Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»
методическая разработка
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
Калининского района Санкт-Петербурга»
ПРИНЯТА: Педагогическим советом СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района» Протокол № _____ от «____»_______________201___г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № ______ от «_____»_____________201____г. по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района» Директор _____________Яцышин С.М. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
«X-Box»
Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации: 40 часов
Разработчик:
Кошель Е.О. инструктор по физической культуре
Санкт-Петербург
2022
№ | Оглавление | № стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебный план | 5 |
3 | Календарный учебный график | 6 |
4 | Рабочая программа | 6 |
5 | Система контроля результативности обучения | 8 |
6 | Перечень нормативно-правовых и методических документов | 9 |
7 | Перечень литературных источников | 9 |
1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
- Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга», утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 01.12.2015 № 1334;
- Лицензией № 2928 от 24.04.2017 на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых), предоставленной на основании распоряжения Комитета по образованию от 24.04.2017 №1429-р;
- Положением о проектировании, принятии, утверждении и реализации дополнительной общеразвивающей программы, утвержденным Приказом № 124/01 от «21» сентября 2017 года по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района».
Направленность Программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность Программы: многие полагают, что приставки типа Dendy или Sega ушли в прошлое, а на смену им пришли компьютеры. Это не совсем так в связи с тем, что консоли нового поколения сильно отличаются от привычных консолей, особенно если это игры для детей xbox 360.
Детские игры xbox особенно привлекательны тем, что их много, и они самых разных жанров. Это и приключения, и спортивные игры, и танцы, и пение, и самые разные игры обучающего и развивающего характера. Все они имеют полезные свойства и особенности, выгодно отличающие их от многих других. А благодаря специальным аксессуарам игры для детей, xbox доступны даже детям-инвалидам, которые получат огромное удовольствие от таких развлечений, носящих обучающий и развивающий характер.
Теперь детские игры для xbox 360 стали намного интереснее, потому что появился такой игровой контроллер, как kinect. Его особенность заключается в том, что игрок сам выступает в роли геймпада, используя для управления все свое тело. Ребенок-инвалид может преодолевать препятствия, прыгать и бегать, петь и танцевать. Kinect устанавливается под телевизор или над ним, и сканирует тело ребенка, передавая все его движения на экран. Таким образом, ребенок-инвалид не просто играет, а действительно участвует в процессе, погружается в виртуальную реальность, развивает фантазию и воображение, учится быть внимательным, осваивает двигательные навыки и умения, развивает мелкую и крупную моторику, получая незабываемые впечатления.
Отличительные особенности Программы:
Программа предусматривает постепенное усложнение материала, для более эффективного обучения жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.
Разнонаправленные физические упражнения, представленные в данной программе, способствуют не только физическому, умственному, морально-волевому развитию личности, но и оказывают коррекционно-компенсаторное и оздоровительное влияние. Регулируя динамику физических нагрузок с учетом психофизических возможностей каждого занимающегося, можно определить его «зону ближайшего развития», обеспечить преемственность в развитии основных физических качеств, соблюдая основные дидактические правила от «простого к сложному» и от «известного к неизвестному».
При проведении занятий используются беседа, рассказ, подвижные игры, практические занятия в спортивном зале, направленные на укрепление выносливости, ловкости и развития основных двигательных качеств. В процессе обучения используются современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии – привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, закаливание, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект,
- личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
Адресат Программы: дети-инвалиды 10-17 лет с нарушением умственного развития.
Цель Программы: обеспечение всестороннего и гармоничного развития детей–инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.
Задачи Программы:
Обучающие задачи:
- Освоение системы знаний, необходимых для сознательного применения двигательных умений и навыков.
- Обучение технике имитации правильного выполнения физических упражнений.
- 3.Формирование навыка ориентировки в собственной схеме тела, пространстве.
- Совершенствование физических и психофизических способностей.
Развивающие задачи:
- Оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы, гибкости, координационных способностей).
Воспитательные задачи:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья.
Условия реализации Программы:
Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.
Общий объем учебного времени составляет 40 часов, без учета каникулярного времени.
Занятия проводятся индивидуально 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий составляет 20-40 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка).
Материально-техническое обеспечение Программы:
№ | Оборудование | Кол-во |
1 | Телевизор | 1 |
2 | Икс бокс | 1 |
3 | Джостики | 1 |
4 | Кинект | 1 |
5 | Игровые диски | 5 |
6 | пилот | 1 |
7 | Различные провода | 4 |
Планируемые результаты:
Учащийся будет:
Знать:
- Правила поведения в процессе адаптивного физического воспитания.
- Меры предупреждения травматизма на занятиях АФВ.
Уметь:
- Бегать
- Прыгать в длину
- Метать копье и диск
- Выполнять бег с препятствиями
- Играть в футбол
- Играть в пинг-понг
- Изучит основы рафтинга.
2. Учебный план
Программа имеет следующую структуру (разделы):
I. Теория. Основы знаний.
II. Легкоатлетические упражнения.
III. Подвижные игры.
IV. Экшен.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
I. Основы знаний | 1 | |
1 | Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания | 0.25 |
2 | Форма одежды, правила личной гигиены | 0.25 |
3 | Название игрового инвентаря | 0.25 |
4 | Знание правил подвижных игр | 0.25 |
II. Легкоатлетические упражнения | 14 | |
1 | Бег | 3 |
2 | Метание копья | 3 |
3 | Прыжки в длину | 3 |
4 | Метание диска | 2 |
5 | Бег с препятствиями. | 3 |
III. Подвижные игры | 12 | |
1 | Игра в футбол | 3 |
2 | Игра в волейбол (пляжный) | 3 |
3 | Игра в пинг-понг | 3 |
4 | Боулинг | 2 |
5 | Рафтинг | 1 |
IV. Экшен | 12 | |
1 | Имитация прыжков, бега, перелезаний. | 6 |
2 | Имитация стрельбы | 6 |
Контроль | 1 | |
Итого: | 40 |
3. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по Программе | Дата окончания обучения по Программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1-й | В соответствии с ИППСУ | 40 | Занятия проводятся индивидуально 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляет 20-40 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка). |
4. Рабочая программа
Задачи
Обучающие задачи:
- Освоение системы знаний, необходимых для сознательного применения двигательных умений и навыков.
- Обучение технике имитации правильного выполнения физических упражнений.
- 3.Формирование навыка ориентировки в собственной схеме тела, пространстве.
- Совершенствование физических и психофизических способностей.
Развивающие задачи:
- Оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы, гибкости, координационных способностей).
Воспитательные задачи:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья.
Учебный план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля |
I. Основы знаний | 1 | Проверка уровня физической подготовленности. Диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по окончании программы. | |
1 | Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания | 0.25 | |
2 | Форма одежды, правила личной гигиены | 0.25 | |
3 | Название игрового инвентаря | 0.25 | |
4 | Знание правил подвижных игр | 0.25 | |
II. Легкоатлетические упражнения | 14 | ||
1 | Бег | 3 | |
2 | Метание копья | 3 | |
3 | Прыжки в длину | 3 | |
4 | Метание диска | 2 | |
5 | Бег с препятствиями. | 3 | |
III. Подвижные игры | 12 | ||
1 | Игра в футбол | 3 | |
2 | Игра в волейбол (пляжный) | 3 | |
3 | Игра в пинг-понг | 3 | |
4 | Боулинг | 2 | |
5 | Рафтинг | 1 | |
IV. Экшен | 12 | ||
1 | Имитация прыжков, бега, перелезаний. | 6 | |
2 | Имитация стрельбы | 6 | |
Контроль | 1 | ||
Итого: | 40 |
Планируемые результаты
Учащийся будет:
Знать:
- Правила поведения в процессе адаптивного физического воспитания.
- Меры предупреждения травматизма на занятиях АФВ.
Уметь:
- Бегать
- Прыгать в длину
- Метать копье и диск
- Выполнять бег с препятствиями
- Играть в футбол
- Играть в пинг-понг
- Изучит основы рафтинга.
Содержание обучения (программный материал)
Легкоатлетические упражнения:
Теория
Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания. Форма одежды, правила личной гигиены. Изучение техники бега, прыжков, метания.
Практическая работа
Свободный бег. Бег с препятствиями. Метание копья и диска. Прыжки в длину.
Подвижные игры
Теория
Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания. Форма одежды, правила личной гигиены. Знакомство с подвижными играми. Знакомство с правилами предупреждения травматизма на занятиях.
Практическая работа
Игра в футбол. Игра в волейбол. Игра в боулинг. Рафтинг. Игра в пинг-понг.
Обучение отдельным элементам игры в футбол.
Экшен
Теория
Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания. Форма одежды, правила личной гигиены. Знакомство с правилами предупреждения травматизма на занятиях. . Изучение техники бега, прыжков, стрельбы с помощью движения рук.
Практическая работа
Свободный бег, прыжки, перелезания, стрельба.
5. Система контроля результативности обучения
Цель диагностики – выявления уровня физической подготовленности
Формы контроля: проверка уровня физической подготовленности – диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по окончании программы.
Оценка | Контрольные тесты по физической подготовленности | |||||
Тест №1 «бег» 60 метров | Тест №2 «метание копья» | Тест №3 «тройной прыжок» | ||||
Балл | Кол-во попаданий | Балл | Кол-во попаданий | Балл | кол-во попаданий | |
Низкий уровень | 1 | Больше 13 секунд | 1 | От 0- 40 метров | 1 | От 0 – 3 метров |
Средний уровень | 2 | От 10 до 13 сек | 2 | От 40-65 метров. | 2 | От 3 до 7 метров. |
Высокий уровень | 3 | Меньше 10 секунд | 3 | Дальше 65 метров | 3 | Дальше 7 метров |
6. Перечень нормативно-правовых и методических документов
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N 717-135. О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге
7. Перечень литературных источников
- Горнаков С. Секреты игровой приставки Xbox 360. – Издательство BHV. - 2008. – 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»...