Рабочая программа "Школа общения"
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ОБЩЕНИЯ» 5 КЛАСС
Структура рабочей программы
1.Содержание курса 3-4
2.Тематическое планирование 4-5
3.Результаты освоения курса 5
Содержание курса
Занятия построены как по схеме урока с элементами тренинга, так и в тренинговой форме. Сначала ребятам предоставляется психологическая информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение 1-2 занятий.
Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:
- элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);
- визуализация;
- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
- телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
- игровые методы;
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- групповая дискуссия;
- ассоциативный метод;
- мозговой штурм;
- песочная терапия;
- проективные методы вербального и рисуночного типа;
- ролевая игра.
Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного. По своей ценности они превосходят любую другую форму донесения информации до человека. В этом возрасте ребята еще сохраняют непосредственность восприятия сказок, с удовольствием слушают и обсуждают их. Благодаря метафоричности изложения сказки и притчи помогают им глубже понять свои сложности и проблемы и не вызывают у них сопротивления.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самоосознавания. Помимо этого, проективные рисунки служат для диагностики внутренних проблем.
Элементы аутотренинга используются на занятиях для снятия нервно-психического напряжения.
В групповой дискуссии ребята учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции. Обсуждение помогает проанализировать те чувства, которые они испытали, осознать их, сформулировать, чему они научились в результате работы, и определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.
Различного вида игры необходимы для эмоционального развития, повышения уровня активности и улучшения межличностного взаимодействия.
Визуализация дает возможность с помощью самовнушения и саморегуляции создавать в воображении яркие образы, которые могут как отражать стремления самих детей, так и создаваться в соответствии с описанием ведущего.
Мозговой штурм предлагается для создания новых идей, направленных на решение проблемы. Принимая в нем участие, ребята учатся высказывать свои предложения, которые совместно обсуждаются, с тем чтобы потом выбрать самые лучшие.
Ролевая игра создает возможности для получения опыта другого поведения. Она является очень эффективным средством обучения, так как позволяет ребятам поупражняться в различных типах поведения, посмотреть на свое поведение и действия других со стороны. Участвуя в ролевой игре, школьники используют новые для них способы поведения в ситуациях, приближенных к реальным, а также учатся по-новому смотреть на происходящее с ними.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1. Приветствие. Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся.
2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.
3. Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.
4. Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.
Вся программа состоит из 3-х модулей: «Мы – пятиклассники», «Я и другие Я», «Мы – вместе!».
Главная задача первого блока - облегчение процесса адаптации. Так как 5-й класс – это сложный этап, связанный с переходом учащихся из начальной школы в среднее звено.
На занятиях ребята знакомятся с правилами и особенностями обучения в среднем звене, в игровой форме моделируют свой школьный путь, знакомятся с именами педагогов, учатся взаимодействовать с новыми одноклассниками, снимать нервно-психическое напряжение.
Знакомятся с менеджментом учения. Обучаются эффективным навыкам умения учиться.
Главная задача второго блока – развитие представление о себе, формирование интереса к другому человеку как личности.
На занятиях второго блока ребята размышляют о настоящей дружбе, о том, как стать настоящим другом.
Учатся понимать свои чувства и чувства других людей. Обучаются способам эмоционально-волевой регуляции.
Размышляют о ценности самого себя и других людей. Учатся формированию положительного образа своего «Я».
Знакомятся со способами решения конфликтных и критических ситуаций.
Главная задача третьего блока – развитие навыков межличностного общения.
На занятиях последнего блока подростки обучаются навыкам межличностного общения, толерантности, умению ориентироваться в мире социальных и нравственных ценностей.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Мы –пятиклассники! | 1 | |
Какие мы разные. | 2 | |
Познаем себя. | 1 | |
У нас новенький! | 1 | |
Я и учеба. | 4 | |
Я и мои друзья. | 1 | |
Я в своих глазах и в глазах других людей | 1 | |
Я и планета чувств. | 3 | |
Чувства людей и их поведение | 1 | |
Как победить своего дракона | 2 | |
Мои сильные стороны | 1 | |
Как достичь цели? | 1 | |
Я и мои способы преодоления тревожности. | 2 | |
Я и мои социальные навыки. | 1 | |
Я и мои одноклассники. | 1 | |
Учимся решать конфликты вместе. | 2 | |
Как научиться жить без драки? | 2 | |
Наш корабль успешного общения. | 2 | |
Наш класс | 1 | |
Мы - команда | 2 | |
Наши достижения | 2 | |
Зажги свою звезду (итоговое занятие) | 1 |
Результаты освоения курса
- Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
- Развитие навыков межличностного общения, способов взаимопонимания.
- Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
- Развитие представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
- Развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
- Развитие умения адекватно реагировать в различных критических ситуациях;
- Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
- Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
- Развитие умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- Развитие умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли, обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
В целом должны произойти изменения по следующим критериям:
- умения ориентироваться в мире социальных, нравственных ценностей;
- повышение самооценки и веры в себя;
- приобретение жизненно важных навыков:
-умение общаться,
- умение владеть эмоциями,
- умение строить межличностные отношения,
- умения адекватно реагировать в различных критических ситуациях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому речевому общению для 11 классов
Данное тематическое планирование предназначено для учителей 11 классов, преподающих русское речевое общение в классах с углубленным изучением отдельных предметов (профильное обучение - гуманитарный ци...
Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)
ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...
Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»
Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения» составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...
Рабочая программа дисциплины Психология общения
Рабочая программа дисциплины Психология общения в соответствии с требованиями ФГОС СПО...
Рабочая программа ПМ. 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
Представляет собой структурированный процесс изучения содержания профессионального модуля....
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....