Проектная деятельность учителя.
статья
Статья учителя-дефектолога
Кузьменцовой Анны Сергеевны
СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).
В соответствии с методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, информационные, практико-ориентированные, монопроекты и интегрированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть сценарий праздника, видеофильм, плакат. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры.
Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области.
Интегрированный проект – это проект, интегрирующий смежную тематику. Выполняется под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. В нашем центре, к примеру, могут осуществлять совместный интегрированный проект учителя и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения. Учителя русского языка могут совместно работать с учителями-логопедами над темой «Коррекция дисграфии, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием анализа и синтеза у младших школьников».
Классификация проектов.
По способу преобладающей деятельности:
- исследовательские;
- информационные,
- практико-ориентированные;
- познавательные.
- репродуктивные;
- творческие проекты.
По продолжительности выполнения:
- краткосрочные (2-6 часов);
- среднесрочные (8-12 часов);
- долгосрочные (до года и более).
Несмотря на разнообразие классификаций этапов проектной деятельности, можно заметить, что они отличаются незначительно. На мой взгляд, целесообразно выделить четыре основных этапа: планирование, выполнение проекта, презентация, оценивание.
Планирование. Планирование работы над проектом должно начаться с коллективного обсуждения; это, прежде всего, обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов. Постановка цели и задач.
Выполнение проекта. Это самый длинный и интенсивный этап работы над проектом. На этом этапе происходит изучение необходимой информации, исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта.
Презентация и оценивание. Этот этап предполагает презентацию конечного продукта с помощью различных средств. Конечный продукт (неважно как он представлен) должен быть результатом тех заданий, которые выполняются во время работы над проектом. Общая оценка проектной деятельности должна включать следующие моменты: понимание темы и проблемы, степень участия учителя, организация работы, исходные знания.
Критерии оценки проекта.
· обозначение проблемы, о цели и задач;
· продуманность пути решения;
· обозначение конечного результата;
· регламент;
· свободное владение материалом;
· культура оформления работы, наглядность;
· реальность проекта.
Последовательность работы над проектом.
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность рабочей группы |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.
| Знакомство со смыслом проектного подхода. Помощь в определении цели и задач проекта. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Предлагает идеи, высказывает предположения. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации ( интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.) 2.Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта. |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. | Представляют проект, участвуют в его оценке. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchitelya.ppt | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект - это совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).
Классификация проектов Исследовательские проекты, Творческие, Информационные, Практико-ориентированные, Монопроекты, Интегрированные проекты.
Классификация проектов По способу преобладающей деятельности : исследовательские; творческие; информационные, практико-ориентированные; познавательные. По уровню творчества: репродуктивные; творческие проекты.
Классификация проектов По продолжительности выполнения : краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (8-12 часов); долгосрочные (до года и более).
Классификация проектной деятельности планирование, выполнение проекта, презентация, оценивание.
Критерии оценки проекта обозначение проблемы; обозначение цели и задач; продуманность пути решения; обозначение конечного результата; регламент; свободное владение материалом; культура оформления работы; наглядность; реальность проекта .
Последовательность работы над проектом Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность рабочей группы Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Знакомство со смыслом проектного подхода. Помощь в определении цели и задач проекта.
Планирование а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Предлагают идеи, высказывают предположения.
Исследование 1.Сбор и уточнение информации ( интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.) 2.Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта.
Представление проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его оценке.
В условиях перехода на новый профессиональный стандарт учителя, обязательным критерием оценивания работы учителя, будет участие в проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся.
Яцкина Галина Васильевна Выступление на семинаре заместителей директоров школ по УВР23.12.2010г....
Проектная деятельность учителя литературы и психолога - путь к решению вопроса современного образования и воспитания
Нравственно-социальная адаптация школьников через интеграционную модель, основанную на аксиологическом (ценностном) подходе....
"Организация проектной деятельности учителя" (из опыта работы).
Доклад подготовлен для выступления на видеоконференции "Организация проектной деятельности учителя для повышения эффективности образовательного процесса"....
Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р.
Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р....
Разработка проектной деятельности учителей мо истории и обществознания
Очень важное направление деятельности учителя - внеурочная работа по предмету с одаренными детьми.Данная разработка представляет планирование пректной деятельности с учащимися, предусматривает все эта...
Проектная деятельность учителя
Проектная деятельность учителя на уроке географии...
планирование проектной деятельности учителем урок технологии 8 класс
планирование проекта учителем. организация учебного процесса. понедельное планирование....