Опыт работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр
методическая разработка
Проблема нарушений устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями - одна из самых актуальных. Устная речь детей развита зачастую недостаточно, что в свою очередь ведет к проблемам школьного обучения.
На этапе дошкольного образования в условиях коррекционной группы необходимо повысить эффективность полноценного формирования лексического компонента речевой способности, механизма грамматического структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_korrektsionno.docx | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы коррекционно- педагогической работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр.
Проблема нарушений устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями - одна из самых актуальных. Устная речь детей развита зачастую недостаточно, что в свою очередь ведет к проблемам школьного обучения.
На этапе дошкольного образования в условиях коррекционной группы необходимо повысить эффективность полноценного формирования лексического компонента речевой способности, механизма грамматического структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Целью коррекционной работы является :
- Обогащение речи дошкольника лексико-грамматическими средствами на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.
- Расширение сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).
- Развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе словесных игр.
Актуальность заключается в использовании сочетания игр, направленных на развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память), а также на формирование целостного восприятия предмета, зрительно-моторных координаций и моторику пальцев рук. Что, в свою очередь, значительно облегчает работу по формированию лексико-грамматических категорий. У развивающей игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследую я, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.
Игровая деятельность у дошкольников является ведущей, то система развивающих игр стала составной частью каждого логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), проводимого с детьми. Для закрепления, пройденного на логопедических занятиях базового речевого материала по обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления, развитию и закреплению графо - моторных навыков были разработаны индивидуальные рабочие тетради (средняя группа " Играя познаем мир", старшая группа "Учимся играя", подготовительная группа "Уроки феи Грамоты"), которые помогают в наглядной и игровой форме поэтапно формировать лексико-грамматические категории у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работа с детьми осуществляется в процессе логопедических занятий:
- фронтальных;
- подгрупповых;
- индивидуальных.
Кроме того применяется тематический - блочный принцип подбора лексического материала, что обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе педагогического коллектива группы. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально прорабатывать каждую тему, пополнять словарь, развивать лексико-грамматические навыки. Каждый период включает в себя от 6 до 14 тематических циклов.
Содержание коррекционно-образовательной деятельности
Примерный тематический план
разработала логопед Юденко Н.Н.
Блок №1 «Мир растений»
сентябрь | 1 нед. обследование |
2 нед. обследование | |
3 нед. Сад. Фрукты | |
4 нед. Огород. Овощи | |
октябрь | 1 нед. Ягоды |
2 нед. Дифференциация понятий | |
3 нед. Деревья. Лес | |
4 нед. Осень | |
Блок №2 «Мир животных» | |
ноябрь | 1 нед. Домашние животные |
2 нед. Дикие животные | |
3нед. Дикие звери холодных и теплых стран | |
4 нед. Дифференциация домашних и диких животных | |
декабрь | 1 нед. Домашние птицы |
2 нед. Дикие птицы средней полосы | |
3 нед. Дифференциация домашних и диких птиц | |
4 нед. Закрепление изученного материала по блоку № 2 | |
январь | 1 нед. каникулы |
2 нед. Насекомые | |
3 нед. Земноводные и пресмыкающиеся. Рыбы Аквариумные рыбки | |
4 нед. Зимние забавы | |
Блок №3 «Мир человека» | |
февраль | 1 нед. Человек |
2 нед.Дом. Улица. Город | |
3 нед. Семья | |
4 нед. 23 февраля | |
март | 1 нед. 8 марта |
2 нед. Транспорт | |
3 нед. Квартира. Мебель | |
4 нед. Весна. Прилет птиц. Весна | |
апрель | 1 нед. Посуда |
2 нед. Одежда.Обувь. | |
3 нед. Головные уборы | |
4 нед. Весна. Головные уборы. | |
май | 1 нед. Весна. Полевые работы. |
2 нед. . Профессии людей. | |
3 нед. обследование | |
4 нед. обследование |
Основные разделы и темы по развитию лексико-грамматических представлений детей через развивающие игры
разработала логопед Юденко Н.Н.
Месяцы периода | Подбор развивающих игр на развитие лексики | Подбор развивающих игр на развитие грамматических категорий | |||
Тема | Кол-во заня тий | Тема | Кол-во заня тий | ||
I период | Сентябрь | «Сад. Фрукты» | 1 | «Развитие высших психических функций» | 3 |
«Огород. Овощи» | 1 | «Составление 4-словных предложений с введением одного определения» | 1 | ||
Октябрь | «Ягоды» | 1 | «Предлоги В, НА, ПОД» | 3 | |
Дифференциация понятий: фрукты, овощи, ягоды. | 1 | «Сложносочиненное предложение с союзом А» | 2 | ||
«Деревья. Лес» | 1 | «Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных» | 2 | ||
«Осень» | 1 | «Работа над фразой» | 1 | ||
Ноябрь | «Домашние животные» | 1 | «Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных» | 2 | |
«Дикие животные» | 1 | «Глаголы совершенного и несовершенного вида» | 2 | ||
«Дикие звери холодных и теплых стран» | 1 | «Несклоняемые существительные» | 2 | ||
«Дифференциация домашних и диких животных». | 1 | «Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными» | 3 | ||
II период | Декабрь | «Домашние птицы» | 1 | «Работа над фразой» | 3 |
«Дикие птицы средней полосы» | 1 | «Приставочные глаголы» | 2 | ||
«Дифференциация домашних и диких птиц» | 1 | «Работа над фразой» | 1 | ||
«Закрепление изученного материала по блоку №2» | 1 | «Предлог ИЗ-ПОД» | 2 | ||
Январь | « Насекомые», | 1 | «Пересказ рассказа» | 3 | |
«Земноводные и пресмыкающиеся. Рыбы», | 1 | «Родительный падеж множественного числа» | 1 | ||
«Зимние забавы» | 1 | «Беседа по картине» | 2 | ||
Февраль | «Человек | 1 | «Согласование числительного и существительного в родительном падеже» | 1 | |
«Дом, улица, город» | 1 | «Согласование числительного и существительного в творительном падеже» | 1 | ||
«Семья» | 1 | «Обучение самостоятельной постановки вопросов» | 3 | ||
« 23 февраля» | 1 | «Предлог С/СО» | 2 | ||
III период | Март | «8 Марта» | 1 | «Беседа по сюжетной картине» | 2 |
«Транспорт» | 1 | «Предлог НАД» | 3 | ||
«Квартира, мебель» | 1 | «Притяжательные прилагательные» | 2 | ||
«Весна Прилет птиц» | 1 | «Составление рассказа» | 2 | ||
Апрель | « Посуда» | 1 | «Родственные слова» | ||
«Одежда. Обувь» | 1 | «Обучение самостоятельной постановки вопросов» | 2 | ||
«Головные уборы» | 1 | «Относительные прилагательные» | 2 | ||
«Весна» | 1 | «Работа над рассказыванием» | 3 | ||
Май | « Весна. Полевые работы» | 1 | «Образование существительных от глаголов» | 1 | |
«Профессии людей» | 1 | «Работа над пересказом» | 2 | ||
Итого: | 31 | 54 |
Календарный план работы по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР через систему развивающих игр
разработала логопед Юденко Н.Н.
Месяц | № недели | Лексическая тема | Грамматическая тема | Элементы содержания образования | Система развивающих игр | ||
сентябрь | 1 | Обследование | |||||
2 | |||||||
3 | «Сад. Фрукты» | «Развитие высших психических функций» | 1-Закрепить и уточнить знания детей о фруктах; 2- Закрепить умение детей составлять описательные рассказы; 3- Учить детей составлять предложения с опорой на зрительные символы. 4-Развивать речевое внимание и память детей; 5-Продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения. |
10. « Составь предложение» | |||
4 | «Огород. Овощи» | «Составление 4-словных предложений с введением одного определения» | 1-Повторить когда собирают урожай, где растут овощи, их польза; 2-Учить детей подбирать к предмету точное определение, -продолжать учить подсчету количества слов в предложении; 3-Составление 4-словных предложений с введением одного определения. 4- Подбор однокоренных прилагательных к существительным |
| |||
октябрь | 1 | «Ягоды» | «Предлоги В, НА, ПОД» | 1-Повторить названия грибов и ягод, животных и птиц, обсудить их пользу лесу, особенности; 2-Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В,НА,ПОД; 3-Учить детей составлять предложения по двум опорным словам с включением предлога |
| ||
2 | «Дифференциация понятий: фрукты, овощи, ягоды» | «Сложносочиненное предложение с союзом А» | 1-Уточнить с детьми, где растут овощи, фрукты, ягоды, в чем их польза, 2-Уточнить понятия: слово, предложение, действие, 3-Активизировать словарь детей; 4-Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы. |
| |||
3 | «Деревья. Лес» | «Творительный падеж множественного числа существительных» | 1-Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки 2- Учить употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом. 3-Учить замечать и исправлять ошибки в падежном окончании глагола и существительного. 4 – Уточнять и активизировать словарь детей. |
| |||
4 | «Осень» | «Работа над фразой» | 1-Повторить основные признаки осени, осенние месяцы. 2-Обогащение лексики синонимами и родственными словами. 3- Упражнять в составлении связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении. |
| |||
ноябрь | 1 | «Домашние животные» | «Дательный падеж множественного числа существительных» | 1-Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных. 2-Учить детей образовывать существительные в дат. п. мн. ч. с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного. |
| ||
2 | «Дикие животные» | «Глаголы совершенного и несовершенно го вида» | 1- Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. 2-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. 2-Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. |
| |||
3 | «Дикие звери тёплых и холодных стран» | «Несклоняемые существительные» | 1- Закрепить и уточнить знания детей о диких животных теплых и холодных стран. 2-Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях. 3- Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлоги |
| |||
4 | «Дифференциация домашних и диких животных» | «Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными» | 1- Закрепить и уточнить знания детей о диких и домашних животных 2- Учить детей согласовывать местоимения и существительные в роде и числе. |
| |||
декабрь | 1 | «Домашние птицы» | «Работа над фразой» | 1-Обобщить знания детей о домашних птицах 2-Упражнять в образовании сложных слов 3-Составление рассказа-сравнения двух птиц | 1. «Скажи наоборот» 2.«Исправь ошибку» 3.«Будь внимателен» 4.«Что забыл нарисовать художник?» 5.«Посчитай птиц» 6.«Кого, чем покормим?» | ||
2 | «Дикие птицы средней полосы» | «Приставочные глаголы» | 1-Повторить названия птиц, в чем их польза. 2-учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. 3-Учить выделять приставочную часть слов-действий, используя схемы. |
| |||
3 | «Дифференциация диких и домашних птиц» | «Работа над фразой» | 1-Побеседовать о птицах, их внешнем виде, где они живут, чем питаются; 2-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. |
| |||
4 | «Закрепление изученного материала по блоку №2» | «Предлог ИЗ-ПОД» | 1-Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД 2-Уточнить пространственное значение данного предлога. |
| |||
январь | 2 | «Насекомые» | «Пересказ рассказа» | 1-Закреплять представления детей о насекомых. 2-Активизировать глагольный словарь; 2-Учить восстанавливать фразу по названному действию |
| ||
3 | «Земноводные и пресмыкающиеся. Рыбы» | «Родительный падеж множественного числа» | 1-Уточнить названия земноводных, пресмыкающихся и рыб; и их места обитания в природе; их различия; 2-Учить правильно образовывать существительные в родительном падеже множ. числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы |
| |||
4 | «Зимние забавы» | «Беседа по картине» | 1-Различение и закрепление употребления глаголов НАДЕВАТЬ-ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ-ОДЕТЬ, 2-Образование и подбор родственных слов к слову "зима", -Подбор синонимов к глаголу НАДЕТЬ |
| |||
февраль | 1 | « Дом. Улица. Город» | «Согласование числительного и сущ.- го в творительном падеже» | 1-Вспомнить достопримечательности нашего города, -Установить отличия улицы от площади, шоссе от переулка, городской – загородный дом, его строение; 2-Учить согласовывать части речи во фразе, контролируя произношение окончаний |
| ||
2 | «Семья» | «Согласование числительного и существительного в творительном падеже» | 1-Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, -Обогащение речи образными выразительными средствами; 2-Согласование числительных с существительными в творительном падеже. |
| |||
3 | «Защитники Отечества» | «Обучение самостоятельной постановки вопросов» | 1-Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину 2-Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий. | 1.«Подбери слово» 2.«Кем стать» 3.«Составь предложение» 4.«Задай вопрос» 5.«Найди картинку» 6.«Исправь ошибку» | |||
4 | «Семья. Женский день – 8 марта» | «Беседа по сюжетной картине» | 1-Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье, функциях семьи; 2-Различение по смыслу сходных грамматических конструкций, 3-Развитие зрительного внимания и памяти. |
| |||
2 | «Транспорт» | «Предлог НАД » | 1-Вспомнить различные виды транспорта, его назначение. -Названия профессий людей, управляющих транспортом; 2-Познакомить детей с пространственным значением и схемой предлога НАД |
| |||
3 | «Квартира. Мебель» | «Притяжательные прилагательные» | 1-Повторить виды мебели, ее назначение 2-Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные | 1. «Найди предмет» 2. «Что с чем?» 3. «Расположи красиво мебель в нашей комнате» 4. «Скажи какой, какая мебель» 5. «Мастер» | |||
4 | «Весна. Прилет птиц» | «Составление рассказа» | 1-Обобщить знания о первых приметах весны в природе, как животные и птицы встречают весну; 2- Установление причинно-следственных связей. |
| |||
апрель | 1 | «Посуда» | «Родственные слова» | 1-Обобщить знания детей о предметах посуды, классификации. 2-познакомить детей в доступной форме с понятием "родственные слова" |
| ||
2 | «Одежда» | «Обучение самостоятельной постановки вопросов» | 1-Обогащение словарного запаса по теме; 2-Усвоение словообразования существительных, обозначающих предметы одежды |
| |||
3 | «Головные уборы» | «Относительные прилагательные» | 1- Обогащение словарного запаса по теме; 2-Совершенствовать навыки словообразования. | 1.«Цепочка слов» 2.«Составь предложение» 3.«Подбери картинку» 4. «Чего не хватает?» | |||
4 | «Весна» | «Работа над рассказыванием» | 1-Закрепить знания детей о приметах весны 3-Продолжать развивать устанавливать причинно-следственные связи |
| |||
май | 1 | «Весна. Полевые работы» | «Образование существительных от глаголов» | 1-Побеседовать о весенних полевых работах; 2-Образование существительных от глаголов |
| ||
2 | «Профессии людей» | «Работа над пересказом» | 1-Закрепить представления детей о наиболее распространенных профессиях; 2- Учить восстанавливать фразу по названному действию |
| |||
3 | Обследование |
Для более успешного обучения подготовлен обширный наглядный, демонстрационный и раздаточный материал. Постепенно накапливаются презентационные задания с использованием ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом
В методической разработке освещена проблема - школьники с билингвизмом. Дается представление о билингвизме, раскрываются особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категор...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
laquo;Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итого...
«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе по формированию лексико-грамматических представлений и развития на их базе связной речи у детей с ТНР»
Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по формированию лексико - грамматических представлений и развития на их базе связной речи детей с ТНР через использование продуктов ИК...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ»
Играя, ребенок решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по р...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений "Перелётные птицы весной"
Конспект НОД "Перелётные птицы весной" по формированию лексико- грамматических представлений воспитанников 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными ТНР...
Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений»
Актуальность: Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лекс...
Использование технологии наглядного моделирования в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.
Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию использование наглядного моделирования вызывает ин...