Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
учебно-методический материал
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma.docx | 108.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области
«Региональный специализированный дом ребенка»
Ленинский филиал
Отделение ранней помощи (медицинской реабилитации)
«Согласовано»
Старший воспитатель
М.Э. Лаврова
«Принято»
на заседании педагогических работников
протокол № от 2022г.
«Утверждено»
приказом главного врача
ГБУЗ НСО РСДР
№ от 2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей с ОВЗ и группы риска
раннего и дошкольного возраста на период 2022год
Направленность: интеллектуально-речевая
Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Составила:
учитель-дефектолог:
Одрина Н.А.
г. Новосибирск, 2022
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В том числе получение дополнительного образования по дополнительным общеразвивающим образовательным программам с учетом особенностей психофизического развития обучающихся и создание специальных условий освоение данных программ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, имеет интеллектуально-речевую направленность. Программа направлена - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в соответствующих его возможностям видах детской деятельности,
Одной из ведущих задач дополнительного образования является создание условий для свободного развития личности, расширение образовательного пространства для предоставления детям возможности обретения разнообразного социального опыта, формирования необходимых в быстро меняющемся мире социальных навыков, саморазвития и самоопределения.
Актуальность Актуальность заключается в том, что она соответствует ЗФ «Об образовании» ст. 75
Одним из направлений развития ребенка является интеллектуальное и речевое развитие. Что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Разнообразные методы и приемы в игровой форме, являющиеся основой программы, помогают дошкольнику развить речевые и интеллектуальные способности, которые играют огромную роль в образовании ребенка.
1.2. Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.
Задачи:
- формирование всех психических процессов;
- развитие сенсомоторных навыков;
- формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития
- создание положительного эмоционального настроя у ребёнка;
- получение и применение знаний, нужных для игры, общения, творчества и пр.;
- выполнение задач, простых и сложных,
- общение с разными людьми в разных ситуациях для выполнения совместных дел, разделения информации, достижения взаимопонимания;
Адресат программы:
- дошкольный возраст 2-5 лет
Особенности познавательной активности детей состоят в следующем:
- дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности,
- у детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифические манипуляции с игрушками и предметами,
- дети не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений, изменений в окружающей обстановке,
- дети запоминают длительно, воспроизводят неточно.
Особенности речевой сферы детей:
- дети не пользуются речью в быту и организованной деятельности,
- пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно,
- артикуляционная моторика развита недостаточно.
Особенности двигательной сферы детей:
- часто наблюдается неустойчивость походки, ходьба «на носочках»,
- координация двух рук развита недостаточно,
- основные движения (ходьба, бег, лазание, ползание) в стадии формирования и совершенствования.
Особенности личностной сферы детей:
- дети с аутичной симптоматикой эмоционально отгорожены, избегают телесных контактов, часто агрессивны, стереотипны,
- дети протестуют при несоблюдении их желаний,
- склонны избегать умственных усилий.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его социального статуса.
Объем программы:
- ранний возраст 2-3 года
- младший дошкольный возраст 3-4 года, 4-5 лет
Формы обучения и виды занятий: индивидуальные.
Срок освоения программы: 2 недели
Режим занятий:
Занятия проходят каждый день:
- младший дошкольный возраст 2-3 года 15-20минут
- старший дошкольный возраст 3-5 лет 20 минут
1.3. Содержание программы
Учебный план работы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Сенсорное развитие (формирование представлений) | 6 | 3 | 3 | Вводная диагностика. Проведение итоговых занятий. |
О величине О величине | |||||
О форме | |||||
О цвете | |||||
2 | Развитие мышления | 5 | 5 | 5 | Вводная диагностика. Проведение итоговых занятий. |
Работа с парными игрушками, картинками | |||||
Решение практических задач с использованием вспомогательных средств, орудий | |||||
Работа с разрезной картинкой | |||||
Начало предметной классификации | |||||
Формирование количественных представлений | |||||
3 | Развитие Тактильно-двигательного восприятия | 2 | 2 | 2 | Вводная диагностика. Проведение итоговых занятий. |
Восприятие и узнавание на ощупь формы (в пределах трех) | |||||
дифференцирование предметов по величине (в пределах трех) | |||||
Восприятие и узнавание на ощупь свойств(в пределах двух) | |||||
4 | Развитие мелкой моторики рук | 5 | 5 | 5 | Вводная диагностика. Проведение итоговых занятий. |
Захват щепотью. | |||||
Соотносящие действия. | |||||
Графо-моторные навыки | |||||
5 | Развитие речи | 10 | 10 | 10 | Вводная диагностика. Проведение итоговых занятий. |
Пассивная речь | |||||
Расширение и обогащение словаря | |||||
Узнавание, различение, обобщение предметов на предметных картинках | |||||
Узнавание изображения отдельных действий на картинках | |||||
Понимание вопросов по содержанию простой сюжетной картинки | |||||
Понимание грамматических конструкций с предлогами | |||||
Понимание пространственных отношений | |||||
Понимание грамматических категорий | |||||
Понимание небольшого текста без наглядного сопровождения | |||||
Активная речь | 10 | 10 | 10 | ||
Накопление словаря; вызывание аморфных слов; звукоподражаний, слов | |||||
Работа над слоговой структурой | |||||
Работа над фразой | |||||
Ответы на вопросы по простой сюжетной картинке | |||||
Работа над силой голоса, речевым дыханием | |||||
Артикуляционная гимнастика |
1.4.Планируемые результаты
Третий год жизни
Формирование мышления
Дети умеют использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;
пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно-практических задач;
фиксировать в речи результаты своей практической деятельности.
Зрительное восприятие
Дети умеют учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
Тактильно-двигательное восприятие
Дети умеют доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);
Развитие мелкой моторики рук
Дети умеют брать мелкие предметы указательным типом хватания;
выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино);
показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);
проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз.
Развитие речи
Понимание речи
- Узнает знакомые предметы и их изображения на предметных картинках (от 3х-4х до 5и-6и картинок).
- Различает сходные и обобщает однородные предметы и их изображений на предметных картинках.
- Узнает изображения отдельных действий:
а) разные объекты – разные действия;
б) разные объекты – одинаковые действия;
в) один объект – разные действия;
г) действия, обозначающие похожие ситуации;
д) действия противоположные по значению.
- Понимает вопросы: Где? Кто? Что? Кого? У кого? Чем?
На чем? о предметах и действиях, изображенных на простой, сюжетной
картинке.
- Выполняет отдельные действия, поручения обусловленные ситуацией.
- Выполняет одноступенчатую и двухступенчатую инструкцию.
- Понимает грамматические конструкции с предлогами: на, в, под, из, у, за, с, до.
- Понимает пространственные отношения:
а) вверх – вниз; в) далеко-близко;
б) вперед – назад; г) высоко-низко.
- Понимает короткий рассказ без показа из опыта ребенка.
- Понимает содержание небольшого текста без наглядного сопровождения:
потешки, сказки, стихи, рассказы.
- Понимает грамматические категории:
а) единственное и множественное число существительных;
б) возвратная форма глагола;
в) единственное и множественное число глагола;
г) существительные с суффиксами уменьшительности.
Активная речь
- Говорит многословными предложениями:
двухсловные фразы по типу:
а) слова (дай, на, хочу) + произносимое слово («Дай мяч»);
б) вопросительное слово (Где) + Им.п существительного: (где кукла?)
указательные слова (это, вот, здесь, там, тут)+Им.п существительного (“Это
кукла”);
в) обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица ед. числа («Маша,
спи»);
г) Им. п. существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящ.
времени («мальчик спит»).
трехсловные фразы по типу:
а) обращение + глагол повелительного наклонения ед.числа + вин. п.
существительного («Петя, дай мяч»);
б) Им. п. существительного + согласованный глагол + прямое дополнение
(«Мальчик пьет сок»);
- Задает вопросы : «Где?», «Куда?»
- Отвечает на вопросы: «Кто(что) это? Что (он, она) делает?» по простой
сюжетной картинке.
- Слоговая структура слова:
а) двухсложные слова с открытым слогом;
б) односложные слова;
в) трехсложные слова без стечения согласных;
г) двухсложные слова с закрытым слогом.
- Использует в речи грамматические формы:
а) глагол 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения;
б) инфинитив глагола;
в) глагол 3-его лица ед. ч. и множ. ч. изъявительного наклонения;
г) возвратная форма глагола 3- его лица ед. ч. наст. Времени;
д) Им. п. существительного ед. и мн. числа;
е) Вин. п. существительного ед. и мн. ч.;
ж) Употребление существительных с суффиксом уменьшительности.
- Звуковая сторона слова.
Заканчивается усвоение звуков: с, л, ы, в, р, з, ч, ш, ж, щ, ц;
Звуковая сторона речи практически усвоена.
Сенсорное развитие:
- Ориентируется в 6-10 величинах (6 раскрывающиеся матрешки, 8-10 вкладышей-чашечки, пирамидка из 8-10 колец.
- В своей деятельности правильно пользуется геометрическими формами и называет их. Соотносит предмет к форме отверстия (6 и более форм – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.), используя прием примеривания и зрительного соотнесения.
- Называние 4-6 цветов (4 основных цвета + белый и черный)
Формирование элементарных математических представлений
- Участвовать в образовании групп из однородных предметов.
- Различать «много» предметов и «один» предмет.
- Различать большие и маленькие предметы, называть их размер.
- Узнавать шар и куб.
- сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение)
- пересчитывать предметы в пределах трех;
- осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
Четвертый год жизни
Формирование мышления
Дети умеют анализировать проблемно-практические задачи;
иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей;
воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Зрительное восприятие
Дети умеют соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;
выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий - низкий;
обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;
Тактильно-двигательное восприятие
Дети умеют передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;
Развитие мелкой моторики рук
Дети умеют застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде; показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках;
выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;
проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб;
проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги;
обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз.
Сенсорное развитие
Форма
- Знает плоскостные и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
- Сопоставляет формы предметов с геометрическими образцами:
а) сравнение и группировка фигур (абстрагирование от цвета и величины;
б) умение зрительно расчленить форму предмета на части и воссоздать предмет из частей.
Величина
- Умеет сравнивать размеры предметов:
а) определение размера предмета (большой, поменьше, маленький);
б) сравнение предметов способом наложения и приложения;
в) сравнение предметов по длине;
г) сравнение предметов по высоте;
д) сравнение предметов по ширине;
е) сравнение предметов по толщине.
- Умеет устанавливать отношения между тремя предметами по размерам:
а) выстраивание ряда с постепенным изменением величины с ориентировкой на образец;
б) обучение приему попарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменением величины.
- Умеет подбирать и группировать предметы по заданному признаку:
а) выбор среди нескольких предметов такого же по образцу;
б) классификация предметов с учетом одного качественного признака;
в) классификация предметов с учетом нескольких качественных признаков.
Ориентировка в пространстве
- Определяет пространственное положение предметов относительно себя:
а) знает названия частей тела и лица;
б) умеет определять на себе различные стороны (вверх — вниз, влево — вправо, вперед — назад);
- Умеет передвигаться в заданном направлении:
а) передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией;
б) сформированы представления (ближе — дальше, близко — далеко, высоко — низко);
в) переносит навыки пространственной ориентировки на плоскость листа;
Формирование элементарных экологических представлений:
- Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей.
- Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
- Проявлять бережное отношение к природе.
Развитие речи:
Понимание речи.
- Узнает изображения отдельных действий.
а) разные объекты – разные действия;
б) разные объекты – одинаковые действия;
в) один объект – разные действия;
г) различение сходных действий;
д) противоположные действия;
е) понимание действий, изображенных на картинках;
ж) различение значения приставок;
з) различение действий, совершенных одним или несколькими лицами.
- Понимает вопросы по содержанию картинки, сюжета: Кто это? Что это? Что делает? Куда, Чем, У кого?
- Выполняет отдельные действия, поручения.
- Выполняет 2 - 3 ступенчатую инструкцию.
- Понимает грамматические конструкции с предлогами: “над-под, “в”, “из”, “около”, “под – из - под”, “за - у”, “между.
- Понимает грамматические категории:
а) имени существительного;
б) имени прилагательного;
в) глагола.
- Понимает небольшой текст.
Активная речь
- Говорит многословными предложениями:
а) предложение из 3х слов
Им. падеж + согласованный глагол + прямое дополнение;
б) предложение из 4х слов
Им. падеж + согласованный глагол + 2 зависимых слова (Вин.п.ед.ч. +
Дат.п.ед.ч.);
в) предложение из 4х слов Им. падеж ед. ч. + согласованный глагол + 2
зависимых от глагола слова (Вин.п.ед.ч. + Творит.п.ед.ч.);
г) предложение из 3-5 слов
Им.п.сущ. + согласованный глагол +инфинитив + (1-2) слова в косвенном
падеже.
- Отвечает на вопросы: Кто (что) это? Что (он, она) делает? по сюжетной картинке, на вопросы косвенных падежей.
- Употребляет грамматические формы глаголов, существительных, прилагательных.
- Использует в речи понятия: «большой», «поменьше», «маленький», «больше»,
«меньше», «длиннее», «короче», «одинаковые», «выше», «ниже», «толще»,
«тоньше», «размер предмета».
- Закрепляет правильное использование точного значения предлогов (в — на—
под — за— перед-между)
Слоговая структура:
а) двухсложные слова из 2х открытых слогов;
б) трехсложные слова из 3х открытых слогов;
в) односложные слова;
г) двухсложные слова со стечением согласных в середине;
д) двухсложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных.
Звуковая сторона слова:
Звуковая сторона речи практически усвоена.
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет
- выделять отдельные предметы из группы и объединение предметов в группу:
а) составление группы из абсолютных одинаковых предметов и разделение раньше группы на отдельные предметы, формирование понятий: «много», «один», «по одному», «ни одного», знакомство с вопросами: «сколько?», «по сколько?»;
б) выделение нескольких подгрупп из одной группы разных предметов.
Находить один предмет и большого числа предметов в окружающей обстановке:
а) выделение одного предмета из группы разнородных предметов;
б) объединение рассредоточенных в пространстве и непосредственно не охватываемых взглядом однородных предметов в группу.
- сравнивать две группы предметов по количественному признаку:
а) методом наложения, формирование понятий: «столько же», «поровну»,
«больше», «меньше»;
б) методом приложения с соблюдением одинаковых интервалов между
предметами.
- устанавливать отношения: «больше», «меньше», «поровну»:
а) сравнение групп, состоящих из трех-пяти предметов, накопление опыта сравнения групп предметов, разных по количественному составу, формирование понятий;
б) накопление опыта сравнения групп предметов, разных по количественному составу и расположенных в разных частях пространства.
Подготовка к обучению счету:
а) обучение попарному сопоставлению множеств при помощи различных анализаторов (зрительный, слуховой, осязательный, моторно-мышечный), введение понятия «следующий»;
б) введение понятий: «первый», «последний».
- считает в пределах шести:
а) различать совокупности, содержащие один и два элемента, заострять внимание на соответствии итогового числа счета количеству предметов в группе, введение понятия «сколько», закладывание основ абстрактного понятия «число» как слова обозначающего количество для любых предметов;
б) обучение образованию последующего числа добавлением предмета к группе, предыдущего — удалением одного предмета из группы;
в) расширение предела счета до «5», введение числительных 1,2,3,4,5, закрепление понятий: «сколько», «столько же», образование последующего и предыдущего числа;
г) обучение счету в пределах 5 с помощью различных анализаторов, накопление опыта прямого счета от 1 до 5.
Ориентировка во времени
- имеет представление:
а) о времени суток: «утро», «вечер» «день», «ночь»;
б) о понятиях: «долго», «скоро», «потом», «давно».
Пятый год жизни
Речевое развитие
Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.
Мышление
анализировать проблемно-практические задачи;
иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей;
воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Математические представления
осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах пяти;
определять количество предметов и предметных изображений на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;
сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;
решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно, в пределах четырех;
измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.
Дети должны усвоить представления о сохранении количества.
Мелкая моторика и графо-моторные навыки
застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде; показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках;
выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;
проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб;
проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги;
обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз.
Зрительное восприятие (форма, цвет, величина)
выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий - низкий;
опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график (3)
№ | Тема занятия | Всего | Формы занятия | Количество занятий | Формы аттестации/контроля |
1 | Сенсорное развитие (формирование представлений) | 6 | индивидуально | 6 | Вводная диагностика. |
о величине О величине | 3 | Пирамидки из 3-х Матрешки из 3-х Вкладыши из 3х-4х Соотнесение и выбор по образцу из 6-и (3б. и 3м.) | |||
О форме | 3 | «Почтовый ящик» 5-6 ф. «Доска Сегена» 5 ф. Соотнесение и выбор по образцу 6 ф.(+конус) Соотнесение и выбор по образцу 5 основных плоскостных форм | |||
О цвете | 3 | Соотнесение и выбор по образцу из 5-6 цв.(+черный) | |||
2 | Развитие мышления | 5 | 5 | Проведение итоговых занятий. | |
Работа с парными игрушками, картинками | 1 | 4-5 (п) | |||
Решение практических задач с использованием вспомогательных средств, орудий | 1 | С учетом свойств предметов «Достань тележку» С учетом свойств предметов «Достань камешки!» С учетом свойств предметов «Достань картинку!» | |||
Работа с разрезной картинкой | 1 | Из 2, 3 частей | |||
Начало предметной классификации | 2 | 2, 3 пары | |||
Формирование количественных представлений | 2 | Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев; отвечать на вопрос сколько?, называя числительные один, два или показывая соответствующее количество пальцев | |||
3 | Развитие Тактильно-двигательного восприятия | 2 | 2 | Проведение итоговых занятий. | |
Восприятие и узнавание на ощупь формы (в пределах трех) | 1 | ||||
дифференцирование предметов по величине (в пределах трех) | 1 | ||||
Восприятие и узнавание на ощупь свойств(в пределах двух) | 1 | ||||
4 | Развитие мелкой моторики рук | 5 | Проведение итоговых занятий. | ||
Захват щепотью. | 1 | Продолжать учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы») | |||
Соотносящие действия. | 3 | Учить детей выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой) | |||
Графо-моторные навыки | 2 | Учить детей выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (по подражанию, самостоятельно) | |||
5 | Развитие речи | 10 | 10 | Проведение итоговых занятий. | |
Пассивная речь | |||||
Расширение и обогащение словаря | 10 | 10 | |||
Узнавание, различение, обобщение предметов на предметных картинках | 3 | 3 | Картинки | ||
Узнавание изображения отдельных действий на картинках | 1 | 1 | Один объект, разные действия (презентация) | ||
Понимание вопросов по содержанию простой сюжетной картинки | 1 | 1 | «На чем?» Сюжетная картинка, презентация «Ответы на вопросы». | ||
Понимание грамматических конструкций с предлогами | 1 | 1 | За-у-с | ||
Понимание пространственных отношений | 1 | 1 | Далеко - близко | ||
Понимание грамматических категорий | 1 | 1 | Картинки и презентация «Ед. и мн. ч. сущ. –ы(-и).». Картинки и презентация «Ед. и мн. ч. глаголов». | ||
Понимание небольшого текста без наглядного сопровождения | 1 | 1 | «Федорино горе» «Три медведя» | ||
Активная речь | 10 | 10 | |||
Накопление словаря; вызывание аморфных слов; звукоподражаний, слов | 10 | 10 | |||
Работа над слоговой структурой | 10 | 10 | 2хсложные с ударением на 2-ом слоге (презентация) | ||
Работа над фразой | 10 | 10 | Обращение + глагол повелительного наклонения | ||
Ответы на вопросы по простой сюжетной картинке | 3 | 3 | Что делает? Сюжетная картинка, презентация «Ответы на вопросы». | ||
Работа над силой голоса, речевым дыханием | 7 | 7 | Дуть в трубочку, пропевание гласных, тихо- громко | ||
Артикуляционная гимнастика | 10 | 10 | Открой, закрой глазки. Открой, закрой ротик. Улыбочка, трубочка. Покажи, спрячь язычок. По хмуримся – по удивляемся. Часики. Пузырик. Качелька. |
Календарный учебный график (4)
№ | Тема занятия | Всего | Форма занятия | Кол-во занятий | Формы аттестации/контроля |
1 | Сенсорное развитие (формирование представлений) | 6 | индивидуально | 6 | Вводная диагностика. |
о величине О величине | 3 | Построение в ряд из 5 величин Группировка (высокий - низкий) Группировка (длинный - короткий) | |||
О форме | 3 | сравнение и группировка объемных фигур (абстрагирование от цвета и величины); называние | |||
О цвете | 3 | Называние 6 цветов | |||
2 | Развитие мышления | 6 | 6 | Проведение итоговых занятий. | |
Работа с парными игрушками, картинками | 2 | 2 | 4-5 | ||
Решение практических задач с использованием вспомогательных средств, орудий | 1 | Учить определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (например, к картинке «Флажок без древка» — картинку «Мальчик сломал флажок», к картинке «Разбитая чашка» — картинку «Девочка уронила чашку», к картинке «Девочка плачет» — картинку «Девочка упала»), сделав выбор из двух-трех картинок | |||
Работа с разрезной картинкой | 2 | 2 | Из 4, 5 частей (со сложным разрезом) | ||
Начало предметной классификации | 4 | 4 | Выделение 4 лишнего | ||
Формирование количественных представлений | 6 | 6 | Учить детей выделять 5 предметов из множества по подражанию и образцу, соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти | ||
3 | Развитие Тактильно-двигательного восприятия | 2 | 2 | Проведение итоговых занятий. | |
Восприятие и узнавание на ощупь формы (в пределах 4) | 1 | 1 | воспринимать на ошупь форму и предметов (Зрительно-тактильное обследование применять при восприятии объемных предметов, зрительно-двигательное — при восприятии плоскостных форм или объектов) | ||
дифференцирование предметов по величине (в пределах 4) | 1 | 1 | воспринимать на ошупь величину и предметов (Зрительно-тактильное обследование применять при восприятии объемных предметов, зрительно-двигательное — при восприятии плоскостных форм или объектов) | ||
Восприятие и узнавание на ощупь свойств(в пределах двух) | 1 | 1 | воспринимать предметы по качеству поверхности (гладкий — шероховатый) | ||
4 | Развитие мелкой моторики рук | 5 | 5 | Проведение итоговых занятий. | |
Захват щепотью. | 1 | 1 | Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части: к середине цветка лепестки, к веточкам листья и т. д.) | ||
Соотносящие действия. | 2 | 2 | Учить выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка и т. д.) сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу) | ||
Графо-моторные навыки | 2 | 2 | Учить детей обводить по контуру простые предметы | ||
5 | Развитие речи | 10 | 10 | Проведение итоговых занятий. | |
Пассивная речь | |||||
Расширение и обогащение словаря | 10 | 10 | |||
Узнавание, различение, обобщение предметов на предметных картинках | 10 | 10 | Картинки | ||
Узнавание изображения отдельных действий на картинках | 5 | 5 | Противоположные действия | ||
Понимание вопросов по содержанию простой сюжетной картинки | 3 | 3 | У кого? На чем? Чем? | ||
Понимание и выполнение отдельных действий, поручений, инструкций | 2 | 2 | 2х – 3х ступенчатая инструкция с использованием слов: вправо-влево | ||
Понимание грамматических конструкций с предлогами | 4 | 4 | За-у-с, под | ||
Понимание пространственных отношений | 2 | 2 | Далеко - близко | ||
Понимание грамматических категорий | 4 | 4 | Существительные в ед. ч. с окончаниями -у-, -е-, -а-, -ом- Глаголы М. и Ж. род Прилагательные Суффиксы: -еньк-, -оньк-, (ласкательные значения) | ||
Понимание небольшого текста без наглядного сопровождения | 3 | 3 | Ответы на вопросы о прочитанном | ||
Активная речь | 10 | 10 | |||
Накопление словаря; слов, простых предложений | 10 | 10 | |||
Работа над слоговой структурой | 8 | 8 | Двухсложные слова со стечением согласных в середине. | ||
Работа над фразой Обучение употреблению некоторых грамматических форм глагола, существит., прилагательного | 4 | 4 | Предложение из 4х слов: Им.п. ед.ч. + соглас.гл. + 2 завис. от гл. сл.(Вин.п. ед.ч.+ Тв.пад. ед.ч.) Мама режет хлеб Инфинитивная ф. глагола (пить, спать, гулять) | ||
Ответы на вопросы по простой сюжетной картинке | 2 | 2 | У кого? | ||
Работа над силой голоса, речевым дыханием | 8 | 8 | Дуть в трубочку, пропевание гласных, тихо- громко | ||
Артикуляционная гимнастика | 8 | 8 | Открой, закрой глазки. Открой, закрой ротик. Улыбочка, трубочка. Покажи, спрячь язычок. По хмуримся – по удивляемся. Часики. Пузырик. Качелька. |
Календарный учебный график (5)
№ | Тема занятия | Всего | Форма занятия | Кол-во | Формы аттестации/контроля |
1 | Сенсорное развитие (формирование представлений) | 6 | индивидуально | 6 | Вводная диагностика. |
о величине О величине | 2 | 2 | Построение в ряд из 5 величин Группировка (высокий - низкий) Группировка (длинный - короткий) | ||
О форме | 2 | 2 | соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу; производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания; | ||
О цвете | 2 | 2 | вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий - низкий; | ||
2 | Развитие мышления | 6 | 6 | Проведение итоговых занятий. | |
Работа с парными игрушками, картинками | |||||
Решение практических задач с использованием вспомогательных средств, орудий | 1 | 1 | Формировать целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках, с опорой на свой реальный практический опыт Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на картинках Формировать умение выполнять операции сравнения и обобщения | ||
Работа с разрезной картинкой | 5 | 5 | Учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза Учить дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки и др.) учить складывать фигуры из частей (отдельные детали фигуры, элементы конструктора, разборные куклы, разборные машины, домики, самолеты) | ||
Начало предметной классификации | 5 | 5 | Учить словесно определять последовательность событий, употребляя слова сначала, потом, после раскладывания картинок по порядку событий | ||
Формирование количественных представлений | 5 | 5 | Учить осуществлять счет в обратном порядке от трех, четырех Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех, пяти Учить пересчитывать предметы в пределах пяти Учить отмерять условной меркой заданное количество | ||
3 | Развитие Тактильно-двигательного восприятия | 2 | |||
Восприятие и узнавание на ощупь формы (в пределах 4) | 1 | воспринимать на ошупь форму и предметов (Зрительно-тактильное обследование применять при восприятии объемных предметов, зрительно-двигательное — при восприятии плоскостных форм или объектов) Учить выбирать предметы на ощупь по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмет не называть) | |||
дифференцирование предметов по величине (в пределах 4) | 1 | воспринимать на ошупь величину и предметов (Зрительно-тактильное обследование применять при восприятии объемных предметов, зрительно-двигательное — при восприятии плоскостных форм или объектов) | |||
Восприятие и узнавание на ощупь свойств(в пределах двух) | 1 | воспринимать предметы по качеству поверхности (гладкий — шероховатый) Учить выбирать предметы на ощупь по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмет не называть) | |||
4 | Развитие мелкой моторики рук | 5 | 5 | Проведение итоговых занятий. | |
Захват щепотью. | |||||
Соотносящие действия. | |||||
Графо-моторные навыки | 5 | 5 | Учить детей проводить прямую непрерывную линию между двумя волнистыми линиями Учить детей составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части: к середине цветка лепестки, к веточкам листья и т. д.) Учить детей проводить линию пальцем, затем карандашом самостоятельно по заданному образцу Учить детей обводить по контуру простые предметы | ||
5 | Развитие речи | 10 | 10 | Проведение итоговых занятий. | |
Пассивная речь | 10 | 10 | |||
Расширение и обогащение словаря | 10 | 10 | расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. | ||
Узнавание, различение, обобщение предметов на предметных картинках | 5 | 5 | картинки | ||
Узнавание изображения отдельных действий на картинках | 5 | 5 | Противоположные действия | ||
Понимание вопросов по содержанию простой сюжетной картинки | 5 | 5 | У кого? На чем? Чем? Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей | ||
Понимание и выполнение отдельных действий, поручений, инструкций | 5 | 5 | 3х – 4х ступенчатая инструкция с использованием слов: вправо-влево, вперед-назад | ||
Понимание грамматических конструкций с предлогами | 5 | 5 | За-у-с, около, через, под, над | ||
Понимание пространственных отношений | 5 | 5 | Далеко – близко, высоко-низко | ||
Понимание грамматических категорий | 5 | 5 | Учить различать существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. Прилагательные Суффиксы: -еньк-, -оньк-, (ласкательные значения) | ||
Понимание небольшого текста без наглядного сопровождения | 5 | 5 | Ответы на вопросы о прочитанном | ||
Активная речь | 10 | 10 | |||
Накопление словаря; | 10 | 10 | Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении. | ||
Работа над слоговой структурой | 5 | 5 | Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. | ||
Работа над фразой Обучение употреблению некоторых грамматических форм глагола, существит., прилагательного | 5 | 5 | Предложение из 4-5х слов: Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми. | ||
Ответы на вопросы по простой сюжетной картинке | 5 | 5 | Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. | ||
Работа над силой голоса, речевым дыханием | 8 | 8 | Дуть в трубочку, пропевание гласных, тихо- громко | ||
Артикуляционная гимнастика | 8 | 8 | Открой, закрой глазки. Открой, закрой ротик. Улыбочка, трубочка. Покажи, спрячь язычок. По хмуримся – по удивляемся. Часики. Пузырик. Качелька. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, |
Структура занятия
№ | Название раздела | Стартовый уровень | № занятия |
1 | Вводное занятие (диагностика) | 1 | 1 |
2 | Мыслительные операции, математические представления | 5 | 1, 2, 6, 8, 10 |
3 | Сенсорное развитие | 6 | 1, 3, 5, 7, 9, 10 |
4 | Графо-моторные навыки, мелкая моторика | 5 | 1, 2, 5, 7, 10 |
Развитие Тактильно-двигательного восприятия | 2 | 4, 5 | |
5 | Импрессивная речь | 10 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
6 | Экспрессивная речь | 10 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
7 | Общие речевые навыки | 10 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
8 | Заключительное занятие (диагностическое) | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 10 |
2.2. Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение:
I. Неречевые психические процессы.
1. Развитие слухового внимания.
Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки.
- Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы.
- Картотека игр на развитие слухового внимания.
- Презентации MICROSOFT POWER POINT
- Игры компьютерные: домашний логопед, учимся говорить правильно.
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
- Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4);
- Сборные картинки - пазлы;
- Разрезные кубики (из 4 частей).
- «Зашумленные» картинки.
- Черно-белые картинки
- Парные картинки
3.Развитие восприятия (цвет, форма, величина).
- Парные картинки.
- Муляжи овощей, фруктов.
- Игрушечная посуда, мебель.
- Наборы плоскостных геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
- Кубики разных цветов
- Пирамидки (величина, цвет)
- «Почтовый ящик»
- Доска «Сегена»
- Матрешки разного количества
- Вкладыши
- Картинки
II. Звукопроизношение
1.Развитие физиологического дыхания.
- Наборы перышек.
- Воздушные шары, мыльные пузыри.
- Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
- Дудочки.
- Свистки.
2.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- Настенное зеркало.
- Фотографии и картинки с изображением артикуляции.
3. Развитие фонематического слуха и слухового восприятия.
- Карточки — символы гласных и согласных звуков.
- Картотека игр на развитие фонематического слуха.
ІV. Формирование словаря:
Игрушки, муляжи и предметные картинки по лексическим темам:
- Овощи. Фрукты.
- Одежда. Обувь.
- Головные уборы.
- Мебель.
- Посуда. Продукты питания.
- Игрушки.
- Птицы и их детеныши.
- Домашние животные и их детеныши.
- Дикие животные и их детеныши.
- Насекомые.
- Транспорт.
- Предметы быта.
- Временагода
Презентации по словообразованию
- Презентации для Формирования грамматического строя речи.
- Презентации для формирования фразы (работа над структурой предложения).
- Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер).
Картинки
- «Погремушка. Вижу-не вижу» (карточки для зрительного восприятия) Бернардская М.А.
- «Погремушка. Про жесты» Громва О.Е. (сюжетные картинки)
- «Погремушка. Ай, да ты!» Музыкальное развитие. Выродова И.А. (сюжетные картинки)
- «Погремшка. Ку-ку, вот и я» Игры с показом и называнием. Разенкова Ю.А. (сюжетные картинки)
- «Погремушка. Чмок-чмок» Эмоциональное развитие. Кирюнина В.О.
- «Погремушка. Шаг за шагом» Развитие движений. Разенкова Ю.А.
- «Погремушка. Про жесты» Речь. Важные слова. Громва О.Е.
- «Мои первые слова» Одежда+опросник. (предметные картинки)
- «Мои первые слова» Игрушки, транспорт+опросник. Громова О.Е. (предметные картинки)
- «Мои первые слова» Дом, комнаты, оборудование +опросник. Громова О.Е. (предметные картинки)
- «Мои первые слова» Занятия ребенка +опросник. Громова О.Е. (сюжетные картинки)
- «Мои первые слова» Предлоги и наречия + опросник. Громова О.Е. (сюжетные картинки)
- «Мои первые слова» Предметы быта + опросник. Громова О.Е. (предметные картинки)
- «Мои первые слова» Жесты + опросник. Громова О.Е. (сюжетные картинки)
- «На пути к сказке» Развитие речи. Гризик Т.И.
- «Познаем мир» Развивающие игры с карточками. Безруких М.М., Фиппова Т.А.
- «Времена года» Развивающая игра.
- «Овощное лото» Игра с загадками про овощи.
- Демонстрационный материал. Математика для детей 3-4 лет. Колесникова Е.В.
- Игры с куклой. (сюжетные картинки)
Серия сюжетных картинок:
- Сюжетные картинки первого года жизни А4 (Киса, Ляля, Мишка, Собачка)
- «Окружающий мир» Зима. Дидактический материал С. Вахринцева.
- «Окружающий мир» Весна. Дидактический материал С. Вахринцева.
- «Окружающий мир» Лето. Дидактический материал С. Вахринцева.
- «Окружающий мир» Осень. Дидактический материал С. Вахринцева.
- «Окружающий мир» Фрукты. Дидактический материал С. Вахринцева.
- «Наши чувства и эмоции» Демонстрационный материал.
- «Контрасты».
- «Транспорт» часть 1. Демонстрационный материал.
- «Транспорт» часть 2. Демонстрационный материал.
V. Психические процессы (развитие психического восприятия).
- Парные картинки
- Разрезные картинки – Мебель.
- Разрезные картинки – Домашние животные.
- Разрезные картинки – Посуда.
- Разрезные картинки – Посуда.
- Разрезные картинки – Игрушки.
- Разрезные картинки – Одежда.
- Разрезные картинки – Одежда, обувь.
- Разрезные картинки – Овощи и фрукты.
- Набор кубиков (с картинками)
Дидактические игры:
- «Назови одним словом».
- «Подбери по смыслу».
- «Зайцы, прячьтесь!» Сенсорное развитие, игры. Барчан Т.А., Янушко Е.А.
- «Картинки-половинки».
- «Картинки-половинки» (Развитие внимания, логического мышления, речи).
- «Во саду ли, в огороде».
- «Лото детское» Геометрические фигуры.
- «Лото детское» Растительный мир.
- «Лото детское» Животный мир.
- «Лото детское» Предметы.
- «Малыши и краски» Развивающая игра.
- Парные картинки «Транспорт»
- Парные картинки «Птицы»
- «Первые шаги» Большие и маленькие.
Театры:
- «Томик» Курочка Ряба.
- «Томик» Колобок.
- «Томик» Теремок.
- «Томик» Транспорт.
VI. Развитие мелкой моторики.
- Шары.
- Мячи.
- Ленты и веревочки
- Пластилин.
- Пазлы.
- Массажные щетки.
- Мелкие игрушки.
- Бусы.
- Шнуровки.
- Пуговицы.
- Мозаики.
- Массажные мячи.
- Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук.
- Индивидуальные доски.
Карандаши
2.3. Формы аттестации
Формы контроля
В начале, конце проводится педагогическая диагностика (диагностическое занятие) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого ребенка, к ним относятся:
- день приема (заполняется Бланк первичной оценки функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья ребенка, домен 3, Научение и применение знаний
- заполняется первичный и выписной эпикриз
- бланк посещения занятий
- идивидуальный образовательный маршрут
- оценивается результативность
2.4. Оценочные материалы
Углубленная диагностика проводится на основе пособия «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой.
2.5. Методические материалы
Вариативные программно-методические комплексы | * Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; * «Корекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева; *«Программой воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта». Дедюхина Г.В., Худенко Е.Д., Кириллова Е.В., Шаховская С.И, Марунова Л.А. *Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева |
2.6. Список литературы
- Баряева Л.Б. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. – Спб, 2005.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль, 2000.
- Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., Владос, 2001.
- Мамайчук И.А. Коррекционная помощь детям –аутистам. – Спб, 2011.
- Архипова, Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- О.С. Никольская Е.Р. Баенская
М.М. Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи. Особенности психического развития аутичного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика» (стартовый уровень)
В программе представлены два модуля: «Ритмика» и «Креативное творчество». Все модули объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2021 - 2022год
Данная Рабочая программа учителя-дефектолога разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья Специализированног...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста Направленность: физкультурно-оздоровительная Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Ранний, преддошкольный и дошкольный возраст - исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»
коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Говорим по-английски» (стартовый уровень). Возраст учащихся: 8-10 лет. Срок реализации: 1 год.
Программа «Говорим по-английски» имеет социально-педагогическую направленность и представляет собой вариант программы организации дополнительной деятельности школьников. Данная программа н...