Рабочая программа по учебному предмету Этика 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами. Предназначена для обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_9_kl.docx | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Этика» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- Учебный план образовательной организации.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Цель предмета «Этика»: научить учащихся с ограниченными возможностями здоровья производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности.
Задачи предмета «Этика»:
-обучить учащихся адаптивной школы элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе;
- ориентировать их на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др
- развивать социальный опыт;
- развивать когнитивную и эмоциональную сферы учащихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков этики предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование);
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа по этике в 9 классе включает следующие разделы:
1.Условия, влияющие на деятельность человека
2.Взаимоотношения в семье
1.Условия, влияющие на деятельность человека предполагает знакомство учащихся с новыми понятиями по теме. Учит приводить примеры влияния совести на поведение личности, способствует коррекции эмоционально-волевой сферы, глубины и устойчивости чувств, поведения в различных ситуациях, включает подростка в реальные социальные отношения, способствует самореализации в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставляет возможность более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими
2.Взаимоотношения в семье
В процессе работы по данному разделу формируются простейшие представления о понятиях любовь и счастье, умение высказывать свое отношение к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах, происходит социализация в кругу бытовых понятий, предоставляется возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, бесконфликтного общения со взрослыми и ровесниками
- Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 9 класса имеется предмет «Этика». На изучение данного предмета в учебном плане в 9 классе отводится 1 часа в неделю.
В учебном году на курс русского языка отводится часов.
Итого за год:
в I четверти - во II четверти - в III четверти - в IV четверти –
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
-иметь представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
- меры ответственности человека за свои поступки.
-правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;
- историю происхождения некоторых этических норм;
- основные разделы права: семейное, уголовное, административное, трудовое;
- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка
-о проблемах создания и сохранении семьи, об эмоциональных, социальных аспектах проблем взаимоотношения полов;
-приемы, способы разрешения возможных конфликтов в семье
- правила приличия, нормы поведения в различных ситуациях
- этические правила в поведении юноши и девушки
- правовые основы семейно – брачных отношений
- обязанности и права в молодой семье
-права и обязанности родителей
- отношения с родителями — самые важные отношения для каждого человека.
- семья – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
- о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье
- нравственные правила общения, принятые в семье
- терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать деяния, направленные против другой личности;
-анализировать свои чувства и желания относительно понятий люблю, нравится;
-примерно планировать ведение семейного хозяйства
- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями
- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин
-наиболее распространенные причины распада семьи
- Содержание программы
Условия, влияющие на деятельность человека
Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Семья Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Нравственность и сексуальность. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.
6. Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во ч. | Дата | Словарь | Наглядность | ||||
9а | 9б | ||||||||
Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч) | |||||||||
1 | Долг, совесть, общественное мнение, их влияние на личность | 1 | Долг | Словарь | |||||
2 | Свобода, необходимость, ответственность, их роль (в поведении, принятии решений) | 1 | Свобода, необходимость, ответственность | Словарь | |||||
3 | Свобода выбора и мера ответственности за поступки | 1 | Свобода, ответственность | Словарь | |||||
4 | Что такое мораль и право. Взаимосвязь морали и права | 1 | Мораль, право | Словарь | |||||
5 | История происхождения правовых норм | 1 | Правовая норма | Словарь, презентация | |||||
6 | Деяние, направленное против другой личности (против здоровья, жизни, оскорбление чести и достоинства личности, лишение имущества) | 1 | Деяние | Словарь | |||||
7 | Наказание за проступки | 1 | Проступок | Словарь | |||||
8 | Основные разделы права (семейное, уголовное, административное, трудовое, вопросы, решаемые каждым из разделов) | 1 | Семейное уголовное, административное, трудовое | Словарь, карточки | |||||
9 | Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодекса) | 1 | Правонарушение, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс | статьи Уголовного, Гражданского кодекса, словарь | |||||
10 | Нравственное и безнравственное поведение человека (их оценка обществом, государством) | 1 | Нравственное, безнравственное | Словарь | |||||
Взаимоотношения в семье (24 ч) | |||||||||
11 | Что такое любовь и счастье (многозначность понятий) | 1 | Любовь, счастье | Словарь, схема | |||||
12 | Представление о счастье у разных людей (работа, семья, достаток) | 1 | Карточки | ||||||
13 | Кого и за что можно любить? (восприятие лиц противоположного пола, требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение) | 1 | Партнер | Словарь, презентация | |||||
14 | Влюбленность и любовь. Романтическая любовь | 1 | Влюбленность | Словарь, презентация | |||||
15 | Нравственность и сексуальность | 1 | Нравственность, сексуальность | Словарь, презентация | |||||
16 | Почему ссорятся влюбленные? Как прощать обиды? | 1 | Обида, прощение | Словарь, презентация | |||||
17 | Этика взаимоотношений юноши и девушки (любовь, общность интересов, взглядов, целей) | 1 | Этика взаимоотношений | Словарь, презентация | |||||
18 | Брак и его мотивы (пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми) | 1 | Брак | Словарь, схема | |||||
19 | Молодая семья и ее первые шаги в жизни (помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение) | 1 | Терпимость | Словарь | |||||
20 | Социальные роли молодоженов: муж, жена | 1 | Социальная роль | Словарь | |||||
21 | Взаимопомощь в молодой семье | 1 | Взаимопомощь | Словарь, схема | |||||
22 | Что такое материнство, отцовство. Родительский долг (ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка) | 1 | Материнство отцовство, родительский долг | Словарь, иллюстрации | |||||
23 | Воспитание малыша в молодой семье (формирование общих взглядов на процесс воспитания детей) | 1 | Процесс воспитания | Словарь | |||||
24 | Взаимоотношения с родителями, родственниками (материальная и духовная связь с родителями) | 1 | Взаимоотношения | Словарь | |||||
25 | Экономика и быт молодой семьи (источники дохода семьи, распределение бюджета, постоянные ежемесячные расходы, потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм) | 1 | Экономика, быт, вещизм | Словарь, схема | |||||
26 | Организация и ведение домашнего хозяйства (домашняя экономика, планирование семейного бюджета, резервы экономии в семье) | 1 | Бюджет, домашняя экономика | Словарь, схема | |||||
27 | Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции | 1 | Привычка, традиция | Словарь, иллюстрации | |||||
28 | Нравственный портрет семьи (нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей) | 1 | Нравственный портрет | Словарь | |||||
29 | Мода: происхождение, история, роль (знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию, роль моды в настоящее время, правильное отношение к моде (свой стиль, соответствие материальным возможностям) | 1 | Мода, стиль | Словарь, презентация | |||||
30 | Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа (неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи) | 1 | Конфликт | Словарь | |||||
31 | Предотвращение конфликтов, способы их разрешения (способность членов семьи согласовывать свои действия, добиваться благополучного психологического самочувствия во взаимоотношениях) | 1 | Конфликт | Словарь | |||||
32 | Причины распада семьи. Развод (ссоры, конфликты, семейные скандалы, нравственное поведение в ситуации развода) | 1 | Конфликт, скандал, ссора, развод | Словарь | |||||
33-34 | Знакомство с положениями Гражданского кодекса (судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества) | 2 | Гражданский кодекс, имущество | Словарь, положения Гражданского кодекса, карточки |
- Учебно-методические средства обучения.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева -М.: Просвещение, 2010 год.
- Л.Миллер «Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона», Москва. Центрополиграф, 2009 год.
- Интернет ресурсы:
http://Pedsovet.ru
8. Материально-техническое обеспечение
Экранно-звуковые пособия
2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
3.Презентации, соответствующие содержанию обучения.
Технические средства обучения
- Мультимедийный проектор.
- Моноблок intel Pentium
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное образовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат »
(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)
________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ
«Калачинская адаптивная
школа-интернат»
_________________ Козицкая Н.В.
(подпись) « ___________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЭТИКЕ
для 9 ых классов
Составитель: учитель Диппель Л.А______________
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения
« » ___________ 20___ г., протокол № 1
Руководитель методического объединения Диппель Л.А____ _________
(подпись)
Рабочая программа согласована на МС _______________
(подпись)
« »___________ 20__г., протокол №
Калачинск, 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа поэлективному предмету 11 класс химияПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов, с целью подготовки их к сдаче вступительных экзаменов по химии в вузы химико-физического профиля и государственного аттес...
рабочие программы по предметам 3 класс
Рабочие программы по предметам 3 класс УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам 4 класса коррекционной школы 8 вида
Рабочие программы по предметам 4 класса коррекционной школы 8 вида составлены на основе программы начальных классов под редакцией В.Воронковой,2009г.,"Просвещение"...
рабочие программы по предметам 9 класс (умеренная и тяжёлая умственная отсталость)
Программы составлены на основе «программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Баряевой Л.Б.. Содержит : титульный лист, пояснительную записку, требования к...
Рабочая программа по предмету "Этика"
В материале представлена рабочая программа по предмету "Этика" для обучающихся 11 классов с нарушением интелекта (сложная структура дефекта)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом М...
Рабочая программа по предмету "Этика" 10 - 12 классы
Разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...