Методическая тема "Прикладная и практическая направленность школьного курса биологии в 8-ом классе"
методическая разработка
Анализ работы по внедрению разных методов и приемов, направленных на то, чтобы показать обучающимся как знания, полученные в школе могут пригодиться им в поседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_2020.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Работа выполнена учителем биологии
Веселовой Т.П.
Санкт-Петербург
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение. Актуальность выбранной темы.
- Приоритетные задачи обновления содержания школьного курса биологии.
- Особенности содержания школьного курса биологии.
- Задачи учителя - показать учащимся, что дают им знания, полученные на уроках биологии для жизни.
- Практическая работа по приобретению знаний на уроках биологии в стенах нашей школы обучающимися 8-х классов, которые находили применение в повседневной жизни.
- Заключение.
- Литература.
Лавина информации и мнимой легкости ее поиска, виртуальная среда, вещи, рассчитанные на короткий срок службы. Таких масштабных и быстрых перемен человечество еще не знало. Поэтому перед школой стоит следующая задача : нужно учить навыкам двадцать первого века. В последнее время очень часто слышим о необходимости реформы образования.
Наше время - время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующие в различных ситуациях, творчески решающие возникающие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью.
Министр просвещения О. Ю. Васильева в своем выступлении сказала:
«Школа должна помогать ребятам мыслить, реально представлять ситуацию и переносить знания в практическую плоскость. Поэтому мы планируем менять подходы к задачам в средней школе. Хорошо, когда ученик может рассказать, чему его научили на уроке, но применить знания на практике – совсем иная новая качественная плоскость».
Современное педагогическое образование нуждается в переосмыслении и роли учителя. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учит и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.
Учитель должен быть не "транслятором знаний", а помощником в их приобретении. Не "судьей праведным", наказывающим детей за ошибки, а наставником, понимающим, что ошибки и есть главный ресурс в приобретении знаний, что их надо не бояться, а уметь использовать в обучении, а иногда и не замечать, если они не мешают пониманию.
Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является усиление роли личности учащегося в образовании, что требует новых подходов к построению содержания образования и методам его предъявления в учебном процессе.
Приоритетной задачей обновления содержания школьного курса биологии признается задача усиления его прикладной и практической направленности. Особенно остро стоит вопрос перед учителем биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитать думающего человека, умеющего разумно относится к природе, беречь, сохранять её, но и дать ученику такие знания, которые нужны ему в жизни, которые научат его применять эти знания в практической жизни.
Практическая направленность в преподавании биологии одно из основных требований к уроку.
Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья».
Великий Конфуций говорил:"Послушайте - и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете".
Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%.
Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи, происходит самоутверждение личности подростка.
В последнее время все чаще звучат негативные оценки состояния естественнонаучного образования. Проведенные исследования позволили выявить некоторые недостатки в естественнонаучной подготовке обучающихся школ России, например, неумение применять полученные знания в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни; недостаточное развитие пространственных представлений; неумение интегрировать естественнонаучные знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире. Вместе с тем школьники хорошо владеют фактологическим материалом, умеют решать типовые задачи, но испытывают затруднения в понимании сущности нестандартно поставленных вопросов, при решении нестандартных комбинированных задач. В их сознании абстрактные понятия оторваны от практики. Все это говорит о необходимости работы по усилению практической направленности в обучении биологии и другим естественнонаучным дисциплинам и о том, что необходимо менять акценты в учебно-воспитательных задачах учебных предметов.
Биология, как учебные предметы, призваны совместно с другими естественнонаучными дисциплинами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту, в природе. Изучение биологии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и вооружить обучающихся знаниями, необходимыми для практической деятельности.
Важно, чтобы умения, приобретенные на уроках, находили применение в повседневной жизни. Только в этом случае они будут интересны и понятны обучающимся. А это в свою очередь будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету, внутренней мотивации учения. Многие естественно-научные предметы превратились из экспериментальных в излишне теоретизированные, так называемые «меловые» дисциплины. На 33% сократилось количество часов на изучение биологии. Возникли противоречия между увеличивающимся объемом учебного материала по предмету, и снижением потенциальных возможностей учащихся, низким уровнем развития общеучебных умений и навыков.
Кроме того, психологами и физиологами давно установлено, что перегрузка, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала школьников определяется даже не столько числом учебных часов, сколько психологическим настроем, интересом ребят к изучаемому предмету.Как же решить проблему оптимального обучения школьников биологии?
Согласно концепции Л.Б. Ительсона, для того, чтобы новые знания усваивались учащимся, он должен «видеть» («чувствовать») их полезность. Стимул обучения – практическая значимость знаний для самих школьников. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Карнеги).
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления обучающимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Научить использовать полученные знания по биологии в практической жизни.
Готовя материал для уроков в 8-ом классе, я стараюсь заботиться о его актуальности и полезности для обучающихся. Моя главная задача - показать ребятам, что дают им знания, полученные на уроках биологии для жизни. Конечно, совсем не просто для каждого урока находить то, что пригодится школьникам в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. Современных подростков, а особенно с девиантным поведением, не убеждают уверения в том, что им это нужно «для общего развития» или что они «просто обязаны» учиться.
Вывод о необходимости усиления внимания к прикладной направленности в преподавании биологии является в настоящее время как никогда актуальным. Однако, прикладная сторона преподавания – не самоцель, ее необходимо усиливать и тесно увязывать с теоретическим курсом, который должен оставаться систематическим. Именно поэтому, я стараюсь строить систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по биологии с прикладными умениями и навыками. Курс изучения человека, как биологического объекта, максимально приближен к этим целям.
Главная идея в моей педагогической практике – максимально раскрыть перед обучающимися спектр приложений биологических знаний; основная задача – передать свою увлеченность предметом молодому поколению.
Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод.
Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания.
Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии И. Н. Пономаревой и планированием к ним. В качестве дополнения использую задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно- творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие мышление, ввела уровневую дифференциацию. Всего за год планируется провести 8 зачетов и 18 лабораторных работ. Я предлагаю несколько приемов по реализации прикладной направленности, которые используются мной на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, темы урока, особенностей класса. Все приемы появлялись постепенно, часть из них заимствована из опыта других учителей; часть из книг, методических пособий, часть – придумывала сама.
Идею усиления прикладной и практической направленности можно реализовывать как в классно-урочной системе, так и во внеурочной деятельности. Формирование практической направленности у учащихся провожу с помощью:
В классно-урочной системе:
1.При решении различного типа задач.
- интегрированных задач (с привлечением исторических данных, литературы, физики, математики)
- расчетных задач прикладной направленности (с медицинским и фармацевтическим, экологическим содержанием)
- выполнение лабораторных работ по темам
- самонаблюдения
Для развития понятий используются и различные виды изобразительной наглядности (таблицы, схемы, рисунки, фото, и т.д.).
- заполнение таблиц
- выполнение обучающих рисунков
- работы с микроскопом
2.Использование практических вопросов и заданий в зачетах. Зачетные задания имели вопросы, связанные с жизненными ситуациями, с оказанием первой помощи, с историческими легендами, с интересными фактами и цифрами человеческого организма. С ними ребята справлялись по-разному.
- вопросы
Вопросы,связанные с повседневной жизнью.
Вопросы зачетов, связанные с первой помощью и профилактикой болезней.
Вопросы интересного, познавательного уровня, связанные с цифрами и легендами.
Вопросы связанные с применением знаний биологии в строительстве.
- ребусов
Хочется отметить, что такие задания очень нравятся ребятам. Они активно включаются в работу, размышляют, обсуждают, учатся общаться с группой.
Особенно хорошо с работой справлялись Гребенников А., Майструк П., Покровский С., Николаевский Р. Трудно давались задания для Софьина Р., Гнатюка Р. Нестабильно, по настроению работал Диденко С., его приходилось постоянно вовлекать в процесс обучения, нацеливать на выполнение задания, держать на визуальном контроле.
В этом учебном году открытый урок «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат организма» был весь построен на применении обучающимися усвоенных знаний на практике. В ходе работы ребята вспоминали материал, который проходили и по другим темам. Они ловко определяли свой пульс, сравнивая его с нормой; высчитывали энергетические траты во время проведения уроков в школе, используя математическую формулу; учились составлять меню полдника, применяя правила рационального питания. Урок сопровождался не только стандартными знаниями, но использовался материал с новыми современными тенденциями по данной теме.
Особую роль в осуществлении прикладной напрвленности обучения биологии носит проведение ежегодных предметных недель.
Во внеурочной деятельности:
1. В рамках предметной Недели по биологии:
- дополнительные занятия
НЕДЕЛЯ БИОЛОГИИ Открытое мероприятие в
рамках Недели биологии
«ПОЗНАЙ
САМОГО СЕБЯ»
2013 г. 2016 г.
Открытое мероприятие в рамках ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Недели биологии в рамках Недели биологии
2015 г. 2020 г.
В этом учебном году открытый урок «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат организма» был весь построен на применении обучающимися усвоенных знаний на практике. В ходе работы ребята вспоминали материал, который проходили и по другим темам. Они ловко определяли свой пульс, сравнивая его с нормой; высчитывали энергетические траты во время проведения уроков в школе, используя математическую формулу; учились составлять меню полдника, применяя правила рационального питания. Урок сопровождался не только стандартными знаниями, но использовался материал с новыми современными тенденциями по данной теме.
Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает воспитательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школьников экологически грамотное поведение в быту и природе, на производстве, позволяет изменить их отношение к изучаемым предметам, подводит учащихся к убеждению, что естественно-научные знания - не роскошь, а жизненная необходимость.
Я и дальше буду продолжать работу над этой темой, так как она позволяет не только решать обучающие аспекты образования, но и помогает развивать интерес к предмету, кругозор ребят, а главное воспитывать в них навыки и умения.
Главное, чтобы каждый, даже не очень успешно учившийся по предмету ученик, смог использовать эти знания в повседневной жизни: уметь ориентироваться в лесу, знать съедобные живые объекты, очистить воду в походе и т.д.. Это и есть практическое прикладное значение естественно-научных предметов и формирование ключевых компетенций.
Литература
1. Ительсон Л. Б. «Лекции по общей психологии». Издательство: АСТ, 2002г.
2. Карнеги Дейл «Как приобрести друзей и оказать влияние на людей». ЛИТНИИНТИ Вильнюс 1976г.
3. Эксклюзивное интервью министра просвещения Ольги Васильевой.
4. Интенет-ресрсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Международные исследования в области естествознания: усиление прикладной направленности школьного курса химии
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Городской методический семинар «Обучение химии в современной школе: подходы и перспективы». Круглый стол: Примеры реализации со...
Методическая разработка по теме" Прикладная направленность школьного курса математики"
Методическая разработка по теме : Прикладная направленность школьного курса математики".Некоторые задачи прикладной направленности....
разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии
Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...
Практическая направленность школьной географии
Практическая направленность школьной географии...
Статья «Прикладная направленность школьного курса математики как фактор повышения познавательной активности школьников»
«Особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей в...
Практическая направленность на уроках биологии и химии
Практическая направленность на уроках биологии и химии...
Методические рекомендации для учителей по школьному курсу биология при введении обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО
Методические рекомендации для учителей по школьному курсу биология при введении обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО...