Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода
статья на тему

Апрельская Валентина Ивановна

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС.Приводится краткая сущность урока, построенного на основе деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_uroke_po_fgos.docx128.22 КБ

Предварительный просмотр:

Апрельская В.И.                                      Урок? Нет, занятие.                                                       02.2015

Сравнение  традиционного и современного уроков.

Признаки для сравнения

Традиционный

урок

Современный урок

Цели и содержание

  • усвоение знаний, умений, навыков;
  • «изолированное» изучение ЗУН;
  • стихийность учебной деятельности ученика
  • Развитие личности учащегося,
  •  формирование опыта самостоятельной, коммуникативной  деятельности через применение знаний и умений, т. е. формирование умения учиться, овладение новыми компетенциями;
  • целенаправленная организация деятельности, создание индивидуальных образовательных траекторий

Функции учителя

  • Информирование учащихся.
  • Четкое разграничение функций учителя и ученика.
  • Учитель выступает в роли передатчика материала (Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться; учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию, учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке)
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
  • Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель».
  • Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.
  • Чётко и точно формулирует задания, цели урока задаёт с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
  • используют разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • Не даёт новые знания ученикам в готовом виде
  • Не повторяет задание 2 раза
  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам
  • Не повторяет то, что уже сказали ученики,
  • владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
  • Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза, т.е.  импровизирует,
  • подбирает комплексные задания

Иными словами - использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Преобладающие методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый
  • Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности и индивидуальная работа)

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Применяется групповой, индивидуальный методы , игровые технологии, проектный метод ,…(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, индивидуальной траектории)

Средства обучения

Традиционная (карты, учебник, наглядности)

УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной

деятельности школьников

Индивидуальная форма усвоения знаний, редко – групповая. Фронтальная в сочетании с индивидуальной

Учебное сотрудничество в достижении целей обучения: групповая работа, работа в парах

(Взаимопроверка и взаимоконтроль)

Особенности и типы уроков

  • Урок изучения нового материала
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков (Урок комплексного применения ЗУН)
  • Урок обобщения и систематизации
  • Комбинированные уроки
  • Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Четкое разграничение этапов урока

  • Урок открытия нового знания
  • Урок  отработки умений и рефлексии
  • Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)
  • Урок развивающего контроля.
  •  Урок – исследование (урок творчества)

Нет четкого различения этапов урока

Стиль общения. Характер

взаимоотношений учащихся на уроке

Авторитарный либо попустительский

 Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися

Демократический

  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Акцент делается на совместную коллективную работу

Сущность  организации урока, построенного

на основе системно-деятельностного подхода

Согласно теории деятельностного подхода целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научится что-либо делать, а для этого узнать – как это надо делать. То есть цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям, поэтому: сущность организации урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода  (через учебные ситуации/проблемные задачи) состоит в следующем:

  • индивидуализации в подборе заданий
  • акценте на самостоятельности в обучении
  • содержание занятия только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов
  • отборе средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами

Системно - деятельностный подход - организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Поэтому  сущность организации урока, построенного на

основе деятельностного подхода состоит в проектировании и решении:

  • учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
  • учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
  • учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости;
  • учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующих совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
  • учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка коммуникации;
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющих обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка рефлексии (что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач)
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование ценностно-смысловых установок ( что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки);
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование ИКТ-компетентности обучающихся

          Системно-деятельностный подход:  вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Анимашки Дети от 0 до 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Модель урока на основе деятельностного подхода"

Данный доклад может быть полезен для участия в работе РМО, а так же на педсовете....

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку

          Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Оста...

Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...