Конспект занятия по развитию элементарных естественно – научных представлений у старших дошкольников Тема: «Приключения Буратино»
опыты и эксперименты
Цель: формирование представлений о свойстве дерева в процессе экспериментирования.
Задачи:
Продолжать учить сравнивать свойства разных материалов и делать выводы.
Развивать интерес к экспериментированию, познавательную активность путём моделирования, мелкую моторику рук.
Поощрять выдвижение детьми гипотез, умение правильно выражать свои мысли.
Стимулировать желание помочь герою сказки.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, способность договариваться, аккуратность в работе с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_buratino.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию элементарных естественно – научных представлений у старших дошкольников
Тема: «Приключения Буратино»
Цель: формирование представлений о свойстве дерева в процессе экспериментирования.
Задачи:
Продолжать учить сравнивать свойства разных материалов и делать выводы.
Развивать интерес к экспериментированию, познавательную активность путём моделирования, мелкую моторику рук.
Поощрять выдвижение детьми гипотез, умение правильно выражать свои мысли.
Стимулировать желание помочь герою сказки.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, способность договариваться, аккуратность в работе с водой.
Оборудование и материалы: тазики с водой (2 шт.), тряпочки, фартуки, деревянные брусочки, стаканы: деревянный и стеклянный, два шарика, ложки металлические, матрешка, пирамидка, мячик, машинка, простые карандаши, точилки, письмо от Буратино.
Методы и приёмы: пальчиковая игра, игровая мотивация, создание проблемной ситуации, обращение к личному опыту детей, вопросы, рассматривание, беседа, практические действия (экспериментирование).
Индивидуальная работа:
- Активизировать мыслительные процессы: Кирилл С., Саша Г.
- Помочь в планировании эксперимента: Толик А., Оля А.
Предварительная работа: чтение сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.
Ход занятия:
Организационный момент: дети стоят в кругу, проводится пальчиковая игра.
На моей руке пять пальцев.
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать: раз, два, три, четыре, пять!
Две ладошки я прижму
И по речке поплыву,
Две ладошки, друзья
Это лодочка моя.
Стук в дверь: почтальон принёс письмо.
Педагог читает: «Здравствуйте, ребята! Я очень хочу учиться в школе. Сегодня у меня праздник: папа Карло купил мне новую куртку и настоящую Азбуку! Я так спешил в школу, что побежал по самой короткой дороге, но тут на моём пути возникло непреодолимое препятствие. Я оказался на берегу широкой реки, а мостика нигде не видно. Мне очень нужно торопиться в школу, я так расстроен, что же мне делать? Дети, пожалуйста, помогите мне перебраться через реку и не опоздать в школу. Заранее вам благодарен. Буратино».
Педагог: Ну что, дети, поможем Буратино?
А вам приходилось когда-нибудь переправляться через реку?
Как мы можем помочь Буратино?
Дети предлагают версии, как они могут помочь Буратино перебраться на другой берег реки.
Если никто не догадался, то предлагаю им загадку от Буратино:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
Воспитатель: Вот и отгадка, так чём должна идти речь?
Дети: О дереве.
Воспитатель: А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный). Значит надо говорить о дереве и предметах сделанных из дерева. Отберите деревянные предметы.
Дети отбирают деревянные предметы. Спросить, что они выбрали, почему и для чего нужен этот предмет.
Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".
(Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их.)
Воспитатель: А какие ещё предметы делают из дерева?
Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.
Воспитатель: Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?
Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. (А что означает это слово) В лаборатории проводят опыты и эксперименты. Хотите экспериментировать? (идём к столам).
Воспитатель: Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом.
Опыт 1
Воспитатель: «Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? ».
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём 2 брусочка большой и маленький и опустим в воду.
Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?
Дети: нет.
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет)
Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?
Дети: Дерево не тонет в воде.
Воспитатель: да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.
Опыт 2
Воспитатель: А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянном стакане виден шарик?
Дети: Виден.
Воспитатель: А в деревянном стакане?
Дети: нет
Воспитатель: Значит, дерево какое? Непрозрачное. Это ещё одно свойство дерева.
Воспитатель: Ребята, вы наверно устали? Давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (поднимаемся на носочки)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней, (руки вверх)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (руками махи над головой)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души,
И на место поспешим. (Дети идут на места.)
Опыт 3
Воспитатель: опыт. У вас на столах деревянные брусочки и металлические ложки, приложите брусок к одной щеке, а ложку к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?
Воспитатель: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?
Опыт 4
Воспитатель: А сейчас вы попробуете заточить карандаш, получается? Появилась стружка. А из чего у нас сделаны точилки? Из металла. 3начит, какой мы делаем вывод: Что мягче дерево или металл? Значит, что можно сказать о дереве, оно мягче металла. А если дерево мягче, то оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.
Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей:
- Дерево не тонет в воде.
- Не прозрачное,
- Удерживает тепло.
- Оно легко поддаётся обработке.
Воспитатель: А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?
Дети: Люди узнают свойства материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать и что из них делать.
Воспитатель: Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Воспитатель: Чем же мы поможем Буратино? Как ему перебраться на другой берег реки?
Дети :Дерево в воде не тонет, значит, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.
Воспитатель: Вот мы с вами и помогли Буратино и сами много нового узнали о свойствах дерева.
Мне было приятно с вами пообщаться. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР.
Тема занятия: Число 6. Цифра 6. На занятие отводится 30 минут. Занятие построено с учётом возрастных, индивидуально – типологических и психофизиологических особенностей детей 6-7 лет с зад...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей».
Работа представляет собой конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей»....
конспект занятия по развитию лексико-грамматическому строю речи в старшей группе
Занятие по лексической теме: "Посуда"...
конспект занятия по развитию лексико-грамматическому строю речи в старшей группе
Занятие по лексической теме: "Посуда"...
Конспект ООД по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе. Тема: «Мартышка купила фрукты»
Цель для детей ООД: Помочь мартышке убедиться, что дети хотят быть здоровыми, правильно питаться....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по дополнительной общеобразовательной естественно - научной программе «Изумрудный мир» «Растение как живое существо»
Авторская разработка конспекта занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по дополнитнльной общеобразовательной естественно-науной программе "Изумрудный мир" (гарде...