Рабочая программа по предмету "Этика"
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме
В материале представлена рабочая программа по предмету "Этика" для обучающихся 11 классов с нарушением интелекта (сложная структура дефекта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_programma_egorova_t.n.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол №5 от «04» мая 2018г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №19 от «07» мая 2018г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ____________А.В. Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Этика»
для обучающихся 11 класса
(сложная структура дефекта)
Разработана на основе программно – методического обеспечения для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.В. Платоновой.
Составитель:
Егорова Т.Н.
педагог - психолог
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по этике для 11 классов для учащихся с нарушением интеллекта (сложная структура дефекта) разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф.3 на основе:
- ФГОС. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программно – методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида под редакцией А.М.Щербаковой, Н.В. Платоновой.
- Учебного плана ГБОУ Шкала №854 (отделения для детей с ОВЗ) на 2018 – 2019 учебный год.
Цель программы учебного предмета «Этика» состоит в формировании у обучающихся с умственной отсталостью нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения.
Программа направлена на решение следующих задач:
- расширение знаний о себе, своих особенностях;
- формирование культуры общения;
- развитие и закрепление навыка взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развитие умения анализировать, критично оценивать и конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
- развитие умения сочувствовать и сопереживать;
- ориентирование учащихся в брачно-семейных отношениях, развитие навыка строить адекватные отношения с близкими людьми;
- развитие ответственности за собственные поступки, поведенческие проявления, умения сопротивляться групповому давлению;
- обогащение и активизация словаря.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью (сложная структура дефекта), в соответствии с уровнем их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. При сообщении нового материала используется имеющийся опыт учащегося, как база для расширения знаний, развития умений и практических навыков. Для закрепления теоретических знаний обучающихся предусмотрены практические занятия.
Программа имеет следующие разделы:
- Введение (2ч.)
Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика». В этой части раскрываются цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учащихся сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.
- «Я и мой внутренний мир»
В процессе работы по данному разделу формируются элементарные представления учащихся о себе, своих особенностях и возможностях.
Изучение тем данного раздела предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулирует учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу собственных особенностей дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание важности и значимости изменений, работы над особенностями, которые отрицательно влияют на собственное состояние и отношения с другими людьми.
- «Я и мои нравственные представления»
При изучении данного раздела у обучающихся формируются и закрепляются элементарные представления о добре и зле, о нравственных и безнравственных поступках, об ответственности за собственные поступки и поведение.
Изучаемые темы являются достаточно сложными для понимания учащимися с нарушением интеллекта, поэтому при их изучении не следует использовать сложные, отвлеченные категории и примеры. Нужно опираться на личный опыт учащихся, их конкретные дела и поступки, подвести их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные — злом. В этой теме необходимо раскрыть положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности человека. А также сформировать у обучающихся личную ответственность за собственные поведенческие и эмоциональные проявления и поступки. При этом важно закрепление теоретических сведений практическими заданиями – выполнение упражнений, разбор жизненных ситуаций, ролевые игры, проблемные ситуации.
- «Я и окружающий мир».
В ходе работы по изучению данного раздела необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью.
Важно сформировать у обучающихся понимание значимости и важности семьи (или людей ее заменяющих).
Основными направлениями в работе по этому разделу должны являются: формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами; особенностях влияния группы и развитие навыка сопротивления групповому давлению, формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, возможностях и способах их преодоления. Значение семьи в жизни человека, места и роли ребенка в семье, правил поведения в семье с родными и близкими.
Курс «Этика» проводится в 11 классах 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Количество часов, отведенных для изучения той или иной темы, может быть изменено учителем в зависимости от специфики усвоения материала учащимися. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно – поисковые задачи, ролевые игры, элементы тренинга, деловые игры, работы с психологическими тестами, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета).
Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.
Учитывая психофизические особенности, уровень развития когнитивных процессов учебный материал предлагается с целью ознакомления с элементарными этическими представлениями на доступном для обучающихся уровне.
Программа имеет без оценочную систему прохождения материала.
Ожидаемые результаты на конец учебного года в 11 классе:
- понятие о предмете «этика», правилах, регулирующих отдельные поступки людей;
- представление о своих индивидуальных особенностях;
- представление о добре и зле
- понятие о нравственном и безнравственном поведении;
- понятие о свободе и мере ответственности за свои поступки;
- представление о дружбе и об умении выстраивать отношения со сверстниками и в коллективе;
- представление о типах дружеских отношений;
- понятие о конфликтах и поведении в конфликтных ситуациях;
- представление о значении семье и о родственных связях в семье;
- представление об общении и правилах поведения в семье с родными и близкими людьми.
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
Введение. | 2 | |
Понятие о предмете «этика». | 1 | |
Необходимость знаний о нормах поведения. | 1 | |
Я и мои особенности | 15 | |
Кто я? Какой я? Что я знаю о себе. | 2 | |
Мои недостатки и достоинства. | 2 | |
Я глазами других. Как меня видят окружающие. | 2 | |
Мои чувства и эмоции. | 2 | |
Нужно ли управлять своими чувствами и эмоциями. Работа с ситуациями. | 2 | |
Умею ли я сочувствовать, сопереживать? | 2 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 1 | |
Работа со сказкой «Страна чувств». Рисунок по сказке. | 1 | |
Обобщающее занятие по разделу | 1 | |
Я и мои нравственные представления | 15 | |
Что такое добро и зло? | 2 | |
Понятие о поступках и поведении. | 1 | |
Нравственное и безнравственное поведение. Работа с ситуациями. | 2 | |
Влияние добрых и неправильных поступков на характер человека. | 1 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 1 | |
Свобода и ответственность. | 1 | |
Работа с ситуациями. | 1 | |
Ответственность человека за собственные поступки (правонарушения). | 2 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 1 | |
Что такое счастье? Что необходимо человеку для счастья? | 2 | |
Обобщающее занятие по разделу | 1 | |
Я и окружающий мир | 23 | |
Я среди других. Расскажи мне о себе. | 2 | |
Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор. | 2 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 2 | |
Я и мои друзья | ||
Что такое дружба? Для чего нужна дружба? | 1 | |
Как возникают дружеские связи? Работа с ситуациями. | 2 | |
Правила общения со сверстниками, друзьями. | 1 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 1 | |
Влияние группы. Сопротивление групповому давлению. Работа с ситуациями. | 2 | |
Я и мои «колючки». Почему возникает конфликт? | 2 | |
Поведение в конфликтных ситуациях. Работа с ситуациями. | 2 | |
Учимся договариваться. Работа с ситуациями. | 2 | |
Как простить обиду | 1 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 1 | |
Тест «Какой я друг» | 1 | |
Коллективная работа «Наша группа». | 1 | |
Я и моя семья | 13 | |
Семья в жизни человека. Влияние семьи на формирование личности. Рисунок «Моя семья» | 2 | |
Место и роль ребенка в семье. Значение родителей для ребенка. | 2 | |
Связи в семье: родственные, духовные, дружеские. | 1 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 1 | |
Общение и правила поведения в семье с родными и близкими людьми. | 2 | |
Конфликты в семье и правила их преодоления. | 2 | |
Практическое занятие по закреплению теоретических знаний. | 1 | |
Качества человека, значимые для семейной жизни. | 1 | |
Обобщающее занятие по разделу | 1 | |
Литература
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1987
- Волович А.И.. Этика и этикет. Москва, «Школьная пресса», 2005
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д:, 2004.
- Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике, "Родина", М., 1997.
- Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов н/Д, «Феникс», 2002.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. М:, 1991.
- Ладыженская Т.А. Речевые уроки М., "Просвещение", 1995.
- Мушинский В.О. Азбука гражданина. М:, 1996.
- Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПб.: Речь 2007.
- Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта», СПб.: «Просвещение», 2006.
- Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002.
- Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Трошихиной Е.Г. СПб.: 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...