Методическая разработка открытого занятия по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся»
методическая разработка
Методическая разработка открытого занятия по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся» в форме игры. Данная разработка предназначена для проведения обобщающего занятия после изучения тем Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_zanyatiya.docx | 977.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ»
Цель: обобщить и проверить знания по темам: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся».
Задачи урока:
1. Образовательная: обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности пресмыкающихся различных экологических групп, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека.
2. Развивающая: закрепить и проверить умение узнавать изученных пресмыкающихся, обосновывать их принадлежность к той или иной группе; применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения приобретать знания самостоятельно.
3. Воспитательная: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, формирование научного мировоззрения, экологическое, нравственное (меры охраны), половое (изучение размножения ящериц), гигиеническое, эстетическое (красота животных), патриотическое, формировать умения работать в коллективе.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).
Оборудование: таблицы «Внутреннее строение пресмыкающихся», «Строение кожи чешуйчатых пресмыкающихся», «Внешнее строение пресмыкающихся», «Внутреннее строение земноводных», «Внешнее строение земноводных».
Ход урока:
Организационный момент (3 минуты) ∙ приветствие
∙ фиксирование присутствующих
∙ знакомство с целями и формой проведения урока
Игра проводится после изучения тем «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». Ребята делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана.
Задание 1: «Умники»
Каждая команда должна ответить на 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Итак, решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение.
1 команда:
1. Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания;
2. Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона;
3. У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце;
4. Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды;
5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше;
6. У пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение;
7. В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг;
8. В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь;
9. У живородящих ящериц не образуется яиц.
Ответы:1 ,2, 3, 5,6, 8.
2 команда:
1. Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.
2. Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.
3. Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.
4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.
5. На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы.
6. В шейном отделе рептилий один позвонок.
7. У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка.
8. В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора.
9. Рептилии дышат легкими и кожей.
Ответы:1, 2, 4, 7, 8.
Задание 2: «Кто они такие?»
Выпишите отдельно признаки земноводных и признаки пресмыкающихся с помощью чисел.
I Земноводные: , , ,.. .
II Пресмыкающихся: , , ,.. .
Утверждения:
1. Постоянная температура тела.
2. Непостоянная температура тела.
3. Обитают и в воде, и на суше.
4. Обитают в основном на суше.
5. Два круга кровообращения, трехкамерное сердце.
6. Один круг кровообращения.
7. Дышат только с помощью легких.
8. В дыхании участвуют легкие и слизистая кожа.
9. Обитают только в воде.
10. Имеют жабры.
11. Голая кожа покрыта слизью (в основном).
12. Кожа сухая с роговыми чешуями.
13. Размножаются только на суше, оплодотворение внутренне.
14. Размножаются только в воде, оплодотворение наружное.
Ответы: I — 2,3,5,8,11,14; II — 2,4,5,7,12,13.
Максимальное количество баллов — 6 (+0.5 балла за каждый верный ответ и -0.5 балла за каждый неверный ответ).
Задание 3: «Гонка за лидером»
Составить название животных из букв данных слов.
Дано несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия земноводных и пресмыкающихся.
1. тон, три.
2. басма, и, мот.
3. код, ил, рок.
4. репа, а, чех.
Задание на скорость, кто вперед и верно угадает все четыре слова, то получает 4 балла. Чем меньше слов угадано — тем меньше баллов.
Ответы: 1 - тритон, 2 – амбистома, 3 – крокодил, 4 – черепаха.
Задание 4: «Догонялки»
Найдите и исправьте ошибки в тексте. За этот конкурс команда, которая правильно выполнит задание, получает 3 балла.
1. Земноводные обитают в водоемах и на суше, во влажных местообитаниях. Кожа сухая. Взрослые особи дышат легкими и жабрами. Сердце двухкамерное, имеется два крага кровообращения. Есть пояса конечностей и свободные конечности, представляющие собой систему рычагов, обеспечивающих передвижение по суше. Развитие происходит на суше. Амфибии – хищники, занимающие важное место в цепях питания. Они питаются насекомыми, моллюсками.
2. Пресмыкающиеся – водные позвоночные животные. У них влажная кожа, три круга кровообращения, трехкамерное сердце. Головной мозг снабжается венозной и артериальной кровью. У рептилий нет коры головного мозга, благодаря чему они способны вырабатывать условные рефлексы. Дыхание исключительно легочное, рептилии преимущественно хищники, зубы у них конические служат для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие пресмыкающихся не связанно с водой. Рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, грызунов.
Ответы:
1. Земноводные обитают в водоемах и на суше, во влажных местообитаниях. Кожа влажная. Взрослые особи дышат легкими и кожей. Сердце трехкамерное, имеется два крага кровообращения. Есть пояса конечностей и свободные конечности, представляющие собой систему рычагов, обеспечивающих передвижение по суше. Развитие происходит в водной среде. Амфибии – хищники, занимающие важное место в цепях питания. Они питаются насекомыми, моллюсками.
2. Пресмыкающиеся – наземные позвоночные животные. У них сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце. Головной мозг снабжается чисто артериальной кровью. У рептилий имеется кора головного мозга, благодаря чему они способны вырабатывать условные рефлексы. Дыхание исключительно легочное. рептилии преимущественно хищники, зубы у них конические служат для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие пресмыкающихся не связанно с водой. Рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, грызунов.
Задание 5: «Дружеская рука»
Ответьте на вопросы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу. Один человек из команды подходит к столу и выбирает вопрос и отвечает на него.
1. Как называется смена рогового покрова у ящериц? (линька)
2. Как называется процесс восстановления хвоста у ящерицы? (регенерация)
3. Как называются особи, которые вынашивают детенышей в собственном теле? (живородящие)
4. Как называется способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш развивается в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек только после откладки яиц? (яйцеживорождение)
5. Что является органом слуха у лягушки? (внутреннее и среднее ухо)
6. Как называются животные, у которых температура тела зависит от температуры окружающей среды? (холоднокровные)
7. Какая особенность задних конечностей позволяет лягушкам плавать? (плавательная перепонка)
8. Какой орган дыхания есть у головастиков, но отсутствует у взрослых лягушек? (жабры)
9. Какие части тела участвуют в газообмене у земноводных? (легкие и кожа)
Задание 6: Кроссворд – загадка про земноводных
Нужно отгадать загадки, а слова вписать в соответствующие клетки.
Если правильно отгадаете, в выделенных клетках прочтете название земноводного.
Вопросы – загадки
1. Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это?
2. Я живу на дне морском, голова и восемь ног. Ну и кто я?
3. По реке плывёт бревно, ох, и злющее оно.
4. Морской самый вкусный рак.
5. Мой хвост не отличается от головы, меня в земле найдёте вы.
6. Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.
7. Двухстворчатый моллюск, в обиходе называемый ракушкой.
8. Хвостатые амфибии, которые мечут икру в воде, а потом выходят на сушу.
9. Она, как змейка, в траве мелькает; хвост оборвёт – другой наживает.
10.Зачем спешить мне по-пустому? Свой дом я на себе ношу и потому я дома.
Ответы
1. Лягушка. 2. Осьминог. 3.Крокодил. 4. Омар. 5. Червяк.
6. Черепаха. 7. Устрица. 8.Тритон. 9. Ящерица. 10. Улитка.
Подведение итогов:
По окончанию игры, подсчитываются очки и команде, которая набрала наибольшее количество баллов, выдается грамота. И ученикам выигрывавшей команды выставляется оценка «отлично».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Презентация к методической разработке открытого занятия по теме "Здравствуй, боярыня Масленица!"
Презентация к методической разработке открытого занятия по теме "Здравствуй, боярыня Масленица!"...
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"
Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...
Методическая разработка открытого занятия по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников" (для 10 класса школы или 1 курса колледжа)
План - конспект урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников"....
Методическая разработка открытого занятия на тему СТЕНЫ ИЗ КИРПИЧА
В разработке приведены план и технологическая карта учебного занятия, тесты для контроля знаний, конспект лекции. Предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального обр...
Методическая разработка открытого занятия по теме "Букет вереска" Бисер. Низание бусин.
Занятие расчитано на детей младшего школьного возраса.Основной целью является развитие навыков и умений работы с бисером. В разработке описана пошаговая работа изготовления веточки вереска. Итог - сое...
Методическая разработка открытого занятия на тему "Роль техники в современном мире"
Материал представляет собой проект открытого занятия по теме "Роль техники в современном мире" в 11 классе, подробный конспект открытого урока с приложениями ,а так же презентация , сопроваждающая уро...