Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста Направленность: физкультурно-оздоровительная Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
учебно-методический материал
Ранний, преддошкольный и дошкольный возраст - исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и хронических заболеваний у детей сохраняется необходимость постоянного поиска оздоравливающих мероприятий – новых методов и способов, новых методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizra.docx | 123.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области
«Региональный специализированный дом ребенка»
Ленинский филиал
Отделение ранней помощи (медицинской реабилитации)
.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей с ОВЗ и группы риска
раннего и дошкольного возраста
Направленность: физкультурно-оздоровительная
Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Составила:
учитель-дефектолог:
Одрина Н.А.
г. Новосибирск, 2022
Содержание
№ п/п | Оглавление | Стр. |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | 5 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
2. | Содержательный раздел | 8 |
2.1. | Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области: «Физическое развитие» | 8 |
2.1.1 | Задачи и содержание работы по физическому развитию | 9 |
2.2. | Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. | 13 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 15 |
2.3. | Взаимодействие со специалистами | 16 |
2.5. | Взаимодействие с родителями | 17 |
3. | Организационный раздел | 18 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 18 |
3.2. | Приложение | 20 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Ранний, преддошкольный и дошкольный возраст - исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и хронических заболеваний у детей сохраняется необходимость постоянного поиска оздоравливающих мероприятий – новых методов и способов, новых методик.
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Анализируя характер заболеваний, можно отметить преобладание неврологических нарушений, нарушение развития опорно-двигательного аппарата, наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижение адаптационных резервов организма. В связи с этим в доме ребенка необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Задача снижения заболеваемости в настоящее время может решаться проведением неспецифической защиты организма детей с помощью различных физических методов, лекарственных трав и ароматических масел, повышающих общую устойчивость организма к заболеваниям.Природа изобрела механизмы защиты и самозащиты, и задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей использовать эти природные механизмы, а с помощью нетрадиционных средств можно подтолкнуть эти механизмы к работе.
Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, определяется рядом условий, среди которых основными являются:
реализация здоровье сберегающих педагогических технологий;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;
- реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;
- формирование первичных навыков здорового образа жизни у детей на основе гигиенического воспитания и обучения.
Изменить сложившуюся ситуацию, оказать влияние на здоровье воспитанников в условиях дома ребенка можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей.
Учитывая актуальность проблемы, с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников была апробирована модель сохранения здоровья детей преддошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов коррекции и оздоровления и составлена программа оздоровления детей.
Рабочая программа по физическому развитию составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дома ребенка:
- Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
- Конвенции о правах ребёнка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.);
- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998г.;
- Приказа МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Концепции дошкольного образования (одобренной решением коллегии)
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.304913 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;
Инструктору по физической культуре необходимо целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы
Цель программы – совершенствованиефункций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации; формирование у детей физических способностей и качеств с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
При практической реализации поставленных задач коллектив основывается на следующих основных принципах здоровье сберегающих технологий:
принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей;
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
Возрастные особенности детей от 1,6 месяцев до 4 лет.
У ребенка с 2 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества.
Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.
За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.
За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.
Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг. К 6 -7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S – образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.
В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.
В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 – 4 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32 – 34 кг по сравнению с 15 – 17 кг в 3 – 4 года.
Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.
На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.
Особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей в ходе непосредственно образовательной деятельной по физической культуре.
Причём, в каждом возрастном периоде непосредственно образовательная деятельность имеют разную направленность:
- Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения непосредственно образовательной деятельности:
- Непосредственно образовательная деятельность по традиционной схеме.
- Непосредственно образовательная деятельность, состоящая из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.
- Ритмическая гимнастика.
- Сюжетно-игровая непосредственно образовательная деятельность.
- Планируемые результаты освоения Программы
Конечным результатом освоения Образовательной Программы является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных):
Физические качества:ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Общие показатели физического развития:
- Двигательные умения и навыки.
- Двигательно-экспрессивные способности и навыки.
- Навыки здорового образа жизни.
Целевые ориентиры от 1,6 месяцев до 2 лет:
- Укрепление физического и психического здоровья детей:
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Накопление и двигательного опыта детей;
- Овладение и обогащение основными видами движения;
- Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Ходьба: Проходит вверх вниз по наклонной доске шириной 25 см (длина 2-2,5 м), один конец которой поднят на высоту 15- 20 см от пола. Перешагивает через палку или веревку, натянутую на высоте 15-20 см.
- Лазание: Проходит вверх вниз по наклонной доске шириной 25 см (длина 2-2,5 м), один конец которой поднят на высоту 15- 20 см от пола. Перешагивает через палку или веревку, натянутую на высоте 15-20 см.
- Бросание: Бросает малые мячи вдаль на расстояние 1-1,5 м. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в крупную горизонтальную цель (d 60 см), расположенную на высоте 30 см от пола (примерно на уровне пояса ребёнка) на расстоянии 80-100 см.
Целевые ориентиры от 2 лет до 3 лет:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Ходьба: Проходит вверх и вниз по наклонной доске шириной 15 см, один конец которой поднят на высоту 30 см. Проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30 см. Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально натянутую на высоте 35-40 см
- Лазание: Поднимается (без помощи рук) на высоту 25 см и спускается. Влезет на гимнастическую стенку высотой 2 м чередующимся или приставным шагом.
- Бросание: Бросает малые мячи вдаль на расстояние 2-3,5 м. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в вертикальную цель (d 50 см), расположенную на высоте 85- 90 см от пола (примерно на уровне глаз ребёнка) на расстоянии 100-125 см. Ловит и бросает мяч на расстояние 100-125 см.
- Прыжки: Подпрыгивает на месте. Прыгает с места в длину на расстояние 30-50 см. Спрыгивает с высоты 25 см
Целевые ориентиры от 3 лет до 4 лет:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- Овладение основными видами движения;
- Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Ходьба Проходит прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление и выполняя задания: остановиться, присесть, повернуться. Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направления, темп бега. Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы.
- Лазание: Влезает на лесенку-стремянку, гимнастическую стенку произвольным способом.
- Бросание: Катает мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м. Бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросает мяч вниз о пол и вверх 2-3 раза подряд
- и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние
- не менее 5 м.
- Прыжки: Подпрыгивает, энергично отталкиваясь прыжках на двух ногах. Прыгает в длину с места не менее чем на 40-50 см. Спрыгивает с высоты 30 см. Стоит на одной ноге в течении 10 с., прыгает на одной ноге.
- Содержательный раздел
Содержание образовательного процесса по адаптированной образовательной программе выстроено с учётом:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
- «Программа воспитания и обучения детей дома ребёнка», разработанная Министерством здравоохранения, кафедрой физиологии развития и воспитания института усовершенствования,
2.1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области: «Физическое развитие»
Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой моторики и развитие зрительно-двигательной координации.
Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ползание, ходьба, прыжки, лазанье), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц рук, ног, шеи, спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Стратегия организации физического воспитания разработана с учетом физиологических механизмов становления движения в процессе развития. Малышам предлагаются основные виды движений в такой последовательности: сначала движения на растягивание в положении лежа, приподнимание и удерживание головы ребенком в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого, далее ползание, а затем переход к упражнениям в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег, метание) и к подвижным играм.
2.1.1 - Задачи и содержание работы по физическому развитию
для детей 1года, 6 месяцев до 3 лет
Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребёнок ещё не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Всё это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию.
Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой группе проводятся три занятия в неделю. Обучая детей движениям, воспитатель показывает и объясняет их, а дети, подражая ему, выполняют. Упражнения проводятся в основном в игровой форме.
В первой младшей группе детей строят в колонну по одному, в шеренгу, в круг, врассыпную – сначала подгруппами, потом всей группой. Приучают менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Дети учатся ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).Построение происходит с помощью воспитателя по зрительным ориентирам.
Общеразвивающие упражнения дети могут выполнять стоя врассыпную или в кругу.
Основные движения:
1. Ходьба.
- Нужно учить детей ходить, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.
- Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы в соответствии с указанием педагога.
2. Бег.
- На третьем году жизни ребёнка нужно учить бегать, сохраняя равновесие и заданное направление, не наталкиваясь друг на друга.
- Приучать придерживаться определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление движения в соответствии с указанием педагога.
3. Прыжки.
- В первой младшей группе вводятся прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
- Основное внимание должно быть направлено на обучение детей отталкиванию двумя ногами, мягкому приземлению на носки при прыжках вверх и в высоту с места.
4. Катание, бросание, ловля.
- Ребёнка учат брать мяч, держать его и переносить одной и двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в заданном направлении.
5. Ползание и лазание.
- Сначала детей целесообразно учить ползанию на животе, постепенно переходя к ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони. Это упражнение проводится фронтально и сочетается с движениями на выпрямление туловища. Аналогично организуются упражнения в подлезании.
6. Упражнения в равновесии.
- Умение сохранять равновесие развивается у ребёнка в процессе выполнения всех физических упражнений, а так же специальных занятий.
- Педагогу необходимо учитывать, что такие упражнения требуют от ребёнка концентрации внимания и преодоления чувства неуверенности, страха.
7. Подвижные игры.
- Роль ведущего берёт на себя воспитатель. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых.
- Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Их необходимо учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята).
- Подвижную игру на занятии повторяют два-три раза.
Особенностью формирования у детей двигательных навыков на данном возрастном этапе является многократное повторение одних и тех же движений.
С первой младшей группы в режим дня включается утренняя гимнастика длительностью 4-5 минут. В содержание входят строевые упражнения, ходьба, бег, подскоки, три-четыре общеразвивающих упражнения, разученных на занятии. Важно, чтобы дети делали гимнастику с желанием, интересом, чтобы испытывали радость от движений. Недопустимо принуждать их заниматься утренней гимнастикой.
Взрослый должен поддерживать двигательную активность детей, поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи и содержание работы по физическому развитию для детей 3-4 лет
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение
двигательного опыта:
1. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
2. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
3. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см.
4. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
5. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
6. Развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см.
7. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
1. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др. выполнять правила в подвижных играх.
2. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Организовывать подвижные игры с правилами.
3. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
4. Поощрять самостоятельные игры детей с мячами, шарами.
5. Развивать навыки ползания, лазанья; ловкость, выразительность и красоту движений.
6. Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
7. Воспитывать умение соблюдать правила, ориентироваться в пространстве.
Примерный перечень основных движений,
спортивных игр и упражнений
Основные виды движений
1. Ходьба.
- Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами).
- Ходьба в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную.
- Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).
- Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол.
- Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в обе стороны.
2. Бег.
- Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожке (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную.
Бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).
3. Катание, бросание, ловля, метание.
-Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см).
- Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5-5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м).
- Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100 см).
- Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2-3 раза подряд).
4. Ползание, лазанье.
- Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно.
- Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).
5. Прыжки.
- Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см.
Общеразвивающие упражнения.
1. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
- Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно).
- Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой.
- Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину.
- Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.
2. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
- Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево).
- Из исходного положения сидя: поворачиваться положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками.
- Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде.
- Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
3. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
- Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону.
- Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову.
- Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.
- Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком.
- Ходить по палке приставным шагом, опираясь на нее серединой ступни.
Подвижные игры.
1. С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».
2. С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».
3. С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».
4. С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
5. На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».
6. Спортивные развлечения. «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».
2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
1г6 месяцев - 3 года
- непосредственно образовательная деятельность;
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
- спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- закаливающие процедуры;
- двигательная активность в течении дня.
3-4 лет
- непосредственно образовательная деятельность;
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
- спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- закаливающие процедуры;
- двигательная активность в течении дня.
СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ
В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.
Продолжительность занятия по физической культуре:
до 10 мин. –1,6 месяцев до 3 лет
до 15 мин. –от 3 до 4 лет
Из них вводная часть:
(беседа вопрос-ответ «Здоровье», «Безопасность»):
1,5 мин. - от 3 до 4 лет
(разминка):
- мин. - 1,6 месяцев до 3 лет
1,5 мин. - от 3 до 4 лет
Основная часть
(общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижная игра):
8 мин. - 1,6 месяцев до 3 лет
11 мин. - от 3 до 4 лет
Заключительная часть
(игра малой подвижности):
- мин. - 1,6 месяцев до 4 лет
СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯНА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
Третье физкультурное занятие проводится на улице, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. Такие занятия проводятся воспитателем, под строгим контролем инструктора по физической культуре в соответствии с учебным планом. При составлении конспектов физкультурного занятия на улице инструктором по физической культуре учитывается сезонность: повышение двигательной активности в весенне - летний период и ее снижение в осенне - зимний период.
Оздоровительная разминка
(различные виды ходьбы, бега, прыжков; имитационные движения; упражнения для профилактики плоскостопия и осанки)
- мин. - 1,6 месяцев до 3 лет
1,5 мин. - от 3 до 4 лет
Оздоровительно-развивающая тренировка
(развитие физических качеств, формирование умений взаимодействовать друг с другом и выполнять правила в подвижной игре)
9 мин. - 1,6 месяцев до 3 лет
13,5 мин. - от 3 до 4 лет
2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка, его инициативы.
Способы поддержки детской инициативы
- Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
- Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
- Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;
- В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
- Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности;
- Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.
Персонал дома ребенка в работе придерживается принципов «Заботы с уважением»:
Свобода движения и игры.Ребенок не должен находиться в замкнутом пространстве, ему необходимо место и время для самостоятельного изучения окружающего мира.
Безопасность пространства.Свободное пространство должно быть безопасным. Взрослый должен обеспечивать этот принцип, не устраняясь от процесса взаимодействия с ребенком, но и не навязывая ему свое поведение.
Предсказуемость поведения взрослого.Для ребенка, проживающего в доме ребенка, особенно важно находиться в предсказуемой среде, где взрослые не просто выполняют действия, а объясняют, что происходит, чего ждать в дальнейшем. Реализация этого принципа позволяет снизить уровень стресса у детей.
Бережное отношение к телу ребенка. Тело – это то, через что ребенок познает окружающий мир, сила воздействия на него, периодичность воздействия, а также его характер, во многом определяют психологическое состояние маленького воспитанника.
Предоставление ребенку времени. Если первый раз ребенку сложно понять и осознать, что от него хочет взрослый, то через несколько повторений он сам с радостью будет выполнять то или иное действие. Особенно легко процесс пойдет, если ребенок после каждого ожидаемого действия будет получать эмоциональное поощрение.
Концепция помощи ребенку – это научить его полагаться на себя, а для этого ребенку необходимы тесные отношения со взрослым: ребенку надо знать и понимать себя, ребенку необходимо переживать свою компетентность и активность, ребенку необходим опыт сотрудничества со взрослым. Только работающий с ребенком персонал обеспечит все основные принципы заботы с уважением: свободу самостоятельного движения и игры, безопасность пространства, предсказуемость событий, бережное отношение к телу ребенка и предоставление времени на осмысление.
Намерения изменить себя, чтобы ребенок тратил свою энергию на развитие и контакт со взрослыми, а не на подстройку к взрослым и преодоление стрессов, служат мотивацией к изменениям и защите прав ребенка.
2.4Взаимодействие со специалистами
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя
Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детейтничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального
руководителя
Музыка воздействует:
- на эмоции детей;
- создает у них хорошее настроение;
- помогает активировать умственную деятельность;
- способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;
- освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;
6 привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике
2.5Взаимодействие с родителями
Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе.
Основные формы взаимодействия с семьей.
- консультации,
- оформление информационных стендов,
- организация выставок детского творчества,
- приглашение родителей на детские праздники,
- создание памяток, рекомендаций.
Цель работы инструктора по физической культуре с родителями воспитанников — консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка.
Задачи взаимодействия инструктора по физическому развитию с семьями воспитанниов:
- Познакомить родителей с особенностями физического развития детей дошкольного возраста.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями дошкольников инструктор по физической культуре стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью образовательной программы.
При составлении мониторинга мы опирались на:
- ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- примерный Порядок разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки совей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Оценка индивидуального развития детей производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
3.Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Физкультурное оборудование и инвентарь
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Гимнастическая лестница (высота 3 м, расстояние между перекладинами 25 см) | 1 шт. |
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 3 м) | 1 шт. |
Мячи:
| 40 шт. 22 шт. 4 шт. |
Гимнастический мат (длина 100 см) | 1 шт. |
Палка гимнастическая (длина 71 см) | 20 шт. |
Палка гимнастическая (длина 106 см) | 10 шт. |
Скакалка детская (длина 2,4 м) Скакалка детская (длина 3 м) | 5 шт. 11 шт. |
Кольцеброс | 2 шт. |
Кегли | 3 шт. |
Обруч пластиковый детский
Обруч пластиковый сборный
| 7 шт. 18 шт. 1 шт. 1 шт. |
Конус с отверстиями для эстафет | 4 шт. |
Дуга для подлезания (высота 42 см) | 2 шт. |
Кубики пластмассовые | 40 шт. |
Цветные ленточки на кольце (длина 15 см) | 30 шт. |
Цветные флажки | 34 шт. |
Бубен | 1 шт. |
Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см) | 1 шт. |
Ходунки | 2 шт. |
Батут (диаметр 95 см) | 1 шт. |
Погремушки | 20 шт. |
Корзина для инвентаря пластмассовая | 3 шт. |
Свисток | 1 шт. |
Палка для вертикальной стойки 1,5 м | 6 шт. |
Кирпич | 2 шт. |
Разметчик для спортивных игр | 1 шт. |
Втулка для конуса | 4 шт. |
Клипса 1 Клипса 2 | 4 шт. 4 шт. |
Набор «Ракетки пляжные с мячом» | 1 шт. |
Островок 1 Островок 2 | 1 шт. 1 шт. |
Эстафетная палочка | 2 шт. |
Мягкие модули | 1 шт. |
Спортивный комплекс (деревянный) | 1 шт. |
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется педагогом перед занятием.
3.2.Приложение
Приложение №1
Режим двигательной активности
Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей | ||
1,6 месяцев -3 года | 3-4года | |||
Физкультурные занятия | а) в помещении | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | |
б) на улице | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | ||
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | а)утренняя гимнастика (по желанию детей) | Ежедневно 5-6 | Ежедневно 6 - 8 | |
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20 | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20-25 | ||
в) физкультминутки (в середине статического занятия) | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | ||
Активный отдых | а) физкультурный досуг | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | |
б) физкультурный праздник | — | 2 раза в год | ||
Приложение № 2
Перспективное планирование физкультурных развлечений и досугов
От 1,6 месяцев до 4 лет
Месяц | Мероприятие | Задача |
Сентябрь | Досуг «Сказочная история» | Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни. Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков. Создавать радостное настроение. |
Октябрь | Развлечение «Веселые воробышки» | Приучать детей к согласованным действиям, умению имитировать повадки птиц; обогащать жизненный опыт детей. |
Ноябрь | Развлечение «Усатый -полосатый» | Развивать физические качества. Доставлять детям чувство радости. |
Декабрь | Развлечение «В гости к Мишке» | Упражнять детей в ходьбе и беге. Совершенствовать навыки ползания и прыжков. Продолжать расширять знания детей о природе |
Январь | Досуг «Зимние забавы» | Развивать ловкость, выносливость. Учить заботиться об общекомандном результате. Развивать интерес к различным видам спорта. |
Февраль | Досуг «Снег кружится…» | Развивать физические качества.развивать вестибулярный аппарат и умение сохранять равновесие. |
Март | Развлечение «Приглашаем детвору на веселую игру» | Развивать силу, ловкость. Воспитывать командные качества. |
Апрель | Досуг «Веселая гимнастика» | Поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Формировать стремление принимать активное участие. Развивать физические качества. |
Май | Спортивное развлечение «Затейники» | Учить придумывать движения, находить способы их выразительности, побуждать к активному творческому самовыражению. |
От 3 до 4 лет
Месяц | Название мероприятия | Задачи |
Сентябрь | - Спортивное развлечение «Осень золотая» | Развивать физические качества. Доставлять детям чувство радости. |
Октябрь | - Спортивное развлечение «Моряки» | Развивать ловкость, выносливость. Совершенствовать основные виды движения, создать радостное настроение. |
Ноябрь | - Спортивное развлечение «Путешествие на поезде» | Развивать физические качества. Доставлять детям чувство радости. |
Декабрь | - Спортивное развлечение «Зимушка - зима» | Развивать ловкость, выносливость. Учить заботиться об общекомандном результате. Развивать интерес к различным видам спорта. |
Январь | - Спортивное развлечение «Мы едем, едем, едем…» | Развивать силу, ловкость. Воспитывать командные качества. |
Февраль | - Спортивный праздник «Зимняя Олимпиада» | Развивать физические качества. Развивать вестибулярный аппарат и умение сохранять равновесие. |
Март | - Спортивное развлечение «Любимый мяч» | Упражнять детей в ходьбе и беге. Совершенствовать двигательные навыки. Продолжать расширять знания детей. |
Апрель | - Спортивное развлечение «Веселые старты» | Развивать силу, ловкость. Воспитывать командные качества. |
Май | - Спортивное развлечение «Непоседы» | Учить детей создавать новые формы движений. Формировать стремление принимать активное участие. Развивать физические качества. |
Приложение № 3
Программно-методическое обеспечение
- М.Н. Фонарева. Развитие движений ребенка- дошкольника.
- Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.
- Л.Д. Глазырина. Физическая культура дошкольникам.
- Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж.
- Марго Кризель. Детская гимнастика.
- В.Г. Фролов. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.
- В.А. Шишкина. Движение + Движение.
- В.Л. Страковская. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей.
- В.Н. Шебеко. Физкультурные праздники в детском саду
- Т.В.Галанова. Развивающие игры с малышами до 3-х лет.
- Журнал. Дошкольное воспитание.
- В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева. Дошкольник.
- А.П. Щербак. Тематические физкультурные занятия и праздники.
Приложение № 4
Перспективное планирование физического развития детей в доме ребенка
Задачи l этапа (1г. – 1г.6м)
- Развитие самостоятельной ходьбы без опоры;
- Ходить длительное время не присаживаясь, меняя положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);
- Ходить по доске (ребристой, приподнятой над полом на 10-15см, сохраняя равновесие);
- Учить проползать через обруч, под гимнастической скамейкой;
- Учить катать и бросать мяч вверх и вниз.
Основные приемы и методы.
- Оказание помощи при выполнении движений;
- Речевое сопровождение движения;
- Речевое указание, как сигнал к действию;
- Внесение игрушки.
Задачи ll этапа (1г.6м – 2г)
- Упражняться в ходьбе: стойкой, по гимнастической скамейке, по доске, по горке, ребристой доске, по ограниченной поверхности шириной 15-20см;
- Перешагивать через предметы, сохраняя равновесия;
- Закреплять навыки перелезания и подлезания;
- Учить бросать одной рукой маленькие мячи, мешочки, кубики;
- Закрепить умение скатывать большие мячи со ската.
Главная цель – точность выполнения упражнения.
Задачи lll этапа (2г – 3г)
- Формировать точные двигательные навыки и основные движения, воспитывать качество движения.
- Развивать согласованную координацию движения рук и ног при ходьбе, обучение бегу
- Вырабатывать чередование движения рук и ног при лазании.
- Учить согласовывать свои движения с движениями других детей, меняя направление, характер движения в зависимости от сигнала взрослого.
- Формировать правильную осанку, умение сохранять равновесие, устойчивое положение тела, укреплять стопу.
Методы и приемы.
- Метод показа, стараясь в каждом движении выделять главное и существенное для восприятия и подражания.
- Оказание помощи.
- Показывать движения, а дети подражают.
Задачи ll этапа (1г.6м – 2г)
- Упражняться в ходьбе: стойкой, по гимнастической скамейке, по доске, по горке, ребристой доске, по ограниченной поверхности шириной 15-20см;
- Перешагивать через предметы, сохраняя равновесия;
- Закреплять навыки перелезания и подлезания;
- Учить бросать одной рукой маленькие мячи, мешочки, кубики;
- Закрепить умение скатывать большие мячи со ската.
Главная цель – точность выполнения упражнения.
Задачи lll этапа (2г – 3г)
- Формировать точные двигательные навыки и основные движения, воспитывать качество движения.
- Развивать согласованную координацию движения рук и ног при ходьбе, обучение бегу
- Вырабатывать чередование движения рук и ног при лазании.
- Учить согласовывать свои движения с движениями других детей, меняя направление, характер движения в зависимости от сигнала взрослого.
- Формировать правильную осанку, умение сохранять равновесие, устойчивое положение тела, укреплять стопу.
Методы и приемы.
- Метод показа, стараясь в каждом движении выделять главное и существенное для восприятия и подражания.
- Оказание помощи.
- Показывать движения, а дети подражают.
1г. 1мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Ползание в прямом направлении «Доползи до погремушки» (упражнять в ползании). | «Разбрасывание и собирание малых мячей» |
| Выходишь на опрокинутый вверх дном ящик h 10-15см и сходишь с него (развивать чувство равновесия | |
1г2мес. | ||
| Проползать через обруч (упражнять в ползании и подлезании) Бросать малый мяч вниз (развивать умение делать бросок обеими руками вперед) | «Догоните меня» (обучать бегу за взрослыми) |
1г3мес. | ||
| Поползать под дугами (столом, скамейкой) (упражнять в ползании и подлезании; учить наклонять голову, не задевать препятствие) Бросать мяч обеими руками снизу (развивать умение отталкивать от себя мяч) | «Догони мяч» (учить бегать за мячом и приносить его в корзину) |
1г. 2мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Проползать через обруч (упражнять в ползании и подлезании) Бросать малый мяч вниз (развивать умение делать бросок обеими руками вперед) | «Догоните меня» (обучать бегу за взрослыми) |
1г. 3мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Поползать под дугами (столом, скамейкой) (упражнять в ползании и подлезании; учить наклонять голову, не задевать препятствие) Бросать мяч обеими руками снизу (развивать умение отталкивать от себя мяч) | «Догони мяч» (учить бегать за мячом и приносить его в корзину) |
1г. 4мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Перешагивать через препятствия: палку, веревку, прутик положенные на пол (учить ходить, не наступая на препятствия, выше поднимая ногу). Бросание малого мяча вдаль на расстояние 50-70 см. (Игровое упражнение «Брось мяч» воспитатель предлагает бросить мяч далеко – далеко) | «Догонялки» (учить убегать, не толкая детей) Спокойная ходьба по залу. |
1г 5мес | ||
| Ползание и перелезание через бревно, скамейку (упражнять в ползании и перелезании) Бросать мяч двумя руками вдаль, держа мяч под головой (учить бросать мяч двумя руками) | «Прятки» (ходьба по залу до спрятанной игрушки и бег от воспитателя с игрушкой) |
1г6мес | ||
| Влезать на стремянку h -1м и слезать с неё (учить влезать на стремянку не пропуская реек, воспитывать смелость) Прокатывать мяч вперед двумя руками и догонять его | «Догоните куклу» (бегать 25-30 сек., учить бегать без остановки длительное время) |
1г. 5мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Ползание и перелезание через бревно, скамейку (упражнять в ползании и перелезании) Бросать мяч двумя руками вдаль, держа мяч под головой (учить бросать мяч двумя руками) | «Прятки» (ходьба по залу до спрятанной игрушки и бег от воспитателя с игрушкой) |
1г. 6мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Влезать на стремянку h -1м и слезать с неё (учить влезать на стремянку не пропуская реек, воспитывать смелость) Прокатывать мяч вперед двумя руками и догонять его | «Догоните куклу» (бегать 25-30 сек., учить бегать без остановки длительное время) |
1г. 7мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Проползать расстояние 5-7 м за движущимся предметом (закреплять ползание в заданном направлении) Скатывать большие мячи со ската. Идти за ним (познакомить со скатыванием мячей, учить отталкивать мяч двумя руками) | «Дети и собачка» (учить во время бега, не наталкиваться на других детей) |
1г.8мес | ||
Ходьба по скамейке (учить ходить по ограниченной поверхности, сохраняя равновесие) | Проползая подлезать под: скамейкой, столом, дугами (упражнять в ползании и подлезании, развивать координацию рук и ног). Бросать малые мячи вдаль на расстояние 60-100 см(учить делать резкое движение рукой при броске) | «Поднимай выше ноги» (учить ходить высоко поднимая ноги, сохраняя равновесие) |
1г.9мес | ||
| Влезать на стремянку h -1,5м и слезать с неё (учить влезать на стремянку не пропуская реек, воспитывать смелость) Бросать малые мячи одной рукой (попеременно) в крупную горизонтальную цель (Ø 60см) с расстояния – 50см. | «Мишки» (обучать ходьбе на четвереньках, развивать координацию движений) |
1г. 8мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Проползая подлезать под: скамейкой, столом, дугами (упражнять в ползании и подлезании, развивать координацию рук и ног). Бросать малые мячи вдаль на расстояние 60-100 см(учить делать резкое движение рукой при броске) | «поднимай выше ноги» (учить ходить высоко поднимая ноги. Сохраняя равновесие) |
1г. 9мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Влезать на стремянку h -1,5м и слезать с неё (учить влезать на стремянку не пропуская реек, воспитывать смелость) Бросать малые мячи одной рукой (попеременно) в крупную горизонтальную цель (Ø 60см) с расстояния – 50см. | «Мишки» (обучать ходьбе на четвереньках, развивать координацию движений) |
1г. 10мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Подниматься на куб h -15см и спускаться (развивать координацию движения рук и ног, закреплять умение держать голову прямо) Бросать большой мяч двумя руками из-за головы на расстояние 1- 1,5м и бежать за ним (познакомить с броском из-за головы) | «Доползи до погремушки» (закреплять ползанье до предмета) или «Котята» (учить ползать в заданном направлении) |
1г.11мес | ||
| Перелезать через бревно (закреплять умение перелезать через препятствие) Бросать малый мяч вдаль (правой и левой руками попеременно), (Учить бросать мяч одной рукой) | «Пузырь» (закреплять ходьбу и бег; формировать правильную осанку) |
2г. | ||
| В ползании катить мяч головой (учить катить мяч головой) Бросать мяч через веревку, расположенную на уровне груди ребенка (упражнять в перебрасывании мяча через веревку) | «Паровоз» (развивать умение действовать в коллективе, реагировать на сигналы) |
1г. 11мес. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| Перелезать через бревно (закреплять умение перелезать через препятствие) Бросать малый мяч вдаль (правой и левой руками попеременно), (Учить бросать мяч одной рукой) | «Пузырь» (закреплять ходьбу и бег; формировать правильную осанку) |
2г. | ||
Подготовительные упражнения | Основное движение | Подвижная игра |
| В ползании катить мяч головой (учить катить мяч головой) Бросать мяч через веревку, расположенную на уровне груди ребенка (упражнять в перебрасывании мяча через веревку) | «Паровоз» (развивать умение действовать в коллективе, реагировать на сигналы) |
2г. 1мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходьба по прямой дорожке ограниченной линиями шир. – 25 см, дл. –2-3м (учить ходить прямо держа корпус, не опуская головы). Катание мяча одной рукой воспитателю из положения сидя ( закрепить навык отталкивания мяча и ловлю двумя руками) Ползание на четвереньках по доске (3-4 см) (закрепить умение ползания по ограниченной поверхности) | «Бегите ко мне» (учить бегать не натолкнувшись друг на друга). «Где звенит» (упражняться в ходьбе) |
2г. 1мес. (2 занятие) | ||
| Ходьба по прямой дорожке шир. – 20 см (учить прямо держать корпус, смотреть вперед) Катание мяча двумя руками друг другу из положения сидя (упражнять в катании мяча друг другу двумя руками). Ползание на четвереньках по скамейке. | «Мячики» (учить бегать за мячом). Игр.упр. «Пойдем как мышки» (закрепить ходьбу на носках). |
2г. 1мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходьба по прямой дорожке шир. – 20 см (учить прямо держать корпус, смотреть вперед) Катание мяча двумя руками друг другу из положения сидя (упражнять в катании мяча друг другу двумя руками). Ползание на четвереньках по скамейке. | «Мячики» (учить бегать за мячом). Игр.упр. «Пойдем как мышки» (закрепить ходьбу на носках). |
2г. 2мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходьба по извилистой дорожке (учить ходить по ограниченной поверхности, сохраняя равновесие) Катание мяча одной рукой друг другу из положения сидя (закрепить умение катать мяч прямо) Подлезать под препятствие h 30-40 см, дугу, обруч (учить не задевать головой препятствие) | «Собери колечки» (закрепить ходьбу в разных направлениях). «Найди где спрятано» (развитие внимания). |
2г. 2мес. (2 занятие) | ||
| Ходьба с перешагиванием через препятствия h – 20 (учить высоко, поднимать ногу при перешагивании) Перелезать через лежащее, на полу бревно (закрепить ползание и перелезание). Катать мяч вперед с продвижением за катящимся мячом (закрепить умение отталкивать мяч вперед) | «Поймай бабочку» (бег за движущимся предметом). Ходьба «как мышки» (закрепить ходьбу на носках) |
2г. 2мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходьба с перешагиванием через препятствия h – 20 (учить высоко, поднимать ногу при перешагивании) Перелезать через лежащее, на полу бревно (закрепить ползание и перелезание). Катать мяч вперед с продвижением за катящимся мячом (закрепить умение отталкивать мяч вперед) | «Поймай бабочку» (бег за движущимся предметом). Ходьба «как мышки» (закрепить ходьбу на носках) |
2г. 3мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходьба по шнуру положенному на полу прямо. Подлезание под скамью h – 30 см (упражнять в чередовании рук и ног) Бросание мяча вперед двумя руками с захватом снизу (учить бросанию мяча вперед с захватом снизу). | «Самолеты» (упражнять в быстром беге, реакции на сигнал). «Кто тише» (упражнение в ходьбе) |
2г. 3мес. (2 занятие) | ||
| Ходьба по шнуру положенному зигзагом; по кругу (тренировать умение сохранять равновесие при ходьбе, учить приставлять пятку к носку). Подлезание под h – 30 см (учить, не задевать веревку при подлезании). Бросание мяча вперед двумя руками от груди (учить бросать мяч двумя руками от груди) | «Догони мяч» (тренировать бег за предметами). «Угадай где спрятано» (развитие внимания, тренировать ходьбу). |
2г. 3мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходьба по шнуру положенному зигзагом; по кругу (тренировать умение сохранять равновесие при ходьбе, учить приставлять пятку к носку). Подлезание под h – 30 см (учить, не задевать веревку при подлезании). Бросание мяча вперед двумя руками от груди (учить бросать мяч двумя руками от груди) | «Догони мяч» (тренировать бег за предметами). «Угадай где спрятано» (развитие внимания, тренировать ходьбу). |
2г. 4мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходить по наклонной доске шир.20-25 см, один конец приподнят на h – 20 см (учить сохранять равновесие при ходьбе по наклонной доске) Бросание мяча двумя руками из-за головы (учить бросать мяч двумя руками из-за головы). Ползание по скамейке h – 20см, на четвереньках (учить чередовать руки и ноги при ползании по скамейке) | «Кошка и мышки» (учить пролезать между реек лесенки). «Где кошка?» (упражнять в ходьбе и ориентировке в пространстве). |
2г. 4мес. (2 занятие) | ||
Бег в разных направлениях. | Перешагивать из обруча в обруч; с ящика на ящик (тренировать поднимать повыше ногу при перешагивании). Бросание мяча взрослому двумя руками и стараться ловить его (упражнять в бросании мяча вперед, стараясь метко бросить) | «Курочка – хохлатка» (тренировать ходьбу и бег). «Что за звук?» (развивать внимание). |
2г. 4мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Перешагивать из обруча в обруч; с ящика на ящик (тренировать поднимать повыше ногу при перешагивании). Бросание мяча взрослому двумя руками и стараться ловить его (упражнять в бросании мяча вперед, стараясь метко бросить) | «Курочка – хохлатка» (тренировать ходьбу и бег). «Что за звук?» (развивать внимание). |
2г. 5мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Медленное кружение на месте и остановка по сигналу (учить кружению на месте не запрокидывая головы). Ловля мяча от взрослого на расстоянии 50см (тренировать умение выполнять бросок вперед с расстояния) Влезать на табурет h – 30см (закреплять умение входить на табурет без помощи рук, высоко поднимая одну ногу, сильно отталкиваясь другой, встав на табурет, поднять голову). | «Карусель» (учить ходить, бегать по кругу). «Пузырь» (упражнять в ходьбе в разных направлениях). |
2г. 5мес. (2 занятие) | ||
3.Непрерывный бег по кругу. | Перешагивать через лесенку, лежащую на полу (развивать равновесие, учить перешагивать приставным или чередующим шагом). Бросание мяча вдаль из разных направлений (закреплять ранее усвоенные приемы). Подпрыгивание до касания предмета, находящегося выше поднятой руки (тренировать умение подпрыгивать на месте) | «Воробышки и автомобили» (упражнять в легком беге, быстрой реакции на сигнал). «Куда спрятали?» (развитие внимания). |
2г. 5мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Перешагивать через лесенку, лежащую на полу (развивать равновесие, учить перешагивать приставным или чередующим шагом). Бросание мяча вдаль из разных направлений (закреплять ранее усвоенные приемы). Подпрыгивание до касания предмета, находящегося выше поднятой руки (тренировать умение подпрыгивать на месте) | «Воробышки и автомобили» (упражнять в легком беге, быстрой реакции на сигнал). «Куда спрятали?» (развитие внимания). |
2г. 6мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Перешагивание через ряд кирпичей (закреплять умение сгибать колено при перешагивании). Ловля мяча от взрослого на расстоянии 1 м (учить ловить мяч двумя руками). Перепрыгивать через линию (учить резко, отталкиваться от пола двумя ногами для перепрыгивания). | «Трамвай». «Угадай, кто кричит». |
2г. 6мес. (2 занятие) | ||
| Перепрыгивать через веревку, палку (учить перепрыгивать через препятствия, не наступая на них). Входить на табурет h –20см и сходить с него (развивать умение сохранять равновесие при подъеме на табурет и спуске с него). Подпрыгивание до касания предмета, находящегося выше поднятой руки (тренировать умение подпрыгивать на месте) | «Воробышки и кот». «Кто ушел?» (развитие внимания). |
2г. 6мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Перепрыгивать через веревку, палку (учить перепрыгивать через препятствия, не наступая на них). Входить на табурет h –20см и сходить с него (развивать умение сохранять равновесие при подъеме на табурет и спуске с него). Подпрыгивание до касания предмета, находящегося выше поднятой руки (тренировать умение подпрыгивать на месте) | «Воробышки и кот». «Кто ушел?» (развитие внимания). |
2г. 7мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Перешагивать через препятствие h –25 – 30 см (тренировать умение сохранять равновесие при перешагивании). Перебрасывать мяч через веревку с расстояния 1,5м (закреплять умение с силой отталкивать мяч от груди). Перепрыгивать через две параллельные линии (при выполнении прыжка ноги сгибать в коленях, мягко приземляться на обе полусогнутые ноги). | «Воробышки и автомобили» (упражнять в легком беге, быстрой реакции на сигнал). «Куда спрятали?» (развитие внимания). |
2г. 7мес. (2 занятие) | ||
| Проходить по доске шир. -20см, горизонтально расположенной над полом на h –25см (при ходьбе корпус держать прямо, смотреть вперед). Бросать малые мячи одной рукой попеременно в малую горизонтальную цель (d – 40 см), расположенную на h 65–70см от пола (на уровне груди ребенка) на расстоянии 80-100 см (закрепить замах руки). Перепрыгивать через 2 парал. (расстояние 20 см) (учить отталкиваться двумя ногами от пола для прыжка через препятствие). | «Догоните меня». «Найди себе пару». |
2г. 7мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Проходить по доске шир. -20см, горизонтально расположенной над полом на h –25см (при ходьбе корпус держать прямо, смотреть вперед). Бросать малые мячи одной рукой попеременно в малую горизонтальную цель (d – 40 см), расположенную на h 65–70см от пола (на уровне груди ребенка) на расстоянии 80-100 см (закрепить замах руки). Перепрыгивать через 2 парал. (расстояние 20 см) (учить отталкиваться двумя ногами от пола для прыжка через препятствие). | «Догоните меня. «Найди себе пару». |
2г. 8мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Перешагивание через палку или веревку, горизонтально натянутую на h 30–35см (закреплять умение поднимать выше согнутую ногу для перешагивания). Бросание мешочков с песком правой и левой руками на расстояние 1,5 – 3м (учить с силой выполнять бросок). Влезать на гимнастическую стенку и спускаться произвольным шагом (учить лазать по гимнастической стенке любым способом) | «Птички в гнездышках». «Угадай где спрятано». |
2г. 8мес. (2 занятие) | ||
| Бросание малых мячей одной рукой (попеременно) в вертикальную цель с расстояния 80 – 100см (учить бросать в цель с расстояния) Прыгать в длину с места на расстояние 20 – 30 см (учить с силой отталкиваться и мягко приземляться). Влезать на гимнастическую стенку любым способом и спускаться с неё (воспитывать смелость и закреплять влезание и слезание). | «Зайка беленький сидит». «Где зайка?». |
2г. 8мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Бросание малых мячей одной рукой (попеременно) в вертикальную цель с расстояния 80 – 100см (учить бросать в цель с расстояния) Прыгать в длину с места на расстояние 20 – 30 см (учить с силой отталкиваться и мягко приземляться). Влезать на гимнастическую стенку любым способом и спускаться с неё (воспитывать смелость и закреплять влезание и слезание). | «Зайка беленький сидит». «Где зайка?». |
2г. 10мес. (1занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Перешагивать через препятствия высотой 30 см (закреплять умения перешагивать через препятствия). Лазание по гимнастической стенке верх и вниз приставным или чередующим шагом (учить не пропускать реек). Бросание мешочков с песком в горизонтальную цель с расстояния 1 м одной рукой (поочередно) –(закреплять умение точно бросать в цель). | «Целься вернее» «Собери мячи и кегли». |
2г. 10мес. (2 занятие) | ||
| Прыжки в длину с места на двух ногах (закреплять навык отталкивания и правильного приземления). Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз произвольно ( тренировать умение лазать любым способом). Бросание малых мячей в горизонтальную цель с расстояния 1 м ( тренировать силу броска, учить бросать точно в цель). | «Воротики» «Кто тише» (ходьба на носках) |
2г. 10мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Прыжки в длину с места на двух ногах (закреплять навык отталкивания и правильного приземления). Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз произвольно ( тренировать умение лазать любым способом). Бросание малых мячей в горизонтальную цель с расстояния 1 м ( тренировать силу броска, учить бросать точно в цель). | «Воротики» «Кто тише» ходьба на носках |
2г. 11мес. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Медленно кружиться на месте (закреплять умение сохранять равновесие). Ползать на четвереньках по гимнастической скамейке высотой 20 см (закреплять умение ползать на четвереньках по ограниченной поверхности). Прыгать в длину на расстояние 30-50см (учить правильному отталкиванию и приземлению). | «Воробышки и автомобили» (упражнять в легком беге, быстрой реакции на сигнал). «Принеси мяч» (с перешагиванием через препятствия). |
2г. 11мес. (2 занятие) | ||
| Подняться на носки и снова опуститься на всю стопу (развивать чувство равновесия). Бросать малые мячи в даль на расстояние 2 - 3,5м (учить с силой выполнять бросок). Спрыгивать с высоты 25 см (закреплять навык правильного приземления). | «Через ручеек» «Пузырь» |
2г. 11мес. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Подняться на носки и снова опуститься на всю стопу (развивать чувство равновесия). Бросать малые мячи вдаль на расстояние 2 - 3,5м (учить с силой выполнять бросок). Спрыгивать с высоты 25 см (закреплять навык правильного приземления). | «Через ручеек» «Пузырь» |
3г. (1 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Ходьба по гимнастической скамейке, бревну (учить сохранять равновесие, следить за осанкой) Ловля мяча от взрослого с расстояния 100 см(тренировать умение ловли мяча двумя руками) Прыжки с продвижением на двух ногах (закреплять прыжки с продвижением). | «Воробышки и кот». «Найди, где спрятано?» |
3г. (2 занятие) | ||
| Бросание предметов на дальность (закреплять силу броска). Лазание по гимнастической стенке до конца (закреплять навык лазания). Спрыгивание с высоты 25см (учить мягкому приземлению, сохраняя равновесие). | «Поймай бабочку» (бег за воспитателем, не наталкиваясь друг на друга). «Подуй на цветок». |
3г. (2 занятие) | ||
Вводная | Основная часть | Подвижная игра |
| Бросание предметов на дальность (закреплять силу броска). Лазание по гимнастической стенке до конца (закреплять навык лазания). Спрыгивание с высоты 25см (учить мягкому приземлению, сохраняя равновесие). | «Поймай бабочку» (бег за воспитателем, не наталкиваясь друг на друга). «Подуй на цветок». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» (стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» стартового уровня предусматривает работу в 3 направлениях: формирование практических навыков езды на велоси...
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектный менеджмент» (стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проектный менеджмент" имеет естественнонаучную направленность. Педагогическая целесообразность прогарммы объясняется тем, что об...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неот...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2021 - 2022год
Данная Рабочая программа учителя-дефектолога разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья Специализированног...