дети зачисляются без предварительного отбора. Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Учебные занятия проводятся в различных видах: учебные занятия, сочетающие теоретическую и практическую деятельность; практические занятия, беседа, игра-викторина, самостоятельные работы, презентация, игровые конкурсы и соревнования, обобщающие и итоговые занятия.

Цель и задачи программы.

Цель:оказание психологической помощи, выпускникам 9, 11-ых классов, в подготовке к экзаменам.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Личностные: Содействие адаптации учащихся к процессу проведения экзамена. Повышение сопротивляемости стрессу. Развитие уверенности в себе, коммуникативной компетентности, навыков самоконтроля. Снижение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета) сбор, обработка, анализ, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Развитие готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Развитие умений работать в команде, в том числе готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные: Развитие познавательного компонента психологической готовности к экзамену: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение уверенности в себе, своих силах

Учебно-тематический план.

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

с/р

Модуль 1 (32 часа)

1.

Раздел 1. Информационный

1.1

Вводное занятие. Знакомство.

1

0,5

 0,5

Очная групповая

наблюдение, Выполнени е практических заданий

1.2

Что такое ОГЭ, ЕГЭ?

5

1

4

1.3

Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ

3

1

2

1.4

Нормативно - правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ, ЕГЭ

1

0,5

0,5

2.

Раздел 2. Диагностический. Познай себя.

2.1

Анкета  «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

(модификация методики М.Ю.Чибисовой)

1

1

Очная групповая

наблюдение, анкетирование

выполнени е практических заданий

2.2.

Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс).

1

1

2.3

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

1

1

2.4

Мой темперамент

1

0,5

0,5

2.5

Определение типа темперамента

1

1

2.6

Мой учебный стиль

2

0,5

1,5

2.7

Мое внимание

4

1

3

2.8

Моя память

4

1

3

2.9

Приемы запоминания.

4

1

3

2.10

Приемы развития внимания

3

1

2

                           Модуль 2 (40 часов)

2.10

Приемы развития внимания (продолжение)

1

1

2.11

Индивидуальный способ деятельности

2

0,5

1,5

2.12

Методы работы с текстом

4

1

3

3.

Раздел 3. Эмоциональный.

3.1

Эмоции и поведение

3

1

2

Очная

групповая

Наблюдение. Выполнение практических заданий

3.2

Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

1

1

3.3

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

1

1

3.4

Как справиться со стрессом на экзамене

3

1

2

3.5

Когнитивные техники работы со  стрессом. Позитивное переформулирование.

1

1

3.6

Способы снятия нервно-психического напряжения

3

0.5

2,5

3.7

Волевые качества личности.

1

0,5

0,5

3.8

Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания

2

0,5

1,5

3.9

Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания

2

2

Раздел 4. Поведенческий.

4.1.

Конфликт. Виды, причины конфликтов.

3

1

2

Очная групповая

Наблюдение. Выполнение практических заданий

4.2.

Как избежать конфликта.

2

2

4.3

Обретение уверенности в собственных силах

2

0,5

1,5

4.4

Личная эффективность. Приемы планирования

1

0,5

0,5

4.3.

Аутотренинг как способ повышения личной эффективности

1

1

4.4

Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)

1

1

4.5

Уверенность на экзамене

1

1

4.6

Позитивное мышление. Формирование положительного образа будущего

2

2

4.7

Как вести себя во время экзаменов?

1

1

4.8

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

1

1

4.9

Диагностическое занятие.

Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов

1

1

Всего:

72

15

57

Содержание программы

      Модуль 1 (32 часа)

Раздел 1. Информационный

  1. Вводное занятие. Знакомство (1 час)

Теория: презентация курса.

Практика: упражнения, направленные на эмоционально положительный настрой,  сплочение команды, группы.

  1. Что такое ОГЭ, ЕГЭ? (5 часов).

Теория: знакомство выпускников с сущностью, процедурой и содержанием ОГЭ, ЕГЭ.

Практика: упражнения, практические задания, направленные на повышение учебной мотивации и мотивацию на участие в занятиях: проигрывание ситуации, мозговой штурм, составление копилки, рефлексия.

  1. Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ (3 часа)

Теория: знакомство с процедурой проведения экзамена, отличительные особенности ЕГЭ и ОГЭ.

Практика: закрепление знаний о процедуре проведения экзамена; проводить операции анализа, синтеза полученной информации. Упражнения, направленные на эмоционально положительный настрой,  сплочение группы.

  1. Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ, ЕГЭ (1 час)

Теория: знакомство с нормативно – правовыми документами, регламентирующими проведение ОГЭ, ЕГЭ

 Практика: закрепление умения работать с документами; проводить операции анализа, синтеза полученной информации. Упражнения, направленные на эмоционально положительный настрой,  сплочение группы.

Раздел 2. Диагностический. Познай себя.

  1.  Анкета  «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

                 (модификация методики М.Ю.Чибисовой)   (1 час).

                 Теория: знакомство с понятиями: «самооценка», «психологическая готовность»

Практика: процедура анкетирования, рефлексия.

  1. Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс) (1 час)..

Теория: знакомство с понятиями: «тревожность», «школьная тревожность»

Практика: диагностическая процедура, рефлексия.

  1. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) (1 час).

Теория: закрепление понятия: «самооценка»

Практика: диагностическая процедура, рефлексия.

  1. Мой темперамент (1 час).

Теория:знакомство с понятиями : «темперамент», «характер». Знакомство с типами темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Практика: формирование умения владеть понятиями по теме, проводить операции анализа, синтеза полученной информации., рефлексия.

  1. Определение типа темперамента

Теория: закрепление понятий : «темперамент», «тип темперамента»

Практика: диагностическая процедура, рефлексия.

  1. Мой учебный стиль (2 часа).

Теория: презентация темы занятия, информирование о каналах восприятия.

Практика: упражнения, практические задания,проигрование, направленные на понимание обучающимися своего учебного стиля, способствующие осознанию индивидуального стиля деятельности. Составление копилки. Рефлексия.

  1. Мое внимание (4 часа).

Теория:презентация темы занятия, информирование о психической функции «внимание»,  свойствах внимания.

Практика:упражнения, практические задания, направленные на выявление индивидуальных особенностей внимания.Пополнение копилки. Рефлексия.

  1. Моя память (4 часа).

Теория: презентация темы занятия, информирование о психической функции «память».

Практика:упражнения, практические задания, направленные на выявление индивидуальных особенностей памяти.Пополнение копилки. Рефлексия.

  1. Приемы запоминания (4 часа).

Практика:упражнения, практические задания, направленные на знакомство и отработку приемов запоминания. Пополнение копилки. Рефлексия.

  1. Приемы развития внимания (4 часа).

Практика: упражнения, практические задания, направленные на развитие свойств внимания.  Пополнение копилки. Рефлексия.

  1. Индивидуальный способ деятельности (2 часа).

Теория: знакомство выпускников с возможными способами деятельности при сдаче экзаменов.

Практика: проигрывание, пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Методы работы с текстом (1 час).

Теория: презентация темы, знакомство с эффективными методами работы с текстами.

Практика: упражнения, направленные на отработку навыков эффективных методов, приемов работы с текстом. Пополнение  копилки , рефлексия.

      Модуль 2 (40 часов)

Методы работы с текстом (продолжение темы) (3 часа).

Теория: презентация темы, знакомство с эффективными методами работы с текстами.

               Практика: упражнения, направленные на отработку навыков эффективных методов,                  приемов работы с текстом. Пополнение  копилки , рефлексия.

Раздел 3. Эмоциональный.

  1. Эмоции и поведение (3 часа).

Теория: презентация темы.

Практика:упражнения, дискуссии, практические задания,  направленные на закрепление понятий о эмоциях.Пополнение  копилки , рефлексия.

  1. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) (1 час)..

Практика: диагностическая процедура, рефлексия.

  1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) (1 час)..

Практика: диагностическая процедура, рефлексия.

  1. Как справиться со стрессом на экзамене (3 часа).

Теория:презентация темы. Знакомство обучающихся  с основными способами      снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Практика: упражнения, практические задания, направленные на отработку способов снижения тревоги в стрессовой ситуации.Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Когнитивные техники работы со  стрессом. Позитивное переформулирование (1 час).

Теория: презентация темы. Знакомство обучающихся  с когнитивными техниками работы со стрессом, понятием «позитивного переформулирования».

Практика: упражнения, практические задания, направленные на отработку способов снижения тревоги в стрессовой ситуации. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Способы снятия нервно-психического напряжения (3 часа).

  Теория: презентация темы. Знакомство обучающихся  со способами снятия нервно-психического напряжения.

Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку способов снижения тревоги в стрессовой ситуации. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Волевые качества личности (1 час)

Теория: презентация темы. Знакомство обучающихся  с понятием «воля», видами волевых качеств, способами их развития.

Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку основных приемов волевой мобилизации и самообладания. Пополнение  копилки, рефлексия.

 

  1. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания (2 часа).

Теория:презентация темы. Знакомство обучающихся  с основными  приемами волевой мобилизации и приемами самообладания.

Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку основных приемов волевой мобилизации и самообладания. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания (2 часа).

Практика:упражнения, практические задания, направленные на отработку основных приемов волевой мобилизации и самообладания. Пополнение  копилки, рефлексия.

Раздел 4. Поведенческий.

  1. Конфликт. Виды, причины конфликтов (3 часа)..

Теория:презентация темы. Знакомство обучающихся  с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация». Рассмотреть виды и причины конфликтов.

Практика :упражнения, практические задания, направленные на избегание конфликтных ситуаций, выходу из них. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Как избежать конфликта (2 часа)..

Практика :упражнения, практические задания, направленные на избегание конфликтных ситуаций, выходу из них. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Обретение уверенности в собственных силах (2 часа).

Теория: презентация темы занятия.

Практика: проигрывание, применение, полученных навыков, умений. Упражнения, индивидуальные задания, направленные на повешение уверенности в своих силах.Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Личная эффективность. Приемы планирования (1 час).

Теория: презентация темы занятия. Введения понятия «личная эффективность», способы ее развития. Планирование, приемы планирования.

Практика: проигрывание, применение, полученных навыков, умений. Упражнения, индивидуальные задания, направленные на совершенствование навыков планирования. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Аутотренинг как способ повышения личной эффективности (1 час).

Теория: презентация темы занятия.

Практика: проигрывание, применение, полученных навыков, умений.

  1. Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)

Практика: диагностическая процедура, рефлексия.

  1. Уверенность на экзамене (1 час).

Практика:проигрывание, упражнения на развитие уверенности в себе. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Позитивное мышление. Формирование положительного образа будущего (2 часа).

Практика: анкета «Готовность к  ОГЭ, ЕГЭ»,беседа – рассуждение (чему научились, что узнали), закрепление, полученных компетенций. Составление индивидуального коллажа.

  1. Как вести себя во время экзаменов (1час)

Практика: проигрывание, упражнения на развитие уверенности в себе. Пополнение  копилки, рефлексия.

  1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

      Диагностическое занятие. Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче                      экзаменов (1 час).

Практика:выполнение диагностических заданий, рефлексия.

Планируемые результаты

        В результате освоения программы обучающиеся: будут знать основные приемы, способы саморегуляции, снятия эмоционального напряжения. Индивидуальные особенности психических функций. Процедуру проведения Государственного итогового экзамена;

будут уметь: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Овладеют навыками самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы, снятия эмоционального, мышечного напряжений, навыками самоорганизации, волевой саморегуляции, повысится уверенность в себе, своих силах.

Комплекс организационно-педагогических условий

Для успешной реализации данной программы необходимы кабинет, оборудованный столами и стульями (не менее 9 парт и 18 стульев) для ведения теоретических занятий, и имеющий свободное пространство для отработки практических навыков.

Перечень оборудования:

Столы, стулья, доска, проектор, интерактивная доска, компьютер, диагностические бланки, рабочие тетради.

Информационное обеспечение: методические пособия по предмету, справочная литература, стимульные материалы, видеотека.

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет штатный педагогический работники МБОУ СОШ №21. К педагогическому работнику, реализующему программу "Экзамен-это не страшно", предъявляется ряд специальных требований:  уметь изучать и понимать сущность личности и деятельности обучающегося;  владеть технологиями индивидуально-ориентированного сопровождения; способствовать раскрытию творческих, личностных и потенциалов обучающихся; уметь организовать процесс рефлексии и обратной связи с обучающимися, и на этой основе своевременно и адекватно корректировать свою работу.

Формы аттестации.

Итоговая аттестация проходит в форме зачёта, включающего анкетирование: диагностика, личностной готовности к прохождению процедуры экзамена; изготовление и интерпретация индивидуальных коллажей «положительного образа будущего», мониторинг.

Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса, тестирования, выполнение учащимися практических заданий.

Оценочные материалы.

  1. Анкета  «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

(модификация методики М.Ю.Чибисовой)

  1. Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс).
  2. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
  3. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).
  4. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).
  5. Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
  6. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
  7. Индивидуальный коллаж «образа будущего».

Методические материалы.

При разработке программы учитывались следующие принципы:

Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике.

Принцип целостности: основывается на непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.

Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности .

Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения детей на адекватных возрасту формах работы с детьми  предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.

Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей.

Методы, применяемые в рамках реализации программы:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция, диалог, консультация);
  • наглядный (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, демонстрационные материалы, видеофильмы);
  • метод проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельное решение проблемы учащимися);
  • метод практической работы (отработка полученных навыков);
  • социальные методы(развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка);
  • метод контроля (тестирование, контрольные тренировки, зачёт).

Структура занятия

Каждое занятие комплексное и включает в себя 3 этапа:

1 этап – подготовительный (организационный) (5- минут).

2 этап – основной (30 минут).

3 этап – заключительный (10 минут).

Принципы построения занятий:

- создание психологически благоприятной атмосферы;

- соответствие индивидуальным особенностям учащихся;

- адекватность требований и нагрузок;

- доброжелательность;

- безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует толькоположительный результат;

- заинтересованность и активность самого учащегося;

- содружество взрослого и учащегося.

Методы и приёмы обучения.

Главный критерий отбора методов обучения – это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для обучающихся, развития их заинтересованности.

Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития).

В процессе занятий по любой теме в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.

О педагогических технологиях, используемых при реализации программы в детском объединении.

В процессе образовательной деятельности по Программе используются следующие образовательные технологии:

Технология коллективной деятельности позволяет выявить, учесть творческие способности обучающихся и приобщить их к коллективной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие).

В основе технологии коллективного творчества лежат организационные принципы:

  • единое дело и добровольное участие;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • сотрудничество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием творческой одаренности лидеров.

Технология предполагает организацию совместной деятельности и создание  групп для выполнения коллективной творческой работы (композиции из бисера), конкурсного задания (украшения из бисера); создания команд для  деловых игр; групп взрослых и детей (организация выставок).

Технология личностно – ориентированного развивающего обучения.

Цель: создание условий, при которых на каждом занятии формируется образовательное пространство, помогающее заинтересовать ребёнка в обучении, в саморазвитии.

При подготовке и проведении занятия педагог выделяет основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребёнка, его субъектный опыт, а затем деятельность. Педагог выбирает рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого ребёнка (создается коллекция схем бисероплетения, рекомендуются темы докладов и личных сообщений с учетом половозрастных, индивидуальных отличий обучающихся).

Технология дифференцированного обучениясочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).        

Цель: обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей, особенностей.

В группах, применяя методику дифференцированного обучения, педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, но для практической деятельности предлагает творческую работу из бисера разного уровня сложности (в зависимости от способностей и уровня подготовки каждого), формирует мини группы  по темпу (высокий, средний, низкий) обучения.

Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Информационно-коммуникативные технологии.

Цель:повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий. ИКТ необходимы для работы с презентациями по вводным занятиям к темам ;показа слайдов с инструкционными картами;использование ЭОР (видеоролики);интернет технологии (мастер-классы);проведения итоговой аттестации.

Список использованной литературы и источников:

Для педагогов

  1. Абрамова Г.С., Практическая психология. Издательство Прометей, 2018г.
  2. Чибисова М.Ю.,Психологическая подготовка к ЕГЭ работа с учащимися, педагогами, родителями. Издательство Генезис, 2009г.
  3. Белоусова А.К., Юматова И.И., Психодиагностика: Учебное пособие. Издательство Феникс, 2018г.
  4. Интернет источники :

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области

https://infourok.ru – сайт для организаторов

Для родителей и обучающихся

  1. Любимова Е., Как подготовить ребенка к экзаменам. Советы для родителей в помощь детям. Издательство Вектор, 2015г.

  1. Чибисова М.Ю.,Психологическая подготовка к ЕГЭ работа с учащимися, педагогами, родителями. Издательство Генезис, 2009г.

Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Месяц

Учебная неделя

Тема

Количество часов

Контроль

Каникулярный период

всего

теория

практика

Модуль 1 (32 часа)

1

сентябрь

1

Вводное занятие. Знакомство. Что такое ОГЭ, ЕГЭ?

1

0,5

0,5

2

Что такое ОГЭ, ЕГЭ?

2

1

1

3

Что такое ОГЭ, ЕГЭ?

2

2

4

Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ

2

2

5

Процедура проведения ОГЭ, ЕГЭ.

1

1

2

октябрь

6

Нормативно - правовые документы, регламентирующие проведение ОГЭ, ЕГЭ

1

0,5

0,5

7

Анкета  «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

(модификация методики М.Ю.Чибисовой).

Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс).

2

2

Анкетирование

8

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Мой темперамент.

2

0,5

1,5

Диагностика

9

Определение типа темперамента.

Мой учебный стиль

2

0,5

1,5

Диагностика

10

Мой учебный стиль.

Мое внимание

1

1

3

ноябрь

11

Мое внимание

1

1

12

Мое внимание

2

2

13

Моя память

2

1

1

14

Моя память

2

2

4

декабрь

15

Приемы запоминания.

2

1

1

16

Приемы запоминания.

2

2

17

Приемы развития внимания

2

1

1

18

Приемы развития внимания

3

1

2

32

8

24

Модуль 2 (40 часов)

5

январь

19

Индивидуальный способ деятельности

2

0,5

1,5

20

Методы работы с текстом

2

2

Диагностика

21

Методы работы с текстом

2

0,5

1,5

Тестирование

6

февраль

22

Эмоции и поведение

2

1

1

23

Эмоции и поведение.

Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

2

2

Диагностика

24

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

Как справиться со стрессом на экзамене

2

2

Тестирование

25

Как справиться со стрессом на экзамене

2

1

1

7

март

26

Когнитивные техники работы со  стрессом. Позитивное переформулирование

Способы снятия нервно-психического напряжения

2

2

27

Способы снятия нервно-психического напряжения

2

1

1

28

Волевые качества личности. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания

2

2

29

Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания.

Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания

2

2

8

апрель

30

Отработка приемов волевой мобилизации и самообладания.

Конфликт. Виды, причины конфликтов.

2

0,5

1,5

Диагностика

31

Конфликт. Виды, причины конфликтов.

2

0,5

1,5

32

Как избежать конфликта.

2

0,5

1,5

33

Обретение уверенности в собственных силах

2

2

34

Личная эффективность. Приемы планирования.

Аутотренинг как способ повышения личной эффективности

2

1

1

9

май

35

Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Уверенность на экзамене

2

0,5

1,5

Диагностика

36

Позитивное мышление. Формирование положительного образа будущего

2

2

37

Как вести себя во время экзаменов?

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

2

2

Проект

Диагностика

38

Диагностическое занятие.

Анкета на выявление готовности выпускника к сдаче экзаменов

2

2

Диагностика

40

7

33

Итого:

72

15

57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ГРАЦИЯ»

Программа направлена на обучение специальной технике – «дефиле». Прежде всего, обучающимся необходимо преодолеть психологический барьер: почувствовать себя более уверенными и раскреп...

Индивидуальные образовательные маршруты к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (для детей с ОВЗ)

Данные образовательные маршруты ориентированы на поддержку и развитие учащихся с ОВЗ, на личностное развитие и успешность слабоуспевающих учеников, составлены с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ТМНР «Мы плаваем»

Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста Направленность: физкультурно-оздоровительная Уровень программы: стартовый (ознакомительный).

Ранний, преддошкольный и дошкольный возраст - исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и...