Сравнение традиционного и интерактивного обучения.
статья
Мы все ощущаем стремительный рост научно-технического прогресса, меняющего мир вокруг нас, а с ним и потребности общества.
В этих условиях система образования является важной кузницей успеха и развития личности. Однако она явно не поспевает за требованиями высококонкурентного рынка труда, что смещает центр тяжести приобретения знаний и профессиональных навыков в сторону электронного обучения, востребованность которого мы наблюдаем сегодня.
Вопрос: может ли стать интерактивное образование альтернативой традиционному обучению?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sravnenie_traditsionnogo_i_interaktivnogo_obucheniya.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема семинара: «Ресурсы современного урока и внеурочной деятельности и их эффективное использование для повышения качества образования»
Сравнение традиционного и интерактивного обучения.
Подготовила: Черниговская Т.А.,
директор школы, учитель математики
МОУ «СОШ №3 г.Свирск»
Мы все ощущаем стремительный рост научно-технического прогресса, меняющего мир вокруг нас, а с ним и потребности общества.
В этих условиях система образования является важной кузницей успеха и развития личности. Однако она явно не поспевает за требованиями высококонкурентного рынка труда, что смещает центр тяжести приобретения знаний и профессиональных навыков в сторону электронного обучения, востребованность которого мы наблюдаем сегодня.
Вопрос: может ли стать интерактивное образование альтернативой традиционному обучению?
Под «традиционным обучением» мы понимаем технологию классно-урочного обучения, при которой работа педагога ориентирована на доведение до обучающихся знаний и способов действий в готовом виде.
Давайте выясним, что же нас не устраивает в существующей системе образования?
Конечно, у каждого будут свои ответы, но в целом мы можем отметить общие минусы организации «традиционного» образовательного процесса.
Во-первых, это разрыв между знаниями, которые преподносятся в рамках образовательных программ различного вида, уровня, направлений, и потребностью целевой аудитории. Система образования «неповоротлива», в ней не предусмотрено гибких механизмов оперативного реагирования на потребности реалий «рынка», поэтому они находятся в параллельных плоскостях.
Второй недостаток плавно вытекает из первого. Знания, навыки, умения и компетенции, заложенные в образовательные программы, тесно связаны с требованиями к уровню образования, определёнными в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных и квалификационных требованиях, которые, в свою очередь, обновляются эпизодически. То есть обучение новым научным знаниям приходит с запозданием. Вследствие такого подхода происходит потеря актуальности приобретаемых знаний на этапе получения образования или по окончании обучения.
В-третьих, шаблонность системы и отсутствие индивидуального подхода к обучающимся. Знания преподносятся в лекционной форме, что не обеспечивает принципа адаптивности и уж тем более персонализации по отношению к обучающимся. Да и современный человек отказывается воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её доводят. Высидеть 90 минут однотонной лекции довольно мучительно для человека, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач.
В-четвертых, существует явная переоценка такого показателя как знания. Именно на приобретение знаний обучающимися делается основной упор в традиционном образовательном процессе, а не на формирование профессиональных умений и навыков.
Шаблонность в подходах к оцениванию получаемых знаний по итогам обучения, вырабатывают у обучающихся ориентированность на заучивание сухой теории. В результате выпускник не умеет применять полученные знания на практике.
Справедливости ради надо признать, что система образования становится чувствительной к запросам потребителей: в последнее время наметились положительные тенденции к устранению вышеперечисленных недостатков.
В отличие от «поддерживающего», по сути, воспроизводящего, традиционного обучения, инновационное обучение (образование) предполагает внесение радикальных изменений в существующую культуру и социальную среду.
Инновационный тип обучения связан с творческим поиском на основе жизненного опыта школьников.
В отличие от традиционного обучения, которое занимается трансляцией принятых норм мышления и поведения, данное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему, как создавать новые продукты, нормы, правила, так и неагрессивно воспринимать подобные разработки других людей
«Инновационное обучение» — обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций.
Инновационное обучение должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего обучения.
Инновационное обучение определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов.
Для использования методики инновационного обучения в традиционном учебном курсе имеются значительные возможности.
Вопрос о том, насколько оправданно инновационное обучение в традиционной школе?
Современные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, продиктованные введением Единого Государственного Экзамена, требуют по-новому взглянуть на уже имеющиеся инструменты.
Кроме того, глобальное внедрение Интернета диктует новые подходы к личностно-ориентированному обучению. Учитель уже не может охватить круг интеллектуальных интересов каждого учащегося, но и не может отпустить развитие учащегося на самотек. Следовательно, необходимы такие инновационные технологии, которые бы помогали учителю направлять и заинтересовывать обучаемых тем предметам, которые он ведет, чтобы обучение в школе не становилось нудным и скучным. Для этого, я думаю, в школе есть несколько путей:
- Использование Интернет-ресурсов на уроке, Цифровых Обучающих Ресурсов (диски - репетиторы, тренажеры) для подготовки к ЕГЭ в среднем и старшем звене общеобразовательной школы;
- Использование интерактивных досок и их программного обеспечения для разработки уроков в младшем и среднем звене;
- Использование сетевых обучающих технологий; использование электронных библиотек для подготовки к уроку.
Возвращаясь к вопросу целесообразности инновационного обучения, можно сказать следующее: современное общество требует новых подходов к обучению, с использованием новых инновационных технологий. Инновационное обучение должно соблюдать определенные условия и гармонично сочетаться с традиционным и развивающим обучением.
Так нельзя сделать из традиционного обучения дистанционное. Как показывает практика, учитель, использующий инновационное обучение, создает особые условия, обеспечивающие новую смысловую деятельность и свою, и своих учеников. В этих условиях ученик, направленный учителем испытывает радость открытия новых знаний, самостоятельно добытого результата – решенной задачи, выведенного закона. Учитель направляет по пути личностно - ориентированного обучения.
Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, с использованием инновационных обучающих технологий, ресурсов, при которых в процессе обучения ученик становится субъектом, ощущает потребность и способность к положительному самоизучению, приобретает мотив к саморазвитию В этом случае учеба становится осмысленным делом, имеющим важное для жизни значение
Именно инновационное обучение с использованием ИКТ дает возможность учителю раскрыть для своего ученика целостную картину мира, целостность всех наук, а, следовательно, и дает мотивацию к комплексному обучению.
Для того чтобы сравнить инновационное обучение с системой традиционного и развивающего обучения, рассмотрим таблицу.
Характеристика системы | Школа | ||
Традиционная | Развивающая | Инновационная [1,5,6] | |
Интегрирующее название | Школа памяти | Школа мышления | Школа поиска |
Цель обучения | Передача знаний, умений, навыков | Развитие способностей, "выращивание" Человека | Поиск места личности в обществе, профориентация |
Главные девизы педагога | Делай как я. Я – над вами. | Думай, как сделать. Я – вместе с вами. | Ищи необходимые знания. Я – рядом, направляю. |
Роль учителя | Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций | Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом | Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом |
Стиль преподавания | Авторитарный, монологичный (со стороны преподавателя) | Демократичный, диалогичный (учитель – ученик) | Демократичный, направляющий (учитель – ученик) |
Преобладающий метод обучения | Информационный | Проблемно – поисковый, исследовательский | Проблемно – поисковый, исследовательский, с использованием ИКТ |
Форма организации занятий | Фронтальная, групповая | Индивидуальная, групповая | Индивидуальная, личностно- ориентирования |
Вид преобладающей деятельности учащихся | Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму | Самостоятельный поиск, исследование, различная творческая работа | Самостоятельный поиск, анализ, творческая работа, обсуждение на форумах |
Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников по сравнению со временем изложения материала педагогом | Малое | Сопоставимо или больше | Сравнительно большее, при наличии интереса. |
Позиция ученика | Пассивная, при отсутствии интереса | Активная, инициативная, при наличии интереса | Активная, поисковая при наличии интереса |
Мотив к учению | Отсутствует или появляется эпизодически | Создается всегда и целенаправленно | Целенаправлен, результативен |
Содержание обучения | Заранее определено учебником | Рождается в процессе урока | Рождается в процессе урока, поиска, открытия, получения новых навыков и умений |
Психологический климат урока | Формируется изредка, подчас стихийно | Формируется всегда и целенаправленно | Психология открытия, поиска, успеха |
Личность | Средство обучения (личность педагога) | Цель обучения (личность ученика) | Цель обучения (педагога и ученика) |
Ориентация педагогических и методических средств | На усвоение знаний | На формирование личных качеств, умений, способностей ученика | На формирование личности социума |
Анализ таблицы показывает, что у рассматриваемых педагогических систем есть общие (развивающее и инновационное) и различные черты (традиционное и инновационное обучение). Можно даже отметить, что развивающее обучение и инновационное часто перекликаются между собой, но это лишь подчеркивает то, что инновационное обучение – это логическое развитие развивающей системы обучения.
Некоторые принципы, следуя которым обучение можно сделать инновационным. Отметим некоторые из них:
- Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
- Задачи должны вызывать затруднения, побуждать к размышлению, коллективному обсуждению, выдвижению гипотез и их проверке, обращению к Интернет-ресурсам, телеконференциям, научным форумам;
- При оценивании работ оценки ставятся не за конечный результат, а за процесс его получения, причем знания, умения и навыки ученика сравниваются с его же знаниями, умениями и навыками, ставится акцент на то, какие знания, умения и навыки приобрел ученик и посредством чего и какие цели перед собой поставил
- Важно, одним из первых принципов, научить учителя использовать инновационное обучение в учебном процессе. Для этого необходимо создать условия:
- Мультимедийные классы в каждой общеобразовательной школе со свободным доступом в Интернет;
- Обучение учителей работе с информационно - компьютерными технологиями (ИКТ);
- Методическая поддержка учителя общеобразовательной школы;
- ЦОР, сетевые общеобразовательные ресурсы.
Учебный процесс с использованием инновационного обучения может быть организован следующим образом:
- В старшем и среднем звене:
- Урок в мультимедийном классе с использованием Интернет- ресурса, анализ какой-либо динамической величины, обсуждение, диспут;
- Изучение нового материала с использованием ЦОР, которое обеспечивает наглядность, оперативность, большой объем;
- Закрепление навыков – тестовые задания с использованием ПК;
- Повторение, решение задач с помощью ЦОР, образцов ЕГЭ;
- Домашнее задание с использованием Интернет- ресурсов;
- В младшем и среднем звене:
- Урок в мультимедийном классе с использованием интерактивных досок, с подготовленным учителем уроком с имеющимся ПО;
- Интегрированные уроки – урок закрепления( математики + информатики)
- Уроки-тесты с использованием компьютерных тестов и другие формы.
Таким образом, инновационное обучение, логическое развитие развивающего, отделилось в отдельную школу и развивается самостоятельно. Во многих школах отдается предпочтение инновационному личностно - ориентированному обучению, как методу будущего, который отвечает требованиям современного общества и который формирует и развивает интеллектуального, творческого человека, представляющего собой отдельную личность целого социума.
Большинство экспертов отмечают, что получить полноценное образование только в интерактивном формате все-таки невозможно на сегодняшний день, несмотря на очевидные достоинства этой образовательной технологии.
Некоторые специальности или дисциплины невозможно освоить в онлайн, в гораздо эффективнее использовать смешанное обучение.
Смешанное обучение – образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн-обучение.
Сегодня сочетание традиционных форм аудиторного с элементами интерактивного обучения кажется гармоничным продолжением электронного образования.
В эмпирических исследованиях, проведенных с 1996 по 2008 годы, специалисты Стэнфордского университета пытались выявить эффективность традиционного, онлайн и смешанного обучения. Полученные результаты позволяют утверждать, что смешанное обучение оказалось значительно эффективнее.
Трудно сделать выбор в пользу традиционной или электронной технологии обучения. Каждая из «противоборствующих сторон» имеет свои плюсы и минусы, закрывает отдельные потребности пользователей и, что самое главное, они дополняют друг друга.
Для удовлетворения своих запросов в образовании, каждый человек осуществляет выбор самостоятельно, который зачастую зависит от целей и конкретных условий обстановки.
Очевидно одно, сегодня в электронных образовательных технологиях нуждаются:
• современное «цифровое» поколение;
• открытые образовательные платформы;
• образовательные организации;
• коммерческие предприятия;
• преподаватели;
• работодатели в поиске талантливых кадров;
• люди, имеющие потребность в развитии своего потенциала, готовые к освоению новых перспективных профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнение традиционного обучения и личностно-ориентированного обучения
Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений ...
Современные и традиционные подходы в обучении чтению
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста...
Сравнительный анализ традиционных форм, методов обучения и способствующих компетентностному развитию ученика.
Методы и формы обучения, в ходе которых развиваются компетентности....
Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода
В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....
Сравнение традиционного и современного урока истории.
В статье сравниваются подходы и методы применяемые на традиционном и современном уроке истории....
Сравнение традиционного урока и урока деятельностного типа
Сравнение традиционного урока и урока деятельностного типа...
Сравнение традиционного и современного уроков по ФГОС
Сравнение традиционного и современного уроков по ФГОС...