разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_na_temu.rar | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработчики:
Прикащенкова Татьяна Алексеевна, учитель биологии ГБПОУ «Нелидовский колледж»
Куфтина Елена Константиновна, учитель биологии МОУ ООШ п. Красное Знамя
Тверь, 2014 г.
Цель проекта: разработать модель программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, базирующейся на школьном курсе биологии.
Актуальность: одним из направлений в рамках вариативной части является организация предпрофильной подготовки учащихся, формы которой существенно меняются в результате перехода к работе на основе ФГОС ООО (по сравнению с концепцией профильного обучения). Наряду с проведением школьных, межшкольных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятий и интеллектуальных состязаний, и использованием вариативной части программы, большую роль в организации предпрофильной подготовки играют курсы внеурочной деятельности.
Цели работы:
- Определить тематику курса внеурочной деятельности.
- Разработать его модель, с учётом содержательной и методической сторон.
- Подобрать литературу.
Тема курса внеурочной деятельности:
Проект программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой на базе школьного курса биологии «Биологический практикум», «Выбираем профессию», «В поисках профессии»
Пояснительная записка
Данная образовательная программа является тематической, направленной на выбор профессии, связанной непосредственно с биологией.
Актуальность программы обусловлена необходимостью осознанного выбора учащимся дальнейшего пути своего школьного образования, в результате которого сформируется база для получения профессии, отвечающей личностным запросам и возможностям, а также потребностям общества.
Цели: формирование у школьников способности и готовности к осознанному выбору пути своего дальнейшего обучения; создание информационной базы для понимания возможностей получения профессий биологической направленности актуальных как с личностных, так и с общественных позиций.
Задачи программы:
- расширение кругозора учащихся в сфере профессий современного мира, опирающихся на изучение биологии;
- создание ориентационной базы для выбора профиля обучения;
- создание мотивации для выбора биологического профиля обучения;
- формирование умения соотносить профиль дальнейшего обучения с базирующимися на нём профессиями;
- ознакомление с учебными заведениями области, готовящими специалистов данного профиля.
Программа состоит из трёх модулей: вводного («Профиль. Профессия. Специальность. Выбор»), в котором рассматривается ряд теоретических вопросов; основного «Знакомство с учебными заведениями Тверской области готовящими специалистов биологической направленности» и заключительного («Что такое осознанный выбор профиля обучения?»).
Формы занятий: беседы, лекции, лабораторно-практические работы, экскурсии, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевые игры, встречи и беседы с людьми разных профессий, проектная деятельность, проблемно-ценностная дискуссия, дебаты, научно-практическая конференция.
Режим занятий: программа рассчитана на один год (68 часов) в 9 классе, в основном по 2 часа в неделю, но некоторые занятия проводятся крупными блоками.
Тематическое планирование курса « Биологический практикум»
№ п/п | Темы занятий | Часы | Формы занятий | Содержание деятельности |
Модуль 1 | 11 | |||
1.1 | Обеспечение профильности обучения во ФГОС ООО | 1 | Работа с текстом стандарта | Выявление ключевых позиций по теме занятия |
1.2 | Профессии и специальности биологической направленности | 4 | Практическая работа с текстом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. | Выявление профессий, основанных на биологии, соответствующих им специальностей и должностей. |
1.3 | Условия выбора профессии | 6 | Проблемно-ценностная дискуссия «Престижность профессии – главное условие её выбора?» | Проведение локальных социологических исследований, участие в позиционной дискуссии. |
Модуль 2 | 36 | |||
2.1 | Тверская государственная медицинская академия. Профессия – врач. Специальности: педиатр, стоматолог, терапевт, фармацевт | 6 | Ознакомительная беседа. Встречи с медработниками различной специализации. Экскурсия в поликлинику, фельдшерский пункт. Ролевые игры, просмотр презентаций, видеороликов, кинофильмов. | Знакомство с учебным заведением, спецификой различных профессий. Познание, в ходе участия в ролевых играх, разработке материалов, экскурсий характера и особенностей профессиональной |
2.2 | Тверская государственная сельскохозяйственная академия Профессия:лесовод, почвовед,животновод. Специальности: агроном, агрохимик, зоотехник, ветеринар. | 6 | Беседа Устный журнал (по страницам с/х профессий) Экскурсии на различные предприятия с/х профиля. Встречи со специалистами. Конкурс фотоальбомов моё личное подворье. | деятельности. |
2.3 | Тверской государственный университет Профессии: учитель, учёный биолог. Специальность: биология, экология, логопедия, психология. | 6 | Ознакомительная лекция. Дебаты «Моё отношение к профессии учитель» Встреча со специалистами. Круглый стол с педагогами школы. Ролевая игра «День самоуправления в школе» | В дебатах участвуют ученики, родители, педагоги. В ходе дебатов выявляется соответствие престижности профессий учитель, психолог, логопед и их общественной значимости, личностной привлекательности, несмотря на трудности и проблемы разного характера. |
2.4 | Калашниковский экономический техникум Профессии: (лесное и лесопарковое хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство). Специальности: ланшафтный дизайнер, агроном, ветеринар. | 6 | Лекция. Встреча со специалистами. Экскурсия в лесопитомник. Акция «Посади дерево». Выпуск газеты «Береги лес от пожара» | Ознакомление с профессиями лесного хозяйства. Проведение мероприятий практической напрвленности. |
2.5 | Тверской институт экологии и права. Профессия: преподаватель. Специальность: Психология, экологи. | 6 | Лекция. Экскурсия на особоохраняемые природные территории. Круглый стол «Экологические проблемы своей местности» Презентация «По страницам Красной книги» Встреча со специалистами. | Знакомство с профессиями природоохранной сферы. Оформление плакатов на тему охраны природы. |
2.6 | Тверской государственный технический университет. Профессии: биотехнолог, психолог. Специальности: биотехнология, психология. | 5 | Лекция. Встреча со специалистами | |
2.7 | Обзор учебных заведений различного уровня, готовящих специалистов биологического профиля. | 1 | Панорама учебных заведений и профессий, не вошедших в предыдущие занятия. | |
Модуль 3 | 21 | |||
3.1 | Что такое профиль обучения и что значит его осознанный выбор? | 10 | Подготовка индивидуальных проектов | Разработка и выполнение проектов |
3.2 | 5 | Обсуждение проектов | Обсуждение | |
3.3 | 6 | Научно-практическая конференция | Выступления учащихся |
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов – получение девятиклассниками социальных знаний о профессиях современного мира, их востребованности в обществе, общероссийских, региональных и муниципальных потребностях в профессиях, взаимосвязи выбираемого профиля дальнейшего обучения и профессии.
Второй уровень – формирование ценностного отношения к социальной реальности: востребованности профессий, их престижности. Достигается за счёт знакомства с различными учебными заведениями по подготовке специалистов биологического профиля, участия в ролевых и деловых играх, проектировочной деятельности, проблемно-ценностной дискуссии, научно – практической конференции.
Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия (содействие достижению готовности к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования, исходя, в том числе и из социально значимых оснований).
Используемая литература.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение 2010.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Сост. Савинов Е. С. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения)
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"
Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"
Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Информационное моделирование"
Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....
Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в рамках изучения элективных курсов
Материал, надеюсь, будет полезен учителям-предметникам и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, как опыт по организации элективных курсов в школе....
Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности
Разработка курса "Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности" базируется на основе шкоольного курса биологии.Цель: формирование у школьников способности и готовнос...
"Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста" (внеурочная деятельность)
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного...
Разработка курса предпрофильной подготовки "Технология экспериментальной деятельности. Химия"
Вашему вниманию представляется элективный курс «Технология экспериментальной деятельности». Этот курс поможет Вам глубже понять теоретические основы предмета «Химия», познакомиться с профессией химика...