Рабочая программа по предмету "Этика"
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлена рабочая программа по предмету "Этика" для обучающихся 11 классов с нарушением интелекта (сложная структура дефекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_programma_egorova_t.n.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол №5

от «04» мая 2018г.

«Принята»

 на педагогическом совете

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 854

____________А.В. Курсаков

Рабочая программа

по учебному предмету «Этика»

для обучающихся 11 класса

(сложная структура дефекта)

Разработана на основе программно – методического обеспечения для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.В. Платоновой.

Составитель:

Егорова Т.Н.

педагог - психолог

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по этике для 11 классов для учащихся с нарушением интеллекта (сложная структура дефекта)  разработана в соответствии с Федеральным законом

«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф.3 на основе:

  • ФГОС. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Программно – методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида под редакцией А.М.Щербаковой, Н.В. Платоновой.
  •  Учебного плана ГБОУ Шкала №854 (отделения для детей с ОВЗ) на 2018 – 2019 учебный год.

      Цель программы учебного предмета «Этика»  состоит в формировании у обучающихся с умственной отсталостью нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения. 

   Программа направлена на решение следующих задач:

  • расширение знаний о себе, своих особенностях;
  • формирование культуры общения;
  • развитие и закрепление навыка  взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • развитие умения анализировать, критично оценивать и конструктивно действовать в  конфликтных ситуациях;
  • развитие умения сочувствовать и сопереживать;
  • ориентирование учащихся в брачно-семейных отношениях, развитие навыка строить адекватные отношения с близкими людьми;
  • развитие ответственности за собственные поступки, поведенческие проявления, умения сопротивляться групповому давлению;
  • обогащение и активизация словаря.

   Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью (сложная структура дефекта),  в соответствии с уровнем их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. При сообщении нового материала используется имеющийся опыт учащегося, как база  для расширения знаний, развития умений и практических навыков. Для закрепления теоретических знаний обучающихся предусмотрены практические занятия.

  Программа  имеет следующие  разделы:

  • Введение (2ч.)

     Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика». В этой части  раскрываются цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учащихся сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

  • «Я и мой внутренний мир»

    В процессе работы по данному разделу формируются  элементарные представления учащихся о себе, своих особенностях и возможностях.

   Изучение тем данного раздела предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулирует учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу собственных особенностей дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание важности и значимости изменений, работы над особенностями, которые отрицательно влияют на собственное состояние и отношения с другими людьми.

  • «Я и мои нравственные представления»

     При изучении данного раздела у обучающихся формируются и закрепляются элементарные представления о добре и зле, о нравственных и безнравственных поступках,  об ответственности за собственные поступки и поведение.

    Изучаемые темы  являются достаточно сложными для понимания учащимися с нарушением интеллекта, поэтому при их изучении не следует использовать сложные, отвлеченные категории и примеры. Нужно опираться на личный опыт учащихся, их конкретные дела и поступки, подвести их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные — злом. В этой теме необходимо раскрыть положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности человека. А также сформировать у обучающихся личную ответственность за собственные поведенческие и эмоциональные проявления и поступки.   При этом важно закрепление теоретических сведений практическими заданиями – выполнение упражнений, разбор жизненных ситуаций, ролевые игры, проблемные ситуации.

  • «Я и окружающий мир».

   В ходе работы по изучению данного раздела  необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью.

   Важно сформировать у обучающихся понимание значимости и важности семьи (или людей ее заменяющих).

   Основными  направлениями в работе по этому разделу должны являются: формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами; особенностях влияния группы и развитие навыка сопротивления групповому давлению, формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, возможностях и способах их преодоления. Значение семьи в жизни человека, места и роли ребенка в семье, правил поведения в семье с родными и близкими.

      Курс «Этика» проводится в 11 классах 2 часа в неделю, 68 часов в год.

   Количество часов, отведенных для изучения той или иной  темы, может быть изменено учителем в зависимости от специфики усвоения материала учащимися. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.

   В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно – поисковые задачи, ролевые игры, элементы тренинга, деловые игры, работы  с психологическими тестами, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета).

   Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

  Учитывая психофизические особенности, уровень развития когнитивных процессов учебный материал предлагается с целью ознакомления с элементарными этическими представлениями на доступном для  обучающихся уровне.

 Программа имеет без оценочную систему прохождения материала.

Ожидаемые результаты на конец учебного года в 11 классе:

  • понятие о предмете «этика», правилах, регулирующих отдельные поступки людей;
  • представление о своих индивидуальных особенностях;
  • представление о добре и зле
  • понятие о нравственном и безнравственном поведении;
  • понятие о свободе и мере ответственности за свои поступки;
  • представление о дружбе и об умении выстраивать отношения со сверстниками и в коллективе;
  • представление о типах дружеских отношений;
  • понятие о конфликтах и поведении в конфликтных ситуациях;
  • представление о значении семье и о родственных связях в семье;
  • представление об общении и правилах поведения в семье с родными и близкими людьми.

п/п

Разделы и темы

Количество часов

Введение. 

2

Понятие о предмете «этика».

1

Необходимость знаний о нормах поведения.

1

Я и мои особенности

15

Кто я? Какой я? Что я знаю о себе.

2

Мои недостатки и достоинства.

2

Я глазами других. Как меня видят окружающие.

2

Мои чувства и эмоции.

2

Нужно ли управлять своими чувствами и эмоциями. Работа с  ситуациями.

2

Умею ли я сочувствовать, сопереживать?

2

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

1

Работа со сказкой «Страна чувств». Рисунок по сказке.

1

Обобщающее занятие по разделу

1

Я и мои нравственные представления

15

Что такое добро и зло?

2

Понятие о поступках и поведении.

1

Нравственное и безнравственное поведение. Работа с ситуациями.

2

Влияние добрых и неправильных поступков на характер человека.

1

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

1

Свобода и ответственность.

1

Работа с  ситуациями.

1

Ответственность человека за собственные поступки (правонарушения).

2

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

1

Что такое счастье? Что необходимо человеку для счастья?

2

Обобщающее занятие по разделу

1

Я и окружающий мир

23

Я среди других. Расскажи мне о себе.

2

Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор.

2

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

2

Я и мои друзья

Что такое дружба? Для чего нужна дружба?

1

Как возникают дружеские связи? Работа с ситуациями.

2

Правила общения со сверстниками, друзьями.

1

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

1

Влияние группы. Сопротивление групповому давлению. Работа с ситуациями.

2

Я и мои «колючки». Почему возникает конфликт?

2

Поведение в конфликтных ситуациях. Работа с ситуациями.

2

Учимся договариваться. Работа с ситуациями.

2

Как простить обиду

1

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

1

Тест «Какой я друг»

1

Коллективная работа «Наша группа».

1

Я и моя семья

13

Семья в жизни человека. Влияние семьи на формирование личности. Рисунок «Моя семья»

2

Место и роль ребенка в семье. Значение родителей для ребенка.

2

Связи в семье: родственные, духовные, дружеские.

1

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

1

Общение и правила поведения в семье с родными и близкими людьми.

2

Конфликты в семье и правила их преодоления.

2

Практическое занятие по закреплению теоретических знаний.

1

Качества человека, значимые для семейной жизни.

1

Обобщающее занятие по разделу

1

Литература

  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1987
  2. Волович А.И.. Этика и этикет. Москва, «Школьная пресса», 2005
  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д:, 2004.
  4. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике, "Родина", М., 1997.
  5. Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов н/Д, «Феникс», 2002.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.
  7. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. М:, 1991.
  8. Ладыженская Т.А. Речевые уроки М., "Просвещение", 1995.
  9. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М:, 1996.
  10. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПб.: Речь 2007.
  11. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта», СПб.: «Просвещение», 2006.
  12. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002.
  13. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Трошихиной Е.Г. СПб.: 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...