Практическая направленность на уроках биологии и химии
статья по теме
Практическая направленность на уроках биологии и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_prakt_napravlennost_na_urokah_biologii.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема семинара: «Развитие творческих способностей обучающихся».
Тема доклада:
«Практическая направленность на уроках биологии и химии».
учитель химии и биологии
Дрокова Людмила Васильевна
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учит и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоит вопрос перед учителем химии и биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитать думающего человека, умеющего разумно относится к природе, беречь, сохранять её, но и дать ученику такие знания, которые нужны ему в жизни, которые научат его применять эти знания в практической жизни.
Наше время - время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующие в различных ситуациях, творчески решающие возникающие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью.
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Научить использовать полученные знания по химии и биологии в практической жизни.
Практическая направленность в преподавании химии и биологии одно из основных требований к уроку.
Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете". Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.
Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.
Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии В.В. Пасечника и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно- творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие мышление, ввела уровневую дифференциацию.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Формирование практической направленности у учащихся провожу с помощью:
- Развития познавательного интереса к изучаемому материалу.
- Химического и биологического эксперимента.
- Экспериментальных и расчётных задач.
- Экологических вопросов.
- Работы с микроскопом.
Например. При проведении лабораторной работы в 5 классе по теме: « Устройство микроскопа и правила работы с ним» кроме натуральных микроскопов можно использовать слайды с изображением микроскопа и его частей, демонстрируя их на мониторе по очереди. Учащиеся находят потом эти части на своём микроскопе.
Тот же приём можно использовать при знакомстве с правилами работы с этим прибором.
Ребята быстро запоминают новые термины и справляются с лабораторной работой.
К концу урока легко находят изображение предложенного предмета.
Это готовит хорошую почву для изучения темы: « Увеличительные приборы» в 6 классе, учащиеся быстро вспоминают полученные ранее знания.
- Определения биологических объектов.
- Решение биологических задач.
В процессе обучения химии учащиеся учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям, приготовлять различные растворы различной концентрации. Связь химии с жизнью надо понимать широко, это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в природе, в быту. Также изучается использование химических веществ в жизни человека
В процессе обучения биологии учащиеся рассматривают и запоминают биологические объекты, определяют растения и животных по справочникам и определительным карточкам, изучается польза и вред биологических объектов в жизни человека и в природе в целом. У учащихся вырабатываются навыки оказания первой медицинской помощи.
Я стремлюсь к тому, чтобы знания учеников по биологии находили применения к объяснению явлений, происходящих в органическом мире. Это имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Каждый учитель знает, что без опоры на знания учащихся из курса химии «Периодический закон и периодическая система химических элементов» невозможно обойтись при изучении раздела «Цитологии».
Для формирования представлений о единстве живого и неживого приходится разъяснять биологическую роль химических элементов и их соединений. Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.
Основой активизации обучения, по–моему мнению, является повышение научного уровня школьной биологии, изучение биологических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность.
У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознал, стоящую перед ним проблему и ищет пути ее решения. Эти познавательные задачи я предлагаю в виде исследовательской
и проектной работы. Эта форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся, позволяет реализовать творческие способности детей. Вопросы и задания подбираю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику, исходя из его индивидуальных способностей, с учетом сформированности у него интереса к предмету.
Важнейшая составная часть работы – исследовательская деятельность. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляются гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Она нацеливает на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
На своих уроках я стараюсь приблизить изучаемый материал к окружающей деятельности.
В теме «Первоначальные химические понятия» подбираю примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни.
При составлении формул обращаю внимание на формулы уже знакомых учащимся веществ. Например СаО (негашёная известь). Са(ОН)2 (гашёная известь), NaCl (поваренная соль), NaHC03 (пищевая сода), Na2CO3 (кальцинированная сода), СаСО3 (мел) и др.
Главные, постоянно действующие связи с жизнью осуществляются через учебники, с которыми учащиеся имеют дело ежедневно.
Однако, в учебниках недостаточно освещены области применения веществ в промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы приходится дополнительно раскрывать в небольших сообщениях учащихся, их рефератах.
Так, при изучении темы «Железо в природе. Применение железа», учащиеся готовят сообщения «Железо в природе», «Железо в Космосе», «Железо в земной коре», «Будущее железа» и др. При изучении фосфора рассматриваем его значение в жизнедеятельности человека. Учащиеся знают, что фосфаты кальция в кислой среде превращается в растворимые соли. Сообщаю учащимся, что при приготовлении пищи фосфаты кальция костей животных и рыб частично переходят в растворимое состояние и усваиваются организмом человека.
При изучении этой же темы учащиеся выступают с докладами «История открытия фосфора», «Как изобрели спички» и др. Вопросы практического характера очень широко освещаю при изучении органической химии. Каждая тема связана с жизнью. На этих уроках я не ограничиваюсь только сообщениями учащихся. Формы здесь различные. Это могут быть проблемные вопросы, задачи расчётные или экспериментальные и др. Так, при изучении темы «Углеводы», ставлю задачу перед учащимися в виде вопросов: Почему, если долго жевать кусочек хлеба, он кажется сладким?
1) Чем объясняется образование корочки при жарении картошки, выпечке хлеба или кондитерских изделий?
2) Почему варенье слаще сахара? И др.
В теме «Спирты» поднимаем вопрос «Алкоголизм - проблема социальная и экологическая».
Изучая карбоновые кислоты, знакомимся с пищевыми кислотами. При изучении бензола (его практическое значение) даю некоторые формулы азотистых веществ, лекарств.
Практические работы тоже организовываю так, чтобы учащиеся вовлеклись в поиск. Каждый вид поиска характеризуется целевой направленностью и побуждает учащихся к соответствующим действиям воспроизводящего или творческого плана.
Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей. Я часто провожу грамматические игры: «Кто больше?», «Кто меньше?», «Найди третьего лишнего», «Кто лучше знает?», использую задания развивающего характера на разных этапах урока, уроки в игровой форме.
Основой преподавания химии является химический эксперимент может стать средством познания и обеспечить совершенствование знаний и практических умений учащихся, а также является средством их развития в процессе обучения. Для формирования практических умений, а тем более для их развития необходимо время. Изыскать его возможно, если осуществить формирование практических умений поэтапно, распределяя эту работу по годам обучения. В течение одного года следует развивать и совершенствовать умения, необходимые для выполнения учащимися химического эксперимента определённого вида. Так, в 8 классе мы формируем умение осуществлять лабораторные опыты, проводить наблюдение при выполнении химических опытов, фиксировать устно или письменно результаты химического эксперимента.
Учащиеся работают в различном темпе. Нередко после проведения 1-2 опытов они забывают, что следует делать дальше. В таких случаях им помогает письменная инструкция практическим работам, которые предложены в учебнике, я составляю письменные инструкции и планы на отдельных листах.
В 9-м классе необходимо развивать умение выполнять практические работы и с достаточной полнотой оформлять результаты эксперимента в отчётах. Сформировать более частное умение - выполнять некоторые виды химических задач экспериментально.
Отдельные аспекты практических действий отрабатываются также при экспериментальном решении специально подобранных задач. Переход от одного вида химического эксперимента к другому следует рассматривать как задания различной степени трудности, т.к. при выполнении лабораторных и практических работ учащиеся совершают действия различной глубины, широты и самостоятельности.
При проведении химического эксперимента стараюсь использовать хорошо известные учащимся продукты. Например, для получения углекислого газа и распознавания карбонатов использую мел или пищевую соду.
При изучении белков применяю не только яичный белок, но и молоко, творог, мясо.
При изучении темы «Углеводы» учащиеся проводят лабораторную работу в течение 12-15 минут на уроке по изучению состава и свойств глюкозы. Учащиеся работают группами. Одной группе раздаётся по 3-4 изюминки, другой - кусочки яблока, третьей - глюкоза кристаллическая, четвёртой - кусочки сахара-рафинада. Сам учитель проводит опыты с мёдом.
Перед учениками ставится задача: определить наличие спиртовой и альдегидной группы в исследуемых веществах. Все наблюдения обобщаем в виде таблицы на доске.
Многие связи химии с жизнью даю в виде задач.
Начинаю с простых, например, почему гаснет спичка если на неё подуть (8 кл). Или при изучении темы «Вода. Растворы. Основания», даю практическую задачу рассчитать потери пресной воды при неисправном водопроводном кране.
Постепенно задачи усложняю. Большое внимание уделяю решению качественных практических задач. Это прежде всего задачи на распознавание веществ. Они выполняются учащимися не только на практических занятиях, но и на обычных уроках в виде индивидуальных заданий.
Многие экспериментальные задания учащиеся сначала разбирают в форме «мысленного» эксперимента, а затем подтверждают опытным путей.
Примеры таких задач:
1) Как снять ржавчину с гвоздя химическим способом?
2) Из смеси цинковым и медных опилок выделили медь химическим способом
3) Как очистить активированный уголь от попавших в него железных опилок? Уже в 8 классе практические задания дифференцирую. Так. при выполнении практической работы: «Очистка поваренной соли от загрязнений» даю некотрым учащимся такое задание: в сахарную пудру попала угольная пыль. Перечислите все операции, которые вы должны бы последовательно использовать, чтобы очистить сахар.
При выполнении практической работы «Приготовление раствора» одновременно с заданием: приготовить раствор соли с определённой массовой долей растворённого вещества даю задание на молярную концентрацию.
Письменное оформление химического эксперимента в тетрадях, особенно при решении химических задач сопровождается большой мыслительной работой учащихся и способствует совершенствованию их учебных умений.
Большое значение для развития познавательной деятельности учащихся, а также для усиления практической направленности обучения имеют упражнения в решении расчётных химических задач.
Подбирая расчётные задачи, обращаю внимание на их текстовое содержание, чтобы эти задачи имели практическую направленность.
Например, задача №1:
Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 20 г гидрокарбоната натрия.
Задача №2:
Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий.
Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г гидрокарбоната аммония.
Задача №3
Хром используется главным образом в металлургической промышленности, для производства специальных сталей. Феррохром, не содержащий углерода, получают методом алюмотермией. Какие количества железа и хрома будет содержать феррохром, полученный из 44,8 г хромостного железняка?
Осуществляя практическую направленность преподавания, нельзя забывать о воспитании у учащихся ответственного отношения к природным ресурсам страны. Будущие работники промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения должны быть экологически грамотными специалистами. Основы экологических знаний формируются в школе. Свой вклад в экологическое образование учащихся вносит курс химии. При планировании образовательных и воспитательных задач уроков я учитываю вопросы экологии. Содержание, глубина и уровень изучения экологического материала на отдельных уроках химии различны.
Это могут быть отдельные фрагменты или обобщающие уроки. Например, «Вода и её охрана на Земле» (8 кл). «Воздух и его охрана» (8 кл). «Экологические проблемы развития химической промышленности» (9 и 10 кл).
Считаю, что использование таких методов и форм практической деятельности учащихся приносят положительные результаты и способствуют развитию исследовательских умений и навыков; формированию умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; повышению мотивации, интереса к предмету, а, следовательно, развитию учебно-познавательной компетентности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....
Практическая направленность на уроках географии
Методика проведения практических работ на уроках географии...
Практическая направленность на уроках геогафии
Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общес...
Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии
Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии и во внеурочное время...
Практическая направленность на уроках географии
В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественноиное значение. В требованиях нормат...
Методическая тема "Прикладная и практическая направленность школьного курса биологии в 8-ом классе"
Анализ работы по внедрению разных методов и приемов, направленных на то, чтобы показать обучающимся как знания, полученные в школе могут пригодиться им в поседневной жизни....