Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода
статья на тему
В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС.Приводится краткая сущность урока, построенного на основе деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_uroke_po_fgos.docx | 128.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Апрельская В.И. Урок? Нет, занятие. 02.2015
Сравнение традиционного и современного уроков.
Признаки для сравнения | Традиционный урок | Современный урок |
Цели и содержание |
|
|
Функции учителя |
|
Иными словами - использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе |
Преобладающие методы обучения |
| Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов Применяется групповой, индивидуальный методы , игровые технологии, проектный метод ,…(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, индивидуальной траектории) |
Средства обучения | Традиционная (карты, учебник, наглядности) | УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д. |
Формы организации учебной деятельности школьников | Индивидуальная форма усвоения знаний, редко – групповая. Фронтальная в сочетании с индивидуальной | Учебное сотрудничество в достижении целей обучения: групповая работа, работа в парах (Взаимопроверка и взаимоконтроль) |
Особенности и типы уроков |
Четкое разграничение этапов урока |
Нет четкого различения этапов урока |
Стиль общения. Характер взаимоотношений учащихся на уроке | Авторитарный либо попустительский Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися | Демократический
Акцент делается на совместную коллективную работу |
Сущность организации урока, построенного
на основе системно-деятельностного подхода
Согласно теории деятельностного подхода целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научится что-либо делать, а для этого узнать – как это надо делать. То есть цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям, поэтому: сущность организации урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода (через учебные ситуации/проблемные задачи) состоит в следующем:
- индивидуализации в подборе заданий
- акценте на самостоятельности в обучении
- содержание занятия только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов
- отборе средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами
Системно - деятельностный подход - организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Поэтому сущность организации урока, построенного на
основе деятельностного подхода состоит в проектировании и решении:
- учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
- учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
- учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости;
- учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующих совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
- учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка коммуникации;
- учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющих обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
- учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка рефлексии (что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач)
- учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование ценностно-смысловых установок ( что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки);
- учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Системно-деятельностный подход: вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Модель урока на основе деятельностного подхода"
Данный доклад может быть полезен для участия в работе РМО, а так же на педсовете....
Опыт работы учителя математики Денисоваой Т.В. в реализации технологии укрупнения дидактических единиц на уроках математики на основе деятельностного подхода.
В статье описывается опыт работы применение технологии УДЕ на уроках математики...
Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....
Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку
Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Оста...
Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»
Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...