Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»
методическая разработка

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Калининского района Санкт-Петербурга»

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Протокол № _____

от «____»_______________201___г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом № ______

от «_____»_____________201____г.

по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Директор _____________Яцышин С.М.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

«X-Box»

Возраст учащихся: 10-17 лет

Срок реализации: 40 часов

Разработчик:

Кошель Е.О. инструктор по физической культуре

                                                                                                                     

Санкт-Петербург

2022

Оглавление

№ стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Учебный план

5

3

Календарный учебный график

6

4

Рабочая программа

6

5

Система контроля результативности обучения

8

6

Перечень нормативно-правовых и методических документов

9

7

Перечень литературных источников

9


1. Пояснительная записка

        Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box» (далее – Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
  • Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга», утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 01.12.2015 № 1334;
  • Лицензией № 2928 от 24.04.2017 на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых), предоставленной на основании распоряжения Комитета по образованию от 24.04.2017 №1429-р;
  • Положением о проектировании, принятии, утверждении и реализации дополнительной общеразвивающей программы, утвержденным Приказом № 124/01 от «21» сентября 2017 года по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района».  

Направленность Программы: физкультурно-спортивная.

Актуальность Программы: многие полагают, что приставки типа Dendy или Sega ушли в прошлое, а на смену им пришли компьютеры. Это не совсем так в связи с тем, что консоли нового поколения сильно отличаются от привычных консолей, особенно если это игры для детей xbox 360.

Детские игры xbox особенно привлекательны тем, что их много, и они самых разных жанров. Это и приключения, и спортивные игры, и танцы, и пение, и самые разные игры обучающего и развивающего характера. Все они имеют полезные свойства и особенности, выгодно отличающие их от многих других. А благодаря специальным аксессуарам игры для детей, xbox доступны даже детям-инвалидам, которые получат огромное удовольствие от таких развлечений, носящих обучающий и развивающий характер.

Теперь детские игры для xbox 360 стали намного интереснее, потому что появился такой игровой контроллер, как kinect. Его особенность заключается в том, что игрок сам выступает в роли геймпада, используя для управления все свое тело. Ребенок-инвалид может преодолевать препятствия, прыгать и бегать, петь и танцевать. Kinect устанавливается под телевизор или над ним, и сканирует тело ребенка, передавая все его движения на экран. Таким образом, ребенок-инвалид не просто играет, а действительно участвует в процессе, погружается в виртуальную реальность, развивает фантазию и воображение, учится быть внимательным, осваивает двигательные навыки и умения, развивает мелкую и крупную моторику, получая незабываемые впечатления.

Отличительные особенности Программы:

Программа предусматривает постепенное усложнение материала, для более эффективного обучения жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.  

Разнонаправленные физические упражнения, представленные в данной программе,  способствуют не только физическому, умственному, морально-волевому развитию личности, но и оказывают коррекционно-компенсаторное и оздоровительное влияние. Регулируя динамику физических нагрузок с учетом психофизических возможностей каждого занимающегося, можно определить его «зону ближайшего развития», обеспечить преемственность в развитии основных физических качеств, соблюдая основные дидактические правила  от «простого к сложному» и от «известного к неизвестному».

При проведении занятий используются беседа,  рассказ, подвижные игры, практические занятия в спортивном зале, направленные на укрепление выносливости, ловкости и развития основных двигательных качеств.  В процессе обучения используются современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии – привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, закаливание, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект,
  • личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

Адресат Программы: дети-инвалиды 10-17 лет с нарушением умственного развития.

Цель Программы: обеспечение всестороннего и гармоничного развития детей–инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.

Задачи Программы:

Обучающие задачи:

  1. Освоение системы знаний, необходимых для сознательного применения двигательных умений и навыков.
  2. Обучение технике имитации правильного выполнения физических упражнений.
  1. 3.Формирование навыка ориентировки в собственной схеме тела, пространстве.
  1. Совершенствование физических и психофизических способностей.

        Развивающие задачи:

  1. Оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы, гибкости,  координационных способностей).

        Воспитательные задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

        Оздоровительные и коррекционные задачи:

  1. Укрепление и сохранение здоровья
  2. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
  3. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья.

Условия реализации Программы: 

Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.

Общий объем учебного времени составляет 40 часов, без учета каникулярного времени.

Занятия проводятся индивидуально 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий составляет 20-40 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка).

Материально-техническое обеспечение Программы:

Оборудование

Кол-во

1

Телевизор  

1

2

Икс бокс

1

3

Джостики

1

4

Кинект

1

5

Игровые диски

5

6

пилот

1

7

Различные провода

4

        Планируемые результаты:

        

        Учащийся будет:

        Знать:

  1. Правила поведения в процессе адаптивного физического воспитания.
  2. Меры предупреждения травматизма на занятиях АФВ.

        Уметь:

  1. Бегать
  2. Прыгать в длину
  3. Метать копье и диск
  4. Выполнять бег с препятствиями
  5. Играть в футбол
  6. Играть в пинг-понг
  7. Изучит основы рафтинга.

2. Учебный план

        Программа имеет следующую структуру (разделы):

        

        I. Теория. Основы знаний.

        II. Легкоатлетические упражнения.

        III. Подвижные игры.

        IV. Экшен.

Тема занятия

Кол-во часов

I. Основы знаний

1

1

Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания

0.25

2

Форма одежды, правила личной гигиены

0.25

3

Название игрового инвентаря

0.25

4

Знание правил подвижных игр

0.25

II. Легкоатлетические  упражнения

14

1

Бег

3

2

Метание копья

3

3

Прыжки в длину

3

4

Метание диска

2

5

Бег с препятствиями.

3

III. Подвижные игры

12

1

Игра в футбол

3

2

Игра в волейбол (пляжный)

3

3

Игра в пинг-понг

3

4

Боулинг

2

5

Рафтинг

1

IV. Экшен

12

1

Имитация прыжков, бега, перелезаний.  

6

2

Имитация стрельбы

6

Контроль

1

Итого:

40

3. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

по Программе

Дата окончания обучения

по Программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1-й

В соответствии с ИППСУ

40

Занятия проводятся индивидуально 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий составляет 20-40 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка).

4. Рабочая программа

Задачи

Обучающие задачи:

  1. Освоение системы знаний, необходимых для сознательного применения двигательных умений и навыков.
  2. Обучение технике имитации правильного выполнения физических упражнений.
  3. 3.Формирование навыка ориентировки в собственной схеме тела, пространстве.
  4. Совершенствование физических и психофизических способностей.

        Развивающие задачи:

  1. Оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы, гибкости,  координационных способностей).

        Воспитательные задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

        Оздоровительные и коррекционные задачи:

  1. Укрепление и сохранение здоровья
  2. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
  3. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья.

Учебный план

        

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

I. Основы знаний

1

Проверка уровня физической подготовленности. Диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по окончании программы.

1

Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания

0.25

2

Форма одежды, правила личной гигиены

0.25

3

Название игрового инвентаря

0.25

4

Знание правил подвижных игр

0.25

II. Легкоатлетические  упражнения

14

1

Бег

3

2

Метание копья

3

3

Прыжки в длину

3

4

Метание диска

2

5

Бег с препятствиями.

3

III. Подвижные игры

12

1

Игра в футбол

3

2

Игра в волейбол (пляжный)

3

3

Игра в пинг-понг

3

4

Боулинг

2

5

Рафтинг

1

IV. Экшен

12

1

Имитация прыжков, бега, перелезаний.  

6

2

Имитация стрельбы

6

Контроль

1

Итого:

40

Планируемые результаты

        Учащийся будет:

        Знать:

  1. Правила поведения в процессе адаптивного физического воспитания.
  2. Меры предупреждения травматизма на занятиях АФВ.

        Уметь:

  1. Бегать
  2. Прыгать в длину
  3. Метать копье и диск
  4. Выполнять бег с препятствиями
  5. Играть в футбол
  6. Играть в пинг-понг
  7. Изучит основы рафтинга.

Содержание обучения (программный материал)

        Легкоатлетические  упражнения:

        Теория

        Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания. Форма одежды, правила личной гигиены. Изучение техники бега, прыжков, метания.

        Практическая работа

        Свободный бег. Бег с препятствиями. Метание  копья и диска. Прыжки в длину.

        Подвижные игры

        Теория

        Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания. Форма одежды, правила личной гигиены. Знакомство с подвижными играми. Знакомство с правилами предупреждения травматизма на занятиях.

        Практическая работа

         Игра в футбол. Игра в волейбол. Игра в боулинг. Рафтинг. Игра в пинг-понг.

Обучение отдельным элементам игры в футбол.

        Экшен

        Теория

        Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания. Форма одежды, правила личной гигиены. Знакомство с правилами предупреждения травматизма на занятиях. . Изучение техники бега, прыжков, стрельбы с помощью движения рук.

        Практическая работа

         Свободный бег, прыжки, перелезания, стрельба.

5. Система контроля результативности обучения

        Цель диагностики – выявления уровня физической подготовленности

        Формы контроля: проверка уровня физической подготовленности – диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по окончании программы.

        

Оценка

Контрольные тесты по физической подготовленности

Тест №1

«бег» 60 метров

Тест №2

 «метание копья»

Тест №3

 «тройной прыжок»

Балл

Кол-во попаданий

Балл

Кол-во попаданий

Балл

кол-во попаданий

Низкий

 уровень

1

Больше 13 секунд

1

От 0- 40 метров

1

От 0 – 3 метров

Средний уровень

2

От 10 до 13 сек

2

От 40-65 метров.

2

От 3 до 7 метров.

Высокий уровень

3

Меньше 10 секунд

3

Дальше 65 метров

3

Дальше 7 метров

6. Перечень нормативно-правовых и методических документов

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  4. Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  5. Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  8. Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N 717-135. О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге

7. Перечень литературных источников

  1. Горнаков С. Секреты игровой приставки Xbox 360. – Издательство BHV. - 2008. – 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»...