Методическая разработка открытого занятия по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников" (для 10 класса школы или 1 курса колледжа)
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
План - конспект урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого занятия по теме «Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников».
Цели урока:
Дидактическая: Изучить законы постоянного электрического тока в цепях с последовательным и параллельным соединениями проводников. Познакомить с правилами расчета электрических цепей с разными типами соединений потребителей.
Развивающая: Развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью анализа и сравнения типов соединений, обобщения изучаемых фактов. Развитие устной речи студентов.
Воспитательная: показать важность знаний о соединениях потребителей и законах тока для повседневной жизни.
Студенты должны знать: Законы тока в цепях с последовательным и параллельным соединениями проводников.
Студенты должны уметь: Определять вид соединений потребителей энергии. Решать задачи на расчет электрических цепей постоянного тока.
Оборудование: плакат, стенд с последовательным и параллельным соединением ламп, установка с двумя лампами.
Демонстрации: работа ламп при последовательном и параллельном соединениях, распределение напряжений на лампах разной мощности при последовательном соединении.
Ход урока:
1. Организация начала урока. Приветствие. Постановка цели:
Поставим пред собою цель,
Чтоб после этого урока
Мог каждый другу рассказать:
Как вычислить сопротивленье,
И силу тока, и, конечно, напряженье,
И получить при этом «пять»!
Основная наша задача на сегодняшнем уроке – определить отличия последовательного соединения проводников от параллельного, вывести законы тока для каждого из них.
2. Актуализация.
Проверка домашнего задания - решить задачи: по карточкам (на отдельной парте, 2 человека); проверка сложных домашних задач у доски - 2 человека.
Устный опрос студентов по вопросам:
- Какие вещества являются проводниками? Приведите пример.
- Что такое электрический ток? Постоянный электрический ток?
- Что такое электрический ток в металлах?
- Какие действия оказывает электрический ток при прохождении через проводник?
- Какая величина является количественной характеристикой электрического тока?
- Какую задачу выполняет источник тока?
- Какова причина электрического сопротивления проводника?
- От каких характеристик проводника зависит его электрическое сопротивление?
- Почему при нагревании металлического проводника его сопротивление увеличивается?
- Железный проводник без изоляции длиной 1 м сложили втрое и скрутили. Изменилось ли при этом сопротивление? Как?
- Как зависит сила тока от напряжения на концах участка? Прочитать закон Ома для участка цепи.
После опроса собрать работы по карточкам, проверить домашнюю работу у доски.
3. Новый материал.
Последовательность изложения:
- Последовательное соединение проводников.
- Параллельное соединение проводников.
Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь. Разделите лист на две части. В одной рассмотрим последовательное соединение потребителей, а в другой – параллельное.
Последовательное соединение
R1 R2 R3
- qАВ = q1 = q2 = q3
При изложении материала использовать механическую аналогию – движение по лестнице.
- I АВ = I1 = I2 = I3
Сила тока во всех участках цепи одинакова.
Продемонстрировать работу двух одинаковых ламп.
- U АВ = U1 + U2 + U3
Напряжение на внешней цепи равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
- R АВ = R1 + R2 + R3
Сопротивление всей цепи равно сумме сопротивлений отдельных участков.
Записать определение в тетрадь – сопротивление, при включении которого вместо всех других проводников, находящихся между двумя точками цепи, ток и напряжение остаются неизменными, называют эквивалентным сопротивлением этих проводников.
- U1 : U2 = R1 : R2
Напряжения на отдельных участках цепи прямо пропорционально сопротивлению этих участков.
Продемонстрировать работу двух разных ламп.
Для защиты электропроводки или электроприборов от перегрузки используют предохранители (автоматы). Предохранитель всегда включают в цепь последовательно с прибором. Электрическое сопротивление автомата мало, чтобы при достижении максимального тока он успел сработать.
Параллельное соединение
R1
R3
- qАВ = q1 + q2 + q3
При изложении материала использовать гидродинамическую аналогию – движение воды в реке, в трубах.
- I АВ = I1 + I2 + I3
Ток до и после разветвления равен сумме токов на отдельных ветвях.
- U АВ = U1 = U2 = U3
Напряжения на ветвях и на всем разветвлении одинаковы.
Продемонстрировать работу двух одинаковых ламп.
Величина, обратная сопротивлению, называется проводимостью цепи. Проводимость всей цепи равна сумме проводимостей отдельных участков.
- I1 : I2 = R2 : R1
Токи в ветвях обратно пропорциональны сопротивлениям ветвей
В целях безопасной эксплуатации все электроприборы должны быть заземлены. Контур заземления включают в цепь параллельно прибору. Провод имеет малое сопротивление (по сравнению с прибором), т.к. весь ток должен проходить по нему.
- Закрепление.
Фронтальный опрос:
- Какова общая сила тока в проводниках, соединенных последовательно? Почему?
- Какова общая сила тока в проводниках, соединенных параллельно? Почему?
- Для какого типа соединения справедливо соотношение Uобщ = U1 = U2 ? Rобщ = R1 + R2 ?
- Металлический проводник сопротивлением R разрезали на 5 равных частей и измерили сопротивление каждой части. Будет ли сопротивление соединения этих частей равняться R? При каком типе соединения это возможно?
- Качественная задача : продемонстрировать работу ламп на 220 В и 12 В. Вопрос: какой тип соединения использован? Почему?
- Показания какого вольтметра больше? Почему? (показать схему на отдельном листе).
Решить задачи:
- 12.73. Четыре одинаковых проводника с сопротивлениями 10 Ом каждый соединены, как показано на рисунке 12.73. Каким будет общее сопротивление, если ток подвести к точкам А и С? К точкам А и D? Ответ: 10 Ом, 7,5 Ом.
- 12.75 Найти общее сопротивление в проводниках, соединенных по схеме ( рис 12.75 ). Ответ: 6 Ом
- Найти все возможные эквивалентные сопротивлением трех резисторов по 2 Ом каждый. Найти силу тока в каждом проводнике и распределение напряжений, если U общ = 12 В.
Ответ: а)6 Ом, 2 А, 4 В, б)Ом, 18 А, 12 В, в) 3 Ом, I АВ = I1 = 4 А, I2 = I3 = 2 А, U1 = 8 В, U2 = U3= 4 В, г)1Ом, U1 = U2 = 6 В, U3=12 В, I1 = I2=3 А, I3= 6 А.
- 12.76 Найти общее сопротивление в проводниках, соединенных по схеме ( рис 12.76 ). Определить силу тока в отдельных проводниках, если напряжение между точками А и В равно 18 Ом. Ответ:
5. Итог урока. На сегодняшнем уроке мы научились различать два типа соединений потребителей, поняли их законы.( подводим итог урока с помощью ребят )
6. Домашнее задание.. Глава 16 § 11,12, задачи 12.72, 12.81, по желанию – 12.86 (на оценку «5»).
Литература:
1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л.
«Учебник по физике для средних учебных заведений»
2. «Учебник по физике для 10 класса» под ред. Пинского А.А.
3. «Сборник задач и вопросов по физике» под редакцией Гладковой Р.А.
Приложение (раздаточный материал для проверки домашнего задания):
Карточка 1
Необходимо изготовить реостат, рассчитанный на 6 Ом, из никелинового провода диаметром 0,8 мм. Какой длины проводник надо взять? Каким будет падение напряжения на полностью включенном реостате при силе тока 1,5 А? ( удельное сопротивление никелина 4,2*10 -7 Ом *м )
Карточка 2
Сопротивление вольфрамовой нити электрической лампы при 20 0 С равно 20 Ом. Сопротивление той же нити в рабочем состоянии 188 Ом. Какова температура накала нити? ( температурный коэффициент сопротивления вольфрама 0,005 С -1)
Карточка 3
Медный проводник свит из 17 отдельных жил с площадью поперечного сечения 1,5 мм2 каждая. Определить силу тока, протекающего по проводнику длиной 100 м, если падение напряжения на нем 4 В. (удельное сопротивление меди 1,68*10 -8 Ом *м )
Resource id #3168
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов
Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий...
Конспект урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников" 10 класс
Урок - исследование с выполнением лабораторной работы....
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников", 9 класс
форма проведения: урок решения задач в 9 классе (расчетных, качетсвенных, экспериментальных)...
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Конспект урока на тему "Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения проводников" 8 класс
конспект урока...
Технологическая карта урока по физике "Постоянный ток: последовательное и параллельное соединение проводников. 8 класс".
Технологическая карта урока составлена для УМК "Физика. 8 класс" Л. Э. Генденштейн. Тип урока: урок изучения нового материала. На уроке решаются задачи разных типов: экспериментальные, качес...
Технологическая карта_Последовательное и параллельное соединения проводников_8 класс
Урок повторения, обобщения, систематизации знаний, умений, навыков по теме: «Последовательное и параллельное соединения проводников». Используются активные методы на трех фазах урока на эт...