Сравнение традиционного и современного урока истории.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Гуляева Татьяна Владимировна

В статье сравниваются подходы и методы применяемые на традиционном и современном уроке истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнение традиционного урока (ГОС 2004 г.)  истории (обществознания) и современного урока (ФГОС) истории (обществознания)

      Основной формой обучения в школе сегодня еще остается традиционный урок.  Учителю требуется время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Как известно, самый распространенный тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а так же раскроем суть изменений, связанных с введением ФГОС.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением  учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

     Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего  указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.

      Как проходил традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать  домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию истории (обществознания) продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

      «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.



Предварительный просмотр:

Сравнение традиционного урока (ГОС 2004 г.)  истории (обществознания) и современного урока (ФГОС) истории (обществознания)

      Основной формой обучения в школе сегодня еще остается традиционный урок.  Учителю требуется время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Как известно, самый распространенный тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а так же раскроем суть изменений, связанных с введением ФГОС.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением  учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

     Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего  указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.

      Как проходил традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать  домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию истории (обществознания) продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

      «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различия между традиционным и современным уроком

Осуществлена попытка анализа различий современного и традиционного уроков....

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Традиционный и современный урок

Данная презентаия рассматиривает плюсы и минусы традиционого и современного построения урока. Данный материал будет полезен как учителям со стажем , так и начинающим учителям....

Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....

Современный урок. истории. Моделируем урок вместе.

Материалы тренинга для уцчителей "Современный урок истории. Моделируем урок вместе"...

Сравнение традиционного и современного уроков по ФГОС

Сравнение традиционного и современного уроков по ФГОС...

«Традиционный и современный урок – сопоставление в аспекте реализации ФГОС нового поколения»

laquo;Традиционный и современный урок – сопоставление в аспекте реализации ФГОС нового поколения». Выступление на педогогическом совете....