Отчет по самообразованию учителя – логопеда Архиповой Надежды Андреевны «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» на 2020 – 2021 уч.г.
материал

Архипова Надежда Андреевна

    Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Таким образом актуальность данной темы очевидна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovani_2020_-_2021.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад» № 10 «Дубравушка»

Согласовано:                                                                                            Утверждено:

Зам. зав. по УВР                                       Заведующий МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад

________ О.В. Гаврущенко                                                                     № 10 «Дубравушка»

« ____»  _________ 2021г.                                                  __________  И. А. Коломейцева

                                                                                                   «_____» ____________ 2021 г.

Отчет по самообразованию

учителя – логопеда

Архиповой Надежды Андреевны

«Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР»

на 2020 – 2021 уч.г.

Нягань 2021

Тема самообразования: Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР

    Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Таким образом актуальность данной темы очевидна

Цель: выявление состояния лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР и подбор приемов коррекционной работы по формированию лексико- грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР

    Чтобы работа над самообразованием по теме «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» проходила успешно, необходимо было обозначить для себя следующие

Задачи:

  • отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу;
  • изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи;
  • показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников;
  • проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
  • определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе;
  • сделать сравнительный анализ результатов исследования.

Для решения этих задач, в начале 2020-2021 учебного года был составлен перспективный план работы по данной теме, что позволило мне, оценить свои возможности и возможности моих воспитанников и распределить свои силы на весь учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

п\п

срок выполнения

содержание работы

способы оформления материала для использования в практике

1

на год

- подбор методической литературы по теме «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР»

- дидактических игр и упражнений:

- работа с банком педагогической информации в системе интернета.

конспекты, презентации, картотеки, буклеты, выставка наглядного материала, информационные листы.

2

работа с педагогами

- «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР»

 - обогащение словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи

- деловая игра (методический пробег для педагогов)

- консультирование по запросам педагогов

консультации,

картотеки игр, семинар – практикум,

деловая игра.

1 квартал

3

сентябрь

- анкетирование родителей относительно развития лексико – грамматических представлений у детей с ОНР

анкеты

4

октябрь

- родительское собрание «Особенности овладения грамматическим строем речи у дошкольников с ОНР»;

- подбор методической литературы по данной теме

 «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР»

конспект, презентации,

выставка

мастер – класс

5

ноябрь

- логопедический тренинг

«Особенности словообразования у детей с ОНР»

презентация, буклет

2 квартал

6

Декабрь

- практикум для родителей

«Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи».                                                                                  

картотека домашних игр

7

Январь

- Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей дошкольного возраста.

консультации, вставка наглядного материала  

8

Февраль

- логопедический тренинг

«Учимся употреблять предлоги»

- игры у упражнения для развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

картотека домашних игр

3 квартал

9

Март

 «Расширяем словарный запас ребёнка

Копилка игровых упражнений «Слова – друзья и слова неприятели»

консультация

презентация

10

Апрель

- отчет по самообразованию

сообщение на педсовете

11

Май

консультирование по запросам родителей

консультирование

    Таким образом, изучив в начале года специальную педагогическую и методическую литературу и интернет-источники по данной теме, я выделила для себя следующих авторов, занимающихся этой проблемой и отметила для себя их методические пособия, которые можно использовать в своей работе:

Список использованной литературы

  1. В.В.Гербова “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе” под редакцией Т.В.Волосовец “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”.
  2. Л.Г. Горькова, Л.А.Обухова “Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников”.
  3. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.
  4. “Программа воспитания в детском саду” под ред. Васильева.
  5. “Программа воспитания” под ред. Парамонова.
  6. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи”.
  7. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи

    Пополнив свой теоретический запас, мне захотелось перейти к практическому этапу, но не просто применять методы и приемы, о которых я узнала из пособий и книг, а проявить творческий подход к данной теме.

С этой целью и были разработаны «Логопедические задания для работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи». 

     Все задания представлены в игровой форме и направлены на решение следующих задач:

  • активизацию словаря;
  • упражнение в правильном употребление грамматических категорий;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • формирование связной речи;
  • подготовка руки к письму.

      Используя данный материал, ребенок под руководством взрослого, отвечает на вопросы, составляет рассказы, работает с картинками, играет рисует. Ответы ребенка, зафиксированные взрослым, выполняют контрольную функцию, что позволяет проследить за ходом занятий и предупредить ошибки и не точности.

   

    Всех запланированных мероприятий проводились в соответствии перспективным планом, мне не удалось лишь выступить на родительском собрании, которое намечалось на апрель, из-за введения карантинных мер по коронавирусу в организации.

         Таким образом, работу по теме самообразования «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» можно считать успешной и плодотворной, те знания и материалы, которые я получила, изучая эту тему, я буду использовать в своей дальнейшей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...

«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе по формированию лексико-грамматических представлений и развития на их базе связной речи у детей с ТНР»

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы  по формированию лексико - грамматических представлений и развития на их базе связной речи детей с ТНР через использование продуктов ИК...

Опыт работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр

Проблема нарушений устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями - одна  из самых актуальных. Устная речь детей развита зачастую недостаточно, что в свою очередь ведет к проблемам школьного о...

Презентация «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР по средствам дидактических игр и упражнений»

Актуальность:      Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи.Под ...

Презентация к занятию по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР по теме "Профессии"

Презентация разработана к конспекту занатия, разработанного на основе методички "Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР&qu...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей средней группы ( с ОНР и ЗПР) по теме: «Профессии»

Конспект занятия разработан на основе методического пособия К.Е.Бухариной " Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР"...