Конспект группового занятия по дефектологии
план-конспект
Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_glasnyh_i_soglasnyh_6_kl.docx | 370.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Успенский район
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Николаевской
Конспект занятия
по теме:
«Дифференциация гласных и
согласных звуков»
6 класс
Подготовила:
учитель-дефектолог
Ходыко К.А.
Класс: 6, групповое занятие.
Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков».
Цель: учить отличать гласные звуки от согласных.
Задачи:
Образовательная: дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения, учить производить звуковой анализ слова.
Коррекционная: развивать слуховое внимание, фонематический звук.
Воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, не перебивать; воспитывать интерес к обучению.
Оборудование: мяч, тетрадь в линейку, цветные карандаши, карточки с некоторыми гласными и согласными буквами.
Ход занятия
1.Орг.момент.
Приветствие. Проверка готовность к занятию.
- Вводная беседа.
- Для чего человеку нужны уши? (Чтобы слушать)
- А что мы можем услышать? (Как говорят люди, играет музыка, шумят деревья)
- Давайте вспомним, как жужжит пчела: ж-ж-ж, как собака рычит: р-р-р, как волк воет: у-у-у.
Вспомните, какие звуки мы слышим на улице? (Дождь по лужам и листве капает, листья шелестят, снег под ногами скрипит)
- Всё это звуки! Запомните, звуки мы слышим, а звуки речи можем произносить (Т.е. то, что мы говорим, наша речь – это звуки)
3. Грамматическая сказка.
Жили – были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, О, У, Ы, Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали: Я, Е, Ю,Ё. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,Ф, Ц, Ч, Ш, Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались согласными. Когда они становятся вместе, то получаются слоги.
4.Разбор и анализ сказки.
- О каких звуках-певцах мы говорили? (А, О, У, Ы, Э, И, Я, Е, Ю, Ё)
- Можно ли спеть звук «Б»? Попробуйте. Почему не получается, что мешает при произнесении? (Губы) А попробуйте спеть звук «З». Что мешает? (Зубы, язык)
- Те звуки, которые мы поём голосом, называются гласными звуками, их обозначим красным цветом. А те, которые не поются – согласными, обозначим синим цветом.
- Как вы думаете, кому живется легче: гласным или согласным? Конечно, гласным. Они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречают преград, их можно петь. А когда произносим согласные, то губы, зубы, язык, образуют преграду и петь их невозможно.
5. Физминутка с мячиком.
- Я называю звук и кидаю мячик, а вы отвечаете какой это звук гласный или согласный.
6.Закрепление. Работа в тетради.
- Потренируемся составлять звуковые схемы слов в тетради.
Слова: мак, дом, рука, кукла, рыба, сок, тыква.
7.Итог.
- Сегодня мы говорили о звуках. Что мы о них узнали? (Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные.) Чем гласные звуки отличаются от согласных? Приведите примеры гласных звуков/ согласных звуков. Каким цветом обозначаем гласные звуки / согласные звуки?
Памятка.
Всё что мы слышим и произносим – это звуки. (Звуки, которые мы произносим, называются речевыми) Звуки бывают гласные и согласные (гласных звуков 6, согласных 21). Гласные звуки можно петь (когда мы их произносим, во рту нет преграды). Согласные звуки петь нельзя (потому что губы, зубы или язык образуют преграду). В звуковой схеме каждый звук обозначаем квадратиком. Гласные звуки обозначаются красным цветом (красный квадратик). Согласные звуки – синим цветом (синий квадратик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ...
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ...
Групповое занятие по дефектологии. Тема «Число и цифра 3».
План дефектологического занятия...
Конспект открытого группового занятия учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР
Конспект группового занятия учителя-дефектолога, направленного на коррекцию познавательной сферы младших шкльников с задержкой психического развития...
Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии
Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения - это учение, котором отражается предметный материальный мир и его преобразующаяя роль как субъекта этой д...
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2
Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 3 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития.
Тема: Профессии.Цель: расширение знаний учащихся о профессиях...