Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР.
план-конспект занятия по теме

Редькина Елена Вячеславовна

Тема занятия: Число 6. Цифра 6. На занятие отводится 30 минут. Занятие построено с учётом возрастных, индивидуально – типологических  и психофизиологических особенностей  детей 6-7 лет с задержкой психического развития; обеспечено единство  образовательных, коррекционных и воспитательных задач.   На занятии использовались игровые приёмы активизации внимания, познавательной деятельности, речи детей; применение специальных приёмов обучения способствует реализации возможности полного и точного раскрытия программного материала. На занятии используются различные формы  активности детей – зрительная, речевая, двигательная, слуховая с целью предупреждения напряжения и утомляемости детей, обеспечения полисенсорной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon remp._tema_zanyatiya_chislo_6._tsifra_6.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Число 6. Цифра 6.

Цели:

  • Знакомство с образованием и составом числа 6 из единиц;
  • Закрепление графического образа цифры 6;
  • Закрепление порядкового счёта до 6, представления о том, что каждое следующее число на 1 больше предыдущего; о «соседях» числа 6;
  • Закрепление представления о смысле сложения как объединения множеств предметов;
  • Развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти, пространственного анализа и синтеза, зрительного гнозиса, тактильного восприятия, координации в системе «глаз - рука», воображения; обогащать элементарный математический словарь, учить правильно читать математическую запись типа      _ + _ = _

Материалы к занятию:

Демонстрационный: изображения вагончиков паровозика, животных: мишки, зайца, ежа, лисы, волка, белки; модели цифр от 1 до 6; картинка: домик с замком, напоминающий цифру 6; «письмо» белки, «Чудесный» мешочек с фактурными цифрами от 1 до 5, числовые карточки типа 2+4=6.

Раздаточный: тарелочки с разным количеством предметов (1 жёлудь, 2 шишки, 3 ореха, 4 ягоды, 5 грибов), разноцветные косточки для выкладывания цифры 6, изображение цифры 6 для каждого ребёнка.

Ход занятия:

   I. Оргмомент. Игра «Узнай цифру на ощупь».

   Дефектолог предлагает детям по очереди опустить руку в «Чудесный» мешочек и на ощупь, путём активного осязания узнать одну из цифр:

- В этой игре участвуют только ваши пальчики, глазки отдыхают. Постарайтесь на ощупь узнать цифру и правильно её назовите.

Дети по мере узнавания и называния цифр выставляют их в ряд на доску.

   II. Основная часть. Работа с демонстрационным материалом. Игра «Паровозик».

- Дети, сегодня у лесных жителей праздник – День Леса. Они решили устроить на лесной поляне пикник. Но добраться до поляны можно только на волшебном паровозике. На каждой станции живёт какой-нибудь зверёк. Наш паровозик должен доставить каждого из них. Но вот неприятность: станции расположены не по порядку. Давайте поможем зверюшкам и расставим цифры – станции в прямом порядке, слева направо. ( Задание у доски выполняет один ребёнок. Затем дети по очереди считают в прямом и обратном порядке в пределах 5). На доске – цифровой ряд от 1 до 5. В начале отсчёта – паровозик, на каждой из пяти «станций» - изображения животных.

- Итак, поезд отправляется. Кого мы возьмём на первой станции? (Мишку.)

- В каком направлении должен двигаться наш паровозик, чтобы попасть на станцию 2: влево или вправо? Почему?

- Отправляемся! Приехали! Кого возьмём на второй станции? (Зайца.)

-  Что происходит с числами при движении вправо? (Они увеличиваются на 1. Получается следующее при счёте число.)

   «Путешествие» продолжается от «станции» к «станции» до цифры 5. Дети сажают в паровозик животных, присчитывая по 1. Таким образом, повторяются порядковые числительные от 1 до 5. Дефектолог напоминает детям, что каждое следующее число больше предыдущего на 1.

- Ребята, а как же нам добраться до лесной полянки? Там, в жилище у белки, припасены всякие лакомства для пикника. (Надо ещё одну станцию проехать). Какой она будет по счёту? (Шестой.)

- Посмотрите: на входе в жилище белки висит замок, а рядом – «письмо»: «Этот замок волшебный, он показывает номер нашей последней остановки. Если вы скажите, как из числа 5 получить число 6, то замочек откроется». Давайте поможем лесным жителям! (5+1=6). Дети, присмотритесь: на какую цифру похож замок?  (Цифру 6.)

- Молодцы! Волшебный замок открылся!

   III. Физминутка.

   Дети декламируют стихотворение и имитируют движение поезда:

           Паровоз, паровоз                                                                  Кто едет в поезде?

           Новенький, блестящий,                                      Плюшевые мишки,

           Он вагоны повёз,                                     Кошки пушистые,

           Точно настоящий.                                     Зайцы и мартышки.

   IV. Работа с раздаточным материалом.

   У каждого из детей на столах стоят тарелочки с угощениями для зверей.

- Теперь все лесные жители собрались на лесной поляне на Праздник Леса. Всех ждёт угощение: лесные ягоды, орехи, грибы, шишки. Каждый из вас угостит зверей. Сколько всего зверей? (6.) Сколько предметов у вас в тарелочках? (Дети пересчитывают угощения – каждый у себя в тарелочке, называя по очереди количество предметов: 1 жёлудь, 2 шишки, 3 ореха, 4 ягоды, 5 грибов.)

- Хватает ли угощения всем зверям? (Нет.) А что нужно сделать, чтобы и желудей, и шишек, и орехов, и ягод, и грибов хватило всем? (Добавить.) До скольких нужно добавить? (До шести).

Дети выходят по очереди к доске и добавляют необходимое количество предметов, давая словесный отчёт о проделанных действиях (У меня было 3 ореха. Я добавил ещё 3 и получилось 6. 3+3=6. Ребёнок показывает соответствующую числовую карточку.) Что обозначает знак «+» ? (Сложение, объединение групп предметов.)

   V. Закрепление знаний о числе 6 и цифре 6.

- Посмотрите на числовой ряд – «станции». Как попасть со «станции» 5 на «станцию» 6? (Надо сделать один шаг вправо – прибавить 1).

- Как изменяются числа при движении по числовому ряду вправо/влево? (При движении вправо числа увеличиваются, а придвижении влево – уменьшаются.)

- Рассмотрите цифру 6. Что напоминает вам эта цифра? На что она похожа?

           

              Цифра 6 -                                                                              Рогалик к бублику приклей,

  Дверной замочек:        Да только есть его не смей.

  Сверху крюк,        Не крендель это, чтобы есть.

  Внизу кружочек.        А просто – цифра 6.

   Затем проводятся упражнения на закрепление графического образа цифры 6. Вначале дети обводят пальчиком цифру 6. Затем несколько раз повторяют движение руки в воздухе. Также используется игровое упражнение «Художники». Движения, необходимые для написания цифры 6, производятся, соответственно, воображаемой кистью и повторяются несколько раз.

   * Выкладывание цифры 6 из цветных косточек с опорой на зрительный графический образ.

   

   VI. Работа в тетрадях.

Упражнение в написании цифры 6 по точкам и самостоятельно. Дефектолог обращает внимание детей на правильную посадку и захват ведущей рукой карандаша.

   VII. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме и содержанию занятия (словесный отчёт детей о проделанной работе). Мотивированная оценка деятельности детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей».

Работа представляет собой конспект занятия по формированию элементарных  математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей»....

ООД по познавательному развитию (элементарные математические представления) для детей старшей группы

Цель: Формирование  элементарных математических представлений.Задачи:Образовательные:Закреплять названия дней недели;Продолжать  учить  решать математические задачи;Закреплять знания о ...

Конспект подгруппового занятия по развитию элементарных математических знаний для детей 4 года обучения с использованием Геоборда

Конспект подгруппового занятия по развитию элементарных математических знаний для детей 4 года обучения с использованием Геоборда...

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы.

Тема: «Поможем зайчику!»Цель: познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче, упражнять в различении правой...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР (группа№7) Тема «Приключения Царевны в стране Знаний»

Цель: cоздание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, демонстрация навыков применения математических представлений.Задачи: Коррекционно-образовательные:...

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет....