Отчет по самообразованию учителя – логопеда Архиповой Надежды Андреевны «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» на 2020 – 2021 уч.г.
материал
Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Таким образом актуальность данной темы очевидна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_samoobrazovani_2020_-_2021.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад» № 10 «Дубравушка»
Согласовано: Утверждено:
Зам. зав. по УВР Заведующий МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад
________ О.В. Гаврущенко № 10 «Дубравушка»
« ____» _________ 2021г. __________ И. А. Коломейцева
«_____» ____________ 2021 г.
Отчет по самообразованию
учителя – логопеда
Архиповой Надежды Андреевны
«Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР»
на 2020 – 2021 уч.г.
Нягань 2021
Тема самообразования: Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР
Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Таким образом актуальность данной темы очевидна
Цель: выявление состояния лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР и подбор приемов коррекционной работы по формированию лексико- грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Чтобы работа над самообразованием по теме «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» проходила успешно, необходимо было обозначить для себя следующие
Задачи:
- отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу;
- изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи;
- показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников;
- проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
- определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе;
- сделать сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения этих задач, в начале 2020-2021 учебного года был составлен перспективный план работы по данной теме, что позволило мне, оценить свои возможности и возможности моих воспитанников и распределить свои силы на весь учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п\п | срок выполнения | содержание работы | способы оформления материала для использования в практике |
1 | на год | - подбор методической литературы по теме «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» - дидактических игр и упражнений: - работа с банком педагогической информации в системе интернета. | конспекты, презентации, картотеки, буклеты, выставка наглядного материала, информационные листы. |
2 | работа с педагогами | - «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» - обогащение словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи - деловая игра (методический пробег для педагогов) - консультирование по запросам педагогов | консультации, картотеки игр, семинар – практикум, деловая игра. |
1 квартал | |||
3 | сентябрь | - анкетирование родителей относительно развития лексико – грамматических представлений у детей с ОНР | анкеты |
4 | октябрь | - родительское собрание «Особенности овладения грамматическим строем речи у дошкольников с ОНР»; - подбор методической литературы по данной теме «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» | конспект, презентации, выставка мастер – класс |
5 | ноябрь | - логопедический тренинг «Особенности словообразования у детей с ОНР» | презентация, буклет |
2 квартал | |||
6 | Декабрь | - практикум для родителей «Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи». | картотека домашних игр |
7 | Январь | - Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей дошкольного возраста. | консультации, вставка наглядного материала |
8 | Февраль | - логопедический тренинг «Учимся употреблять предлоги» - игры у упражнения для развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. | картотека домашних игр |
3 квартал | |||
9 | Март | «Расширяем словарный запас ребёнка Копилка игровых упражнений «Слова – друзья и слова неприятели» | консультация презентация |
10 | Апрель | - отчет по самообразованию | сообщение на педсовете |
11 | Май | консультирование по запросам родителей | консультирование |
Таким образом, изучив в начале года специальную педагогическую и методическую литературу и интернет-источники по данной теме, я выделила для себя следующих авторов, занимающихся этой проблемой и отметила для себя их методические пособия, которые можно использовать в своей работе:
Список использованной литературы
- В.В.Гербова “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе” под редакцией Т.В.Волосовец “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”.
- Л.Г. Горькова, Л.А.Обухова “Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников”.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.
- “Программа воспитания в детском саду” под ред. Васильева.
- “Программа воспитания” под ред. Парамонова.
- Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи”.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи”
Пополнив свой теоретический запас, мне захотелось перейти к практическому этапу, но не просто применять методы и приемы, о которых я узнала из пособий и книг, а проявить творческий подход к данной теме.
С этой целью и были разработаны «Логопедические задания для работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи».
Все задания представлены в игровой форме и направлены на решение следующих задач:
- активизацию словаря;
- упражнение в правильном употребление грамматических категорий;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- формирование связной речи;
- подготовка руки к письму.
Используя данный материал, ребенок под руководством взрослого, отвечает на вопросы, составляет рассказы, работает с картинками, играет рисует. Ответы ребенка, зафиксированные взрослым, выполняют контрольную функцию, что позволяет проследить за ходом занятий и предупредить ошибки и не точности.
Всех запланированных мероприятий проводились в соответствии перспективным планом, мне не удалось лишь выступить на родительском собрании, которое намечалось на апрель, из-за введения карантинных мер по коронавирусу в организации.
Таким образом, работу по теме самообразования «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» можно считать успешной и плодотворной, те знания и материалы, которые я получила, изучая эту тему, я буду использовать в своей дальнейшей работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"
Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...
«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе по формированию лексико-грамматических представлений и развития на их базе связной речи у детей с ТНР»
Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по формированию лексико - грамматических представлений и развития на их базе связной речи детей с ТНР через использование продуктов ИК...
Опыт работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр
Проблема нарушений устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями - одна из самых актуальных. Устная речь детей развита зачастую недостаточно, что в свою очередь ведет к проблемам школьного о...
Презентация «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР по средствам дидактических игр и упражнений»
Актуальность: Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи.Под ...
Презентация к занятию по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР по теме "Профессии"
Презентация разработана к конспекту занатия, разработанного на основе методички "Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР&qu...
Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей средней группы ( с ОНР и ЗПР) по теме: «Профессии»
Конспект занятия разработан на основе методического пособия К.Е.Бухариной " Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР"...