Опыт работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр
методическая разработка

Юденко Надежда Николаевна

Проблема нарушений устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями - одна  из самых актуальных. Устная речь детей развита зачастую недостаточно, что в свою очередь ведет к проблемам школьного обучения.

На этапе дошкольного образования  в условиях коррекционной группы необходимо повысить эффективность полноценного формирования лексического компонента речевой способности, механизма грамматического структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_korrektsionno.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы коррекционно- педагогической работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр.

        Проблема нарушений устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями - одна  из самых актуальных. Устная речь детей развита зачастую недостаточно, что в свою очередь ведет к проблемам школьного обучения.

         На этапе дошкольного образования  в условиях коррекционной группы необходимо повысить эффективность полноценного формирования лексического компонента речевой способности, механизма грамматического структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи.

            Целью коррекционной работы является :

  • Обогащение  речи дошкольника лексико-грамматическими средствами на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.
  •  Расширение сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).
  •  Развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе словесных игр.

         Актуальность заключается в использовании сочетания игр, направленных на развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память), а также на формирование целостного восприятия предмета, зрительно-моторных координаций и моторику пальцев рук. Что, в свою очередь, значительно облегчает работу по формированию лексико-грамматических категорий. У развивающей игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследую я, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.

      Игровая деятельность у дошкольников является ведущей, то система развивающих игр стала составной частью каждого логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), проводимого с детьми. Для закрепления, пройденного на логопедических занятиях базового речевого материала по обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления, развитию и закреплению графо - моторных навыков были разработаны индивидуальные рабочие тетради (средняя группа " Играя познаем мир", старшая группа "Учимся играя", подготовительная группа "Уроки феи Грамоты"), которые помогают в наглядной и игровой форме поэтапно формировать лексико-грамматические категории у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работа с детьми осуществляется в процессе логопедических занятий:

- фронтальных;

- подгрупповых;

- индивидуальных.

       Кроме того применяется тематический - блочный принцип подбора лексического материала, что обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе педагогического коллектива группы. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально прорабатывать каждую тему, пополнять словарь, развивать лексико-грамматические навыки.               Каждый период включает в себя  от 6 до 14  тематических циклов.

 Содержание коррекционно-образовательной деятельности  

Примерный тематический план

разработала логопед Юденко Н.Н.

Блок №1 «Мир растений»

сентябрь

1 нед. обследование

2 нед. обследование

3 нед. Сад. Фрукты

4 нед. Огород. Овощи

октябрь

1 нед. Ягоды

2 нед. Дифференциация понятий

3 нед. Деревья. Лес  

4 нед. Осень

Блок №2 «Мир животных»

ноябрь

1 нед. Домашние животные

2 нед. Дикие животные

3нед. Дикие звери холодных и теплых стран

4 нед. Дифференциация домашних и диких животных

декабрь

1 нед. Домашние  птицы

2 нед. Дикие птицы средней полосы

3 нед. Дифференциация домашних и диких птиц

4 нед. Закрепление изученного материала по блоку  № 2

январь

1 нед.  каникулы

2 нед. Насекомые

3 нед. Земноводные и пресмыкающиеся. Рыбы

Аквариумные рыбки

4 нед. Зимние забавы

Блок №3 «Мир человека»

февраль

1 нед. Человек

2 нед.Дом. Улица. Город

3 нед. Семья

4 нед. 23 февраля

март

1 нед. 8 марта

2 нед. Транспорт

3 нед. Квартира. Мебель

4 нед. Весна. Прилет птиц.

Весна

апрель

1 нед. Посуда

2 нед. Одежда.Обувь.

3 нед. Головные уборы

4 нед. Весна. Головные уборы.

май

1 нед. Весна. Полевые работы.

2 нед. . Профессии людей.

3 нед. обследование

4 нед. обследование

Основные разделы и темы по развитию лексико-грамматических представлений  детей через развивающие игры

разработала логопед Юденко Н.Н.

Месяцы периода

Подбор развивающих игр на развитие лексики

Подбор развивающих игр на развитие грамматических категорий

Тема

Кол-во заня

тий

Тема

Кол-во заня

тий

I период

Сентябрь

«Сад. Фрукты»

1

«Развитие высших психических функций»

3

«Огород. Овощи»

1

«Составление 4-словных предложений с введением одного определения»

1

Октябрь

«Ягоды»

1

«Предлоги В, НА, ПОД»

3

Дифференциация понятий: фрукты, овощи, ягоды.

1

 «Сложносочиненное предложение с союзом А»

2

«Деревья. Лес»

1

«Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных»

2

«Осень»

1

«Работа над фразой»

1

Ноябрь

«Домашние животные»

1

«Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных»

2

«Дикие животные»

1

«Глаголы совершенного и несовершенного вида»

2

 «Дикие звери холодных и теплых стран»

1

«Несклоняемые существительные»

2

«Дифференциация домашних и диких животных».

1

«Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными»

3

II период

Декабрь

«Домашние птицы»

1

«Работа над фразой»

3

«Дикие птицы средней полосы»

1

«Приставочные глаголы»

2

«Дифференциация домашних и диких птиц»

1

«Работа над фразой»

1

«Закрепление изученного материала по блоку №2»

1

«Предлог ИЗ-ПОД»

2

Январь

« Насекомые»,

1

«Пересказ рассказа»

3

«Земноводные и пресмыкающиеся. Рыбы»,

1

«Родительный падеж множественного числа»

1

«Зимние забавы»

1

«Беседа по картине»

2

Февраль

«Человек

1

«Согласование числительного и существительного в родительном падеже»

1

«Дом, улица, город»

1

«Согласование числительного и существительного в творительном падеже»

1

«Семья»

1

«Обучение самостоятельной постановки вопросов»

3

« 23 февраля»

1

«Предлог С/СО»

2

III период

Март

«8 Марта»

1

«Беседа по сюжетной картине»

2

«Транспорт»

1

«Предлог НАД»

3

«Квартира, мебель»

1

«Притяжательные прилагательные»

2

«Весна Прилет птиц»

1

«Составление рассказа»

2

Апрель

« Посуда»

1

«Родственные слова»

«Одежда. Обувь»

1

«Обучение самостоятельной постановки вопросов»

2

«Головные уборы»

1

«Относительные прилагательные»

2

«Весна»

1

«Работа над рассказыванием»

3

Май

« Весна. Полевые работы»

1

«Образование существительных от глаголов»

1

«Профессии людей»

1

«Работа над пересказом»

2

Итого:

31

54

Календарный план работы по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР через систему развивающих игр

разработала логопед Юденко Н.Н.

Месяц

№  недели

Лексическая тема

Грамматическая тема

Элементы содержания образования

Система

развивающих  игр

сентябрь

1

Обследование

2

3

«Сад.

Фрукты»

«Развитие высших психических функций»

1-Закрепить и уточнить знания детей о фруктах;

2- Закрепить умение детей составлять описательные рассказы;

3- Учить детей составлять  предложения с опорой на зрительные символы.

4-Развивать речевое внимание и память детей;

5-Продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения.

  1. «Кто внимательнее»
  2. «Я начну, а вы продолжите»
  3. «Кто скажет по-другому»
  4. «Угадай, о чем я расскажу»
  5. «Сравни картинки»
  6. «Кто больше заметит»
  7. «На что похоже?»
  8. «Какое слово заблудилось?»

10. « Составь предложение»

4

«Огород.

Овощи»

«Составление 4-словных предложений с введением одного определения»

1-Повторить когда собирают урожай, где растут овощи, их польза;

2-Учить детей подбирать к предмету точное определение,

-продолжать учить подсчету количества слов в предложении;

3-Составление 4-словных предложений с введением одного определения.

4- Подбор однокоренных прилагательных к существительным

  1. «Подбери слово»
  2. «Как слова дружат»
  3. «Составь предложение»
  4. «Чего много в корзине?»
  5. «Подбери слово»
  6. «Что вы видите вокруг»
  7. «Исправь ошибку»
  8.  «Подбери слово»
  9. « Соберем урожай»
  10. «Закончи предложение»

октябрь

1

«Ягоды»

«Предлоги

 В, НА, ПОД»

1-Повторить названия грибов и ягод, животных и птиц, обсудить их пользу лесу, особенности;

2-Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В,НА,ПОД;

3-Учить детей составлять предложения по двум опорным словам с включением предлога

  1. «Подбери слово»
  2. «Что приготовил?»
  3. «Угадай, о чем я скажу»
  4. «Мы в лес пойдем»
  5. «На выставке»
  6. «Рисуем картину словами»
  7. «Заготовки на зиму»

2

«Дифференциация понятий: фрукты, овощи, ягоды»

 «Сложносочиненное предложение с союзом А»

 1-Уточнить с детьми, где растут овощи, фрукты, ягоды, в чем их польза,

2-Уточнить понятия: слово, предложение, действие,

3-Активизировать словарь детей;

4-Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы.

  1. «Рисуем картину словами»
  2. «На выставке»
  3. «Путаница»
  4. «Я начну, а вы продолжите»
  5. «Игра с мячом»
  6. «Придумай предложение»
  7. «Подбери сравнения»
  8. «Съедобный-несъедобный»

3

 «Деревья. Лес»

«Творительный  падеж  множественного  числа существительных»

1-Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки

2- Учить употреблять существительные в творительном  падеже множественного числа, согласовывая данные существительные  с глаголом.

3-Учить замечать и исправлять ошибки в падежном окончании глагола и существительного.

4 – Уточнять и активизировать словарь детей.

  1. «Найди предлог»
  2. «Подставь картинку»
  3. «Сделай правильно»
  4. «Различай предлоги»
  5. «Правильно подними карточку»
  6. «Скажи наоборот»
  7. «Машина едет по дороге»
  8. «Поезд»
  9. «Что в чем?»
  10. «Прогулка в лес»

4

«Осень»

«Работа над фразой»

1-Повторить основные признаки осени, осенние месяцы.

2-Обогащение лексики синонимами и родственными словами.

3- Упражнять в составлении связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении.

  1. «Вспомни и ответь»
  2. «Составь предложение»
  3. «Ответь на вопросы»
  4. «Угадай слово»
  5.  «Скажи наоборот»

ноябрь

1

«Домашние животные»

«Дательный  падеж множественного числа существительных»

1-Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных.

2-Учить детей образовывать  существительные в дат.

п. мн. ч.  с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.

  1. «Доктор Айболит»
  2. «Кто чем питается?»
  3. «Угадай, что изменилось»
  4.  «Заботливые дети»
  5. «Скажи ласково»

2

«Дикие животные»

«Глаголы совершенного и несовершенно го вида»

1- Закрепить и уточнить знания детей о диких животных.

2-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

2-Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.

  1. «Назови законченное действие»
  2. «Подбери картинку»
  3. «Будь внимателен»
  4. «Кто что умеет делать?»
  5. «Найди другое слово»
  6. «Какое слово заблудилось?»

3

«Дикие звери тёплых и холодных стран»

«Несклоняемые

существительные»

1- Закрепить и уточнить знания детей о диких животных теплых и холодных стран.

2-Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях.

3- Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлоги  

  1. «Упрямые слова»
  2.  «Договори словечко»
  3. «Посмотри и скажи»
  4. «Что не так?»
  5. «В зоопарке »

4

«Дифференциация домашних и диких животных»

«Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными»

1- Закрепить и уточнить знания детей о диких и домашних животных

2- Учить детей согласовывать местоимения и существительные в роде и числе.

  1. «Кто чем питается?»
  2. «Составь предложение»
  3. «Скажи чей?»
  4. «Ошибка»
  5. «Предложение договори и его ты повтори»
  6. «Кто хозяин?»
  7. «Загадочное животное»

декабрь

1

«Домашние  птицы»

«Работа над фразой»

1-Обобщить знания детей о домашних птицах

2-Упражнять в образовании сложных слов

3-Составление рассказа-сравнения двух птиц

1. «Скажи наоборот»

2.«Исправь ошибку»

3.«Будь внимателен»

4.«Что забыл нарисовать художник?»

5.«Посчитай птиц»

6.«Кого, чем покормим?»

2

«Дикие птицы средней полосы»

«Приставочные глаголы»

1-Повторить названия птиц, в чем их польза.

2-учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

3-Учить выделять приставочную часть слов-действий, используя схемы.

  1. «Дикие птицы»
  2. «Кормушка»
  3.  «Закончи предложение»
  4. «Назови свое слово-действие»
  5. «Назови ласково»
  6. «Что могут птицы?»

3

«Дифференциация диких и домашних птиц»

«Работа над фразой»

1-Побеседовать о птицах, их внешнем виде, где они живут, чем питаются;

2-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

  1. «Гуляла девочка в лесу»
  2. «Кормушка»
  3. «Четвертый лишний»
  4. «Ответы на вопросы»
  5. «Один много»
  6. «Что перепутал художник?»

4

«Закрепление изученного материала по блоку №2»

«Предлог ИЗ-ПОД»

1-Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД

2-Уточнить пространственное значение данного предлога.

  1. «Про мишку, которого нашли»
  2. «Письмо Буратино»
  3. «Считай-ка подарки!»
  4. «Что спрятано?»
  5. «Потерялся мишка»
  6. «Кто пришел на елку»
  7. «Поиграем!»

январь

2

«Насекомые»

«Пересказ рассказа»

1-Закреплять представления детей о насекомых.

2-Активизировать глагольный словарь;

2-Учить восстанавливать фразу по названному действию

  1. «Посчитай насекомых на цветке»
  2. «Подбери слово»
  3. «Кто как передвигается?»
  4. «Исправь ошибку»
  5. «Четвертый лишний»

3

«Земноводные и пресмыкающиеся. Рыбы»

«Родительный падеж множественного числа»

1-Уточнить названия земноводных, пресмыкающихся и рыб;  и их места обитания в природе; их различия;

2-Учить правильно образовывать существительные в родительном падеже множ. числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы

  1. «Какой, какая, какое»
  2. «Первая рыбка»
  3. «Чей хвост, чья морда»
  4. «Вопросы – ответы»
  5. «Рыбы великаны»
  6. «Рыболов»
  7. «Запомни и повтори»

4

«Зимние забавы»

«Беседа по картине»

1-Различение и закрепление употребления глаголов НАДЕВАТЬ-ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ-ОДЕТЬ,

2-Образование и подбор родственных слов к слову "зима",

-Подбор синонимов к глаголу НАДЕТЬ

  1. «На машине»
  2. «Дети на льду»
  3. «Добавь слово»
  4. «Мы катали снежный ком»
  5. «Потерялась варежка»
  6. «Снеговик»
  7. «На что это похоже?»
  8. «Настя вышла на прогулку»

февраль

1

« Дом. Улица. Город»

«Согласование числительного и сущ.- го в творительном падеже»

1-Вспомнить достопримечательности нашего города,

-Установить отличия улицы от площади, шоссе от переулка, городской – загородный дом, его строение;

2-Учить согласовывать части речи во фразе, контролируя произношение окончаний

  1. «Посчитай-ка!»
  2. «Части дома»
  3. «Дом моей мечты»
  4. «Что где находится»
  5. «Наш любимый город»
  6. «На машине»
  7. «Найди ошибку»
  8. «Незнайка потерялся»
  9. «Кривой переулок»

2

«Семья»

«Согласование числительного и существительного в творительном падеже»

1-Воспитание любви к родной стране, гордости за нее,

-Обогащение речи образными выразительными средствами;

2-Согласование числительных с существительными в творительном падеже.

  1. «Построение друг за другом»
  2. «Посчитай-ка»
  3. «Пара к паре»
  4. «Давай сравним»
  5. «Как назвать?»
  6. «Сделай, не ошибись!»
  7. «Добавь словечко!»
  8. «Родина»

3

«Защитники Отечества»

«Обучение самостоятельной постановки вопросов»

1-Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину

2-Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий.

1.«Подбери слово»

2.«Кем стать»

3.«Составь предложение»

4.«Задай вопрос»

5.«Найди картинку»

6.«Исправь ошибку»

4

«Семья. Женский день –

8 марта»

«Беседа по сюжетной картине»

1-Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье, функциях семьи;

2-Различение по смыслу сходных грамматических конструкций,

3-Развитие зрительного внимания и памяти.

  1. «Есть у меня братишка»
  2. «Кому подарки?»
  3. «Исправь ошибки»
  4. «Мамины помощники»
  5. «Старшие и младшие»
  6. «А у вас?»
  7. «С кем ты живешь?»

2

«Транспорт»

«Предлог НАД »

1-Вспомнить различные виды транспорта, его назначение.

-Названия профессий людей, управляющих транспортом;

2-Познакомить детей с пространственным значением и схемой предлога НАД

  1. «Договори предложение»
  2.  «На машине»
  3. «Кто управляет этим видом транспорта?»
  4. «Регулировщик»
  5. «Для чего используется этот транспорт?»
  6. «Назови свое слово-действие»
  1. «Путешественник»

3

«Квартира. Мебель»

«Притяжательные прилагательные»

1-Повторить виды мебели, ее назначение

2-Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные

1. «Найди предмет»

2. «Что с чем?»

3. «Расположи красиво мебель в нашей комнате»

4. «Скажи какой, какая мебель»

5. «Мастер»

4

«Весна. Прилет птиц»

«Составление рассказа»

1-Обобщить знания о первых приметах весны в природе, как животные и птицы встречают весну;

2- Установление причинно-следственных связей.

  1. «Добавь слово»
  2. «Когда это бывает?»
  3. «Эхо»
  4. «Волшебная цепочка»
  5. «Птицы весну принесли»
  6. «Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай»
  7. «До – между – за»
  8. «Образуй признаки»

апрель

1

«Посуда»

«Родственные слова»

1-Обобщить знания детей о предметах посуды, классификации.

2-познакомить детей в доступной форме с понятием "родственные слова"

  1. «Слова родственники»
  2. «Скажи ласково»
  3. «Посчитай посуду»
  4. «Узнай на ощупь»
  5. «Скажи иначе»
  6. «Чего не хватает?»

2

«Одежда»

«Обучение самостоятельной постановки вопросов»

1-Обогащение словарного запаса по теме;

2-Усвоение словообразования существительных, обозначающих предметы одежды

  1. «Договори слово»
  2. «Какая одежда?»
  3. «Что наденем на прогулку?»
  4. «Скажи наоборот»
  5. «Подбери слово»
  6. «Чего не хватает?»
  7. «Что с чем?»

3

«Головные уборы»

«Относительные прилагательные»

1- Обогащение словарного запаса по теме;

2-Совершенствовать навыки словообразования.

1.«Цепочка слов»

2.«Составь предложение»

3.«Подбери картинку»

4. «Чего не хватает?»

4

«Весна»

«Работа над рассказыванием»

1-Закрепить  знания детей о приметах весны

3-Продолжать развивать устанавливать причинно-следственные связи

  1. «Что не так?»
  2. «Скажи наоборот»
  3. «Кто лишний и почему?»
  4. «Закончи предложение»
  5. «Какое слово не подходит»

май

1

«Весна. Полевые работы»

«Образование существительных от глаголов»

1-Побеседовать о весенних полевых работах;

2-Образование существительных от глаголов

  1. «Продолжи предложение»
  2. «Выбери правильный ответ»
  3. «Исправь предложение»
  4. «Сосчитай до пяти»
  5. «Что посадили первым, вторым и что - последним, если:…»
  6. «Что лишнее и почему?»
  7. «Назови ласково»

2

«Профессии людей»

«Работа над пересказом»

1-Закрепить представления детей о наиболее распространенных профессиях;

2- Учить восстанавливать фразу по названному действию

  1. «Кому что нужно для работы?»
  2. «Кто что делает?»
  3. «Угадай, кем он работает?»
  4. «Собери предложения»
  5. «Придумай предложения с парами слов»

3

Обследование

    Для более успешного обучения подготовлен обширный наглядный, демонстрационный и раздаточный материал. Постепенно накапливаются презентационные задания с использованием ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом

В методической разработке освещена проблема - школьники с билингвизмом. Дается представление о билингвизме, раскрываются особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категор...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

laquo;Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итого...

«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе по формированию лексико-грамматических представлений и развития на их базе связной речи у детей с ТНР»

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы  по формированию лексико - грамматических представлений и развития на их базе связной речи детей с ТНР через использование продуктов ИК...

«ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ»

Играя, ребенок  решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по р...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений "Перелётные птицы весной"

Конспект НОД "Перелётные птицы весной" по формированию лексико- грамматических представлений воспитанников 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными ТНР...

Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений»

Актуальность:      Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лекс...

Использование технологии наглядного моделирования в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию использование наглядного моделирования  вызывает ин...