Сравнительный анализ традиционных форм, методов обучения и способствующих компетентностному развитию ученика.
учебно-методический материал по теме

Методы и формы обучения,  в ходе которых  развиваются компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnyy_analiz_traditsionnykh_form.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ традиционных форм, методов обучения и способствующих компетентностному развитию ученика.

Методы и формы обучения,  в ходе которых не развиваются компетентности

Компетентностный  подход

  • монолог учителя;
  • информируемая беседа;
  • самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям, указанным учителем;
  • демонстрация видеофильма;
  • экскурсия (без дальнейшего обсуждения);
  • традиционная контрольная (проверочная) работа.

Методы формирования устной коммуникативной компетенции. Диалог. Доклады и сообщения. Ролевые игры. Учебные исследования и проекты (с защитой). Обсуждение, дискуссии, диспуты. Выступления на защитах учебных исследовательских работ в качестве оппонента.

 Методы формирования письменной коммуникативной компетенции. Ролевые и деловые игры (роли Пишущего и Читающего). Учебные исследования (эксперимент, анкетирование). Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории.

Комплексные методы. Составление и защита рефератов (план, выводы, оформление, оформление библиографии). Подготовка плакатов, презентаций, учебных пособий.

Групповые формы работы (сотрудничество). Самостоятельная работа в парах, в группах по изучению и закреплению нового материала. Групповые мини-проекты, исследовательские и проектные работы (во внеурочное время).

Индивидуальная работа учащихся. Индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения соисполнителей. Индивидуальные практико–ориентированные проекты.  

Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует! 

В данном случае речь идет о дополнительных акцентах, которые необходимо использовать.

Пример №1.Объяснение нового материала.

Некомпетентностный подход:

  • сообщается тема урока;
  • изложение новой информации;
  • фронтально-индивидуальный опрос по теоретическим вопросам;
  • решение типовой задачи;
  • вопрос учителя: «какие возникли вопросы по новой теме?»  

                Проблема:

Формируется  псевдокомпетентность. Основной акцент идёт на запоминание, воспроизведение и  ЗАБЫВАНИЕ.

            Тема: « Дисперсия»

Вопросы: «Почему окружающий нас мир цветной?». Насколько верно утверждение, что «счастливые люди видят мир сквозь розовые очки».

Изложение новой информации. Фронтально-индивидуальный опрос по теоретическим вопросам (знаниевые компетентности). Разбор специально направленных вопросов (ситуаций) на подтверждение теоретических положений. Разбор ответов на поставленные вопросы в начале урока. Выяснение проблемы: Какие явления окружающего мира вы можете объяснить с помощью новых знаний.

                      Преимущества: 

Получили новые теоретические знания. Разобрали их жизненный смысл. Ответили на вопрос «ЗАЧЕМ?».

Пример №2. Задание: написать реферат

Некомпетентностный подход.

  • Сообщается тема.
  • На следующем уроке идет сбор работ и выставление оценок (или заслушивание пересказа текста).

Проблема:

Формируется имитационная компетенция – предоставить «фиктивно-демонстрационный» продукт.

Компетентностный  подход

      Сообщается тема реферата, например, «Лазер. История возникновения». Задание делится между учащимися в соответствии с определенными целями, поставленными учителем. На следующем уроке идет работа: заполнить таблицу в соответствии с датами создания устройства, ее автора, какой стране принадлежит изобретение и т.д.

      Компетентности: информационная (поиск и сбор информации, ее анализ, обработка, умение упорядочить, наглядность), развитие мировоззрения, межпредметные связи,… Ответили на вопрос «ЗАЧЕМ?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Профильное обучение как фактор устойчивого развития ученика»

ПРОЕКТ«Профильное обучение как фактор устойчивого развития ученика»...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике.Важн...

Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).

Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих ме­сто в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...

Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры

Современная социально-культурная среда объективно нуждается в организации адекватной и конструктивной социально-культурной деятельности, где актуализируются процессы, связанные с культурным и физическ...

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год...

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2020-2021 уч. год

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2020-2021 уч.год...

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2021-2022 уч. год

сравнительный анализ  успеваемости и качества обученности  за 2021-2022 уч. год...